Что нужно сделать, чтобы быстрее отдышаться
В жизни вы наверняка не однажды попадали в такую ситуацию: именно в тот момент, когда вы возвращаетесь из магазина с тяжелыми сумками, не работает лифт, а вы живете на девятом этаже... Вам приходится тащить все это на себе домой по лестнице. Между пятым и шестым этажами у вас появляется одышка, и вы понимаете: чтобы дойти, нужно отдохнуть. Так вот: никогда не делайте глубокие вдохи общепринятой гимнастики, разводя руки широко в стороны или: поднимая их вверх, пытаясь при вдохе дотянуться до потолка, — будете приходить в себя полчаса.
Наклонитесь вниз к полу, опустив кисти рук чуть ниже колен, и «повисите» так несколько секунд. Или упритесь руками в колени в этой же самой позе. И сделайте несколько действительно глубоких спокойных вдохов носом или ртом, посылая воздух в спину, то есть в поясницу. Через несколько секунд у вас нормализуется дыхание!
* * *
Если вы больны бронхиальной астмой и принимаете лекарства, то, начав занятия стрельниковской гимнастикой, попытайтесь снизить их дозировку. Возникшую одышку попробуйте снять упражнением «насос» (см. раздел «Как остановить приступ удушья»). Возможно ухудшение самочувствия, но попытайтесь не возвращаться к лекарствам, постепенно вытесняя их стрельниковской гимнастикой. Делайте ее по нескольку раз в день.
Мне часто задают вопрос: «Можно ли с помощью стрельниковской дыхательной гимнастики навсегда избавиться от бронхиальной астмы?» Можно, и я в этом абсолютно уверен. Помню, еще при жизни Александры Николаевны у нас был такой случай. К нам привела лечить свою внучку от астмы женщина, которой было уже за семьдесят. Она сердечно поблагодарила мою учительницу за то, что та еще несколько лет тому назад избавила ее саму от этой страшной болезни.
«Так почему же вы свою внучку не обучили нашей гимнастике?» — возмущенно спросила ее А.Н.Стрельникова. «Ой, миленькая, да я уж и не помню, как она делается», — призналась женщина. И она рассказала нам, что пришла к Александре Николаевне лет восемь назад, болея бронхиальной астмой в тяжелой форме, «на четырех таблетках преднизолона (гормональный препарат)». Прошла курс лечения (12 сеансов); за это время, почувствовав себя гораздо лучше, стала постепенно снижать дозу стероидного препарата. Позанимавшись еще 2-3 месяца, полностью избавилась от лекарств. Поделав стрельниковскую гимнастику «на всякий случай» 2 раза в день еще пару месяцев, женщина постепенно забыла о ней. Все эти годы она чувствовала себя очень хорошо.
Очень многие болезни развиваются вследствие генной, наследственной предрасположенности. Отступив, они через какое-то время могут вновь возникнуть (где тонко, там и рвется). Поэтому я настоятельно рекомендую после пройденного курса лечения не расставаться с гимнастикой, а делать ее для профилактики каждый день.
В заключение раздела о лечении бронхиальной астмы хочу привести отзыв одной моей пациентки. Еще молоденькой девушкой Ольга Сергеевна Донская пришла лечить астму к Стрельниковым, когда была еще жива создательница этой знаменитой гимнастики — Александра Северовна Стрельникова. Мать и дочь Стрельниковы избавили О.С.Донскую от приступов удушья на 20 лет! Все эти годы она жила полноценной жизнью: закончила университет, профессионально занималась спортом, вырастила сына. Было не до гимнастики. Но, к сожалению, через два десятка лет болезнь вновь напомнила о себе.
«К сожалению, юности свойственно легкомыслие, и я не послушала настойчивого совета Стрельниковой продолжать заниматься гимнастикой регулярно 2 раза в день, С детства я страдала аллергией. Уже сейчас я понимаю: если бы занималась гимнастикой Стрельниковой, к своим теперешним годам я забыла бы и что такое аллергия.
