Результаты корреляционного анализа и обсуждение данных клинического и экспериментально-психологического исследований группы заикающихся призывников
Для выявления взаимосвязей между исследованными характеристиками у одной и той же группы больных был проведен корреляционный анализ.
Установлены значимые корреляции между экспертной оценкой уровней логофобии, субъективной оценкой больными выраженности страха речи и результатами исследования по «Речевому опроснику» (см. рис. 1).
Учитывая, что примененные в настоящей работе экспериментально-психологические методики (TAS, 00, DFS-F, DFS-D) в сочетании с клинико-психологическими и экспериментально-психологическими приемами исследования уровня логофобии у больных, страдающих заиканием, более полно характеризуют личностные особенности этой группы пациентов, был проведен корреляционный анализ данных, полученных с помощью указанных методик, и выявленных между ними положительных и отрицательных взаимосвязей.
показатель алекситимии положительно коррелирует с экспертной оценкой уровня логофобии, «Речевым опросником» и показателем дисфункционального внимания к себе и отрицательно — с показателем
Оптимистических ожиданий». Это означает, что неспособность точно определять и вербализировать свои эмоциональные состояния возрастает по мере усиления логофобии и сочетается с неспособностью к адекватному восприятию собственных личностных проблем, с повышенной фиксацией на этих проблемах и когнитивных искажениях. Чем выше показатель алекситимии, тем менее выражены оптимистические ожидания в отношении эффективности собственной деятельности.
Можно предположить, что чем более выражены речевые затруднения, тем менее способен человек к адекватному восприятию собственных проблем (в подавляющем большинстве случаев — усугубление сложности проблемы, в отдельных случаях — недооценка проблемы).
Более выраженная способность к адекватному восприятию своих проблем сопровождается более оптимистическими ожиданиями в отношении эффективности собственной деятельности.
Приведенные выше типы взаимосвязей, установленные в результате корреляционного анализа, позволяют показать наиболее важную для проведения экспертизы заикания взаимосвязь «Речевого опросника» — основной методики, выявляющей уровень логофобии (учитывая его положительно значимые корреляции с экспертной оценкой и самооценкой логофобических наслоений), — с другими примененными экспериментально-психологическими методиками
Установленные статистически значимые (при р < 0,05) положительные и отрицательные корреляции экспериментально-психологической методики «Речевой опросник», позволяющей объективизировать при проведении военной экспертизы различные уровни логофобии у больных, страдающих
Приведем в качестве иллюстраций выписки из историй болезни.
Больной Ф., 19 лет. Студент II курса технического университета. Обратился для уточнения степени заикания по направлению райвоенкомата. На приеме с матерью.
Мать по образованию инженер, в настоящее время работает в супермаркете кассиром. Разошлась с отцом больного, когда ребенку было 6 лет, в связи с тем, что муж страдал алкоголизмом, часто устраивал скандалы, «по пустякам наказывал мальчика». В настоящее время живут с бабушкой (пенсионеркой).
Ребенок от первой беременности, которая протекала с токсикозом в первой половине. Мать в этот период находилась в условиях длительно действующей психотравмирующей ситуации (муж «сильно» пил, устраивал частые скандалы, теща «ненавидела» зятя, советовала дочери развестись с ним).
К моменту родов матери было 24 года, отцу — 28 лет. Роды срочные, продолжительность родов — 15 часов. Масса тела новорожденного 3900 г, рост — 50 см. Ребенок родился в синей асфиксии в результате обвития пуповиной. Приложен к груди на третьи сутки. Грудное вскармливание — 3 месяца, потом молоко пропало.
Выписали из роддома на 10-й день. Дома обстановка по-прежнему оставалась напряженной. Отец, продолжая пьянствовать, полностью устранился от помощи, связанной с уходом за грудным ребенком.
Мальчик до года страдал повышенной возбудимостью, очень часто без видимой причины плакал, особенно по ночам. Участковый педиатр обратил внимание на то, что конечности ребенка несколько напряжены. После консультации невропатолога (диагноз «церебрастения») был назначен общий массаж и дибазол в порошке. К году состояние ребенка улучшилось.
Физическое развитие: прибавлял в весе нормально, первые зубы — в 4 месяца, начал сидеть в б—7 месяцев, ходить — после
года.
Речевое развитие: гуление — в 4 месяца, первые слова («мама», «баба», «дай») — в 10—11 месяцев, фразовая речь — к 1,5 годам. Речь плохоразборчивая, темп ускорен.
