Упражнение № 10. Собака принюхивается

(для детей 6-7лет)

Охотничья собака, увидев дичь, момен­тально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Выразительные движения:

Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, под­бородок поднят.

Мимика. Уверенный взгляд.



Упражнения для заикающихся подростков и взрослых1

Упражнение № 1

Описание. Сосредоточение на своих мыш­цах. Определение напряженных мышц. Выра­жение состояния партнеру невербально. Уча­стники свободно двигаются.

Инструкция: «Свободно перемещаясь в пространстве, определите, какие мышцы на­пряжены больше, меньше или как-то иначе ощущаются. Сосредоточьтесь на них. Пред­ставьте, что вы есть эти мышцы и от их имени выразите свои мышечные ощущения. Что мышцы могли сказать, если бы говорили? Выразите эти чувства-мысли в движении. Про­должая движение, найдите партнера, вам при­ятного, и расскажите ему о своих мышечных ощущениях. Рассказывать можно с помощью рук, головы, ног, перемещениями в простран­стве и др. Дайте свободу своему телу, слушай­те свое тело, забудьте, как вы двигаетесь ежед­невно. Представьте, что вы в невесомости и ваши движения одинаково равновероятны. Партнер внимательно «слушает» ваше сооб­щение, чувствует его и пытается вторить ва­шим движениям, какими бы странным они ему ни казались.,3атем вы меняетесь ролями. Ваш партнер рассказывает о себе, а вы «слушаете» его тело и пытаетесь понять его переживания. Затем вы вновь двигаетесь в пространстве в любом выбранном вами направлении. Все, что вы делаете, диктуется импульсами вашего тела. Найдите другого партнера, выразите ему свои чувства после того, как вы определили

1 O.K. Романенко. Практическая гешталытерапия. М., 1995.

другую группу мышечных проблем. Поиск партнера для общения совершается импуль­сивно в ходе движения, когда вы, проходя мимо него, чувствуете, что с ним можно гово­рить о том, что с вами происходит сейчас».

Замечания ведущему. Помогайте участни­кам сосредоточиваться на ощущениях внут­ренней зоны. Обратите внимание на тех, чьи движения особенно скованы. Помогите им, манипулируя их телом. Поддерживайте любое ; телесное проявление.

•; Упражнение № 2

Описание. Работа с чувствами и состоя-

V; ниями. Выражение состояний. Развитие невер-

'* бальной экспрессии.

? Инструкция. «Сосредоточьтесь на своих

1 эмоциональных состояниях в данный момент.

' Попробуйте определить их для себя. Найдите

ч партнера так же, как и в предыдущем упраж­нении. Выразите эмоции партнеру с помощью

- языка тела. Работайте мышцами лица, рука-

: ми, ногами, используйте своего партнера для передачи ваших эмоций. Партнер вниматель-

: но «слушает» ваши чувства, затем показывает вам, кик он их понял. Вы определяете насколь­ко точно вас поняли. Затем меняетесь ролями. Следующий шаг: вспомните ваше состояние сегодня утром. Расскажите о нем выбранно­му вами человеку. Вспомните, что было вче­ра, расскажите. Представьте, как вы хотите себя чувствовать завтра, при разговоре с на­чальством, во время диалога по телефону с другом, с незнакомым человеком, с родителя­ми, и поделитесь своими ощущениями с парт­нером. Можно вначале представить, как вы




делаете это обычно и рассказать об этом, а затем изобразить, как бы вам хотелось, чтобы это происходило. Обязательно поделитесь с тем, кто вам приятен и убедитесь, что вас пра­вильно поняли».

Замечания ведущему. Упражнение выпол­няется до тех пор, пока партнеры не догово­рятся. В трудных случаях побуждайте участ­ника искать нового партнера или станьте его партнером сами. Здесь важно продемонстри­ровать им возможности их тела, научить пользоваться пространством, партнером и снять оценочные установки. Упражнение вы­полняется в зависимости от способностей уча­стников, как угодно долго.

Упражнение № 3

Описание. Изображение движений живот­ных. Участники образуют круг. Пересекают его, изображая животных.

