Особенности возникновения и течения заикания
На протяжении многих лет в разное время в Городском логотерапевтическом центре Санкт-Петербурга проводилась коррекционно-логопедическая работа с заикающимися детьми и подростками, страдающими легкой степенью олигофрении. Сюда также обращались за логопедической помощью несколько взрослых умственно отсталых людей, желавших
вылечить заикание. Некоторые из них приходили в логотерапевтический центр по инициативе родных и быстро посещения прекращали.
Учитывая, что при выраженных степенях интеллектуального недоразвития компенсаторные возможности значительно ниже, чем у больных с легкими степенями олигофрении (Кириченко Е. И., Леденев Б. А., 1979), специалисты центра устранением заикания у детей-имбецилов систематически не занимались, так как отдельные попытки работы с такими больными положительных результатов не дали. Ниже речь пойдет о заикающихся детях, страдающих в основном легкой дебильностью.
Эти дети обследовались детским психиатром, психологом и логопедом. В результате комплексного обследования были собраны подробные анамнестические сведения. Проводилось описание психического статуса больного, которое с учетом клинического и экспериментально-психологического исследования позволяло сделать вывод о поведении ребенка, о его ориентации в окружающей среде, определяло круг знаний, представлений, словарный запас заикающегося и степень снижения интеллекта (по методике Векслера). При логопедическом обследовании внимание уделялось следующим вопросам: 1) особенности речевого развития (сроки появления гуления, лепетной речи, первых слов и фраз); 2) возраст и причины, со слов родителей, возникновения заикания (своеобразие фонематического анализа и синтеза, голоса, артикуляционного аппарата, наличие нарушений звукопроизношения); 3) исследовались различные виды речи: самостоятельная, чтение (у старших школьников), автоматизированная, ритмизированная, сопряженная, отраженная, шепотная; 4) устанавливался тип и локализация речевых судорог, наличие сопутствующих и ритуальных движений, проверялся темп речи и общих моторных навыков, устанавливался тип речевого дыхания; 5) применялись нейропсихологические пробы (состояние орального и динамического праксиса и пробы на скрытое левшество). В результате комплексного обследования был выявлен целый ряд особенностей, характерных для этой группы заикающихся.
Основное отличие заикающихся со сниженным интеллектом от умственно полноценных детей, страдающих заиканием, заключается в том, что речевые расстройства детей с оли-
гофренией тесно связаны в подавляющем большинстве случаев с задержкой психофизического, речевого развития и с нарушением моторики ребенка.
Как правило, движения детей с олигофренией плохо координированы, темп движений нарушен: у эретичных и дис-форических (по Д. Н. Исаеву) — ускорен, у торпидных — замедлен. Нарушены также плавность, ритмичность общих и артикуляционных движений, наблюдаются выраженные нарушения динамического и орального праксиса. В 75% случаев было обнаружено скрытое левшество.
При обследовании речи и выяснении истории возникновения речевых недостатков у детей была выявлена следующая картина: речь 22 человек из 28 обследованных развивалась с большой задержкой (первые слова появились после 2 лет, фразовая речь — к 3—4 годам) и у этих же 22 человек наблюдались различные формы дизартрии. Из анамнеза видно, что заикание у обследованной группы детей появилось не в 3—5 лет, как обычно бывает у детей с нормальным интеллектом, а позднее, в возрасте 5—8 лет, и развивалось не в острой форме, кроме того, факт возникновения заикания родители во многих случаях не связывали с какими-либо видимыми причинами. Поэтому можно думать, что заикание у детей со сниженным интеллектом возникает обычно без психогенных пусковых механизмов, как системное нарушение речи органического генеза. Однако приходилось наблюдать отдельные случаи возникновения заикания у данной категории больных в результате затянувшейся психотрав-мирующей ситуации на фоне развития астеноневротической симптоматики.
Появление заикания у детей со сниженным интеллектом совпадает с периодом формирования у них более сложных логико-грамматических конструкций. При обследовании было выяснено, что у большинства пациентов словарный запас беден, речь аграмматична, у многих наблюдалось нарушение фонематического слуха, преобладание конкретных форм мышления.
Обследование также показало, что у многих детей вследствие ускоренных (эретичные олигофрены) или замедленных (торпидные больные) двигательных навыков изменен темп речи, наблюдается слабое, поверхностное дыхание, напряженный, плохо модулированный голос, нечеткая, смазанная артикуляция,
нарушения звукопроизношения, затруднения при повторении ряда автоматизированных слов, ослабленная, механическая память, склонность к речевым штампам.
И тем не менее некоторые из обследованной группы заикающихся в возрасте 7—8 лет начинали учиться в 1 классе массовой школы. В силу перечисленных особенностей дети с программой 1 класса не справлялись, попадали в число отстающих учеников. Нередко такие дети в результате повышенной возбудимости и двигательной расторможенности, отсутствия устойчивого внимания, вследствие плохого отношения к ним товарищей по классу в связи с характерными для больных особенностями поведения не могли освоиться с режимом массовой школы и попадали в конфликтную ситуацию, которая являлась причиной развития невротической симптоматики. Все это также в определенной мере способствовало возникновению заикания у данного контингента учащихся.
Приведем пример.
