ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ИНДЕКС Федорова-Володкиной (1971)

ИНДЕКС ГИНГИВИТА (РМА)

Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА). Предложены различные модификации этого индекса, но на практике чаще применяют индекс РМА в модификации Parma (1960).

Оценивают состояние десны у каждого зуба после окра­шивания ее раствором Шиллера-Писарева. При этом вос­паленные участки десны приобретают коричневую окраску за счет присутствия гликогена.  

складывают коды, полученные при осмотре каж­дого из окрашенных зубов, и сумму делят на 6.  
Оценка индексаРМА проводится по следующим кодам и критериям:

0 — отсутствие воспаления;

1 — воспаление только десневого сосочка (Р);

Для получения средней величины гигиенического индекса в группе детей складывают индивидуальные значения ин­декса для каждого ребенка и сумму делят на количество детей в группе. УПРОЩЕННЫЙ ИНДЕКС ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА (ИГР-У), (OHI-S), J. C. Green, J. R. Vermfflion, (1964) Индекс позволяет раздельно оценить количество зубно­го налета и зубного камня. Для определения индекса обследуют 6 зубов: 16, 11, 26, 31— вестибулярные поверхности 36, 46 — язычные поверхности Оценка зубного налета может проводиться визуально или с помощью окрашивающих растворов (Шиллера-Писарева, фуксина, эритрозина). КОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗУБНОГО НАЛЕТА О — зубной налет не выявлен; 1 — мягкий зубной налет, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба, или наличие любого количества окра­шенных отложений (зеленых, коричневых и др.); 2 — мягкий зубной налет, покрывающий более 1/3, но менее 2/3 поверхности зуба; 3 — мягкий зубной налет, покрывающий более 2/3 по­верхности зуба.
2 — воспаление маргинальной десны (М);

3 — воспаление альвеолярной десны (А).

ИндексРМА рассчитывают по формуле:

СУММА БАЛЛОВ

РМА = ---------------------- х 100%

З х число зубов

Количество зубов (при сохранении целостности зубных рядов) учитывается в зависимости от возраста:

6 – 11 лет - 24 зуба,

12 – 14 лет - 28 зубов,

15 лет и старше - 30 зубов.

 
 

Примечание: если есть отсутствующие зубы, то делят на число имеющихся в полости рта зубов.

В норме индекс РМА равен 0. Чем больше цифровое зна­чение индекса, тем выше интенсивность гингивита.

ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ ИНДЕКСАРМА:

30% и менее — легкая степень тяжести гингивита;

31—60 % — средняя степень тяжести;

61% и выше— тяжелая степень.

ОЦЕНКА ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ИНДЕКС Федорова-Володкиной (1971)

Индекс рекомендуется применять для оценки гигиеничес­кого состояния полости рта у детей до 5-6 лет.

Для определения индекса обследуют губную поверхность шести зубов:

43, 42, 41, 31, 32, 33

Окрашивают указанные зубы с помощью специальных растворов (Шиллера-Писарева, фуксина, эритрозина) и оценивают присутствие зубного налета с помощью следую­щих кодов:

1 — зубной налет не выявлен;

2 — окрашивание одной четверти поверхности коронки зуба;

3 — окрашивание половины поверхности коронки зуба;

4 — окрашивание трех четвертей поверхности коронки зуба;

5 — окрашивание всей поверхности коронки зуба. Для оценки

зубного налета, присутствующего у данного пациента,

Определение над- и поддесневого зубного камня проводят с помощью стоматологического зонда.

КОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗУБНОГО КАМНЯ

О — зубной камень не выявлен;

1 — наддесневой зубной камень, покрывающий не более 1/3

поверхности зуба;

2 — наддесневой зубной камень, покрывающий более 1/3, но менее

2/3 поверхности зуба, или наличие отдельных от­ложений

поддесневого зубного камня в пришеечной области зуба;

3 — наддесневой зубной камень, покрывающий более 2/3

поверхности зуба, или значительные отложения поддеснево­го

камня вокруг пришеечной области зуба.

Расчет индекса складывается из значений, полученных для каждого компонента индекса с делением на количество обследованных поверхностей, с последующим сумми­рованием обоих значений.