Состояние общей моторики: очень подвижный, непоседливый, спокойные игры не любил. Мелкая ручная моторика развивалась с некоторым запаздыванием (сам зашнуровывать ботинки начал после трех лет, играть в «конструктор» не любил). Признаков левору-кости не проявлял.
Из перенесенных заболеваний: ветряная оспа (3 года), ангина с высокой температурой (4 года), хронический тонзиллит, частые ОРВИ; черепно-мозговая травма, припадки — отрицаются.
В связи с нарушенным звукопроизношением (р, л) с четырех лет посещал поликлинический логопедический кабинет. В течение б месяцев звуки были поставлены и автоматизированы в речи, но артикуляция оставалась недостаточно четкой.
С четырех до пяти лет посещал массовый детский сад. С детьми играл хорошо, любил подвижные игры. Отличался вспыльчивостью, мог подраться, но быстро успокаивался. В целом был послушным, в режим детского сада «укладывался».
Заикание появилось в пятилетнем возрасте без видимой причины. Отец больного страдал заиканием, которое усиливалось в состоянии похмелья. Мальчик, любя мать и бабушку, отца боялся и избегал. Отец обращал на это внимание и, будучи нетрезвым, упрекал ребенка в том, что он его не любит; иногда наказывал сына физически, но, по словам матери, сильно ребенка не бил; деньги на содержание сына давал аккуратно.
В связи с тяжелым заиканием мальчик в пять лет был переведен в речевой сад. Логопед детского сада рекомендовал матери сделать все возможное для нормализации обстановки в семье.
После неоднократных, но безуспешных попыток повлиять на мужа мать с ним разошлась. Развод родителей мальчик воспринял
с облегчением. Обстановка в доме резко изменилась к лучшему. Отец не стремился встречаться с сыном, так как вскоре завел новую семью.
В результате логопедических занятий в речевом детском саду и лечения у невропатолога речь мальчика значительно улучшилась. К школе ребенок был достаточно хорошо подготовлен.
До 7 класса все шло благополучно. С программой справлялся успешно, по математике получал отличные оценки, устные уроки недолюбливал. Не являясь в классе лидером, с товарищами был в нормальных отношениях, пользовался их уважением. Физически был хорошо развит, регулярно занимался спортом (легкой атлетикой).
В 7 классе новый учитель литературы, по словам матери, человек не очень культурный, нервный, не любивший свой предмет и детей, начал регулярно делать больному замечания по поводу его речи. Ф. перестал готовить уроки по литературе, получал плохие оценки, речь его значительно ухудшилась.
В этот период, который совпал с пубертатом, больной стал замкнутым, вспыльчивым, высказывал мысли о бесполезности образования. В пример приводил несложившуюся профессиональную судьбу матери. Товарищей стал сторониться, особенно «богатых». Но мать считает, что слишком тяжелых переживаний в связи с нарушенной речью он не испытывал: телефоном пользовался, отвечал на звонки, выполнял различные несложные поручения, требовавшие общения с посторонними.
Конфликт с учителем по литературе благодаря вмешательству директора был прекращен. Тем не менее гуманитарные предметы Ф. не любил. Мать, женщина достаточно интеллигентная, считает, что нелюбовью к классической литературе сын обязан учителю.
В этот период Ф. проходит курс лечения в центре подростковых неврозов. Улучшение речи было незначительным.
После успешного окончания 11 классов поступил на дневное отделение Санкт-Петербургского технического университета. С программой справлялся хорошо, увлекался работой на компьютере.
В момент обследования мать характеризует больного как человека положительного, который не пьет и не курит, не увлекается дискотекой. Предпочитает общество одного товарища, хорошо относится к домашним, старается облегчить их заботы. Но ее беспокоит, что сын на 20-м году жизни избегает общения с девушками. Разговоры на эту тему вызывают у него резко негативную реакцию.
Из беседы с больным: предъявляет жалобы на ухудшение речи в состоянии волнения, при ответах на экзаменах. На вопрос: «Хотели бы вы служить в армии?» — откровенно и лаконично отвечает: «Нет». Мотивировать ответ отказывается. Относит себя ко 2-й группе (! уровень) по шкале «самооценка уровня логофобии».
Экспертная оценка уровня логофобии — I уровень. Объективно: самостоятельная речь с речевыми судорогами на следующих звуках:
з, в, б, т... 1 тонико-клонический
н, м
тип
э, а речевых судорог.
Темп речи ускорен. Артикуляция нечеткая. Наблюдается нарушение речевого дыхания. Симптом Фрешельса положительный. Голос напряженный, плохо модулированный. Чтение — несколько свободнее самостоятельной речи. Сопряженная, отраженная, ритмизированная речь — в норме.
