В. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка

Анализируются общее развитие ребенка, особенно­сти деятельности.

Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и

воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным мате­риалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на за­нятиях по развитию речи, развитию элементарных мате­матических представлений, изобразительной деятельно­сти и конструированию, в чем они проявляются).

Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях де­журного); любимые игры (творчески организует игру, сте­реотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет од­ной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.

Отмечаются также:

— повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость,
заторможенность, утомляемость, истощаемость.

— особенности развития личности и эмоциональ­
но-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое,
неустойчивое, легко меняется от незначительных
причин; преобладает подавленное или хорошее, ра­
достное настроение; волевые особенности: целеуст­
ремленность, самостоятельность, инициативность,
решительность, настойчивость, слабость волевого
напряжения и др.).

Реакция на замечания и одобрение; факторы, способ­ствующие изменению эмоционального состояния.

Характерологические особенности ребенка (спокой­ный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: зади­рист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).

Состояние психических функций: -— особенности восприятия (восприятия цвета, фор­мы, пространственных отношений; наблюдатель­ность ребенка);

— характеристика внимания (устойчивость, пере-
ключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);

— особенности памяти: скорость и объем запомина­
ния, точность воспроизведения;

— особенности мышления (уровень развития логи­
ческого мышления: умение выделять существенное в
сюжетной картине, тексте, при определении понятий;
при сравнении, при классификации предметов; по­
нимание смысла загадок, пословиц; осмысление при­
чинно-следственных отношений и др.).

Для учащихся младших классов обязательно учиты­вается успеваемость, предпочтение тех или иных предме­тов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.

Психолого-педагогическая характеристика подро­стка и взрослого составляется с участием психолога и/ или психиатра. Это связано с тем, что хроническое тече­ние заикания существенно меняет условия формирова­ния личности.

Г. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

Процедура обследования общих произвольных движений у детей дошкольного возраста

/. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы: а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

б) стоять на «цыпочках».

Отмечается: удержание позы, схождение с места, ба­лансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно
то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах).
Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается
пола одной ногой; общее мышечное напряжение; силь­
ные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

б) определяется возможность прыгать с места через ве­
ревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола.
Отмечается: прыжок производится легко и свобод­
но; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться дву­
мя ногами; прыжок не удается.

Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений
двумя руками одновременно; справа и слева по бокам
спичечной коробки располагается по 10 спичек с каж­
дой стороны (на расстоянии, равном длине спички);
ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв
одновременно обеими руками с каждой стороны по
спичке и одновременно положить их в коробку.
Отмечается: одновременные движения обеими рука­
ми удаются, спички берутся и кладутся одновремен­
но; движения не всегда одновременные; одновремен­
ные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движе­
ний рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;
маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и
наматывать ее на указательный палец.
Отмечается: марширует и наматывает нитку одно­
временно; движения не всегда одновременны; одно­
временные движения цс удаются. Отмечается также
общий характер движений: ловкий, неловкий; плас­
тичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребенку предлагается выполнить следующие упражне­ния: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) заг­нуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке; 3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «паль­чики здороваются»; 4) застегивание и расстегивание пуго­вицы, завязывание шнурков.

Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполне­ние; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Определяется выразительность мимики при выпол­нении следующих проб: а) поднять брови («удивиться»); б) прищурить глаза («яркое солнце»); в) сморщить нос («кислый лимон»); г) улыбнуться («веселый клоун»); д) надуть щеки «толстый помидор»); е) выпятить губы («имитация свиста»).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная; недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Процедура обследования артикуляционной моторики

Определяется точность, объем, подвижность, пере-ключаемость движений при выполнении следующих ар­тикуляционных поз под счет логопеда до 10:

а) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»); б) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»); в) удер­жание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»); г) удержа­ние языка в позе «лопаточка»; д) удержание языка в позе «иголочка»; е) удержание языка в позе «парус»; ж) пере­ключение движений губ («улыбка» — «трубочка»); з) каса­ние кончиком языка поочередно правого и левого углов

рта («часы»); и) касание кончиком языка у верхних и ниж­них зубов («качели»); к) пощелкать языком («лошадки»).

Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо пе­реключается с одного движения на другое, движения точ­ные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незна­чительно; отсутствие удержания позы, выраженные изме­нения объема, точности и переключаемости артикуляци­онных движений.

Наши рекомендации