Формула для расчета:

СУММА ЗНАЧЕНИЙ НАЛЕТА СУММА ЗНАЧЕНИЙ КАМНЯ

ИГР-У = ---------------------------------- + --------------------------------

В случае отсутствия индексного зуба можно обследовать соседний, но в пределах одноименной группы зубов. Ис­кусственные коронки и части фиксированных протезов об­следуют так же, как и зубы. Обследуемая поверхность каждого зуба условно делится на 5 участков:  
КОЛИЧ. ПОВЕРХНОСТЕЙ КОЛИЧ. ПОВЕРХНОСТЕЙ

ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ

а) Значения ИГР-У: Уровень гигиены полости рта

0, 0 - 1, 2 хороший

1, 3 - 3, 0 удовлетворительный

3, 1 - 6, 0 плохой

б) Значения показателей зубного налета или зубного камня:

0, 0 - 0, 6 хороший

0, 7 - 1, 8 удовлетворительный

1, 9 - 3, 0 плохой

N. C. Cons с соавт., (1986)

Для оценки состояния прикуса используется специаль­ный стоматологический эстетический индекс. В клинике индекс применяется на индивидуальном уровне и при про­ведении эпидемиологического обследования населения.

Этот индекс определяет положение зубов и состояние прикуса в сагиттальном, вертикальном и трансверзальном направлениях.

Рекомендован для применения с 12-летнего возраста в ключевых возрастных группах.

Обследование проводят визуально и с помощью пугов-чатого зонда. Индекс включает в себя определение следую­щих компонентов:

· отсутствие зубов;

· скученность в резцовых сегментах;

· промежуток в резцовых сегментах;

· диастема;

· отклонения в переднем отделе на верхней челюсти;

· отклонения в переднем отделе на нижней челюсти;

· переднее верхнечелюстное перекрытие;

· переднее нижнечелюстное перекрытие;

· вертикальная передняя щель;

· передне заднее соотношение моляров.

Отсутствие зубов. Подсчитывают количество резцов, клы­ков и

Отклонение в переднем от­деле на верхней и нижней челюс­тях. Отклонением от нормы считается положение, когда зуб повернут вокруг своей оси или находится вне дуги. Отклоне­ние может быть со скучен­ностью зубов или без нее.  
32

премоляров на верхней и нижней челюстях (от 15 до 25 и от 35 до 45) и определяют число отсутствующих зубов этой группы.

Зубы не считаются удаленными, если:

1. при отсутствующем зубе пространство закрыто;

2. молочный зуб находится в зубном ряду, а постоянный еще не

прорезался;

3. пространство восстановлено мостовидным протезом.

Скученность в резцовых сегментах. Каждый сегмент со­стоит из 4-х резцов.

Скученность - это состояние зубных дуг, когда имеющиеся между правым и левым клыками пространство недостаточно для размещения всех 4-х резцов в нормальном положении. Зубы могут быть повернуты или находиться вне линии дуги.

КОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

О - нет скученности

1 - скученность одного сегмента

2 - скученность двух сегментов

Промежуток в резцовых сегментах. Промежуток - это состо­яние, когда пространство, расположенное между правыми и левыми клыками, превышает необходимое пространство для расположения всех 4-х резцов в своем нормальном положении.

Если один из резцов имеет проксимальные поверхности без межзубного контакта, считается, что сегмент имеет промежуток. Если прикус смешанный, не надо считать про­странство от недавно выпавшего временного зуба пустую­щим, если очевидно, что постоянный зуб скоро прорежется.

КОДЫ И КРИТЕРИИ:

О - нет промежутка в сегменте

1 - один сегмент с промежутком

2 - два сегмента с промежутком. При сомнении оценивают по более низкому баллу. Диастема – это промежуток между двумя постоянными центральными верхними резцами. Измерения проводят пуговчатым зондом на любом уровне между мезиальными поверхностями зубов и выражают в мм.

Рис. 6

Измеряют величину на­ибольшего отклонения между соседними зубами. Для этого кончик пуговчатого зонда помещают на губную поверхность наиболее отклоненного в язычном направлении или повер­нутого вокруг своей

оси зуба под углом 90° к нормальной линии зубной дуги. Регистрируют в мм.

Переднее верхнечелюстное перекрытие. Измерение проводит­ся в центральной окклюзии. Рабочую часть пародонтального зонда помещают параллельно окклюзионной плоскости и оценивают расстояние (в мм) от губно-резцового края наиболее выступающего верхнего резца по отношению к губной повер­хности проецирующегося на него нижнего резца.

