Перечитывая «Гештальт-терапию» Перлза и Гудмена полвека спустя
Когда близко познакомишься с нашим основополагающим текстом, то по прошествии некоторого времени может появиться дискомфорт. Перед читателем может возникнуть ряд противоречий, потом исчезнуть, возникнуть снова. В частности, это касается самого понятия self. Современные размышления в науках о человеке, в философии, социологии, даже истории искусства может помочь нам лучше обнаружить эти явные противоречия, дать им объяснение и тем самым попытаться их преодолеть. Мне кажется, что мы можем найти такие возможные ориентиры для нашего анализа в переходе от «модернизма» к тому, что теперь принято называть «постмодернизмом».
44 |
Жан-Мари Робин
Модернизм соответствует тому направлению мысли, которое, начиная с века Просвещения пыталось открыть новые перспективы научного и технического прогресса, знания, порывающего с более или менее обскурантистскими традициями предшествующих столетий.
Даже если мыслители, социологи и социальные критики могут расходиться в своих анализах, все согласны в том, что на социальном уровне с этим «модернизмом» связано появление примата понятия индивида и его «превратного следствия» — индивидуализма.
В самом деле, именно с модернизмом связан подъем разума и науки, права человека с их принципами равенства и свободы, разрушение социальной ткани племенной общины и утверждение понятия «общества», и, таким образом, примат индивидуальности и понятия субъекта, которое занимает настолько важную роль в современных науках о человеке. Модернизм тем самым также позволил развиться романтизму и взгляду на эмоции как нечто выдающееся. Место религиозных переживаний заняли эстетические переживания.
В наши дни есть все для того, чтобы на этой почве родился интерес к приспособлению в контакте и через контакт, творчеству, автономии и ответственности, так тесно связанных с самим определением субъекта.
1950—1970-е годы, как мне кажется сегодня, представляют собой акме6 того, что обычно называют «модернизмом», и «Гештальт-терапия», опубликованная в 1951 году, включает множество отсылок к такому образу мысли, как-то подход к self через его отдельные структуры; важность, которая придается ответствен-
6 Греч. άχμη— вершина. - Прим. пер.
Быть в присутствии другого 45
ности, автономии субъекта, отсылки к психопатологии, опора на Фрейда и Райха, хотя бы даже воспринятых критически, иногда неясное различение self и «я», или организма и т. д. Всех этих отсылок к модернизму станет еще больше в последующем творчестве Перлза, но отнюдь не в творчестве Гудмена. Это наглядно показывает, кто из двух авторов мог желать извлечь выгоду из такой ориентации.
Но в то же время Перлз и Гудмен осуществили фундаментальный переворот, который поставил их в центр того, что позднее назвали «постмодернизмом»: они сдвинули с места self, лишили его места, децентрализовали и подчинили его времени. С точки зрения подхода, который отличает модернизм и является солипсическим, индивидуальное «я» было признанно в качестве единственной реальности. Теперь Гудмен делает шаг вперед; ибо именно под его влиянием теория приобретает ориентацию, согласно которой self ЕСТЬ контакт. То, что мы называем self, существует только там и тогда, где и когда есть контакт. Нельзя говорить: «self существовало прежде; оно обнаружилось, проявилось, выразилось в контакте». На самом деле, self и ЕСТЬ контакт. Очень часто гештальтист-ское понятие self сводят к понятию организма или одному из его эквивалентов: «я», «субъект», «личность» и т. д. Потому что нельзя не думать о «я» прежде всего как о чем-то длящемся во времени. Но Перлз и Гудмен говорят без обиняков: «Self— всего лишь небольшой фактор в глобальном взаимодействии огранизм/ среда. Однако оно играет ключевую роль, которая состоит в развитии и создании значений, благодаря которым мы можем расти».
Гудмен ссылается на некую первичную реальность: то, что существует, это поле. Если поле определяется как «некий организм и его среда», то тогда self обоз-
46 Жан-Мари Робин
начает движения внутри поля, движения интеграции и дифференциации, унификации и индивидуализации, действия и преобразования и т. д. Однако сами Перлз и Гудмен не всегда сохраняли приверженность этим новаторским идеям, которые сами они и высказали, и — вследствие этого — и их последователи не всегда удерживались в этом. Можно ли придерживаться этих идей? Разве не чересчур соблазнительно для нас вернуться к индивидуалисической и солипсической парадигме? Т. е. к тому, что мы решили называть «организмом», «психикой», «личностью», пациентом или клиентом и т. д.? Разве не соблазнительно в силу доступности такого образа действия способствовать развитию психопатологии некой данной изолированной сущности, даже если эта психопатология приводит к проблемам, вроде «бы-тия-в-мире»? Разве не прельщает нас отсылка к психогенезу, даже если — что в последние годы стало еще более очевидно — этот психогенез принимает в расчет первичные отношения со средой, «объектные отношения», рискуя при этом свести поле среды вообще и другого человека в частности к орудийной и этиологической функции, к «причине» развития и его нарушений.
Обратимся к примеру, который я упоминал выше.
Перлз в последний период своего творчества делал акцент на понятии «само-поддержки» (self-support). Он даже противопоставлял самоподдержку поддержке среды. В его работах можно ясно увидеть противопоставление self и среды, в то время как в его книге, написанной совместно с Гудменом, мы найдем «организм» и «среду».
Следовательно, если мы используем «self» как «личность» или «организм», мы делаем акцент на развитии всех типов поддержки способностей, собственных ресурсов и всего другого, что свойственно индивиду, в эготической позиции.
Быть в присутствии другого 47
Если же мы станем рассматривать self в качестве контакта, мы сделаем акцент на развитии поддержки в контакте с полем (помня о том, что поле включает одновременно организм и среду).
Напрашивается вывод, что, стало быть, мы имеем дело с двумя весьма различными видами психотерапии. Можем ли мы называть эти две настолько различные психотерапии одним и тем же словом «ге-штальт-терапия»?
Мы можем рассмотреть эти разные и даже противоположные аспекты как симптомы колебания между модернизмом и постмодернизмом, характерного для нашей эпохи, и нам не следует, по-моему, предъявлять претензии нашим авторам. Наоборот, мне кажется, что они сумели в своих размышлениях найти место для идей, которые намного опередили свое время и интеллектуальный контекст. Нам с нашей нынешней теоретической вооруженностью надо суметь преодолеть темные пятна и ограничения их теории.