Инструкция: «Останьтесь в большом кру­гу. Представьте себя каким-либо животным и воспроизведите его пластику. Войдите в образ и поживите в нем. Двигайтесь так, как вы чув­ствуете себя в образе. Что дал вам образ заду­манного животного, что можно заимствовать в его движениях? Теперь выберите образ, как вам кажется, близкий вам. Поживите в нем. Что вы чувствуете? Выберите образ животно­го, противоположного вам по характеру. По­живите в нем. Если это ваш «враг», поищите его сильные и слабые стороны. Прочувствуй­те их. Найдите другие образы».

Замечания ведущему. Упражнение направ­лено на развитие свободы движений. На осоз­нание своего тела, его особенностей. Принятие

своего физического «Я». В ходе выполнения не стоит подталкивать нерешительных участ­ников, лучше поддерживать всякое проявле­ние активности. Любое изображение прини­мается. Стоит несколько раз подчеркнуть, что точность изображения не является целью ра­боты. Самое важное на этом этапе: чувство­вать и двигаться.

Приложение № 2?

Специализированная аутогенная тренировка для взрослых заикающихся1

Эта методика ставит общие задачи, характерные для всех существующих вариантов AT, и частные, характер­ные только для данной модификации. Решение этих за­дач направлено на нормализацию речевого поведения взрослых заикающихся. Целью общих задач является сни­жение мышечного тонуса и эмоционального напряжения. Частных — коррекция напряжения артикуляторной и во­кальной мускулатуры, регуляция дыхания, преодоление чувства собственной неполноценности и логофобии.

Эти задачи решаются в процессе поэтапного обуче­ния больных приемам саморегуляции, речевых трениро­вок и бесед психотерапевтического и разъясняющего ха­рактера. В модификации AT Лубенской А.И. основными методическими приемами являются «Формула спокой­ствия» и имаготерапия.

Занятия специального курса AT проводятся по сле­дующей схеме:

1. Расширенная формула спокойствия.

2. Произвольная регуляция мышечного тонуса.

3. Речевая тренировка.

4. Расширенная формула спокойствия.

5. Двигательные упражнения.

6. Самоотчеты больных.

Весь курс AT занимает около 2-х месяцев и делится на 3 этапа:

1 этап — 12-14 коллективных занятий;

2 этап — 18-20 коллективных занятий;

3 этап — 8-10 коллективных занятий.

1 А И Лубенская «Аутогенная тренировка в системе лог'опедических занятий со взрослыми заикающимися». Дисс . канд. пед наук, 1974.

Это деление происходит вследствие учета постепен­ного усложнения материала. Например, на втором этапе работы Расширенная формула спокойствия заменяется Сокращенной («Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание. Сер­дце. Успокаиваюсь. Отдыхаю»). На последнем этапе ра­боты Сокращенная формула спокойствия и все формулы, направленные на расслабление, заменяются Краткой фор­мулой спокойствия («Спокоен. Собран. Сосредоточен»). Каждая формула вслед за ведущим повторяется трениру­ющимися мысленно 3 раза. Все предлагаемые больным упражнения перемежаются самовнушениями. Постепен­но изменяются условия работы. Если на первом этапе за­икающиеся располагаются в креслах, то в дальнейшем, при автоматизации навыков саморегуляции в процессе ре­чевой деятельности, тренирующиеся работают стоя и в движении.

Эти изменения дают возможность сблизить «обыг­рываемые» ситуации с обычными условиями общения.

Занятия заканчиваются двигательными упражнени­ями, которые позволяют осуществить постепенный пере­ход к нормальному мышечному тонусу.

В каждую коллективную тренировку входят также вступительная и заключительная беседы. Во вступитель­ной беседе ведущий сообщает тренирующимся план заня­тий, в заключительной — подводит итоги, выясняются жалобы и даются задания для самостоятельной работы.

В ходе речевых тренировок заикающиеся постепен­но переходят от мысленного проговаривания к шепотной и громкой речи, от коллективной работы к индивидуаль­ной и от сопряженного проговаривания речевого мате­риала к спонтанной речи и к публичным выступлениям.

На первом этапезаикающиеся осваивают основные приемы саморегуляции: расширенную формулу спокой­ствия, навыки релаксации и управления вазовегетативны-ми реакциями (дыханием, ритмом сердечной деятельнос­ти, сосудистым тонусом). Больным при этом внушается

Заикание 241

ощущение тепла в верхних конечностях и в подложечной области. Овладение этими навыками особенно необходи­мо той группе заикающихся, которые связывают заика­ние с субъективным ощущением напряжения в груди, с недостаточностью речевого дыхания.