Этот компонент индекса не учитывается, если все верх­ние резцы отсутствуют и/или находятся в язычном положе­нии (перекрестном прикусе). Если резцы смыкаются в край, то можно поставить код 0.

Переднее нижнечелюстное перекрытие. Оценивают этот признак, когда любой нижний резец выдвинут вперед или вестибулярно по отношению к противоположно находяще­муся верхнему резцу. Регистрируют самое большое выдви­жение зуба вперед (в мм). Измерения проводят так же, как и на верхней челюсти.

Рис.7

Если нет окклюзии на первых молярах из-за отсутствия одного или двух зубов, неполного прорезывания или нарушения их формы вследствие кариеса или пломбы, то определяют соотношения клыков или премоляров.

КОДЫ И КРИТЕРИИ:

О - норма

1 - смещение на 1/2 бугра мезиально или дистально по отношению к

норме

2 - смещение на величину бугра мезиально или дисталь­но по

отношению к норме.

Стоматологический эстетический индекс позволяет про­анализировать каждый из компонентов индекса или сгруппировать их по аномалиям зубных рядов, прикусу.

Вертикальная передняя щель. Это вертикальное расстояние между одно­именными противоположными резца­ми (в мм). Передне-заднее соотношение моляров. Определяется как со­отношение постоянных верхних и нижних первых моляров в состоянии окклюзии справа и слева. Регистрируют самое большое отклонение от нормального соотношения моля­ров. Этот компонент индекса не учитывают, если нижний резец повернут так, что одна часть режущего края находит­ся лабиально по отношению к верхнему резцу.  

  34     МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ К методам профилактики относятся: ¨ стоматологическое просвещение населения; ¨ обучение правилам рационального питания; ¨ обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; ¨ эндогенное использование препаратов фтора; ¨ применение средств местной профилактики; ¨ вторичная профилактика (санация полости рта). СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - МОТИВАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ПОДДЕРЖАНИЮ ЗДОРОВЬЯ ПОЛОСТИ РТА Одним из основных компонентов любой программы профилактики является стоматологическое просвещение населения, которое должно предшествовать и сопутство­вать обучению гигиене полости рта. Стоматологическое просвещение включает в себя мотива­цию населения в целом и индивидуума, в частности, к поддержа­нию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта. Стоматологическое просвещение - это предоставление на­селению любых познавательных возможностей для само­оценки и выработки правил поведения и привычек, макси­мально исключающих факторы риска возникновения за­болеваний и поддерживающих приемлемый уровень стома­тологического здоровья. Этот метод профилактики касает­ся населения всех возрастов. Важную роль в сохранении стоматологического здоровья играет личная     ответственность пациента. Стоматологическое здоровье зависит от общего состоя­ния организма, поведения и привычек человека, а также особенностей окружающей среды. (Рис. 9). Специалисты должны вырабатывать у населения убеж­денность в необходимости регулярного ухода за полостью рта с целью предупреждения возникновения кариеса зубов и болезней пародонта. Методы стоматологического просвещения - это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т. д. Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом яв­ляется непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия. Методы, не требующие активного участия населения, на­зываются пассивными. Они не требуют присутствия меди­цинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостатком их является отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом. Одна­ко, если уровень учебных материалов высок, эффект пас­сивных форм воздействия на население возрастает. Косвенным критерием эффективности стоматологичес­кого просвещения могут служить результаты анкетирова­ния населения по вопросам профилактики стоматологичес­ких заболеваний. Средствами стоматологического просвещения являются: радио, телевидение, газеты, журналы, учебная литература, памятки, брошюры и т. д. Стоматологическое просвещение в зависимости от ко­личества населения, вовлеченного в просветительскую ра­боту, подразделяют на 3 организационные формы: массо­вая, групповая, индивидуальная

