Сочетание темпа музыки с темпом движений

1. Дети, встав парами друг за другом и держась
за руки, идут по кругу, изображая лошадь и ку­
чера. С переходом на быстрый темп, бегут.

2. Дети стоят в шеренге, и каждому дается об­
руч (мяч). На медленный темп дети, держа
обруч над головой, медленно опускают его и
поднимают.

1 1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.



3. Дети идут колонной по кругу. Первый ос­
танавливается в одном углу, второй — в сле­
дующем, третий — в четвертом, пятый — в
первом, шестой — во втором и т.д. Таким об­
разом, дети окажутся в конце маршировки сто­
ящими в четырех углах колоны, лицом к цент­
ру. После этого первый, идя по кругу, соберет
всех детей в колонну, присоединяя по очереди
по одному из каждого угла.

4. Дети идут под музыку в колонне по одному
через середину. Дойдя до противоположной
стороны комнаты, расходятся: один — нале­
во, один — направо, в обход комнаты. Встре­
тившись, идут попарно в колонне через сере­
дину. Снова расходятся по одному в обход
комнаты и, встречаясь, образуют колонну по
одному, как вначале.

5. Дети, сидящие на маленьких стульях, под
медленный темп музыки поднимают обе ноги
на сиденье стула и опускают, это движение по­
вторяется 2 раза. Под быстрый темп музыки
делают «бег на месте» (движения), высоко под­
нимая колени, не вставая со стула.

6. Дети построены в две шеренги, сидя на полу,
вытянув ноги, лицом друг к другу на расстоя­
нии 3-4 шагов. На медленный темп перекаты­
вают мячи друг другу, с переходом на быст­
рый темп оставляют мячи на полу и бегом ме­
няются местами.

7. Дети идут парами в темпе марша. При пере­
ходе на быстрый темп все пары останавлива­
ются, поднимают сцепленные руки и образуют
ворота, в которые пробегает первая пара и ста­
новится последней. Повторяется всеми парами.

8. Под медленный темп музыки дети, стоя в кру­
гу, ударяют мяч об пол и ловят обеими руками.

С переходом музыки на быстрый темп дети бе­рут мяч в правую руку, высоко поднимают его и бегут по кругу. С возобновлением музыки мед­ленного темпа дети опять ударяют мяч об пол.

9. Под марш дети идут по начерченной мелом
линии. При переходе музыки на быстрый темп
дети бегут к обручу, лежащему в центре ком­
наты, берутся за него руками (по указанию
воспитателя), бегут по кругу, держась за об­
руч, пока не услышат изменение темпа музы­
ки. Кладут обруч на пол и идут опять друг за
другом по линии.

10. Дети идут по кругу под марш, потом му­
зыка меняется и дети разбегаются свободно по
комнате, как только музыка смолкает, дети
приседают на корточки. Снова звучит марш,
дети встают, делают поворот и идут по кругу.

11. Дети стоят парами в колонне, повернувшись
лицом друг к другу. Каждой паре дается скакал­
ка. На медленный темп музыки дети правой ру­
кой медленно вращают скакалку; на быстрый —
вращение скакалки соответственно ускоряется.
Музыка замолкает, дети перекладывают скакал­
ку в левую руку, и с началом звучания вращение
скакалки возобновляется.

12. Под марш дети идут цепочкой, взявшись
за руки. Музыка меняется, дети останавлива­
ются, поднимают руки и образуют ворота.
Впереди стоящий перебегает через всю цепь
ворот и становится последним в цепочке. Зву­
чит снова марш, дети снова идут цепочкой.

13. По кругу стоят стулья на расстоянии 2-3
шагов один от другого. Под марш дети идут
между стульями. При смене музыки на более
быстрый темп дети бегут по внешнему кругу.
Музыка смолкает, дети садятся на стулья.




14. Вожак с бубном в руке задает свой темп.
Вся группа детей идет за вожаком. По сигна­
лу педагога вожак останавливается и упраж­
нение возобновляется с новым вожаком.

15. Дети бегут и одновременно делают хлоп­
ки (по одному хлопку на два шага). На рече­
вую команду «гоп» переходят с бега на шаг,
при этом делают два хлопка на один шаг.

16. Дети идут по кругу в темпе, задаваемом пе­
дагогом на рояле или барабане. Вне круга на
стуле лежит другой барабан. Музыка замол­
кает. Дети останавливаются, и тот, кто оста­
навливался около барабана, ударяет в него, пе­
редавая темп начатой музыки. Педагог дает
новый темп, и дети опять идут по кругу.

17. Один ребенок дает в своем темпе хлопки,
стоящий за ним сейчас же повторяет хлопки в
этом же темпе, за ним следующий и т.д. Педа­
гог дает сигнал, дети прекращают упражнение.
Когда педагог опускает снова флаг, упражне­
ние возобновляется следующим ребенком, ко­
торый задает свой темп.

18. Дети становятся в два круга. Внутренний
круг двигается в темпе марша вправо, а вне­
шний одновременно в темпе бега — влево: по
сигналу роли кругов меняются.

19. Дети сидят в кругу на полу на одинаковом
расстоянии друг от друга, вытянув ноги к цен­
тру. Один ребенок, высоко поднимая ноги
(сгибая колени), перешагивает через ноги каж­
дого сидящего, стараясь это делать в темпе му­
зыки. На остановку в музыке он останавлива­
ется и меняется с тем, перед которым остано­
вился. И упражнение продолжается.

20. Дети, смотря на движение палочки педа­
гога, передают темп хлопками. Темп дается не

равномерный, а с постепенным ускорением и замедлением. Это упражнение, помимо хлоп­ков, можно сопровождать повторением услов­ного слога (например: та-та или ля-ля) для того, чтобы ребенок уловил постепенно изме­няющуюся скорость в процессе произношения.

Наши рекомендации