Нейропсихологические пробы:
оральный праксис — затруднено изолированное надувание щек;
динамический праксис — персеверация в реципрокной пробе и пробе «кулак—ребро—ладонь»;
ведущая рука — правая (—3).
Данные экспериментально-психологического исследования:
«Речевой опросник» — I уровень логофобии (0, 15, 11, 11);
TAS — 75 баллов;
«Оптимистические ожидания» — 32 балла;
дисфункциональное самовнимание — 55 баллов;
функциональное самовнимание — 38 баллов.
Данные экспериментально-психологического исследования свидетельствуют о том, что балл по шкале TAS соответствует наличию алекситимии. Исследование по шкале «Оптимистические ожидания» и по шкалам DFS-D и DFS-F указывает на отсутствие выраженных переживаний по поводу заикания и подтверждает данные, полученные по «Речевому опроснику» (I уровень логофобии) и в соответствии с жалобами больного.
Логопедический диагноз: неврозоподобное заикание в тяжелой степени, смешанная форма, тонико-клонический тип речевых судорог, I уровень логофобии.
Клинический диагноз: невротическое развитие личности на органической основе (генетическая предрасположенность к заиканию, аномалия внутриутробного развития, асфиксия в родах).
Больной Д., 18 лет, не работает, окончил среднюю школу. Направлен райвоенкоматом для уточнения степени заикания.
На приеме с матерью, которая работает медсестрой. Живут втроем с отцом больного. Отец работает шофером. Отношения между родителями хорошие. Отец сына жалеет, так как считает, что маль-
чик заиканием «заразился» от него. Он также заикается с детства. Поэтому, по мнению матери, никогда с сыном даже строго не разговаривал, и мальчик вырос лентяем и эгоистом.
Из анамнеза: ребенок от первой беременности. Беременность протекала с токсикозом в первой половине. Роды — в 37 недель, со стимуляцией (природовые травмы в выписной справке родильного дома не отмечаются). Масса тела новорожденного — 3600 г, рост — 52 см. К груди приложен на вторые сутки. Грудное вскармливание — 5 месяцев.
Психофизическое развитие без особенностей, но до года часто плакал по ночам.
Речевое развитие: гуление — в 5 месяцев, первые слова — после года, фразовая речь появилась к трем годам. Наблюдалось нарушенное звукопроизношение (р, л, с, з, ш, ж).
Из заболеваний перенес неоднократные отиты, в связи с чем в 2 года делали пункцию барабанной перепонки. Частые насморки. В 3 года перенес операцию по поводу удаления аденоидов. Черепно-мозговые травмы, припадки — отрицаются.
Речевая наследственность отягощена. Кроме отца заиканием страдают два двоюродных брата по отцовской линии. В детстве больной часто общался с ними.
В пятилетнем возрасте поликлинический логопед поставил диагноз: стертая форма дизартрии на фоне задержки речевого развития. С 5 — 7 лет посещал логопедический детский сад, в котором было устранено нарушение звукопроизношения.
Заикание появилось в 7 лет в связи с началом обучения в школе. Очень боялся школы, учительницу, детей, которые дразнили больного «заикой». В семилетнем возрасте был проконсультирован в Центре детских неврозов. В результате медикаментозных назначений и логопедических занятий наблюдалось некоторое улучшение речи. В восьмилетнем возрасте прошел курс лечения в санатории. Ремиссия — 6—8 месяцев.
В настоящее время жалуется на ухудшение речи в состоянии волнения, при общении с незнакомыми людьми. В школе было трудно отвечать на уроках (нередко устные задания выполнял в письменной форме), трудно говорить по телефону (I вариант — см. приложение 2),
Мать характеризует больного как малообщительного, нервного, нерешительного человека. В школе учился посредственно, товарищей по классу сторонился. Родителям не сочувствовал, по дому не помогал, в магазины ходить отказывался.
В переходном возрасте появились некоторые странности в поведении, которые мать замечает и в настоящее время: не являясь
слишком большим «чистюлей», вдруг начал очень часто мыть руки. Матери говорил, что боится «заразы». Когда она или отец начинали заговаривать с ним о девочках (подруги у больного никогда не было), сильно смущался, краснел «до слез». Телевизор вместе с родителями не смотрит, так как, по мнению матери, стесняется «откровенных» сцен и «неприличной» рекламы. Родители стараются этих странностей не замечать, надеясь, что со временем они пройдут.
