I группа. «в армии служить хочу»

Внее вошли 7 заикающихся в возрасте от 18 до 24лет. Заикание в средней и тяжелой степени протекало на фоне различных акцентуаций личности.

В группу вошли двое мужчин. Л., 18 лет, сын старшего офицера, готовился к поступлению в военную академию. Б., 24года, окончил технический институт. По специальности инженер-программист, лейтенант запаса. Имеет жену и го­довалого ребенка. В течение длительного времени не мог най­ти работу по специальности. Семья находилась в бедственном положении, живя на небольшую материальную помощь ро­дителей. В райвоенкомате предложили службу в армии в ка­честве кадрового офицера по специальности, которая заинте­ресовала больного. При этом поставили условие в короткий срок улучшить состояние речи и направили в Городской ло­готерапевтический центр.

В группу вошли пять женщин в возрасте от 18 до 20 лет. Все они поступали в военные средние учебные заведения и направлялись ведомственными медицинскими комиссиями для уточнения степени заикания и лечения.

Мотивировка желания связать свою судьбу с армией или военизированными службами в основном сводилась к следу­ющему: призвание (больной Л.), выход из тяжелых матери­альных затруднений (больной В.), постоянная, хорошо опла­чиваемая работа, дающая существенные льготы при условии повышения квалификации — возможность служебного роста. Все заикающиеся I группы очень просили провести лече­ние как можно скорее, четко выполняли рекомендации спе­циалистов; несмотря на различное исходное состояние речи, добились положительных результатов.

У всех пациентов I группы при первичном экспертном об­следовании речи и повторном — после окончания курса ле­чения в той или иной мере наблюдалась тенденция к дисси­муляции своего состояния. Если при первичном логотера-певтическом и психологическом обследовании специалисты стремились диагностировать состояние больных, специаль-

но создавая условия, при которых можно было выявить мак­симальные речевые затруднения, то при обследовании после лечения в основном оценивалась возможность использования пациентами рекомендованных логотерапевтических приемов в различных ситуациях речевого общения, а также автома­тизация навыков психологической адаптации к названным ситуациям. Специально создавать условия повышенного эмо­ционального напряжения нет необходимости, так как боль­ной, стремясь к изменению первичного диагноза, будет чув­ствовать себя в ситуации экзамена.

II группа. «В армии служить не хочу, но если призову!, уклоняться от службы небуду»

Вэту группу вошли 12 заикающихся в возрасте от 18 лет до 21 года. По социальному положению группа достаточно однородна: учащиеся технических училищ, колледжей и без­работные, живущие на случайные заработки. Семьи в основ­ном малоимущие и неблагополучные, воспитанием детей, как правило, не занимались. К моменту призыва в армию сыно­вья для некоторых родителей (особенно матерей-одиночек) становились обузой.

В процессе экспертного обследования заикающихся обраща­ли на себя внимание их невысокое интеллектуальное разви­тие, плохая осведомленность в вопросах общего характера ив учебном материале (учащиеся технических училищ и коллед­жей), склонность к алкоголизации. У отдельных призывников, со слов матерей, имелись контакты с криминальными струк­турами и были проблемы с правоохранительными органами.

У всех призывников II группы неврозоподобное заикание в средней и тяжелой степени протекало на органической ос­нове.

Желания служить в армии никто из призывников не выс­казывал, но аргументация носила неопределенный характер, отличаясь легковесностью и некоторым безразличием («чего я там не видел?»; «а мне все равно»; «пусть другие служат»; «за­берут, так заберут, мне все едино»; «там кормят плохо»; «еще подстрелят где-нибудь»; «служить не хочу, но бегать не стану, все равно бежать некуда»; «я спать долго люблю» и т. п.).

В отличие от обследуемых, матери в большинстве случаев хотели, чтобы сыновья были призваны на действительную службу. При этом некоторые вполне честно мотивировали

свое желание («нет больше с ним сладу, пусть послужит»; «лучше в армию, чем в тюрьму»; «муж ничего не зарабаты­вает, а мне младшего еще прокормить надо, а в армии может чем-нибудь, да накормят»), другие прибегали к явно рассчи­танной на логопеда аргументации («в армии каждый парень должен послужить»; «армия сделает из него человека»; «надо отдать долг Родине» и т. п.).

От лечения призывники из II группы отказывались либо прерывали лечебный курс в самом начале

.

Наши рекомендации