У детей и подростков с олигофренией
В 1994—1995 годах была предпринята попытка использовать аппарат АИР в курсе комплексного устранения заикания у детей со сниженным интеллектом. В эксперименте участвовало 9 детей в возрасте от 6 до 13 лет с
диагнозом «дебильность различного генеза», из них 5 мальчиков и 4 девочки.
Исследование было проведено на базе Городского логоте-рапевтического центра Василеостровского психоневрологического диспансера Санкт-Петербурга и диспансерного отделения № 2 Объединения «Детская психиатрия». В Объединении «Детская психиатрия» исследование проводилось логопедом Н. С. Миссуловиной под руководством автора данного пособия.
Исследование проводилось по следующему плану:
1. Жалобы ребенка на речевые трудности.
2. Исследование самостоятельной речи (без аппарата и с аппаратом).
3. Исследование чтения (без аппарата и с аппаратом), учитывались случаи достаточно сформированного навыка свободного чтения.
4. Исследование диалога (с аппаратом и без аппарата).
5. Исследование автоматизированной речи (с аппаратом и без аппарата).
6. Исследование навыков общей и ручной моторики (пробы А. Р. Лурия — Д. С. Озерецковского).
В результате проведенного исследования были получены следующие данные: внимание на заикании фиксировали 2 человека с неглубокой степенью дебильности. Это были дети 11- и 13-летнего возраста. Можно предположить, что фиксация внимания на речевом дефекте была индуцирована родителями. В остальных 7 случаях никаких жалоб на речевые трудности дети не предъявляли, хотя развернутое логопедическое обследование выявило у них не только заикание, но и нарушенное звукопроизношение по типу стертой формы дизартрии.
Исследование самостоятельной речи оказалось возможным у 3 человек из 9, так как их речь отличалась от речи остальной группы детей более сформированным словарным запасом и более правильным грамматическим оформлением фразы. Учитывая, что темп речи у этих детей был ускоренным, аппарат помогал им в той или иной степени при индивидуально подобранной задержке звукового сигнала. У остальных детей исследуемой группы улучшения речи не наблюдалось. Дети 6—7 лет проявляли негативное отношение к аппарату либо принимали его за игрушку.
При исследовании чтения (в случае достаточно сформированного навыка) аппарат оказался наиболее эффективным, так как чтение не требует от детей со сниженным интеллектом самостоятельного формулирования фразы, которое значительно затруднено в самостоятельной речи.
Значительно снижалась речевая судорожность при произнесении автоматизированных рядов на фоне замедления темпа речи, улучшалась артикуляция, при усилении звукового сигнала усиливался голос ребенка.
При исследовании диалогической речи заметных различий у шести младших детей не наблюдалось, поскольку эти дети не могли перейти к развернутым ответам, а у трех старших детей с выраженной степенью заикания ответы на вопросы с использованием аппарата значительно улучшались (реально сокращалось количество речевых судорог и ответы становились более развернутыми).
Исследования общей и ручной моторики показали (были использованы следующие тесты: ходьба с приставкой ноги на определенный счет, реципрокная проба, проба «кулак—ребро—ладонь»), что аппарат не помогает детям с торпидными формами олигофрении (2 человека) и показан возбудимым олигофренам.
Логопедические занятия с указанным контингентом детей проводились курсами по 1,5—2 месяца (2 раза в неделю). Родителям было рекомендовано в домашних условиях разговаривать с детьми в замедленном темпе, примерно таком, какой обусловливается аппаратом. Занятия проводились с применением дидактического материала, развивающего интеллект ребенка, расширяющего запас его знаний и представлений.
В качестве иллюстрации приведем пример.
История болезни ребенка Р., 9 лет.
Из анамнеза: ребенок от 10-й беременности, 3-х родов (старший брат глухонемой, сестра учится в массовой школе). Беременность протекала нормально. Матери было 30 лет, сведений об отце нет. Роды затяжные, отмечена травма левой височной области. Масса тела новорожденного — 4400 г, рост — 52 см. Закричал не сразу. К груди приложили на третьи сутки, сосал активно. Выписан на 7-й день.
Физическое развитие: сидит с 6 месяцев, ходит с 1 года.
Речевое развитие: гуление, лепет — с задержкой, первые слова — после трех лет; фразовая речь — к четырем годам, нечеткая, с выраженным нарушением звукопроизношения.
