В. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка
Анализируются общее развитие ребенка, особенности деятельности.
Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.
Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и
воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются).
Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.
Отмечаются также:
— повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость,
заторможенность, утомляемость, истощаемость.
— особенности развития личности и эмоциональ
но-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое,
неустойчивое, легко меняется от незначительных
причин; преобладает подавленное или хорошее, ра
достное настроение; волевые особенности: целеуст
ремленность, самостоятельность, инициативность,
решительность, настойчивость, слабость волевого
напряжения и др.).
Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.
Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).
Состояние психических функций: -— особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);
— характеристика внимания (устойчивость, пере-
ключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);
— особенности памяти: скорость и объем запомина
ния, точность воспроизведения;
— особенности мышления (уровень развития логи
ческого мышления: умение выделять существенное в
сюжетной картине, тексте, при определении понятий;
при сравнении, при классификации предметов; по
нимание смысла загадок, пословиц; осмысление при
чинно-следственных отношений и др.).
Для учащихся младших классов обязательно учитывается успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.
Психолого-педагогическая характеристика подростка и взрослого составляется с участием психолога и/ или психиатра. Это связано с тем, что хроническое течение заикания существенно меняет условия формирования личности.
Г. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики
Процедура обследования общих произвольных движений у детей дошкольного возраста
/. Статическая координация
Определяется возможность удержания заданной позы: а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.
б) стоять на «цыпочках».
Отмечается: удержание позы, схождение с места, балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.
2. Динамическая координация
а) определяется возможность прыгать попеременно
то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах).
Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается
пола одной ногой; общее мышечное напряжение; силь
ные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.
б) определяется возможность прыгать с места через ве
ревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола.
Отмечается: прыжок производится легко и свобод
но; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться дву
мя ногами; прыжок не удается.
Одновременность движений
а) определяется возможность выполнения движений
двумя руками одновременно; справа и слева по бокам
спичечной коробки располагается по 10 спичек с каж
дой стороны (на расстоянии, равном длине спички);
ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв
одновременно обеими руками с каждой стороны по
спичке и одновременно положить их в коробку.
Отмечается: одновременные движения обеими рука
ми удаются, спички берутся и кладутся одновремен
но; движения не всегда одновременные; одновремен
ные движения не удаются;
б) определяется возможность одновременных движе
ний рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;
маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и
наматывать ее на указательный палец.
Отмечается: марширует и наматывает нитку одно
временно; движения не всегда одновременны; одно
временные движения цс удаются. Отмечается также
общий характер движений: ловкий, неловкий; плас
тичный, неуклюжий.
Процедура обследования тонких движений пальцев рук
Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке; 3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики здороваются»; 4) застегивание и расстегивание пуговицы, завязывание шнурков.
Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.
Процедура обследования произвольных мимических движений
Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб: а) поднять брови («удивиться»); б) прищурить глаза («яркое солнце»); в) сморщить нос («кислый лимон»); г) улыбнуться («веселый клоун»); д) надуть щеки «толстый помидор»); е) выпятить губы («имитация свиста»).
Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная; недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.
Процедура обследования артикуляционной моторики
Определяется точность, объем, подвижность, пере-ключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет логопеда до 10:
а) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»); б) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»); в) удержание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»); г) удержание языка в позе «лопаточка»; д) удержание языка в позе «иголочка»; е) удержание языка в позе «парус»; ж) переключение движений губ («улыбка» — «трубочка»); з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов
рта («часы»); и) касание кончиком языка у верхних и нижних зубов («качели»); к) пощелкать языком («лошадки»).
Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемости артикуляционных движений.