Роль социального работника в лечебной деятельности специализированного логотерапевтического кабинета

В функциональные обязанности врачей и логопедов — сотрудников специализированных логотерапевтических цен­тров, отделений и кабинетов, в которых получают логотера-певтическое лечение подростки и взрослые, страдающие за­иканием, не входят такие необходимые виды помощи, как по­сещение семьи пациента, его места учебы либо производства, оказание больному любой другой помощи, имеющей социаль­ное значение.

Специалист по социальной работе с высшим образовани­ем, хорошо ознакомленный со спецификой деятельности ло­готерапевтического учреждения и социальной средой, имею­щей к пациенту непосредственное отношение, может с успе­хом взять на себя выполнение указанной выше задачи.

Лечение заикающегося может быть успешным только в том случае, если он ставит в известность о том, что проходит в настоящее время курс лечения, свою семью — мужа, жену или родителей, с которыми в период лечения проживает.

Хорошо разговаривая, как правило, в домашних условиях (имеются в виду семьи со здоровым психологическим микро­климатом), заикающийся-интроверт зачастую скрывает свои переживания, связанные с нарушенной речью, стесняется об­суждать их со своими близкими. В результате родители и лич­ные семьи пациентов могут не представлять значительных труд­ностей (речевых и психологических), с которыми больной стал­кивается во многих эмоционально значимых ситуациях речевого общения, обычно в официальной обстановке.

Такой пациент, приступив к курсу лечения, основанного на ежедневной самостоятельной работе в домашних услови­ях, пытается скрыть от близких, что в настоящее время реша-

20-3116

ет свои речевые проблемы. Дома занимается мало и делает это в отсутствие близких. Такая ситуация должна быть изменена. После тщательной психотерапевтической работы с паци­ентом специалист, получивший его согласие, направляет к нему на дом социального работника, который знакомится с близкими пациента, условиями его жизни, взаимоотношени­ями в семье, объясняет родным, чем и как они могут помочь заикающемуся в процессе курса лечения.

На заключительных этапах лечения перед пациентом ста­вится задача ввести улучшенную речь в ситуации общения, в которых ранее заикающемуся говорить было трудно. Для учащихся (школьников, студентов) такими ситуациями обыч­но бывают выступления в аудитории. В наиболее тяжелых случаях больные отказываются от устных ответов, привыка­ют сами и постепенно приучают преподавателей к письмен­ной форме опросов либо отвечают после уроков.

В такой ситуации начать разговаривать без заикания, ис­пользуя полученные от специалистов рекомендации, практи­чески невозможно.

Нами разработана методика «перекидного мостика» (Мис-суловин Л. Я,, 1997). Она предусматривает поэтапное введе­ние в ситуацию учебного процесса навыков устной речи паци­ента. Это становится возможным только в том случае, когда удается сделать педагога союзником специалистов, предель­но ясно объяснив ему, что и как он должен делать.

Когда необходимая информация исходит от заикающего­ся или его родителей, она не всегда должным образом вос­принимается учителем. Имеющийся небольшой опыт говорит о принципиально новых возможностях в этом смысле социаль­ного работника. Он более успешно дает учителю необходимые рекомендации, снабжает педагога специальной литературой, по­казывает ему прием, которым тот должен воспользоваться в учебном заведении, стараясь облегчить введение улучшенной речи заикающимся учащимся в условиях группового занятия. Учитывая нарушенную коммуникабельность пациентов, со­циальный работник может оказывать помощь заикающимся при решении различных социально значимых вопросов в официаль­ных инстанциях, в которые приходится обращаться больному. Это могут быть различного рода лечебные учреждения, выпол­няющие дополнительные обследования, юридические инстан­ции, нотариальные конторы, различные агентства, в частности, решающие жилищные проблемы, биржа труда и т. д.

Особое значение в настоящее время имеет проблема призыва заикающегося на действительную службу в армию (глава 6). В условиях систематического невыполнения плана призыва меди­цинские комиссии военных комиссариатов иногда допускают ошибки, призывая на действительную службу лиц, имеющих право на отсрочку или полное освобождение от военной служ­бы по состоянию здоровья. На эти ошибки в последние годы неоднократно указывали средства массовой информации.

Спорные вопросы, иногда возникающие при призыве в ар­мию заикающихся, также могут быть решены социальным работником, располагающим необходимыми профессиональ­ными, юридическими знаниями, знанием документов и ин­струкций. В таких случаях, учитывая речевые затруднения больного, социальный работник может помочь ему обратить­ся в соответствующие инстанции, например в Комитет сол­датских матерей (Санкт-Петербург), или в другие правозащит­ные организации.

Специалист по социальной работе с высшим образованием может оказывать и непосредственную помощь сотрудникам логотерапевтических учреждений. Он подготовлен к тому, что­бы принимать самое активное участие в организации функци­ональных тренировок речи — лечебно-тренировочных конфе­ренций, в организации вечеров отдыха для пациентов, осуще­ствлять руководство тренировкой речи в реальных ситуациях общения с окружающими — в магазинах, по телефону, на улицах города, в транспорте и пр. Такая подготовка осуще­ствляется с 1997 года на факультете социальных технологий Санкт-Петербургского государственного института сервиса и экономики (кафедра социальной медицины).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 июля 1997 года № 285 о введении специалистов по социальной работе с высшим образованием в психиатрические больницы и диспан­серы, на базе которых функционируют логотерапевтические отделения и кабинеты, дает возможность в настоящее время практически реализовать приведенные выше рекомендации.

В приказе Министерства здравоохранения от 28 декабря 1998 года № 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций» при­водятся общие положения о функциях социального работника логотерапевтических кабинетов. Настоящие рекомендации в соответствии с этим приказом уточняют задачи и характер де­ятельности социальных работников, которая уже успешно осу­ществляется с данным контингентом больных.

Приложение 6

Наши рекомендации