Коррекция гуморальных иммунодефицитов
В коррекции и профилактике описанных выше осложнений гуморальных иммунодефицитов крайне важно как можно раньше правильно установить нозологическую форму иммунодефицита.
Заместительная терапия иммуноглобулинами является обязательным мероприятием, проводимым при нарушении антителообразования. Лица с гуморальными иммунодефицитами могут получать заместительную терапию как в виде внутривенных инфузий, так и в виде подкожных инъекций иммуноглобулинов. Выбор пути введения осуществляют в соответствий с выраженностью нарушений антителообразования, тяжестью общего состояния пациента, наличием осложнений иммунодефицита и согласием пациента.
Для профилактики инфекционных осложнений лица с гуморальными иммунодефицитами должны получать иммуноглобулин из расчёта 400—600 мг/кг массы тела в месяц. Подобной стратегии нужно придерживаться при лечении всех пациентов, особенно имеющих в анамнезе хронические заболевания органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. Внутривенные инфузий иммуноглобулина обычно проводят с интервалом в 2—3 недели. Дозу и продолжительность инфузий определяют в каждом случае индивидуально.
3.3. Первичные комбинированные (Т- и В-) иммунодефициты
Способность В-лимфоцитов к синтезу антител зависит от характера их межклеточных взаимодействий с Т-лимфоцитами (за исключением иммунного ответа на Т-независимые антигены), поэтому снижение функциональной активности Т-клеточного звена иммунной системы вследствие врождённых или приобретённых дефектов неизбежно будет сопровождаться нарушениями гуморального звена. Именно поэтому комбинированные иммунодефициты занимают второе место по распространённости (после дефицитов гуморального звена иммунной системы). Тяжёлые комбинированные иммунодефициты начинают проявляться уже с самых первых месяцев жизни, имеют тяжёлое течение и неблагоприятный прогноз. Диагноз тяжёлого комбинированного иммунодефицита (ТКИД) нужно выставлять в том случае, если у новорождённого имеются нарушения функциональной активности Т- и В-лимфоцитов.
3.3.1. Классификация
В зависимости от наличия или отсутствия Т-лимфоцитов, В-лимфоцитов и NK-клеток различают несколько видов комбинированных иммунодефицитов. У новорождённых такие отклонения в иммунной системе проявляются развитием хронических инфекций и задержкой развития. Основанием для подозрения на комбинированный иммунодефицит должны являться инфекции, протекающие на фоне снижения общего количества лимфоцитов в периферической крови.
• Сцепленный с Х-хромосомой (около 50% случаев). Основу патогенеза составляют мутации генов, кодирующих общую у-цепь цитокиновых рецепторов (ИЛ-2,ИЛ-7, ИЛ-15 и др.), необходимых для дифференцировки и созревания Т- и В-лимфоцитов. Мутации рецессивны, поэтому патология проявляется только у людей, гомозиготных по данному признаку. Манифестация заболевания возникает уже в первые 3 месяца жизни и проявляется коклюшеподобным кашлем, кореподобной сыпью, не поддающейся лечению диареей, висцеральным кандидозом. Кореподобную сыпь связывают с реакцией несовместимости с материнскими лимфоцитами, поступившими в кровоток плода через плаценту. Характерны также задержка прибавки массы тела вплоть до гипотрофии II—III степени, беспокойство, анорексия, высокая чувствительность к инфекциям, в том числе к условно-патогенной флоре; пневмоцистные пневмонии, синдром мальабсорбции, прогрессирующий энцефалит, генерализация инфекции при вакцинации живыми вакцинами. Генерализация инфекционного процесса приводит к гибели ребёнка. При септическом процессе ухудшение состояния и смерть ребёнка могут наступить в течение суток. Из лабораторных показателей характерны крайне низкие значения Т-лимфоцитов и NK-клеток, повышенный уровень В-лимфоцитов. Однако В-лимфоциты не способны вырабатывать антитела из-заотсутствия межклеточных взаимодействий между Т- и В-лимфоцитами.
• Аутосомно-рецессивный. Около половины случаев являются причиной дефицита аденозиндезаминазы, что приводит к образованию метаболитов пуриновых оснований, токсичных для иммунокомпетентных клеток. Характерными клиническими признаками являются различные деформации скелета, в особенности грудной клетки, задержка прибавки массы тела вплоть до гипотрофии II—III степени, беспокойство, анорексия, высокая чувствительность к инфекциям, в том числе к условно-патогенной флоре; пневмоцистные пневмонии, синдром мальабсорбции, прогрессирующий энцефалит, генерализация инфекции при вакцинации живыми вакцинами.
Лабораторные показатели — лимфопения, ешё более выраженная по сравнению с предыдущим типом наследования, количество Т- и В-лимфоцитов менее
500/ммЗ. Количество NK-клеток также снижено, но их функция сохранена.
