Роль социального работника в лечебной деятельности специализированного логотерапевтического кабинета
В функциональные обязанности врачей и логопедов — сотрудников специализированных логотерапевтических центров, отделений и кабинетов, в которых получают логотера-певтическое лечение подростки и взрослые, страдающие заиканием, не входят такие необходимые виды помощи, как посещение семьи пациента, его места учебы либо производства, оказание больному любой другой помощи, имеющей социальное значение.
Специалист по социальной работе с высшим образованием, хорошо ознакомленный со спецификой деятельности логотерапевтического учреждения и социальной средой, имеющей к пациенту непосредственное отношение, может с успехом взять на себя выполнение указанной выше задачи.
Лечение заикающегося может быть успешным только в том случае, если он ставит в известность о том, что проходит в настоящее время курс лечения, свою семью — мужа, жену или родителей, с которыми в период лечения проживает.
Хорошо разговаривая, как правило, в домашних условиях (имеются в виду семьи со здоровым психологическим микроклиматом), заикающийся-интроверт зачастую скрывает свои переживания, связанные с нарушенной речью, стесняется обсуждать их со своими близкими. В результате родители и личные семьи пациентов могут не представлять значительных трудностей (речевых и психологических), с которыми больной сталкивается во многих эмоционально значимых ситуациях речевого общения, обычно в официальной обстановке.
Такой пациент, приступив к курсу лечения, основанного на ежедневной самостоятельной работе в домашних условиях, пытается скрыть от близких, что в настоящее время реша-
20-3116
ет свои речевые проблемы. Дома занимается мало и делает это в отсутствие близких. Такая ситуация должна быть изменена. После тщательной психотерапевтической работы с пациентом специалист, получивший его согласие, направляет к нему на дом социального работника, который знакомится с близкими пациента, условиями его жизни, взаимоотношениями в семье, объясняет родным, чем и как они могут помочь заикающемуся в процессе курса лечения.
На заключительных этапах лечения перед пациентом ставится задача ввести улучшенную речь в ситуации общения, в которых ранее заикающемуся говорить было трудно. Для учащихся (школьников, студентов) такими ситуациями обычно бывают выступления в аудитории. В наиболее тяжелых случаях больные отказываются от устных ответов, привыкают сами и постепенно приучают преподавателей к письменной форме опросов либо отвечают после уроков.
В такой ситуации начать разговаривать без заикания, используя полученные от специалистов рекомендации, практически невозможно.
Нами разработана методика «перекидного мостика» (Мис-суловин Л. Я,, 1997). Она предусматривает поэтапное введение в ситуацию учебного процесса навыков устной речи пациента. Это становится возможным только в том случае, когда удается сделать педагога союзником специалистов, предельно ясно объяснив ему, что и как он должен делать.
Когда необходимая информация исходит от заикающегося или его родителей, она не всегда должным образом воспринимается учителем. Имеющийся небольшой опыт говорит о принципиально новых возможностях в этом смысле социального работника. Он более успешно дает учителю необходимые рекомендации, снабжает педагога специальной литературой, показывает ему прием, которым тот должен воспользоваться в учебном заведении, стараясь облегчить введение улучшенной речи заикающимся учащимся в условиях группового занятия. Учитывая нарушенную коммуникабельность пациентов, социальный работник может оказывать помощь заикающимся при решении различных социально значимых вопросов в официальных инстанциях, в которые приходится обращаться больному. Это могут быть различного рода лечебные учреждения, выполняющие дополнительные обследования, юридические инстанции, нотариальные конторы, различные агентства, в частности, решающие жилищные проблемы, биржа труда и т. д.
Особое значение в настоящее время имеет проблема призыва заикающегося на действительную службу в армию (глава 6). В условиях систематического невыполнения плана призыва медицинские комиссии военных комиссариатов иногда допускают ошибки, призывая на действительную службу лиц, имеющих право на отсрочку или полное освобождение от военной службы по состоянию здоровья. На эти ошибки в последние годы неоднократно указывали средства массовой информации.
Спорные вопросы, иногда возникающие при призыве в армию заикающихся, также могут быть решены социальным работником, располагающим необходимыми профессиональными, юридическими знаниями, знанием документов и инструкций. В таких случаях, учитывая речевые затруднения больного, социальный работник может помочь ему обратиться в соответствующие инстанции, например в Комитет солдатских матерей (Санкт-Петербург), или в другие правозащитные организации.
Специалист по социальной работе с высшим образованием может оказывать и непосредственную помощь сотрудникам логотерапевтических учреждений. Он подготовлен к тому, чтобы принимать самое активное участие в организации функциональных тренировок речи — лечебно-тренировочных конференций, в организации вечеров отдыха для пациентов, осуществлять руководство тренировкой речи в реальных ситуациях общения с окружающими — в магазинах, по телефону, на улицах города, в транспорте и пр. Такая подготовка осуществляется с 1997 года на факультете социальных технологий Санкт-Петербургского государственного института сервиса и экономики (кафедра социальной медицины).
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 июля 1997 года № 285 о введении специалистов по социальной работе с высшим образованием в психиатрические больницы и диспансеры, на базе которых функционируют логотерапевтические отделения и кабинеты, дает возможность в настоящее время практически реализовать приведенные выше рекомендации.
В приказе Министерства здравоохранения от 28 декабря 1998 года № 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций» приводятся общие положения о функциях социального работника логотерапевтических кабинетов. Настоящие рекомендации в соответствии с этим приказом уточняют задачи и характер деятельности социальных работников, которая уже успешно осуществляется с данным контингентом больных.
Приложение 6