Клиническое и экспериментально-психологическое исследование заикающихся призывного возраста в связи с задачами военной экспертизы
Исследование моторных и эмоциональных нарушений у заикающихся при проведении военной экспертизы
Объективная диагностика заикания у допризывников и призывников в медкомиссии райвоенкоматов до сих пор практически отсутствует. Поэтому разработка методов обследования взрослых заикающихся, по возможности учитывающая все многообразие клинических проявлений данной патологии речи в условиях реформирования армии, представляется сегодня особенно важной и актуальной.
Широко известно, что судорожный синдром у заикающихся подразделяется на три степени — легкую, среднюю и тяжелую. Достаточно полные определения степеней заикания предлагает М. Е. Хватцев (1959).
До настоящего времени медицинские комиссии средних и высших военных учебных заведений, призывные комиссии районных и городских военных комиссариатов при решении вопросов, нередко определяющих дальнейшую судьбу заикающегося, ориентируются только на выраженность его речевого судорожного синдрома. В свою очередь, они руководствуются должностными инструкциями и приказами, в которых также учитывается в основном степень заикания.
Во всех послевоенных приказах Министерства обороны СССР, в дальнейшем — Российской Федерации, в разделе «Болезни уха, горла, носа, полости рта и челюстей» выделялись и выделяются две степени: высокая степень заикания и умеренное заикание. Упоминаются и невротические проявления у больных с этой патологией речи, но без какой-либо расшифровки.
L6-
До 1995 года в соответствии с разделом, в котором значилось заикание, этими больными в военкомате занимались врачи-оториноларингологи.
В приказе Министерства обороны Российской Федерации от 22 сентября 1995 года № 315 заикание указывается в рубрике под заглавием «Кроме того — заикание и запинание», и освидетельствуемый «подвергается углубленному обследованию невропатологом, при необходимости психиатром, оториноларингологом, а при возможности — и логопедом». Но такой возможности у военных комиссариатов до сих пор нет, если судить по положению дел в Санкт-Петербурге.
Однако в крупных городах, где имеются логотерапевтические службы, оказывающие помощь взрослым заикающимся, военкоматы могут направлять призывников к специалистам для уточнения логопедического диагноза.
В Санкт-Петербурге уже в течение нескольких десятков лет районные комиссариаты всех районов и пригородов, имеющих статус районов, направляют заикающихся призывников для экспертного обследования в межрайонные логотерапевтические кабинеты, функционирующие при психоневрологических диспансерах.
Необходимо подчеркнуть, что до сих пор врачи перечисленных выше специальностей (военные медицинские и призывные комиссии), имея самые смутные представления о клинике заикания, продолжают по традиции запрашивать логопедов-экспертов только о степени выраженности судорожного синдрома. При этом в военных комиссариатах всех рангов (районные, городские и др.) тяжелая степень приравнивается к высокой степени заикания, а средняя и легкая — к умеренному заиканию.
О психоневротических проявлениях, на фоне которых, как правило, протекает эта патология речи и которые упоминаются в приказе Министерства обороны Российской Федераций от 22 сентября 1995 г. № 315, специалистов не запрашивают.
Тем не менее у подавляющего большинства подростков и взрослых, страдающих заиканием, наблюдаются невротические и неврозоподобные заболевания, пограничные состояния, а иногда, особенно в последние годы, бывают случаи психических заболеваний (глава 3). Но заикающиеся с психическими заболеваниями, обратившиеся к специалистам по
инициативе родственников, обычно в логотерапевтических кабинетах не задерживаются, так как речевое нарушение для них не является значимым. При решении экспертных вопросов заикание у этих больных также особой роли не играет. Экспертиза проводится по основному заболеванию психиатром.
Что же касается логофобического синдрома, боязни говорить в эмоционально значимых ситуациях, которые в ряде случаев являются причиной выраженных вторичных невротических расстройств, нередко инвалидизирующих больного, то эти патопсихологические проявления заикания при решении экспертных вопросов уходят на второй план, хотя в общей картине болезни играют у взрослых заикающихся едва ли не ведущую роль. Недооценка логофобического синдрома при проведении экспертного обследования пациентов призывного возраста наблюдается в то время, когда большинство ведущих исследователей заикания по поводу вторичных невротических реакций, страха речи, тяжелых эмоциональных нарушений у указанного контингента больных высказываются в основном однозначно. И эти нарушения, как видно из литературы, могут появиться уже в детском возрасте.
Так, М. Е. Хватцев (1959) подробно описывает боязнь, страх публичной речи, приобретающий у многих взрослых заикающихся характер патологической навязчивости. Он же отмечает, что у большинства маленьких детей наблюдается острое чувство своего речевого недостатка.
Аналогичная точка зрения высказывается И. Г. Выгодской с соавторами (1984), которая говорит о фиксации внимания заикающихся дошкольников на речевом дефекте и о необходимости проведения психотерапии с такими детьми на ранних стадиях логопедических занятий и в процессе игровой деятельности.
У заикающихся школьников «страх и конфузливость» отмечает В. И. Селиверстов (1967).