Так, например, первое занятие 1 этапа начинается со вступительной беседы, в которой ведущий рассказывает о содержании «расширенной формулы спокойствия» и о связи речевого, эмоционального и мышечного состояния человека. Затем заикающиеся переходят к тренировке на­выков саморегуляции.

Ведущий медленно, негромко произносит расширен­ную формулу спокойствия:

я успокаиваюсь,

я отдыхаю,

дыхание ровное, спокойное, ритмичное,

сердце бьется ровно, спокойно, ритмично,

я успокаиваюсь,

я отдыхаю.

Произнося эти формулы, тренирующиеся сосредото­чиваются на тех функциях и ощущениях, о которых идет речь. Затем заикающимся предлагается переключить вни­мание на правую руку (для левшей — на левую). Веду­щим даются формулы:

напрягаю правую руку (1 раз)

напрягаю кисть (Зраза)

напрягаю предплечье (3 раза)

напрягаю плечо (3 раза)

правая рука напряжена (1 раз)

При этом тренирующиеся сжимают пальцы в кулак, напрягают мышцы рук в соответствии с инструкциями, повторяя мысленно за ведущим самовнушение. Связав состояние напряжения с его словесным обозначением, тренирующийся произвольно расслабляет правую руку:

расслабляю правую руку (1 раз)

расслабляю плечо (Зраза)

расслабляю предплечье (3 раза)

расслабляю кисть (3 раза)

правая рука расслаблена (1 раз)

Наступившее расслабление фиксируется в мышечной памяти больного путем соотнесения релаксации со сло­вом. Соотнесение слова с реальным ощущением способ­ствует созданию условно-рефлекторной связи, которая в будущем обеспечит реализацию мышечных реакций в от­вет на самовнушение.

Уже на третьем коллективном занятии тренирующи­еся вызывают расслабление правой руки при помощи са­мовнушения. На этом же занятии вызывается ощущение тяжести в правой руке. На четвертом и пятом занятиях те же ощущения вызываются последовательно в правой, а затем в левой руке.

Затем заикающиеся обучаются формулам самовну­шения, которые направлены на расслабление мышц брюшного пресса, грудной мускулатуры, а также форму­лами, обеспечивающими регуляцию сосудистого тонуса.

С этой целью используются следующие самовну­шения:

правая рука расслабляется,

мои руки расслабляются,

руки наполняются теплом (отрабатывается на 6-7-ми

коллективных занятиях),

легкое приятное тепло в области

fi солнечного сплетения (отрабатывается на 8-10-ти -*• коллективных занятиях),

все тело наполняется теплом,

лоб приятно прохладен (отрабатывается на 5-6-ти

коллективных занятиях),

тепло струится вверх,

грудь наполняется теплом,

мышцы груди и плечевого пояса,

расслабляются (отрабатывается на 11-13-ти коллек­тивных занятиях).

Для усиления яркости вызываемых ощущений боль­ным предлагается представление тех ситуаций, для кото­рых характерно вызываемое ощущение.

Например, при вызывании тепла в руках тренирую­щимся рекомендуется представить себя греющим руки у костра, на солнце, в теплой воде и т.д. При этом каждому необходимо обращаться к той ситуации, которая для него наиболее привычна.

На первом этапе тренировки часто используются такие формулы внушения: «С каждым днем, с каждым занятием ВАШИ самовнушения реализуются ВСЕ БЫС­ТРЕЕ И БЫСТРЕЕ». «С каждым днем, с каждым заняти­ем ощущения, вызванные ВАШИМ СЛОВОМ, ВАШИМ СОБСТВЕННЫМ СЛОВОМ, становятся все более чет­кими, яркими, привычными».

Функциональные тренировки начинаются с первых занятий, но носят еще пассивный характер.

Речевая работа первого этапа проводится по следу­ющему плану:

1. Работа над темпом и ритмом речи.

2. Работа над мягким вводом в речь и речевым дыханием.

Речевым материалом служат вначале формулы само­внушений, которые тренирующиеся повторяют мыслен­но за ведущим. С 6-7 занятия материалом являются спе­циально подобранные тексты, которые предварительно отрабатываются на логопедических занятиях.

