Дыхание ровное, спокойное, ритмичное
Сердце бьется ровно, спокойно, ритмично,
Я успокаиваюсь,
Я отдыхаю.
Произнося эти формулы, тренирующиеся сосредоточиваются на тех функциях и ощущениях, о которых идет речь. Затем заикающимся предлагается переключить внимание на правую руку (для левшей — на левую). Ведущим даются формулы:
Напрягаю правую руку (1 раз)
напрягаю кисть (3 раза)
напрягаю предплечье (Зраза)
напрягаю плечо (3 раза)
Правая рука напряжена (1 раз)
При этом тренирующиеся сжимают пальцы в кулак, напрягают мышцы рук в соответствии с инструкциями, повторяя мысленно за ведущим самовнушение. Связав состояние напряжения с его словесным обозначением, тренирующийся произвольно расслабляет правую руку:
Расслабляю правую руку (1 раз)
расслабляю плечо (Зраза)
расслабляю предплечье (3 раза)
расслабляю кисть (Зраза)
Правая рука расслаблена (1 раз)
Наступившее расслабление фиксируется в мышечной памяти больного путем соотнесения релаксации со словом. Соотнесение слова с реальным ощущением способствует созданию условно-рефлекторной связи, которая в будущем обеспечит реализацию мышечных реакций в ответ на самовнушение.
Уже на третьем коллективном занятии тренирующиеся вызывают расслабление правой руки при помощи самовнушения. На этом же занятии вызывается ощущение тяжести в правой руке. На четвертом и пятом занятиях те же ощущения вызываются последовательно в правой, а затем в левой руке.
Затем заикающиеся обучаются формулам самовнушения, которые направлены на расслабление мышц брюшного пресса, грудной мускулатуры, а также формулами, обеспечивающими регуляцию сосудистого тонуса.
С этой целью используются следующие самовнушения:
Правая рука расслабляется,
Мои руки расслабляются,
Руки наполняются теплом (отрабатывается на 6-7-ми
Коллективных занятиях),
Легкое приятное тепло в области
Солнечного сплетения (отрабатывается на 8-10-ти
Коллективных занятиях),
Все тело наполняется теплом,
Лоб приятно прохладен (отрабатывается на 5-6-ти
Коллективных занятиях),
Тепло струится вверх,
Грудь наполняется теплом,
Мышцы груди и плечевого пояса,
Расслабляются (отрабатывается на 11-13-ти коллективных занятиях).
Для усиления яркости вызываемых ощущений больным предлагается представление тех ситуаций, для которых характерно вызываемое ощущение.
Например, при вызывании тепла в руках тренирующимся рекомендуется представить себя греющим руки у костра, на солнце, в теплой воде и т.д. При этом каждому необходимо обращаться к той ситуации, которая для него наиболее привычна.
На первом этапе тренировки часто используются такие формулы внушения: “С каждым днем, с каждым занятием ВАШИ самовнушения реализуются ВСЕ БЫСТРЕЕ И БЫСТРЕЕ”. “С каждым днем, с каждым занятием ощущения, вызванные ВАШИМ СЛОВОМ, ВАШИМ СОБСТВЕННЫМ СЛОВОМ, становятся все более четкими, яркими, привычными”.
Функциональные тренировки начинаются с первых занятий, но носят еще пассивный характер.
Речевая работа первого этапа проводится по следующему плану:
Работа над темпом и ритмом речи.
2. Работа над мягким вводом в речь и речевым дыханием. Речевым материалом служат вначале формулы самовнушений, которые тренирующиеся повторяют мысленно за ведущим. С 6-7 занятия материалом являются специально подобранные тексты, которые предварительно отрабатываются на логопедических занятиях.
Учитывая, что дыхание человека, находящегося в состоянии релаксации, значительно укорачивается, заикающимся вначале предлагаются стихотворения с длиной строки, не превышающей 4-5 слогов (А.С. Пушкин “Адели”). По мере возрастающей речевой активности и приближения к состоянию клинического бодрствования дыхание их удлиняется, в результате чего они получают возможность проговаривать на одном выдохе стихотворную строку в 7-9 слогов (М. Светлов “Гренада”; Д. Самойлов “Названья зим”).
Полученные на AT навыки закрепляются на логопедических занятиях. Таким образом, речевой материал проходит три ступени обработки:
Логопедическое занятие — AT — логопедическое занятие.
Это позволяет полученные навыки сразу же активизировать.
Второй этап является очень важным как в психотерапевтическом, так и в речевом плане.
В процессе тренировок на этом этапе решается одна из частных задач саморегуляции — отработка навыков локальной релаксации групп мышц, в которых возникает судорожность. Работа приобретает характер направленной органотренировки по группе “Речь”.
Занятия на втором этапе строятся по следующему плану:
Вступительная беседа.