Перенесенные заболевания: ветряная оспа, частые простудные заболевания. Тяжелые инфекции, травмы головы, обмороки, судороги — мать отрицает. С 6 месяцев до 1,5 лет воспитывался в доме ребенка, где работала мать. Затем посещал ясли и детский сад. С четырех лет посещал логопедический детский сад — группу ЗПР, с программой не справлялся, был направлен к психиатру в 1992 году.
В 1992—1993 годах обследован психиатром, психологом, дефек-тологом.
Из обследования психолога (обследование с использованием методики Векслера): оценка по вербальным заданиям = 57/61; оценка по текстовым действиям = 83; итоговая оценка = 67/69.
Заключение: интеллект соответствует уровню дебильности (неравномерность структуры интеллекта органического генеза, преобладание невербального интеллекта).
Диагноз психиатра: дебильность, обусловленная травмой в родах.
Логопедический статус: со слов матери, заикание у ребенка появилось в 8-летнем возрасте без видимой причины. Речевая наследственность по линии матери не отягощена. Мать считает, что заикание тормозит развитие ребенка, так как он не может нормально общаться с детьми.
Объективно: в контакт вступает постепенно, внимание неустойчивое. Словарный запас беден. Уровень представлений об окружающем ниже возрастной нормы (отсутствуют многие обобщающие понятия, нарушены пространственные представления). В самостоятельной речи наблюдаются выраженные аграмматизмы, нарушены функции словообразования и словоизменения. Фонематический анализ и синтез не сформированы. Звукопроизношение нарушено по типу стертой формы дизартрии (свистящий и шипящий сигматизм, ротацизм). Чтением и письмом не овладел, знает отдельные буквы, слоги сливает с помощью логопеда. Дублирует 1 класс вспомогательной школы.
Из беседы с ребенком выяснено, что он знает о своем заикании, но относится к нему безразлично.
Самостоятельная речь (пересказ сказки «Колобок») с речевыми судорогами на следующих звуках:
т, б, п, м, г ...
л
а, у, и
тонико-клоническии тип речевых судорог
Наблюдаются сопутствующие движения головы. Речевое дыхание нарушено, симптом Фрешельса положительный. Темп речи значительно ускорен. Артикуляция нечеткая. Голос напряженный, плохо модулированный. Диалог — с выраженным заиканием. Автоматизированная речь с заиканием. При шепоте речь несколько улучшается.
Оральный праксис нарушен; затруднены тонкие движения языка и изолированное надувание щек.
Динамический праксис грубо нарушен: реципрокная проба — 3, проба «кулак — ребро — ладонь» — 3.
Логопедический диагноз: заикание в тяжелой степени, смешанная форма, тонико-клонический тип речевых судорог, сопутствующее движение головы; общее недоразвитие речи (III уровень), обусловленное снижением интеллекта; дизартрия — стертая форма.
Логопедические занятия проводились в период с ноября 1994 по декабрь 1995 года. Наряду с указанными выше комплексными лечебно-реабилитационными мероприятиями был использован аппарат АИР. Ребенок охотно занимался с аппаратом, так как ему говорили, что он играет в телефон. При задержке звукового сигнала на 120 мс темп его речи значительно снижался, усиливался голос, улучшалась артикуляция. На этом фоне заметно снижалось количество и выраженность речевых судорог.
Большое значение придавалось упражнениям по коррекции общих моторных навыков, ребенку постоянно внушалось, что он не должен торопиться во время ходьбы, а говорить должен так, как он разговаривает с аппаратом. Матери рекомендовано проводить с ребенком аналогичную работу в домашних условиях.
В настоящее время речь больного несколько улучшилась, хотя автоматизация достигнутых результатов осуществляется неудовлетворительно.
Учитывая незначительное количество детей, участвовавших в эксперименте, можно сделать следующие предварительные выводы.
1. Применение аппарата АИР показано детям с неглубокой степенью умственной отсталости, с достаточно развитым активным словарем, запасом знаний и представлений.
2. Применять аппарат следует только в условиях логопедического занятия, урока, в домашней обстановке под контролем логопеда, учителя, родителей.
3. Аппарат показан для эретичных олигофренов с ускоренным темпом речи. Оптимальная задержка звука подбирается логопедом.
4. Для торпидных детей с умственной отсталостью аппарат не показан.
5. Аппарат АИР рекомендуется применять в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.
6. При наличии у заикающихся детей дизартрии желательно по возможности нормализовать звукопроизношение до работы с аппаратом.
