Д. Обследование речевой функции
1. Анатомическое строение органов артикуляции
(норма или патология; если патология — указать какая).
2. Характеристика движений органов артикуляции.
(Характеристика пишется на основе исследования арти
куляционной моторики, см. пункт «Г».)
3. Характеристика звукопроизношения (искажение,
отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематическо
го слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и
синтеза звукового состава слова.
4. Лексический строй речи — количественная и ка
чественная характеристики словаря.
5. Грамматическое оформление речи (типы употреб
ляемых предложений, наличие аграмматизмов, их прояв
ления; сформированность связной речи).
6. Особенности речевого поведения. Анализируются
контактность, речевая активность, включаемость в обще
ние, сдержанность, импульсивность, характер реакции на
изменение обстановки (динамичность и своевременность
речевых процессов, переключаемость при изменении те
матики общения), организованность речи.
7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незна
чительно; умеренный; замедлен незначительно (или уло-
вочно); замедлен значительно; неровный).
8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немоду
лированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).
9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмич
ное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное;
напряженное и пр.).
10. Выраженность заикания в различных видах речи:
1) в сопряженной речи;
2) в отраженной речи;
3) в шепотной речи;
4) в автоматизированных рядах;
5) при чтении стихов;
6) при чтении прозы;
7) в вопросно-ответной речи;
8) в рассказе по заданной теме; v
9) при пересказе прочитанного;
10) в спонтанной речи.
11. Тип речевых судорог: тонические, клонические,
смешанные.
12. Локализация судорог:
— дыхательные: инспираторные; экспираторные;
— голосовые: вокальные; смыкательные голосовые;
дрожащий гортанный спазм;
— артикуляционные: губные; язычные; судороги
небной занавески.
— сложные лицевые судороги.
13. Наличие трудных звуков (звукофобия).
14. Наличие эмоционально значимых речевых ситу
аций (подробно перечислить данные ситуации).
15. Наличие речевых уловок: (замены слов; переста
новки слов; эмболофразии; произвольное ограничение ре
чевого общения).
16. Наличие насильственных содружественных дви
жений и их характер.
17. Субъективные ощущения, испытываемые заика
ющимся в момент речевых затруднений: напряжение в
губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке;
напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в
области диафрагмы; общее мышечное напряжение; ско-
ванность; трудности дыхания и т.п. (Эти данные выясняются только у подростков и взрослых.)
18. Факторы, усиливающие заикание: волнение;
утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и
пр. (для взрослых — алкоголизация).
19. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль;
переключение внимания, сочетание речи с движением.
20. Реакция на помощь собеседника: положительная;
отрицательная; безразличная.
21. Отношение к речевому дефекту: адекватное; не
адекватное; сверхценное.
22. Наличие страха речи: избирательно ситуацион
ный; генерализованный и пр.
23. Наличие периодов речи без заикания: регуляр
ность, продолжительность.
24. Влияние эмоционального состояния на проявле
ние заикания.
25. Течение заикания: прогредиентное; регредиент-
ное; стационарное; волнообразное.
26. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.
27. Определение степени выраженности речевых су
дорог: легкая степень; средне-легкая; заикание средней
степени тяжести; средне-тяжелая степень заикания; тяже
лая степень заикания; речь практически невозможна из-
за заикания.
Заключение
Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.
В заключении логопед отражает:
— наличие признаков органического поражения
ЦНС (на основании медицинского заключения);
— особенности речевого и моторного онтогенеза;
Заикание 129
— значение психогении в возникновении заикания;
— возраст появления заикания;
• — тяжесть заикания;
, — тип и локализация судорог;
— зависимость проявления судорог от эмоциональ
ного состояния;
— наличие страха речи;
— течение заикания;
— наличие других дефектов речи.
i . Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную.
Пример 1 Ф.И.О. 2 года 8 мес.
Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматичес-кой сторон речи соответствует возрасту. Заиканиетоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.
Пример 2 Ф.И.О. 4 года 1 мес.
В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического поражения ЦНС. Заикание появилось постепенно на фоне некоторой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заиканиетоно-клонического типа, дыхатель-но-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозопо-добная форма заикания.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ! рШАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИЕСЯ - У/?Е?|: :-4 Я
Согласно современным педагогическим теориям, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использо-
I
вание которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса. (В.П. Беспалько, 1989)