В прошлом году я очень тяжело переболела гриппом, не долечилась, вышла на работу с сильным бронхитом. Через неделю снова, как в юности, началась сильная астма. Состояние мое было настолько тяжелым, что не помогал даже астмопент, который прежде моментально снимал все неприятные ощущения. Спала я (если это вообще можно назвать сном) сидя. И опять судьба улыбнулась мне. Я попала к Михаилу Николаевичу Щетинину, единственному ученику и продолжателю дела Стрельниковой.
Сейчас мне даже страшно вспомнить, как проходило первое занятие у Михаила Николаевича. Я совершенно не могла ходить даже по квартире, задыхалась при каждом шаге. На занятие меня привезли на машине. Все упражнения я делала сидя. Более 4-8 вдохов (предварительно вдохнув астмопента) сделать было трудно.
Но уже после первого сеанса начала интенсивно отходить мокрота, и я первый раз за много дней смогла уснуть лежа. Чтобы скорее освободиться от удушья, я делала гимнастику через каждые 2 часа. Потихоньку, медленно, но делала. Это был страшный труд, но я понимала, что мое спасение только в этом. После 5-6 сеансов у Михаила Николаевича я почувствовала себя почти здоровой. Приступы возникали значительно реже. А после 12 сеансов приступов не стало вовсе. Но памятуя свой прежний печальный опыт, я продолжаю заниматься гимнастикой Стрельниковой 2 раза в день.
Я очень благодарна Михаилу Николаевичу Щетинину, милому, доброму, терпеливому человеку, талантливому врачу. Какое счастье, что существует гимнастика, подарившая мне и многим другим исцеленным второе дыхание».
ЗАИКАНИЕ
Заикание входит в число тех заболеваний, при которых помогает стрельниковская дыхательная гимнастика. Однако для того чтобы преодолеть этот недуг, нужно запастись терпением, ведь первые результаты больной ощутит не сразу. При лечении заикания помимо дыхательной гимнастики нужно еще выполнять специальные звуковые упражнения, помогающие тесно смыкаться голосовым связкам и приводящие в рабочее состояние весь речевой аппарат. Если, скажем, сердечник или астматик перестает задыхаться уже через несколько сеансов гимнастики (5-7 дней тренировки), то заикание при больших затратах времени и сил отступает гораздо медленнее. Кроме того, пациенту придется отказаться от курения и алкоголя, а юношам и молодым мужчинам следует некоторое время воздерживаться от половой жизни. Улучшение речи при заикании происходит скачкообразно.
До настоящего времени этиология заикания, механизмы его развития еще недостаточно изучены. Считается, что чаще всего провоцирующим фактором заикания является испуг. Однако все дети в детстве пугаются, но не все начинают после этого заикаться. Заикаются, как правило, дети, имеющие к этому наследственную (генную) предрасположенность: заикается кто-то из родителей либо даже дальний родственник. Возможно, кто-то в семье очень быстро и невнятно говорит (скороговорка) или имеет вялую и нечеткую в артикуляционном отношении речь.
Наивно полагать (а некоторые логопеды в этом, к сожалению, уверены), что заикающийся — ущербная личность. Любой ребенок, и тот, который рано начал говорить, читать и писать, и даже ребенок-полиглот, может, пережив нервный стресс, начать заикаться. Есть очень одаренные люди — поэты, композиторы, актеры, — которые в детстве заикались, а потом полностью или частично преодолели свой недуг. Однако логофобия (страх речи) накладывает на большинство детей, страдающих заиканием, некоторую закомплексованность, которая впоследствии может перейти в отчужденность, замкнутость и даже озлобленность. Ребенок, чувствующий себя неполноценным, не может реализоваться как личность. Отсюда в дальнейшем нелюбимая работа, проблемная семья, узкий круг друзей...
Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. В логопедических детских садах учат правильно, четко выговаривать звуки, но не учат преодолевать ларингоспазм! Лечение гипнозом не всегда приносит ощутимые результаты прежде всего потому, что не все дети и подростки поддаются воздействию гипноза. К тому же неизвестно, как в дальнейшем гипноз скажется на состоянии человека.
В моей лечебной практике были случаи, когда гипнотическое воздействие на заикающихся подростков вызывало у них через несколько месяцев, через год, два и даже пять лет не только ухудшение речи, но и головные боли, бессонницу, ухудшение памяти и даже галлюцинации. К тому же подчинение воле другого человека, гипнотизера, не только не вырабатывает у заикающегося подростка уверенности в себе, в своих силах и скрытых возможностях организма, а, наоборот, формирует нерешительность, психологическую зависимость от другого человека, что в данном случае только ухудшает положение дел.
«Ты абсолютно здоров!» — внушает гипнотизер заикающемуся подростку. А у того — поверхностное (ключичное) дыхание и больная носоглотка... «Твой голос звучит плавно и мелодично!» А у ребенка пассивная диафрагма и слабые, полностью не смыкающиеся голосовые связки... «Твое тело пластично и послушно!» А у подростка ревматический сколиоз, задержка физического и полового развития или плоскостопие...
Ну как же можно заставить человека говорить звучно и красиво, если у него плохо работают мышцы, участвующие в звукообразовании? Если его тело непластично и неспособно ритмично двигаться?!
И уж совсем варварским способом я считаю лечение заикания психотропными препаратами. Ведь это негативно отражается не только на психике (вызывает заторможенность, вялость, сонливость) и желудке (чревато гастритами и язвой), но и вызывает различные половые расстройства у юношей.
При лечении заикания у юношей и подростков логопеды вообще не уделяют внимания половой сфере. А ведь нельзя забывать о том, что в звукообразовании участвуют 3 системы: дыхательная, нервная и половая; последние две тесно связаны. Мужские половые гормоны (андрогены) особенно сильно влияют на голосовую функцию в период мутации у мальчиков (13-15 лет). Возьмем, к примеру, детский хор. В 10-12 лет поют и мальчики и девочки. А в 14-15 лет вы не увидите ни одного мальчика, поют только девчонки! И если в этом возрастном периоде в хоре мальчик все-таки поет, значит, у него поздняя мутация голоса, которая является следствием нарушений в половой и эндокринной системах (эктопия яичек, крипторхизм, микропенис, либо адипозо-гипогенитальная дистрофия, недостаточность функций щитовидной железы и надпочечников).
Существуют и другие отклонения в половом развитии юношей, влияющие на функцию голосообразования: фимоз, варикозное расширение вен семенного канатика, паховая грыжа. Обо всех отклонениях следует сообщить врачу.
У девочек мутация голоса проходит более сглаженно, но если имеют место какие-то нарушения (например, альгоменорея — болезненные менструации), то девочку-подростка следует обязательно показать гинекологу. Потому что функциональная альгоменорея наблюдается при заболеваниях центральной нервной системы, а органическая — при пороках развития половых органов. И та и другая напрямую влияют на функцию голосообразования — голос часто «садится», становится тусклым, на голосовых связках нередко образуются певческие узелки. И если во время «месячных» стрельниковская дыхательная гимнастика девушкам просто необходима, то ни о каких звуковых упражнениях во время менструации не может быть и речи.
Вся логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, говорить не спеша, не волнуясь. Но ведь когда ребенок не волнуется, он и не заикается. Он заикается, когда волнуется! Я учу своих пациентов говорить, преодолевая ларингоспазм любой степени тяжести, именно в момент волнения. У себя на занятиях я даже искусственно создаю им такие ситуации.
Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?
Самое главное — научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!
Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма — самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, — при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки легких. Объем вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.
Заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, и получается, что он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое есть в легких. Воздушная струя, широким потоком выходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.
Так как голосовые связки «не в тонусе», голос ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу...