Учитывая, что дыхание человека, находящегося в состоянии релаксации, значительно укорачивается, заи­кающимся вначале предлагаются стихотворения с длиной строки, не превышающей 4-5 слогов (А.С. Пушкин «Аде-ли»). По мере возрастающей речевой активности и при­ближения к состоянию клинического бодрствования ды­хание их удлиняется, в результате чего они получают воз­можность проговаривать на одном выдохе стихотворную строку в 7-9 слогов (М. Светлов «Гренада»; Д. Самойлов «Названья зим»).

Полученные на AT навыки закрепляются на логопе­дических занятиях. Таким образом, речевой материал проходит три ступени обработки: логопедическое занятие — AT — логопедическое занятие.

Это позволяет полученные навыки сразу же активи­зировать.

Второй этап является очень важным как в психоте­рапевтическом, так и в речевом плане.

В процессе тренировок на этом этапе решается одна из частных задач саморегуляции — отработка навыков локальной релаксации групп мышц, в которых возникает судорожность. Работа приобретает характер направлен­ной органотренировки по группе «Речь».

Занятия на втором этапе строятся по следующему плану:

1. Вступительная беседа.

2. Расширенная формула спокойствия.

3. Расслабление верхних конечностей брюшного
пресса и грудной мускулатуры.

4. Формула спокойствия.

5. Гетерогенные внушения, направленные на усиле­
ние терапевтического эффекта самовнушений.

6. Представление трудной речевой ситуации.

7. Формула спокойствия.

8. Речевая тренировка.

9. Расширенная формула спокойствия.

10. Гетерогенные внушения, фиксирующие речевые
достижения тренирующихся и утверждающие воз­
можность их реализации в обычных жизненных си­
туациях.

11. Двигательные упражнения.

12. Заключительная беседа.

13. Отчеты больных.

Условие проведения речевых тренировок несколько изменяются: тренирующиеся начинают на втором этапе работать с открытыми глазами.

Основная особенность этого этапа заключается во введении представлений патогенных речевых ситуаций, в удлинении и усложнении речевых тренировок и в закреп­лении речевых достижений заикающихся путем гетероген­ных внушений. Правомерность использования приема представлений для выработки новых форм реагирования на патогенные в прошлом ситуации опирается на поло­жения, которые были высказаны Валуевой М.Н. (1967). А именно: представление эмоционально окрашенных си­туаций способно вызывать у индивида эмоциональные и вегетативные сдвиги, аналогичные возникающим в реаль­ной обстановке.

Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким об­разным языком ведущий рисует словесный портрет пато­генной речевой ситуации.

Например. Предлагаемая ситуация — посещение магазина. Ведущий обращается к заикающимся: «Ваша задача — пройти по отделам, посмотреть, что есть на прилавке. Вы подходите к одному отделу, затем к друго­му... Выбираете, что вам нужно купить, и подходите к кассе... Занимаете очередь... Впереди вас два человека. Вы — третий. Очередь продвигается... Вы слышите го­лос кассира. Она говорит громко, нетерпеливо... Это волнует вас... Вы чувствуете (дается описание состояния волнения). Почувствовав привычное для этой ситуации волнение, вы успокаиваете себя, обращаясь к формуле спокойствия».

Как только в самоотчетах появляются записи об ус­пешном преодолении волнения, перед заикающимися ста­вится задача повышенной сложности: представить ситуа­цию и себя в роли АКТИВНОГО собеседника.

Например. Ситуация та же. Задача: «Воспользовав­шись формулами самовнушения («спокоен», «совершен­но спокоен» и пр.) обратиться к кассиру, назвав необхо­димую сумму.

Представления новых форм эмоционального и рече­вого реагирования вначале закрепляются на логопедичес­ких занятиях, а затем актуализируются на функциональ­ных речевых тренировках и в обычных жизненных ситуа­циях. Таким образом используется ступенчатая система контроля и подкрепления (представления — логопедичес­кие занятия — функциональные тренировки в реальных условиях — представления).Она позволяет добиться по­степенного угашения невротических и вазовегетативных реакций, характерных для данной личности, и разруше­ния патологических условных связей между эмоциональ­ными, речевыми реакциями и патогенными ситуациями.

