Развитие речи и коррекция речевых нарушений

А) воспитание и коррекция темпа и ритма дыхания; ускорение и замедление; никаких движений руками вверх!

Б) развитие орального праксиса - движение языка, нижней челюсти, губы, показ мимикой веселого и грустного человека, пробующего сладкое яблока и лимон, боль, гнев, радость, ликование, горе, равнодушие, презрение, брезгливость под соответствующую настроению музыки; звукоподражание, выражающее восклицание (ах!), сожаление-огорчение (ох!), удивление (у!), боль (ай!)

развитие просодии; речь также как и музыка имеет мелодию, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузацию;

Г) развитие фонематического восприятия - слухопроизносительная дифференциация фонем, тобишь не только на слух, но и в произношении; слоги-таблицы Покровского; Восприятие музыки различной тональности (регистре)?! Различной громкости, тембра, произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками;

Д) коррекция собственно речевых нарушений: учет двигательных и речевых возможностей, подбор речевого и двигательного материала, вид, форма, методика коррекции и этап работы.

Принципы логоритмики: общедидактические и специфические.

Общедидактические: принцип систематичности и непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Должна быть некоторая система; Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков, - только при систематических и многократных повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы; принцип сознательности и активности, - эмоциональность; принцип наглядности - непосредственная двигательная наглядность (показ непосредственно движения) и опосредованная наглядность (график движения); принцип доступности и индивидуализация - учет возрастных, двигательных и речевых возможностей лиц с речевой патологией; принцип постепенно го повышения требований - от простого к сложному.

Специфические принципы

Принцип учета симптоматики - степени выраженности; принцип комплексности - логоритмика всегда в связке как медикопсихологопедагогическое воздействие; даются препараты, расслабляющие мышцы, тонус.

Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекцию функциональных систем у лиц с речевой патологией.

Методы обучения логоритмики

Вся педагогика стоит на трех китах: наглядности, словесности и практики! Наглядные методы: непосредственные и опосредованные; словесные обращены к сознанию (примерные приемы: пояснение, сопровождающее конкретный показ; беседа, предваряющая объяснение (уточнение сюжета, создание настроя); вопросы до выполнения задания, цель которых выяснение понимания; команды и сигналы во время выполнения движения; образно-сюжетный рассказ для лучшего перевоплощения в игровой образ). Практические методы - игровой метод, который служит для выработки двигательных умений; соревновательный метод для закрепления умения и выработки навыка.

Средства логопедической ритмики: ходьба и маршировка; упражнения для развития голоса и артикуляции, упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувства музыкального размера; упражнения, формирующие чувства музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность; упражнения доя развития творческой инициативы; заключительные упражнения.

Основой принципа построения всех видов работы это тесная связь движения, музыки и речи.

Ходьба и маршировка в различных направлениях (вводные упражнения), - каждое занятие начинают с этих упражнений, учимся ориентироваться в пространстве, поворотах, ходьбе по кругу, в одиночку, парами, группой, в колонне, учимся строить шеренги, колонны. Виды ходьбы: ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами, ходьба стайкой или группой (главное не сталкиваться); ходьба в виде каната по кругу друг за другом (подготовка к ходьбе в колонне); ходьба с веревочкой (позволяет держать дистанцию); ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами (канат лежит на полу); ходьба друг за другом с перешагиванием через препятствия; ходьба вверх по наклонной доске с отскоком; ходьба на носочках, на внешней и внутренней стороне стопы (на пятках не ходим и не прыгаем!!! Из-за позвонка, который выполняет амортизирующую функцию, а прыжки на пятках ведет к компрексионному перелому позвоночника);

Упражнения на развитие дыхание, голоса и артикуляции - только под музыку, никаких движений рук вверх!!!

Артикуляторные упражнения также как в логопедии, но под счет! В ритме!

