Особенности возникновения и течения заикания

На протяжении многих лет в разное время в Городском логотерапевтическом центре Санкт-Петербурга проводилась коррекционно-логопедическая работа с заикающимися деть­ми и подростками, страдающими легкой степенью олигофре­нии. Сюда также обращались за логопедической помощью несколько взрослых умственно отсталых людей, желавших

вылечить заикание. Некоторые из них приходили в логотерапевтический центр по инициативе родных и быстро посе­щения прекращали.

Учитывая, что при выраженных степенях интеллектуаль­ного недоразвития компенсаторные возможности значитель­но ниже, чем у больных с легкими степенями олигофрении (Кириченко Е. И., Леденев Б. А., 1979), специалисты центра устранением заикания у детей-имбецилов систематически не занимались, так как отдельные попытки работы с такими больными положительных результатов не дали. Ниже речь пойдет о заикающихся детях, страдающих в основном легкой дебильностью.

Эти дети обследовались детским психиатром, психологом и логопедом. В результате комплексного обследования были собраны подробные анамнестические сведения. Проводилось описание психического статуса больного, которое с учетом клинического и экспериментально-психологического исследо­вания позволяло сделать вывод о поведении ребенка, о его ориентации в окружающей среде, определяло круг знаний, представлений, словарный запас заикающегося и степень сни­жения интеллекта (по методике Векслера). При логопедиче­ском обследовании внимание уделялось следующим вопросам: 1) особенности речевого развития (сроки появления гуления, лепетной речи, первых слов и фраз); 2) возраст и причины, со слов родителей, возникновения заикания (своеобразие фо­нематического анализа и синтеза, голоса, артикуляционного аппарата, наличие нарушений звукопроизношения); 3) иссле­довались различные виды речи: самостоятельная, чтение (у стар­ших школьников), автоматизированная, ритмизированная, сопряженная, отраженная, шепотная; 4) устанавливался тип и локализация речевых судорог, наличие сопутствующих и ритуальных движений, проверялся темп речи и общих моторных навыков, устанавливался тип речевого дыхания; 5) применялись нейропсихологические пробы (состояние орального и динамического праксиса и пробы на скрытое левшество). В результате комплексного обследования был выявлен целый ряд особенностей, характерных для этой группы заикающихся.

Основное отличие заикающихся со сниженным интеллек­том от умственно полноценных детей, страдающих заикани­ем, заключается в том, что речевые расстройства детей с оли-

гофренией тесно связаны в подавляющем большинстве слу­чаев с задержкой психофизического, речевого развития и с нарушением моторики ребенка.

Как правило, движения детей с олигофренией плохо ко­ординированы, темп движений нарушен: у эретичных и дис-форических (по Д. Н. Исаеву) — ускорен, у торпидных — за­медлен. Нарушены также плавность, ритмичность общих и артикуляционных движений, наблюдаются выраженные на­рушения динамического и орального праксиса. В 75% случа­ев было обнаружено скрытое левшество.

При обследовании речи и выяснении истории возникнове­ния речевых недостатков у детей была выявлена следующая картина: речь 22 человек из 28 обследованных развивалась с большой задержкой (первые слова появились после 2 лет, фразовая речь — к 3—4 годам) и у этих же 22 человек на­блюдались различные формы дизартрии. Из анамнеза видно, что заикание у обследованной группы детей появилось не в 3—5 лет, как обычно бывает у детей с нормальным интел­лектом, а позднее, в возрасте 5—8 лет, и развивалось не в острой форме, кроме того, факт возникновения заикания ро­дители во многих случаях не связывали с какими-либо ви­димыми причинами. Поэтому можно думать, что заикание у детей со сниженным интеллектом возникает обычно без психогенных пусковых механизмов, как системное наруше­ние речи органического генеза. Однако приходилось наблю­дать отдельные случаи возникновения заикания у данной категории больных в результате затянувшейся психотрав-мирующей ситуации на фоне развития астеноневротической симптоматики.

Появление заикания у детей со сниженным интеллектом совпадает с периодом формирования у них более сложных логико-грамматических конструкций. При обследовании было выяснено, что у большинства пациентов словарный запас беден, речь аграмматична, у многих наблюдалось на­рушение фонематического слуха, преобладание конкретных форм мышления.

Обследование также показало, что у многих детей вследствие ускоренных (эретичные олигофрены) или замедленных (торпидные больные) двигательных навыков изменен темп речи, на­блюдается слабое, поверхностное дыхание, напряженный, пло­хо модулированный голос, нечеткая, смазанная артикуляция,

нарушения звукопроизношения, затруднения при повторении ряда автоматизированных слов, ослабленная, механическая память, склонность к речевым штампам.

И тем не менее некоторые из обследованной группы заика­ющихся в возрасте 7—8 лет начинали учиться в 1 классе мас­совой школы. В силу перечисленных особенностей дети с про­граммой 1 класса не справлялись, попадали в число отстаю­щих учеников. Нередко такие дети в результате повышенной возбудимости и двигательной расторможенности, отсутствия устойчивого внимания, вследствие плохого отношения к ним товарищей по классу в связи с характерными для больных особенностями поведения не могли освоиться с режимом мас­совой школы и попадали в конфликтную ситуацию, которая являлась причиной развития невротической симптоматики. Все это также в определенной мере способствовало возникно­вению заикания у данного контингента учащихся.

Приведем пример.