Больной О., 9 лет. Диагноз детского психиатра: дебильность, обусловленная травмой головного мозга в двухлетнем возрасте.
У ребенка при поступлении в логотерапевтический центр наблюдалось заикание в тяжелой степени, артикуляционно-дыхательная форма, тонико-клонический тип речевых судорог.
В возрасте 7 лет мальчик поступил в 1 класс массовой школы. Ребенок сразу попал в число отстающих учеников. Дома создалась напряженная обстановка, так как бабушка, занимающаяся воспитанием, обвиняла мальчика в лени. В ответ на настоятельные советы врача и учителя задержать О. еще на год дома бабушка уговорила учителя оставить ребенка в школе на испытательный срок, а дома заставляла его усиленно заниматься с репетитором. В итоге состояние здоровья мальчика резко ухудшилось: появились головные боли, плаксивость, нарушился сон. Отдельные речевые задержки переросли в тяжелое заикание. О. перестал посещать школу, начал систематическое лечение у детского психиатра, регулярно посещал логопедические занятия. В следующем учебном году был направлен в 1 класс вспомогательной школы. Учебный год он окончил успешно, здоровье ребенка улучшилось, в результате систематических логопедических занятий улучшилась и его речь.
В беседах с детьми, их родителями и учителями выясняется, что у заикающихся со сниженным интеллектом при общении с окружающими иногда возникают отдельные трудности, переживания, связанные с их нарушенной речью. Так,
на вопросы: «Мешает ли тебе твоя речь?», «Почему ты хочешь избавиться от заикания?» — дети отвечают: «Меня дразнят в школе», «Мне трудно отвечать на уроках чтения». Но эти, в общем-то, незначительные переживания не вырастают в тот социально значимый комплекс неполноценности, который нередко наблюдается у умственно нормальных детей и особенно подростков, страдающих логоневрозом. В связи с этим логопедическая работа, направленная на преодоление заикания у детей с неглубоким снижением интеллекта, в отдельных случаях проходит успешнее, чем с теми заикающимися, у которых при нормальном интеллекте наблюдаются выраженные вторичные логоневротические реакции (страх речевого общения, фобии отдельных «трудных» звуков речи, защитные ритуальные навязчивые движения и пр.).
Заикающиеся с легкой степенью дебильности, отличаясь повышенной внушаемостью в сравнении с нормальными детьми, не анализируют свои эмоциональные ощущения, не ставят под сомнение требования врача и логопеда. Все то, что значительно мешает больному логоневрозом — неуверенность в успехе лечения и логопедических занятий, постоянный анализ своих переживаний, болезненное отношение к речевому срыву и пр. (заикающиеся, акцентуированные по психастеническому типу), — в лечебной работе с больными со сниженным интеллектом отсутствует или значительно менее выражено.
В связи со сказанным может возникнуть вопрос: если у обсуждаемой категории заикающихся нет выраженной фиксации внимания на своей речи, является ли целесообразной организация логопедической работы с ними?
Считаем, что такую работу проводить нужно. Опыт наблюдения взрослых людей с неглубокой степенью дебильности, страдающих заиканием, показывает, что у некоторых из них при определенных обстоятельствах может возникнуть желание (возможно, недостаточно сильное и целенаправленное) избавиться от своего речевого нарушения, так как они хотят быть такими, «как все», а заикание их еще более отличает от здоровых, мешает их социальной адаптации.
Несколько лет назад к нам на прием в сопровождении родителей пришел заикающийся больной Н. со сниженным интеллектом, 23 лет. На вопрос, что заставило его в таком возрасте обратиться в
логопедический кабинет, он ответил: «Жениться хочу». Из беседы с родителями (научными работниками) мы выяснили, что они подыскали сыну девушку, работающую на стройке и временно прописанную в общежитии, которая согласилась выйти за Н. замуж при условии постоянной прописки в их квартире. Вскоре после свадьбы молодая жена заявила родителям, что «Н. дурак да еще и заика», и если они его не вылечат, она с ним разведется.
Больной был принят на лечение. Кабинет посетил несколько раз, к занятиям не готовился, рекомендации понимал плохо, затем исчез на длительное время.
На прием пришел по вызову, сообщил, что в кабинет ходить больше не будет.
На вопрос, как протекает семейная жизнь, Н. ответил: «Нажился уже. Галька со мной жить не хочет, и я тоже не хочу. Она все время дразнится». Из телефонного разговора с отцом больного мы узнали, что жена Н. официально расторгла брак, отсудила у них комнату и ставит вопрос о размене квартиры.
Из приведенного примера можно сделать вывод, что лечеб-но-коррекционную работу с указанной категорией заикающихся следует начинать как можно раньше, в детстве, пока у больного имеются еще какие-то, хотя бы скромные, возможности психической и речевой реабилитации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что означает механизм «условной приятности» заикания у взрослых больных, страдающих истерией?
2. В каких случаях осуществляется уход в заикание у больных, страдающих истерией?
3. Чем характеризуется этиологический патоморфоз (содержание психической травмы), выявленный в связи с возникновением заикания у взрослых больных с истерией?
4. Охарактеризуйте специфику возникновения и течения заикания у больных со сниженным интеллектом
Глава 5