Упражнения, регулирующие мышечный тонус для овладения своими мышцами. Усваиваются понятия: сильно и слабо, большая или меньшая сила мышечного напряжения (форте и пиано). В упражнениях выделяются общеразвивающие и коррекционные упражнения. Обще развивающие оказывают всестороннее воздействие на организм, возможно избирательное воздействие на мышцы спины, плечевого пояса, живота, ног, наклоны. Подразделяются на упражнения без предметов и упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр), где развиваются сила, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Мячи можно передавать, перекатывать, перебрасывать. Здесь хорошо чередовать напряжение и расслабление. Когда движение усваивается на уровне навыка, то снимается излишнее напряжение с мышц. Коррекционные упражнения применяются для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Подтягивание лежа на спине по гимнастической скамейке, лазанье по гимнастической стенке, перелезание через скамейки, пролезание между рейками лестничной пирамиды (происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса и появляется уже осанка). Чувство равновесия развивают ходьба по бордюрам, по доскам, по камешкам; упражнения на подвижных опорах; кружение на месте переступаением с последующим приседанием по сигналу; остановки во время ходьбы и бега по сигналу (варианты "замри"); перешагиванием через предметы (кубики, палки, веревки, рейки и пр); подпрыгивание на месте с поворотами; "цапля", что стоит на любой лапе;

Упражнения активизирующие внимание - быстрая и четкая реакция, развиваются зрительная, слуховая и моторная память; учат проявлять волевое усилие; в качестве сигнала используется жест, слово, музыка (смена музыки, изменение темпа, изменение ритма, характера и силу звука, смена регистров); упражнения на восприятие неожиданного сигнала-две шеренги напротив друга, где одни приседают, а другие подпрыгивают, затем происходит смена движений;

упражнения на устойчивость внимания - дети идут в колонну или змейкой под музыку, сигнал, ведущий встает на колено, остальные затаптывают его, ибо сигнал адресован только ведущему! Главное избирательно воспринимать сигнал.

Упражнение на распределение внимания - рассчитываются на первый-третий, три круга, один в другом, звучит музыка, первые по кругу вправо, вторые по кругу влево, третьи стоят и хлопают в ладоши, сигнал, первые стоят хлопают, вторые направо, третьи налево.

Упражнения на развитие слухового внимания - игра с куклой, когда меняется мелодия, меняется движение куклы; договариваются о смене музыкального инструмента;

Упражнения на развитие речевого внимания - "жуки" летают, сигнал-команда, жуки падают и пр., либо говорят: "ай", "ой", "Эй";

Речевые упражнения без звукового сопровождения - используются в ситуациях, где нет аппаратуры, для нормализации темпа и ритма речи, когда заикание, тахилалия, брадилалия, дизартрия, для развития словаря (глагольного и именного при онр), может использоваться для автоматизации звукопроизношения; подбирается стихотворение, притом такие, что можно соотнести движения с ритмом речи, длина стихотворной строки должна быть средней, хорошо, чтоб преобладала глагольная лексика, сюжетная линия; стихи с учетом возраста, речевых возможностей; стихи про паровозы, Чуковский; счетные упражнения - начинают занятие с порядка номеров и пр.

упражнения для развития чувства музыкального размера - дается понятие об акценте как ударном моменте звучания; ударный момент это начало такта на начальном этапе работы, выделяя его аккордом, ударом в барабан (бубен). На акцент условное движение рукой, хлопком, притоптыванием и пр. упражнение на восприятие неожиданного акцента. Здесь все варианты игры "третий лишний" (стулья, обручи, где количество кругов n-1). Упражнения на восприятие метрического акцента, тобишь регулярно повторяющихся ("рыболов", который забрасывает на раз-два-три-четыре). Возможно в ходьбе (раз-2,3,4;раз-2,3,4; раз-раз; раз-2,3, раз-2,3).

Упражнения на восприятие переходного акцента, где в каждом новом такте акцент переходит на следующую долю; в речи это совпадает с логическим ударением;

Упражнения на развитие чувства музыкального темпа - сначала темп усваивается на простых движениях, хлопке, ударе в бубен далее движение ногами на месте, темп движения совпадает с темпом музыки; возможна серия движений.

