Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений
— Имеют ли место частые конфликты в семье — чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость,
Неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).
— Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).
Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:
— Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.
— Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).
— Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.
— Уровень развития игровой деятельности ребенка.
— Склонность ребенка к определенным играм.
— Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.
— Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.
— Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.
— Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).
Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:
— Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу.
— Адаптация в школе.
— Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.
— Успеваемость.
— Характер контактов со сверстниками.
— Характер взаимоотношений с родителями.
— Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.
Для взрослых заикающихся
в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:
— Наличие логофобии и возраст, в котором она появилась.
— Какие меры принимались для коррекции заикания.
— Какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.
Б. Анализ заключения специалистов
Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога)
Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.
В. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка
Анализируются общее развитие ребенка, особенности деятельности.
Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.
Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям;
добросовестно или нет выполняет задания логопеда и
Воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются).
Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.
Отмечаются также:
—повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость.
— особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).
Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.
Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).
Состояние психических функций:
— особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);
— характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);
— особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения;
— особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.). Для учащихся младших классов обязательно учитывается успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.
Психолого-педагогическая характеристика подростка и взрослого составляется с участием психолога и/ или психиатра. Это связано с тем, что хроническое течение заикания существенно меняет условия формирования личности.