О. В. Правдина (1969) в схему обследования больного, страдающего заиканием, вводит пункт, уточняющий реакции ребенка на свои речевые затруднения.
В. А. Куршев (1973), исследуя взрослых заикающихся, прослеживает у многих больных формирование навязчивого фобического синдрома, непосредственно связанного с речью, общие невротические расстройства, изменение черт характера.
M. Seeman (1962) считает патологическим симптомом заикания не нарушение речи, а аффективную реакцию на него.
Н. А. Власовой, К.-П. Беккер (1978) указывается, что заикание, с одной стороны, служит проявлением реактивного нарушения, а с другой — оно само может непосредственно быть причиной такого нарушения.
Наиболее полно и точно высказывается по данному вопросу В. М. Шкловский (1994). Он пишет: «Изучение нашего материала показало, что среди пациентов нередко встречаются лица, у которых даже несильное заикание, почти незаметное для окружающих, может вызвать тяжелые переживания, уход в болезнь, отказ от работы и учебы. В связи с этим заключение о тяжести заболевания лишь по одному его внешнему (моторному) признаку, как правило, оказывается недостаточным, так как при наличии незначительно выраженных судорог у этих больных выявляется тяжелая декомпенсация за счет невротического компонента, обусловленного особенностями личности и ее отношением к речевому дефекту» [167. С. 31].
Приведенное высказывание В. М. Шкловского является определяющим не только для понимания сложности клинических проявлений заикания, но имеет прямое отношение к проблеме организации всестороннего экспертного обследования взрослых пациентов, страдающих этим речевым нарушением. Им же проводятся первые исследования в направлении объективизации, «измерения» уровня логофобии у указанного контингента больных.
Так, В. М. Шкловский приводит результаты изучения кож-но-гальванической реакции (КГР) у взрослых заикающихся.
По уровню эмоциональных нарушений больные были распределены следующим образом. В 1-ю группу вошли заикающиеся, в структуре личности которых не было отмечено патологических отклонений, заикание не наложило характерного отпечатка на систему их отношений с окружающими людьми. В социальном плане эти больные были в достаточной степени адаптированы. Во 2-ю, наиболее многочисленную группу вошли больные, у которых отмечались значительные эмоциональные расстройства, выраженный страх речи в ситуациях, требовавших особенно активного речевого общения, что, по мнению автора, свидетельствует об избирательном характере нарушений в системе отношений этих больных.
К 3-й группе, примерно равной по количеству больных первой, В. М. Шкловский относит заикающихся, у которых тяжесть заболевания определялась выраженностью эмоциональных нарушений. В структуре личности больных 3-й группы, по данным психофизиологических исследований, отмечались стойкие патологические отклонения. У них наблюдалась дезорганизация всей системы личностных отношений и поведения, основанная на непреодолимом страхе речи и резко выраженном чувстве неполноценности. У больных 3-й группы возникали большие трудности при получении образования, существенно была нарушена трудовая деятельность.
Проведенные В. М. Шкловским исследования убедительно показывают, что речевые судороги у взрослых заикающихся — это только часть общей картины заикания, а четкая характеристика выделенных им трех групп дает возможность диагностировать и дифференцировать эмоциональные нарушения, страх речи, позволяет говорить о трех уровнях логофобии. Но, к сожалению, исследование кожногальванических реакций возможно в условиях научных лабораторий, а специалисту-практику в основном приходится опираться на свой опыт.
В методических рекомендациях В. А. Калягина и М. Н. Киселевой (1992) наряду с психологическим исследованием темперамента заикающихся, их степени неудовлетворенности собой и склонности к лидерству приводится адаптированный вариант модифицированного теста Эриксона. С помощью этого теста оценивается в баллах уровень специфической речевой тревоги больных в определенных ситуациях общения. Тест состоит из 24 утверждений, подтверждающих или отрицающих различные проявления нарушений коммуникативной функции речи, т. е. 12 утверждений указывают на наличие страха речи, другие 12 утверждений говорят об его отсутствии. Очевидно, что с помощью теста Эриксона исследователь может получить более развернутую картину переживаний заикающегося, а это, в свою очередь, позволяет проводить целенаправленнее лого- и психотерапевтическую работу. В этом тесте отражены основные эмоционально значимые для больных ситуации речевого общения. В нем есть и общение с учителем, начальником, в обществе с незнакомыми людьми, отношение к собственному нарушению речи, избирательный подход к выбору собеседника.
Но в тесте Эриксона имеются и значительные недостатки.
Так, в нем не отражены различные уровни эмоциональной напряженности в одной и той же ситуации. Например: «разговаривать с незнакомыми людьми я стесняюсь, боюсь, очень боюсь, отказываюсь».
Диапазон эмоционально значимых ситуаций сужен. Нет утверждений, связанных с общением в учреждениях сферы обслуживания, по телефону, в конфликтных ситуациях на улице, в общественном транспорте, с незнакомым человеком противоположного пола. Нет материала и для проведения экспертной работы, в частности военной экспертизы. А это в настоящее время в условиях нашей страны особенно важно для заикающегося призывника, а также специалиста, от заключения которого зависит, будет ли призван на военную службу обследуемый.