Учиться дальше не собирается. Без особой уверенности говорит, что «если не возьмут в армию, то будет искать какую-нибудь работу».
В армии служить категорически не хочет, так как очень боится «дедовщины». Мать также считает, что парень в армии «пропадет».
Экспертная оценка уровня логофобии — II уровень. Самооценка уровня логофобии — II уровень.
Темп речи ускорен. Наблюдается нарушение речевого дыхания. Голос напряженный, артикуляция нечеткая, эмболофразия (ну, вот, значит). В момент выраженной речевой судороги прикасается ладонью левой руки к подбородку. Чтение — с заиканием в тяжелой степени. Сопряженная речь — в норме. Отраженная и автоматизированная речь — с незначительными затруднениями. Ритмизированная речь — в норме (!). Хорошо развито чувство ритма.
Нейропсихологические пробы:
оральный праксис: затруднены тонкие движения языка — «жало», «желобок»;
динамический праксис: реципрокная проба — с персеверациями, проба «кулак — ребро — ладонь» — с выраженными персеверациями — 3!;
наблюдаются следы леворукости (—2 + 1).
Данные экспериментально-психологического исследования:
«Речевой опросник» — II уровень логофобии (2, 22, 23, 22);
TAS — 70 баллов;
«Оптимистические ожидания» — 25 баллов;
DFS-D — 51 балл;
DFS-F — 34 балла.
Данные экспериментально-психологического исследования говорят о том, что больного можно отнести к группе риска по шкале
TAS. Исследование по шкале «Оптимистические ожидания» и по шкале DFS-D и DFS-F указывает на достаточно выраженный страх речи в определенных эмоционально значимых ситуациях и полностью подтверждает экспертную оценку логофобии (И уровень), самооценку логофобии (II уровень) и данные, полученные в результате обследования по «Речевому опроснику» (II уровень логофобии).
Логопедический диагноз: неврозоподобное заикание в тяжелой степени, смешанная форма, тонико-клонический тип речевых судорог, ритуальные движения левой руки, II уровень логофобии.
Клинический диагноз: невроз навязчивых состояний у больного с генетически обусловленным заиканием и симптомами поражения ЦНС по резидуально-органическому типу.
Больной Ч., 19 лет. Студент II курса финансово-экономического факультета негосударственного института. Направлен райвоенкоматом для уточнения степени заикания.
На приеме с матерью. Мать — школьный учитель математики. Отец в прошлом — адвокат, в последние годы — бизнесмен.
Из анамнеза: ребенок от второй беременности (сестра старше на 6 лет, заиканием не страдает). Матери в момент рождения больного было 32 года, отцу — 38 лет. Беременность протекала с угрозой выкидыша, мать лежала на сохранении в стационаре, получала много лекарственных препаратов. Родила ребенка позже на две недели, роды со стимуляцией. В справке института отмечена родовая травма (без уточнения). Масса тела новорожденного — 3500 г, рост — 53 см. Приложен к груди на восьмые сутки. Через две недели ребенка перевели на искусственное вскармливание, сразу появился диатез. Ребенок был беспокойным, педиатр диагностировал заболевание селезенки, в связи с чем был назначен курс лечения антибиотиками.
Из заболеваний перенес: корь и краснуху — в 6 лет, инфекционный паротит — в 9 лет, в 10 лет — бронхит, который перешел в хроническую форму. Часто болеет простудными заболеваниями.
Психофизическое развитие в пределах нормы.
Речевое развитие: гуление — в пределах нормы, первые слова — в 10 месяцев, начало фразовой речи — к 1 году 3 месяцам.
Заикание появилось в 3 года. Производящая причина заикания — острая психотравма: в наказание за разбитую вазу дедушка закрыл в темной ванной комнате на 2 часа, мальчик сильно испугался, кричал.
Заикание развилось в острой форме (речевая наследственность не отягощена).
В течение 6 месяцев лечился у гомеопата. К концу курса лечения речь почти нормализовалась. В шестилетнем возрасте в резуль-
тате психотравмирующей ситуации (из семьи ушел отец, к которому ребенок был очень привязан) развился рецидив заикания.
Мать устроила ребенка в группу для привилегированных детей, в которой, по словам матери, были очень хорошие воспитатели. Обстановка в группе была спокойной, доброжелательной, ребенку там нравилось. Речь улучшилась без лечебной и логопедической помощи.