Ритмические упражнения - воспитывают чувство ритма в движении и включение ритма в речь. Скорость движения должна совпадать с темпом музыки, мускульное напряжение должно совпадать с силой звучания. На громкий сила больше, на тихий сила меньше, тогда возможно передать ритмическим рисунком музыкальный ритм. Простейшее упражнение "жнут рожь": размер 4\4; сложнее повтор ритмического рисунка педагога, схожий с мелодией "во Поли березка стояла" и пр.; цифры азбуки-морзе; пляски - сочетание различных естественных движений, шаг, бег, повороты, прыжки, подскоки, ибо не требуют специальной танцевальной техники. Сложность, что имеют сложное построение (дети держат только 4 построения). Пение развивает голос, дыхание, просодика (интонирование), взаимодействие ансамбля (слитность, тобишь правильное соотношение силы и высоты хора, силу и тембра) и строя (точное, певческое интонирование). Хотя везде дети не поют, а орут, пытаясь пере кричать сверстников. Песня должна быть построена с верху-вниз (во поле березка стояла), строка певческая не должна быть длинной. Далее образный рассказ, подготавливающий детей, слушаем песню, но без оркестра или сам поешь, потом разучивают первый куплет, исполняют его, потом второй куплет, потом первый и второй и т.д. Сверхзадача, чтоб не орали.

Упражнения в игре на инструментах - для создания игровой ситуации можно использовать беззвучные инструменты, звучащие есть со звуком одной высоты (погремушки, колокольчики, бубенчики, треугольник, кастаньеты), инструменты со звукорядом типа гармошки, детское пианино, гусли, металлофон, баян, струнные и пр. для развитие звуковысотного слуха можно использовать колокольчики. Музыкальная лесенка металлофона, где чем выше поднимаешься, тем выше звук. Для развития ритмического чувства можно использовать любые ударные. Для развития тембрового слуха сравниваем звучание различных инструментов, сначала далеких тип струнных и ударных, заканчивая металлофоном и музыкальным треугольником. Для развития динамического слуха используются все инструменты, которые позволяют усиливать или ослаблять звучание. Типа "горячо-холодно". Инструменты могут использоваться для игры в оркестр, который подыгрывает мелодии.

Музыкальная самостоятельная деятельность. Развивает голос, слух, ритмическое чувство, координацию голоса и движения. Часто после такого занятия дети еще какое-то время поют и пританцовывают. Пение, домашнее музицирование, музыка в доме родителей, детские теле и радопередачи. Пение обогащает эмоциональную жизнь. Также дети могут готовить сценки. Но от взрослых зависит создание сюжета, создание антуража, композиция и диалоги между персонажами, помогая им создать сюжетно-ролевую игру (кукольный театр, би-ба-бо на пальцах, марионетки и пр).

Игровая деятельность - ведущая деятельность у всех людей без исключения. Сейчас уже давно нет людей, которые несут по жизни свой статус, боясь не расплескать его. Статические игры. Главный элемент - эмоциональный фактор. Малоподвижные или полуподвижные игры включают в себя элементы статики и элементы движения. Нагрузка умеренная и являются переходными от статических к подвижным играм, которые уже требуют быстроты, силы, выносливости, благо ворон влияя на сердечно-сосудистую систему, мышцы и пр. воспитывают чувство ритма, уравновешиваются нервные процессы, координация, мышечная регуляция, а помимо этого внимание, инициатива, смелость, коллективизм, дисциплина. Есть еще сюжетные подвижные игра: "гуси, гуси..."; не сюжетные подвижные от пятнашек до эстафеты, с элементами спорта и без; даже танцы относятся к подвижным играм. Танцы позволяют регулировать нагрузку от умеренной до высокой. Игры-драматизации (стихов, прозы с музыкой и без), где есть элементы перевоплощения, подражания.

Упражнения для развития творческой инициативы: дирижирование, свободные двигательные импровизации, инсцинировки песен (бухенввальдский набат), импровизация и творчество.

Заключительные - цель которых подготовить детей к следующим занятиям, успокоить детей (маршировка под музыку, построения-пере строения, слушание музыки с последующим обсуждением оной).

Наши рекомендации