Больной О., 9 лет. Диагноз детского психиатра: дебильность, обусловленная травмой головного мозга в двухлетнем возрасте.

У ребенка при поступлении в логотерапевтический центр наблю­далось заикание в тяжелой степени, артикуляционно-дыхательная форма, тонико-клонический тип речевых судорог.

В возрасте 7 лет мальчик поступил в 1 класс массовой школы. Ребенок сразу попал в число отстающих учеников. Дома создалась напряженная обстановка, так как бабушка, занимающаяся воспи­танием, обвиняла мальчика в лени. В ответ на настоятельные сове­ты врача и учителя задержать О. еще на год дома бабушка угово­рила учителя оставить ребенка в школе на испытательный срок, а дома заставляла его усиленно заниматься с репетитором. В итоге состояние здоровья мальчика резко ухудшилось: появились голов­ные боли, плаксивость, нарушился сон. Отдельные речевые задер­жки переросли в тяжелое заикание. О. перестал посещать школу, начал систематическое лечение у детского психиатра, регулярно по­сещал логопедические занятия. В следующем учебном году был на­правлен в 1 класс вспомогательной школы. Учебный год он окончил успешно, здоровье ребенка улучшилось, в результате систематиче­ских логопедических занятий улучшилась и его речь.

В беседах с детьми, их родителями и учителями выясня­ется, что у заикающихся со сниженным интеллектом при общении с окружающими иногда возникают отдельные труд­ности, переживания, связанные с их нарушенной речью. Так,

на вопросы: «Мешает ли тебе твоя речь?», «Почему ты хо­чешь избавиться от заикания?» — дети отвечают: «Меня драз­нят в школе», «Мне трудно отвечать на уроках чтения». Но эти, в общем-то, незначительные переживания не вырастают в тот социально значимый комплекс неполноценности, кото­рый нередко наблюдается у умственно нормальных детей и особенно подростков, страдающих логоневрозом. В связи с этим логопедическая работа, направленная на преодоление заикания у детей с неглубоким снижением интеллекта, в от­дельных случаях проходит успешнее, чем с теми заикающи­мися, у которых при нормальном интеллекте наблюдаются выраженные вторичные логоневротические реакции (страх речевого общения, фобии отдельных «трудных» звуков речи, защитные ритуальные навязчивые движения и пр.).

Заикающиеся с легкой степенью дебильности, отличаясь повышенной внушаемостью в сравнении с нормальными детьми, не анализируют свои эмоциональные ощущения, не ставят под сомнение требования врача и логопеда. Все то, что значительно мешает больному логоневрозом — не­уверенность в успехе лечения и логопедических занятий, постоянный анализ своих переживаний, болезненное отно­шение к речевому срыву и пр. (заикающиеся, акцентуиро­ванные по психастеническому типу), — в лечебной работе с больными со сниженным интеллектом отсутствует или значительно менее выражено.

В связи со сказанным может возникнуть вопрос: если у обсуждаемой категории заикающихся нет выраженной фик­сации внимания на своей речи, является ли целесообразной организация логопедической работы с ними?

Считаем, что такую работу проводить нужно. Опыт наблю­дения взрослых людей с неглубокой степенью дебильности, страдающих заиканием, показывает, что у некоторых из них при определенных обстоятельствах может возникнуть жела­ние (возможно, недостаточно сильное и целенаправленное) избавиться от своего речевого нарушения, так как они хотят быть такими, «как все», а заикание их еще более отличает от здоровых, мешает их социальной адаптации.

Несколько лет назад к нам на прием в сопровождении родите­лей пришел заикающийся больной Н. со сниженным интеллектом, 23 лет. На вопрос, что заставило его в таком возрасте обратиться в

логопедический кабинет, он ответил: «Жениться хочу». Из беседы с родителями (научными работниками) мы выяснили, что они по­дыскали сыну девушку, работающую на стройке и временно пропи­санную в общежитии, которая согласилась выйти за Н. замуж при условии постоянной прописки в их квартире. Вскоре после свадьбы молодая жена заявила родителям, что «Н. дурак да еще и заика», и если они его не вылечат, она с ним разведется.

Больной был принят на лечение. Кабинет посетил несколько раз, к занятиям не готовился, рекомендации понимал плохо, затем ис­чез на длительное время.

На прием пришел по вызову, сообщил, что в кабинет ходить больше не будет.

На вопрос, как протекает семейная жизнь, Н. ответил: «Нажил­ся уже. Галька со мной жить не хочет, и я тоже не хочу. Она все время дразнится». Из телефонного разговора с отцом больного мы узнали, что жена Н. официально расторгла брак, отсудила у них комнату и ставит вопрос о размене квартиры.

Из приведенного примера можно сделать вывод, что лечеб-но-коррекционную работу с указанной категорией заикаю­щихся следует начинать как можно раньше, в детстве, пока у больного имеются еще какие-то, хотя бы скромные, возмож­ности психической и речевой реабилитации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что означает механизм «условной приятности» заикания у взрос­лых больных, страдающих истерией?

2. В каких случаях осуществляется уход в заикание у больных, стра­дающих истерией?

3. Чем характеризуется этиологический патоморфоз (содержание пси­хической травмы), выявленный в связи с возникновением заикания у взрослых больных с истерией?

4. Охарактеризуйте специфику возникновения и течения заикания у больных со сниженным интеллектом

Глава 5

Наши рекомендации