Каков же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи:
• следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;
• нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании — создать так называемую «опору»;
• надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.
Всем этим требованиям полностью отвечает дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Советую взять 2 наших знаменитых упражнения — «насос» и «обними плечи» — и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день до еды или спустя 1,5-2 ч после приема пищи.
При шумном коротком вдохе носом на наклоне вперед воздух заполняет все легкие снизу доверху и прежде всего широкие нижние основания, которые, как правило, у заикающихся плохо вентилируются. Вырабатывается предельно глубокое дыхание, так называемое «дыхание в спину» (термин А.Н.Стрельниковой).
В упражнении «обними плечи» в момент шумного короткого вдоха носом «зажимается» узкая верхушка легких и воздух толчком посылается в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы (пузырьки легочной ткани), которые до этого активно в процессе дыхания не участвовали. К тому же голосовые связки во время фонации тоже делают встречное, почти горизонтальное движение в гортани (на уровне шеи). Поэтому, обнимая себя за плечи в момент шумного короткого вдоха носом, мы помогаем им теснее сомкнуться.
Жизненная емкость легких после одного сеанса стрельниковской дыхательной гимнастики увеличивается на 0,2-0,4 л. Это подтвердили исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте туберкулеза РАМН и в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны.
После 2-3 месяцев ежедневной тренировки по 10-15 мин утром и вечером по системе А.Н.Стрельниковой стереотип дыхания ребенка или подростка меняется. Дыхание становится предельно глубоким. Насыщая организм кислородом, наша гимнастика активизирует общие обменные процессы, делает заикающегося здоровым и выносливым, тренируя прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Воздушная струя, проходя при пассивном выдохе через гортань («теплый выдох»), колеблет голосовые связки, тем самым великолепно массируя их, заставляя смыкаться во время фонации на всем их протяжении. Вот почему все оперные и эстрадные певцы, которые у нас занимались, говорят одно и то же: «Достаточно перед спектаклем или концертом 10-15 мин поделать вашу гимнастику, и голос звучит свободно и легко, и ты без страха берешь самые высокие ноты!..»
Речевой центр, находящийся в левом полушарии коры головного мозга, почти полностью формируется к седьмому году жизни ребенка, поэтому целесообразно брать на лечение детей начиная с 6-летнего возраста. Но иногда приходится делать исключение, когда ко мне приводят 4-летнего или 5-летнего ребенка с прогрессирующим заиканием. В этих случаях у себя на сеансе обязательно ставлю рядом с малышом его папу или маму и начинаю обучать гимнастике обоих. Все дети — маленькие обезьянки, они всегда копируют взрослых, а папы обычно пользуются особенным авторитетом у своих детей. Ребенка будет проще обучить, если отец знает гимнастику и может правильно показать то или иное упражнение. Из своей двадцатипятилетней практики я знаю, что в тех семьях, где родители делают гимнастику сами, дети тоже легко освоят ее, а в тех семьях, где родители намерены лишь «художественно руководить», дети из-под палки не будут заниматься никогда!
Как я уже говорил, при лечении заикания, помимо стрельниковской дыхательной гимнастики, изменяющей стереотип дыхания, нужно выполнять еще и звуковые упражнения для постановки голоса. Специальные звуковые упражнения делайте после выполнения наших дыхательных упражнений «насос» и «обними плечи», которые подготовят легкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму к дальнейшей работе.
ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Все звуковые упражнения в нашей системе делаются на так называемой «опоре». Что же это такое? Чтобы создать опору, нужно встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Положите ладони обеих рук на брюшной пресс (пальцами по направлению к пупочной ямке) и, слегка кланяясь на каждом звуке или слове, мгновенно напрягите живот во время поклона, надавливая на него при этом ладонями сверху вниз. Таким образом создается диафрагмальная опора. С ее помощью преодолевается ларингоспазм любой степени тяжести.
Вот некоторые упражнения.