Прогноз при всех вариантах ТКИД неблагоприятный — смерть наступает в первые два года жизни. Лечение малоэффективно и направлено, прежде всего, на купирование инфекционного процесса (антибактериальная терапия, дезинтоксикация, заместительная терапия иммуноглобулинами и др.). Наибольшие надежды при ТКИД связывают с трансплантацией очищенного от Т-лимфоцитов костного мозга в сочетании с заместительной терапией иммуноглобулинами.
Перспективными методами лечения считают трансплантацию костного мозга и генотерапию для первого варианта ТКИД и ферментную заместительную терапию для второго варианта ТКИД. Некоторые разновидности ТКИД, приведённые в таблице 3-10, наряду с выраженными расстройствами иммунной системы сопровождаются также нарушениями функционирования других органов и систем. Тяжесть комбинированных иммунодефицитов и их клинические проявления зависят от характера иммунного дефекта и могут варьировать. Характерным примером является синдром Ди-Джорджи — совокупность аномалий развития иммунной системы и гистогенетически родственных органов (паращитовидной железы, сердца и сосудов), что приводит к патологии сердца, гипопаратиреоидизму и выраженной гипокальциемии. В зависимости от характера дефектов в хромосомах 22ql 1 или 10 клиническая картина данного синдрома может существенным образом отличаться
3.3.2. Возможности коррекции дефектов Т-клеточного звена иммунной системы
Ранняя диагностика комбинированного иммунодефицита крайне важна для оценки прогноза и выбора тактики лечения. У детей необходимо проводить дифференциальную диагностику комбинированного иммунодефицита и ВИЧ-инфекции. Профилактика осложнений комбинированного иммунодефицита является выполнимой задачей, чего не скажешь об их лечении. Учитывая тот факт, что основные генетические дефекты, являющиеся причинами развития комбинированного иммунодефицита уже установлены, весьма информативным будет проведение амниоцентеза в пренатальном периоде у беременных, гетерозиготных по какому-либо признаку иммунодефицита. Терапия лиц с комбинированными иммунодефицитами включает не только проведение антибиотикотерапии для коррекции инфекционных осложнений, но и различные профилактические мероприятия. Для предотвращения инфицирования лица с подобными отклонениями в иммунной системе должны находиться в специально оборудованных палатах, позволяющих обеспечить максимально стерильные условия. Лицам с подобными дефектами противопоказана иммунизация живыми вакцинами, которая может привести к развитию генерализованной инфекции. Следует также воздерживаться от проведения гемотрансфузий из-за опасности развития реакции «трансплантант против хозяина». Для профилактики подобных осложнений рекомендуют использовать предварительно подвергшуюся облучению («иррадиированную») кровь. Трансплантация иммунокомпетентных клеток — один из наиболее перспективных методов временной коррекции комбинированных иммунодефицитов.
3.4. Первичные дефекты неспецифического (естественного) иммунитета
3.4.1. Нарушение функций моноцитов и дендритных клеток
Моноциты и дендритные клетки первыми реагируют на попадание патогена в организм. При распознавании чужеродного материала эти клетки подвергаются активации и начинают синтезировать и секретировать цитокины, стимулирующие Т-лимфоциты. Моноциты и дендритные клетки также инициируют развитие острой фазы воспаления, необходимой для ограничения зоны патологического процесса и предотвращения диссеминации возбудителя. Нарушения в передаче активационных сигналов у данных клеточных популяций приводят к повышению восприимчивости к различным инфекционным заболеваниям. Примерами служат нарушения структуры рецепторов для цитокинов, необходимых для клеточной активации (например, к ИЛ-1, ИЛ-15 и ИЛ-17), а также нарушения структуры внутриклеточных адаптерных молекул, участвующих в передаче сигналов в клеточное ядро и приводящих к активации транскрипционных факторов. Так как активация ядерного транскрипционного фактора NF-KJ3 (nuclear factor кр) является ключевым моментом активации генов, регулирующих различные типы реакций иммунного ответа, процессы воспаления, адгезии клеток и их апоптоза, становится понятным, почему нарушения активации данного фактора транскрипции приводят к развитию тяжёлых инфекционных заболеваний различной нозологии. Дефекты генов, кодирующих структуру киназы IRAK (IL-1 receptor associated kinase), связанной с внутриклеточными доменами рецептора к ИЛ-1, приводят к нарушениям активации моноцитов и дендритных клеток. Кроме того, дефект киназы IRAK существенным образом ослабляет передачу активационного сигнала при связывании Toll-подобных рецепторов с различными компонентами патогенов бактериального и вирусного происхождения. Перечень известных к настоящему времени нарушений во внутриклеточной передаче активационных сигналов, приводящих к развитию иммунодефицита, представлен в таблице 3-13.