Рис. 9

        Убедить пациента изменить свои привычки или приоб­рести новые - очень трудный и долгий процесс, связанный с врожденной боязнью перемен, которая присуща челове­ку. Этот процесс идет медленными, повторяющимися ша­гами и на первых стадиях обратим. (Рис. 10).   На схеме представлены те ступени, которые надо преодо­леть любому человеку для выработки полезной привычки. Он должен идти в теории - от знания - через понимание - до убеждения. Далее следуют практические этапы - выработка навыков выполнения каких-либо манипуляций, которая толь­ко путем многократных упражнений превращается в привы­чку - и тогда все происходит автоматически. В стоматологическом просвещении, помимо врачей-сто­матологов, должны участвовать психологи, педагоги и дру­гие специалисты по обучению. В течение многих лет наша стоматологическая служба уделяла этому вопросу мало вни­мания, подходила к нему формально, и это является одной из причин недостаточной эффективности профилактики и роста интенсивности стоматологических заболеваний. Для того, чтобы убедить население регулярно и правильно чистить зубы, необходимы усилия не только стоматологов, но и врачей других специальностей, а также среднего меди­цинского персонала, педагогов, воспитателей детских са­дов. Однако именно на стоматологах лежит основная от­ветственность за стоматологическое просвещение, поскольку они должны разрабатывать все информационные материа­лы и обучать других специалистов. Форма проведения занятий с пациентами зависит от их возраста, образовательного и культурного уровня. Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и ме­дицинских работников детских учреждений. Необходимо объяснить им цель и задачи профилактики в стоматологии, рассказать, как она будет проводиться в данном учреждении и какую помощь может оказать медицинский персонал.     После этого следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвра­щения заболеваний зубов и десен, рассказать о правилах и особенностях чистки зубов у детей. К сожалению, родители не всегда уделяют должное вни­мание гигиеническому уходу за полостью рта своих детей. В то же время, именно семья оказывает самое важное вли­яние на ребенка, так как привычки родителей служат мо­делью для поведения детей. Опыт многих исследователей свидетельствует, что необ­ходимо привлекать родителей к выполнению программ, на­правленных на улучшение здоровья детей. При этом проис­ходит улучшение стоматологического здоровья не только детей, но и родителей, потому что наиболее важны те ма­нипуляции, которые люди проделывают сами. Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависи­мости от их возраста: если с маленькими детьми лучше про­водить занятия в форме игры, то со старшими разговари­вать надо так же, как со взрослыми. Мотивация взрослого населения особенно трудна, так как многие люди считают, что учиться им нет необходимос­ти, что они достаточно знакомы с причинами возникнове­ния кариеса и болезней десен и методами их предупрежде­ния. Поэтому их надо убедить в необходимости изменения своих привычек для улучшения состояния полости рта. Для того, чтобы произошло улучшение стоматологическо­го здоровья на уровне популяции, необходимы усилия не толь­ко специалистов, но и общества в целом. Должно сформиро­ваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полос­ти рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности. Все усилия, которые необходимо приложить, чтобы мо­тивировать людей на сохранение стоматологического здо­ровья, должны носить долговременный характер, и об этом следует помнить при планировании программ профилак­тики стоматологических заболеваний. ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В профилактике кариеса зубов и воспалительных забо­леваний пародонта велика роль питания как составной части здорового образа жизни. Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыва­нием и, во-вторых, после прорезывания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Не меньшее значение в форми­ровании резистентности зубных тканей имеет питание в пер­вый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие пос­тоянных зубов. Идеальным питательным продуктом для но­ворожденного является молоко матери. Недостатки искус­ственного вскармливания детей необходимо максимально устранять путем дополнительного введения в организм ре­бенка фруктовых соков, овощных пюре и других продуктов.  
 

 
 

На основе современных знаний можно утверждать, что очень важен местный эффект, оказываемый характером питания после прорезывания зубов.

Современный человек включает в свой рацион много углеводов, которые можно подразделить на две большие группы. К первой из них относятся легкоферментируемые углеводы - сахара и крахмал, прошедшие кулинарную об­работку, в результате чего их могут усваивать бактерии по­лости рта; ко второй - сахарозаменители.

Сахарами являются сахароза, фруктоза, глюкоза, лактоза. Крахмалы содержатся в продуктах, приготовленных из зерна, картофеля, риса. В полости рта фермент амилаза расщепляет молекулу крахмала, в результате чего выделяется глюкоза.