7. Использование аппарата в различных ситуациях речевого общения, как это рекомендуется делать в работе с заикающимися умственно полноценными людьми, видимо, с указанным контингентом детей нецелесообразно, так как они не отмечают в подавляющем большинстве случаев ситуационного страха речи.
8. Рекомендуется постоянно фиксировать внимание детей на темпе речи, который задается аппаратом, с целью автоматизации навыков улучшенной речи.
Введение в логопедическую практику с указанным контингентом больных (пока в рамках экспериментальной группы) нового приема коррекции речи с помощью аппарата АИР дает возможность думать об определенном изменении лечебно-кор-рекционных воздействий при устранении заикания у детей с неглубокой степенью умственной отсталости.
Обобщая данные, приведенные в настоящей главе, посвященной особенностям лечения заикания, которые обусловлены его клиническим патоморфозом, можно сделать следующие выводы: особенности лечения заикания у больных с различной нервно-психической патологией рассмотрены в четырех аспектах.
1. Логотерапевтический. Введение охранительного режима учитывает условия жизни и работы больного, так как режим вводится в удобное для пациента время. Подбор дидактического материала учитывает низкий уровень образования и культуры многих пациентов (особенно подростков). Выявлена зависимость логотерапевтической работы от принадлежности больного к различным социальным группам населения (возможность посещения занятий, пропуски занятий). В функциональные тренировки вводится современная деловая и бытовая лексика. Для больных с истерическим заиканием значительно удлиняется проведение охранительного режима (5—6 дней), делается акцент на тренировке дыхательных
упражнений. С заикающимися детьми со сниженным интеллектом проводится работа над речью в целом, предусматривающая расширение запаса знаний, представлений и активного словаря, коррекцию звукопроизношения. С этой категорией заикающихся был проведен эксперимент, связанный с применением аппарата АИР (для эретичных и дисфоричес-ких олигофренов); особое значение приобретает работа с родителями детей.
2. Психологический. У ряда больных, посещавших ранее безрезультатно экстрасенсов, парапсихологов и пр., наблюдается скептическое отношение к лечению; выявлено разное отношение к лечению у лиц с различным материальным положением; наблюдаются различные установки на избавление от заикания у пациентов, преследующих разные цели. У истерических больных в ряде случаев имеется установка на избавление от заикания, эти больные четко выполняют рекомендации специалистов. У детей с олигофренией, как правило, прослеживается безразличное отношение к своему речевому нарушению, установки на лечение заикания практически отсутствуют.
3. Психотерапевтический. Необходим тщательный контроль за подбором дидактического материала, отражающего современную жизнь; аутогенная тренировка и гипноз проводятся в малых психотерапевтических группах, подобранных по социальному признаку; сеанс внушения в бодрствующем состоянии в настоящее время не проводится, так как он практически дискредитирован неспециалистами; отмечено специфическое отношение к гипнотерапии у лиц с различным вероисповеданием; выявлены особенности в проведении определенных видов внушения: отдельные формы этого воздействия по этическим соображениям в настоящее время не проводятся (плацебо-терапия). У истерических больных вместо сеанса наркопсихотерапии чаще используются более щадящие когнитивно-поведенческие техники. У заикающихся детей с олигофренией применяются различные формы императивного внушения и когнитивной психотерапии; аутотренинг заменяется упражнениями на расслабление.
4. Лекарственный. При тяжелом тоническом заикании вместо противосудорожнои смеси применяется финлепсин и конвулекс; истерическим больным показано строго дозированное применение транквилизаторов; при лечении детей с олигофренией применяются ноотропы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем заключается специфика проведения подготовительного периода курса комплексного устранения заикания у подростков и взрослых?
2. С какой целью проводится охранительный режим (режим молчания)? Укажите особенности проведения этого режима в последнее десятилетие.
3. Расскажите о лого- и психотерапевтической работе, проводимой с пациентами после снятия охранительного режима.
4. Расскажите о цели и проведении функциональных тренировок речи у описанного контингента больных.
5. Каков принцип действия аппарата АИР? Укажите показания и противопоказания к его применению.
6. Каковы результаты комплексного лечения заикающихся подростков и взрослых? Что влияет на результаты лечения?
7. Расскажите о специфике устранения заикания у детей и подростков со сниженным интеллектом. В каких формах проводятся элементы психотерапии с этим контингентом больных?
Глава 6