Включаться - быть-для -настойчиво стремиться
Я определяю эту неуверенность терапевта как включенную неопределенность. Нам известно, что «включенность в ситуацию» — одна из трех основополагающих характеристик self, согласно тому, как это понятие рассматривается в теории гештальт-терапии. Эти три характеристики: спонтанность, промежуточный медиальный залог, включенность в ситуацию. Каковы особенности этого включения в ситуацию?
Психотерапия среди прочего, на мой взгляд, определяется тем фактом, что один человек заботиться о другом и принимает на себя, следовательно, некоторую форму ответственности за другого; один человек — за другого. Когда я говорю об ответственности, которая лежит на терапевте, это не значит то, что терапевт решает что-то за своего пациента, составляет для него или заменяет ему функцию ego; мы стремимся двигаться к тому, чтобы пациент смог вернуть себе функцию ego. Это не значит даже, что я обязан знать, окажусь ли я способен сделать что-то для него или я не буду на это способен; сделаю ли я это или не сделаю. Совсем по другому поводу Левинас проводит различие между тем, чтобы «быть ответственным» и «принимать ответственность»23. Я скажу просто: на нас возлагается задача создать ситуацию, определить как минимум отношение, его контекстуализацию, и эта ситуация поставлена на службу одного человека — клиента. Если терапевт принимает вознаграждение за
Luvinas E. Ethique et Infini.P., 1982.
Быть в присутствии другого 101
свои действия, то это чтобы гарантировать, что он не ждет ничего другого от пациента — ничего в ответ, никакой иной взаимности. Я не жду от моего пациента, что он будет заботиться обо мне и обращаться со мной так, как я обращаюсь с ним; такое обращение я могу ожидать в повседневных «я-ты» отношениях. «Бы-тию-вместе-с» феноменологов, на что охотно ссылаются гештальт-терапевты, предшествует «бытие-для-другого» со стороны психотерапевта, который, может быть, будет иметь в виду подлинное «бытие-вместе-с», поскольку оно тоже присутствует при этом в некоторой модальности. Для Левинаса эта модальность бытия вместе с другим, подчиненного чувству ответственности, и есть то, что он называет этикой. Это можно трактовать так, что не существует некоей этики психотерапии, но что сама психотерапия есть некая этика, так как она является одним из вариантов бытия для другого.
«Бытие-вместе-с», конечно, составляет этап, следующий за «бытием-для». Однако бытие-вместе-с, бытие бок о бок, систематически устанавливаемое, составляет лишь один из редких моментов существования человека: в психотерапии мы пребываем лицом к лицу, и это не только пространственная аналогия. Психотерапевт активно и направленно соучаствует*. Левинас в другом контексте, а именно в связи с герменевтикой талмудических текстов, использует это замечательное понятие активного направленного соучастия для описания действия «попытки оживить [текст] перекличками и этосами». Терапевт настойчиво стремится (sollicite). Слово происходит из латыни, где оно означает: «колебать», «сильно трясти», «волновать», «раздражать», «возбуждать», «привлекать внимание». И в средние века эта идея приведения в движение даже использовалась для обозначения «принятия
102 |
Жан-Мари Робин
на себя заботы»: «solliciter un malade» значило позаботиться о больном, принять в нем участие.
Атмосфера
Если терапевт несет, таким образом, некую особую ответственность за конструирование ситуации, то уместно спросить себя об этом конструировании. Я никогда не был убежден в том, что содержание ситуации можно определить при помощи понятий рамок и правил, даже если мы отведем этим понятиям важное место. Наверное, здесь не уместно обсуждать эти понятия и этику, которую они подразумевают. Всякая ситуация должна создаваться границами, но нам остается определить, как это происходит.
Мне бы хотелось обратить внимание на одно понятие, которое было введено больше тридцати лет назад выдающимся психиатром феноменологического направления Хубертусом Телленбахом, а именно понятие «атмосферы». Атмосфера, по мысли Телленбаха, метафорическим образом обозначает климат, качество межличностной ситуации. Ее можно на себе испытывать, и ее можно создавать. Факторов создания атмосферы много, их трудно назвать и трудно перечислить. Атмосфера разделяется партнерами по ситуации, она включает в себя их обоих и в то же время существует между ними. В таком смысле она является конститутивной для значений, которые вырабатываются, качественных характеристик контакта и сложности ситуации.
Естественно, я не собираюсь сводить создание ситуации и ее рамок только к вопросу об атмосфере. Я хотел бы только продолжить актуализацию и называние некоторых сил поля. Высказывание о правилах также принимает участие в создании определенной атмосферы. Какой именно? Соучастниками ка-
Быть в присутствии другого 103
кого социального воспроизводства мы таким образом себя делаем? Какое определение отношения нас устроит? Какие двери мы хотим открыть, и какие замки мы выбираем среди наших неизбежно предварительных идей?
Творческое приспособление
Понятие творческого приспособления является центральным для теоретических разработок гештальт-терапии как основное средство и цель лечения. Творческое приспособление обозначает способность — ее также называют self — быть преобразованным средой и в то же время выступать ее преобразователем. В нашем микрокосме и под псевдо-кулыурным влиянием нахлынувшего New-Age креативность часто понимается и являет собой цветок индивидуализма, утверждения себя, выражение самотождественного и уникального «я», которое порождает потребность в занятиях макраме или керамикой как существенную для развития, внутреннего роста и самореализации. Между тем Абрахам Маслоу (я вполне осмысленно ссылаюсь в этой связи на одного из отцов гуманистической психологии — того интеллектуального течения, к которому обращаются многие гештальт-терапевты) сумел установить различие между тремя формами креативности: первой, второй и интегрированной.
Первая форма креативности подразумевает осуществление начальных процессов воображения, фантазирования, игры и увлеченности.
Вторая форма креативности подразумевает рациональное производство новых реальностей в мире, решение технических, научных или художественных проблем или даже преодоление простых трудностей повседневной жизни.
104 |
Жан-Мари Робин
Интегрированная креативность, по Маслоу, «требует не только озарения, вдохновенности, предельного опыта (l'experience limite)24, она требует также тяжелой работы, долгого учения, безжалостной критики, перфекционистских критериев. Иными словами, на место спонтанности должна прийти рефлексия, на место тотального принятия — разборчивость, на место интуиции — строгая мысль, на место смелости — мудрая осторожность, на место воображения и фантазии — испытание реальностью».
Именно этой формы креативности я ожидаю от нас, гештальт-терапевтов. Такая креативность сопряжена с приспособлением и интегрирована в приспособление, она не есть ненасытное искание неслыханных переживаний и не требует отказываться от некоторых выборов, налагать некоторую связность. Она поддерживает напряжение между креативностью и нормативностью, так как в ее основе лежит осознание того, что это напряжение может быть устранено только обращением к отрицанию.