Самыми выраженными кариесогенными свойствами об­ладает сахароза, почти такими же - сочетание глюкозы и фруктозы, тогда как использование только фруктозы или лактозы менее кариесогенно. При увеличении частоты приема легко ферментируемых углеводов равновесие между де- и реминерализацией сдвигается в неблагоприятную сторону, и наблюдается прогрессирование кариозного процесса. (Рис. 11).

Рис 11.

Бактерии используют данный тип углеводов для питания и построения матрицы зубного налета, и конечным продуктом этого процесса являются органические кислоты, которые вызывает деминерализацию эмали.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания, ха­рактерные для современных условий:

* высокое содержание в пище легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

* увеличение частоты приема пищи;

* увеличение частоты приема пищи;

* уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и "естественному очищению полости рта";

* уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариеса зубов.

Более важна частота приема сахара, чем его общее ко­личество, но в то же время эти показатели тесно коррели­руют друг с другом.

Если потребление сахаров происходит одновременно с другой пищей, то их кариесогенность относительно снижается, и они оказывают гораздо меньше отрицательного влияния на зубы, чем сахара, употребляемые между основны­ми приемами пищи.

Исследования показали, что после приема сахара его повышенная концентрация в полости рта сохраняется в течение 20-40 минут, и это время используется микрофлорой зубного налета для утилизации углеводных остатков, обла­дающих кариесогенным действием.

Естественно, что невозможно полностью исключить из питания сахар, не предлагая каких-либо альтернатив. Поэ­тому задачей исследователей было найти заменители саха­розы, особенно для тех продуктов и напитков, которые упо­требляются в промежутках между основными приемами пищи. Исследования, проведенные в Финляндии, Швеции, Англии, позволили установить, что производные сахаров (сорбитол, маннитол, малтитол, ксилитол и др.) не облада­ют кариесогенными свойствами.

Наилучшие результаты были получены при использо­вании ксилита, природного подсластителя, содержащегося в растениях, фруктах (клубнике), овощах (луке и моркови). Он такой же сладкий, как и природный сахар, однако не может использоваться бактериями налета.

Учитывая приведенные данные, в рекомендациях паци­ентам по снижению кариесогенного потенциала питания должны подчеркиваться:

* необходимость уменьшения общего потребления сахаров;

* польза снижения частоты потребления сахаров;

* значение уменьшения времени пребывания сахаров в полости рта;

* важность замены легко метаболизируемых сахаров на неметаболизируемые (сахарозаменители).

В рекомендациях по рациональному питанию не следу­ет забывать о роли пищи как фактора самоочищения пол­ости рта, естественного процесса освобождения от остат­ков пищи и мягкого зубного налета.

Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрук­ты). Хорошая тренировка зубо-челюстной системы проис­ходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания.

Ее прием можно рекомендовать детям для воспитания у них привычки к жеванию, для интенсификации роста и разви­тия зубо-челюстной системы.

Желательно употребление ово­щей и фруктов после приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а также в промежутках между основными приемами пищи.

Таким образом, снижение неблагоприятного воздейст­вия питания на ткани полости рта крайне необходимо для предупреждения кариеса зубов и болезней пародонта.

Зубные щетки

Зубная щетка является основным инструментом для уда­ления отложений с поверхности зубов и десен. Известно, что народы Азии, Африки, Южной Америки использовали приспособления, подобные зубной щетке, еще 300-400 лет до н. э. Зубные щетки стали применять в России примерно в XVIII в. В настоящее время существует множество моде­лей зубных щеток, предназначением которых является уда­ление зубного налета с гладких и окклюзионных поверхнос­тей зубов. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части (голов­ки) с расположенными на ней пучками щетинок. Типы зуб­ных щеток отличаются формой и размерами ручек и рабо­чей части, расположением и густотой, длиной и качеством щетинок. Для зубных щеток используют натуральную щетину или синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дедерлон, полиуретан и др.). Однако по сравнению с синтетическим волокном натуральная щетина обладает рядом недостатков: наличием срединного канала, заполненного микроорганиз­мами, трудностью содержания щеток в чистоте, невозмож­ностью идеально ровной обработки концов щетинок и слож­ностью придания ей определенной жесткости. Эффективность использования зубной щетки определя­ется правильным индивидуальным подбором с учетом ее жесткости, величины щеточного поля, формы и частоты кустопосадки волокон.