Для преодоления судорожности речедвигательного аппарата заикающиеся используют приемы локальной ре­лаксации. Их цель — обеспечить возможность самостоя­тельной регуляции тонуса мышц артикуляционного и во­кального аппаратов.

При этом тренирующимся предлагают следующие самовнушения:

мышцы глотки расслабляются,

язык расслабляется,

нижняя челюсть расслабляется,

чувствую легкое приятное тепло в задней стенке глот­ки и в корне языка.

В речевом плане это этап напряженных речевых тре­нировок различной сложности.

Новым является то, что речевой материал готовится к логопедическим занятиям на AT,представления направ­лены на выработку новых речевых стереотипов, преодо­ление логофобии.

Во время тренировок заикающиеся постепенно пе­реходят от легкого дремотного состояния к клиническо­му «бодрствованию», от мысленного проговаривания — к активной речевой деятельности.

Речевые тренировки второго этапа проходят по сле­дующей схеме:

1. Выработка новых речевых стереотипов (переход
от мысленного проговаривания к сопряженно-отра­
женной и шепотной речи).

2. Закрепление речевых навыков, выработанных на
первом занятии AT и на логопедических занятиях
(коллективное чтение текстов, шепотная речь, пере­
ходящая в громкую).

3. Подготовка к логопедическим занятиям, одновре­
менная работа всех членов группы (речь громкая).

4. Индивидуальные выступления (речь громкая).

Речевой материал постепенно усложняется. Заикаю­щиеся выступают с чтением текстов, отрабатываемых ими для логопедических занятий, участвуют в импровизации по предложенной теме. В конце занятий, в ходе гетеро­генных внушений, ведущий обязательно обращает вни­мание заикающихся на свободу речевого акта.

Для автоматизации навыков саморегуляции на дан­ном этапе вводятся физкультминутки — небольшой ком­плекс физических упражнений, вызывающий повышение общего мышечного напряжения, изменение ритма дыха­ния и сердечной деятельности.

После зарядки с помощью формул самовнушения тренирующиеся самостоятельно нормализуют свое состо­яние, обеспечивая возможность речевого общения. Для проведения внушений и самовнушений они вновь погру­жаются в состояние релаксации.

На третьем этапев ходе аутогенных тренировок заи­кающиеся овладевают сокращенными формулами само­внушения, приемами активной регуляции мышечного то­нуса и активизации навыков локальной релаксации в про­цессе речевой деятельности.

Расширенная формула спокойствия заменяется ко­роткими формулировками: «Спокоен, собран, сосредо­точен». Формулы, направленные на расслабление отдель­ных мышечных групп заменяются короткими самовну-

шениями: «Живот, грудь, горло, челюсть, губы, язык рас­слаблены».

На этом этапе вводятся индивидуальные самовнуше­ния, направленные на преодоление болезненного отноше­ния к речевому дефекту, к собеседнику или к аудитории, которое характерно для данного индивида.

В ходе речевых тренировок третьего этапа полученные навыки саморегуляции активно используются в процессе ре­чевой деятельности. С этой целью тренирующимся предла­гается вступать в короткие речевые контакты — диалоги вначале с ведущим, позже с товарищами по группе. Заикаю­щиеся отвечают на поставленные вопросы, разыгрывают сценки с предложенным здесь же сюжетом, тренируют рече­вые навыки на фоне представления патогенных речевых си­туаций, готовятся к публичным выступлениям. При этом они встают, садятся и снова встают, переходят от группы к груп­пе. Осуществление плавной речи на фоне несколько сни­женного мышечного тонуса и состояния эмоционального равновесия обычно не вызывают затруднения.

Речевые тренировки проходят по следующему плану:

1. Речевая зарядка (коллективное чтение текстов).

2. Индивидуальная работа — тренировка речевых навы­
ков на фоне представлений трудных речевых ситуаций.

3. Коллективная работа — короткие речевые контакты.

4. Физкультминутка. Использование навыков ло­
кальной релаксации.

5. Коллективная работа:

1) беседы, телефонные разговоры;

2) импровизации по теме.

Проводимые таким образом тренировки обеспечи­вают возможность автоматизации навыков саморегуля­ции эмоционального и речевого поведения заикающихся в постепенно усложняющихся условиях.


Наши рекомендации