В группе мальчик вел себя хорошо, выполнял требования воспитателей. Дома же часто капризничал, был требовательным, с неудовольствием реагировал на покупки, которые мать делала для сестры (материальное положение семьи оставалось хорошим, отец регулярно помогал детям, продолжал с ними видеться, делал им дорогие подарки). Мать считала семью виновной в том, что сын заикается. Понимала всю «несостоятельность сложившейся системы воспитания больного», но боялась резко ее изменить, чтобы не ухудшить состояние сына. Считает, что именно «в этот период он стал проявлять черты эгоиста».
Повторный рецидив заикания произошел в начале 1 класса школы. В связи с тем, что больной оказался левшой, учительница начала упорно учить писать его правой рукой. Обучение проводилось «жесткими методами».
У мальчика развились истерические реакции (плаксивость, выраженный негативизм, рвоты перед уходом в школу). Речь его резко ухудшилась. Участковым педиатром он был направлен в Центр детских неврозов. В результате психотерапии и лекарственного лечения (ноотропил, фенибут) состояние ребенка улучшилось, несколько улучшилась и речь.
В 5 классе мальчик снова попадает в конфликтную ситуацию — одна из соучениц по классу начала передразнивать больного, издевалась над его нарушенной речью. Речь резко ухудшилась, мальчик стал злым, раздражительным, сторонился товарищей по классу, некоторым завидовал, друзей не имел. После 8 класса перешел в вечернюю школу, продолжал лечение, но уже стойких и длительных ремиссий не наблюдалось.
Несмотря на это после окончания школы поступил на финансово-экономический факультет института, работающего на хозрасчетной основе. Обстановка института сначала благотворно повлияла на психическое состояние больного, перспективы и особенно помощь отца его немного обнадеживали, но речь по-прежнему оставалась нарушенной. Стеснялся говорить в аудитории, все задания выполнял письменно, снова стал замкнутым, раздражительным, особенно стеснялся девушек. Матери, которая старалась всегда понимать и морально поддерживать сына, часто жаловался на заи-
кание. С сестрой отношения «прохладные». По мнению матери, он завидует ей, так как она человек активный, общительный.
Из беседы с больным: к моменту обследования наиболее трудно разговаривать в институте, по телефону не разговаривает, в магазины ходить категорически отказывается. Чувствует себя свободно только с одним приятелем, которому за мелкие услуги помогает в учебе, да с матерью, так как она всегда ему сочувствовала и готова была его понять. К службе в армии относится сугубо отрицательно, «пусть служат дураки да генералы, наживающиеся на войнах и солдатах».
Экспертная оценка уровня логофобии — III уровень. Самооценка уровня логофобии — III уровень.
Объективно: самостоятельная речь с речевыми судорогами на следующих звуках:
с, п, г, к...
н,
А, о
тонико-клонический
тип речевых
судорог, сопутствующие движения
головы.
Речевое дыхание нарушено. Голос напряженный. Артикуляция нечеткая. Наблюдается нарушенное звукопроизношение по типу стертой дизартрии (ротоцизм, ламбдамизм, межзубый сигматизм).
При обследовании речевой контакт крайне затруднен.
Данные экспериментально-психологического обследования:
«Речевой опросник» — III уровень логофобии (8, 25, 26, 32);
TAS — 89 баллов;
«Оптимистические ожидания» — 28 баллов;
DFS-D - 51 балл;
DFS-F— 30 баллов.
Полученные по шкале TAS данные указывают на наличие у больного алекситимии. Исследование по шкале «Оптимистические ожидания» и по шкалам DFS-D и DFS-F указывает на выраженный страх речи, нарушенную систему отношений личности, замкнутость, невротизм, что подтверждает данные «Речевого опросника» (III уровень логофобии).
Но такие черты характера больного, на которые в беседе указала мать, — себялюбие, желание хорошо устроиться в жизни, завистливое отношение к сестре (его можно расценивать в данном случае как продуктивное) — дают возможность предположить, что при удачном стечении обстоятельств уровень логофобии будет снижаться.
Логопедический диагноз: неврозоподобное заикание в тяжелой степени (!), смешанная форма, тонико-клонический тип речевых судорог, сопутствующие движения головы, III уровень логофобии.
Клинический диагноз: заикание с выраженными логоневротичес-кими наслоениями на органической основе у больного, акцентуированного по истероидному типу.
Историю болезни, иллюстрирующей течение заикания без логофобии (группа РЗ), мы не приводим, так как по данным наиболее объективной методики исследования логофобичес-кого синдрома — «Речевого опросника» заикающихся с полным отсутствием какой бы то ни было боязни речи не выявлено среди больных экспериментальной группы. Как показано в главе 3, отсутствие фиксации внимания на заикании наблюдается у больных с выраженной психотической симптоматикой.