Существует пять степеней жесткости зубных щеток:

· Очень жесткие;

· Жесткие;

· Средние;

· Мягкие;

· Очень мягкие.

Рекомендации пациентам по использованию зубной щет­ки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавли­вают из очень мягкого или мягкого волокна. Зубные щетки такой же степени жесткости рекомендуется использовать пациентам с поражением пародонта. Жесткие и очень жес­ткие зубные щетки можно рекомендовать лишь лицам со здоровыми тканями пародонта, однако, при неправильном методе чистки они могут травмировать десну и вызвать ис­тирание твердых тканей зуба.

Следует отметить, что щетки средней жесткости и мяг­кие наиболее эффективны, так как щетинки у них более гибкие и лучше проникают в межзубные промежутки, фис­суры зубов и поддесневые участки.

Величина рабочей части определяет способность зубной Щетки очищать все поверхности зубов, даже труднодоступные. В настоящее время (как для взрослых, так и для детей) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, Которыми легко манипулировать в полости рта. Ее размеры для детей - 18-25 мм, для взрослых - не более 30 мм, при этом волокна организованы в пучки, которые располага­ется обычно в 3 или в 4 ряда. Такое расположение волокон позволяет лучше очистить все поверхности зубов.

Существует множество моделей зубных щеток с различными фор­мами рабочей части.

Зубные щетки с V - образной посадкой пучков волокон рекомендуется использовать для очищения налета с кон­тактных поверхностей зубов у лиц, имеющих широкие меж­зубные промежутки. В большинстве случаев рабочая часть зубных щеток име­ет пучки щетинок различной высоты: более длинные (мяг­кие) по периферии, более короткие - в центре.

Новые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров и глубокого проникновения в межзубные промежутки, а также активное углубление, ко­торое позволяет очищать все поверхности зубов и прово­дить массаж в области прикрепленной десны. Некоторые головки зубных щеток состоят из сочетания пучков щетинок, различной высоты и расположенных, под разным углом к основанию. Каждая группа пучков способ­ствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, про­никая в зубо-десневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области. Новые модели зубных щеток часто имеют индикатор -два ряда пучков волокон, окрашенных разноцветными пи­щевыми красителями. По мере использования щетки про­исходит их обесцвечивание. Сигнал для замены щетки - обес­цвечивание на 1/2 высоты щетинки, что обычно происходит через 2-3 месяца при ежедневной двухразовой чистке зубов.

Формы ручки зубных щеток также могут быть различны: прямые, изогнутые, ложкообразные и др., однако, длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов.

Существуют зубные щетки, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 минут) изменяется первоначальный цвет ручки. Такую модель зубной щетки целесообразно реко­мендовать детям, что дает возможность приучить ребенка правильно чистить зубы. Таким же свойством обладают зуб­ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издает­ся звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щет­ка "молчит".

Электрические зубные щетки - с их помощью осущес­твляются круговые или вибрирующие автоматические дви­жения рабочей части, это позволяет тщательно удалять зуб­ной налет и одновременно осуществлять массаж десен. При­менение электрической зубной щетки можно рекомендо­вать детям, инвалидам или пациентам с недостаточной лов­костью (сноровкой).

К дополнительным средствам гигиены полости рта от­носятся зубочистки, зубные нити (флоссы), специальные зубные щетки и ершики.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых повер­хностей зубов. При использовании зубочисток их помещают под углом 45° к зубу, при этом конец ее находится в десневой бороздке, а сторона прижата к поверхности зуба. Затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания

бо­роздки к контактной точке зубов. При неправильном исполь­зовании зубочистки возможна травма межзубного сосочка и изменение его контура. Это в свою очередь приводит к образо­ванию пространства, щели между зубами. Зубочистки изготавливают из дерева и пластмассы, фор­ма их может быть треугольной, плоской и круглой, иногда зубочистки ароматизируют ментолом.

Флоссы предназначены для тщательного удаления зуб­ного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Флоссы могут быть вощеными и невощеными, круглы­ми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой.

Способ применения нити. Нить длиной 35 - 40 см накру­чивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью ука­зательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, ста­раясь не травмировать зубодесневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. После­довательно производят очищение контактных поверхнос­тей со всех сторон каждого зуба. При неумелом примене­нии можно поранить десну, поэтому использование нитей возможно только после предварительного обучения паци­ента. Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами, начиная с 9 - 10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.

В настоящее время стали использоваться нити, пропи­танные фторидами. Такой вид гигиенической продукции позволяет дополнительно укрепить эмаль в труднодоступ­ных местах для чистки зубов и способствовать предотвра­щению кариеса. Кроме того, существуют суперфлоссы - нити с односто­ронним утолщением. Эти нити позволяют очищать кон­тактные поверхности зубов, а также способствуют более тща­тельному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.

Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, про­странств под мостовидными протезами и несъемными ортодонтическими конструкциями. Их рабочая часть может со­стоять из одного пучка волокон, подстриженного в виде ко­нуса или нескольких пучков, размещенных в одном ряду.

Зубные пасты

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошим дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основными компонентами зубных паст являются абразив­ные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, а также отдушки, красители и вещества, улучшающие вкусовые ка­чества пасты. Эффективность чистки зубов зависит от аб­разивных компонентов паст, которые обеспечивают очи­щающее и полирующее действие.

Абразивные вещества ре­агируют с неорганическими соединениями эмали зуба. В связи с этим, наряду с классическим абразивным соедине­нием - химически осажденным мелом, широко используют дигидрат дикальцийфосфата, моногидрат дикальцийфосфата, безводный дикальцийфосфат, трикальцийфосфат, пирофосфат кальция, нерастворимый метафосфат натрия, гид­роокись алюминия, двуокись кремния, силикат циркония, полимерные соединения метилметакрилата. Часто приме­няют не одно абразивное вещество, а смесь двух компонен­тов, например, мела и дикальцийфосфата, мела и гидро­окиси алюминия, дигидрата дикальцийфосфата и безводного дикальцийфосфата и др.

Каждое абразивное соединение имеет определенную сте­пень дисперсности, твердость, значение рН, от которых за­висят абразивная способность и щелочность полученных на их основе паст. При разработке рецептур выбор абрази­ва зависит от свойств и назначения зубных паст. Среди синтетических гидроколлоидов широкое применение находят производные целлюлозы, хлопчатника или древесины - натрийкарбоксиметилцеллюлоза, этиловый и метиловый эфиры целлюлозы.

Многоатомные спирты - глицерин, полиэтиленгликоль - применяют в составе зубных паст для получения пластич­ной, однородной массы, которая легко выдавливается из тубы. Эти спирты способствуют сохранению влаги в пасте при хранении, повышают температуру замерзания, увели­чивают стабильность образующейся при чистке зубов пены, улучшают вкусовые качества пасты.

Из пенообразующих веществ в зубных пастах использу­ют поверхностно-активные вещества, такие как ализари­новое масло, лаурилсульфат натрия, натрийлаурилсаркозинат и натриевую соль таурида жирных кислот. Ком­поненты зубной пасты должны быть безвредными, не ока­зывать на слизистую полости рта раздражающего действия и обладать высокой пенообразующей способностью.

В последнее время нашли применение гелеобразные зуб­ные пасты, полученные на основе соединений окиси крем­ния и обладающие высокой пенообразующей способностью. Гелевые пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способ­ность некоторых из этих паст ниже, чем паст, содержащих меловую основу или дикальцийфосфат.

Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что делает возможным их использование в качестве основных средств профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Эти пасты ре­комендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат, под­кисленный фосфатами фтористый натрий, а в последнее время и органические соединения фтора (аминофториды).

Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуемым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроор­ганизмов налета. Установлено, что непременным условием для профилактики кариеса является наличие активного (не­связанного) иона фтора.

По рекомендациям ВОЗ (1984), оптимальная концентра­ция иона фтора в зубных пастах должна составлять 0,1%. Эффективно действующие зубные пасты содержат 1 - 3 мг фторида в 1 г пасты.

Зубные пасты для взрослого населения, содержат от 0,11% до 0,76% фторида натрия или от 0,38% до 1,14% монофторфосфата натрия. В составе детских зубных паст фтористые соединения находятся в меньшем количестве (до 0,023%). Сочетание фторида натрия и кальций и кремнийсодержащих абразивов в составе некоторых зубных паст пред­ставляет собой особую систему Флуористат.

Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов зубного камня в зубные пасты вклю­чают такие компоненты, как триклозан, который

Наши рекомендации