Характеристики заикающихся с неврозоподобной

Формой речевой патологии

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начи­нается у детей в возрасте 3-4 года постепенно, без види­мых внешних причин.

При неврозоподобной форме заикания в анамнезе за­частую отмечаются тяжелые токсикозы беременности с яв­лениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и пр. В

грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, пло­хо спят. Их физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координаци­ей движений, моторной неловкостью, поведение характе­ризуется расторможенностью, возбудимостью. Они пло­хо переносят жару, духоту, езду в транспорте.

У детей этой группы отмечается повышенная исто-щаемость и утомляемость при интеллектуальной и физи­ческой нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, не­поседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным тре­бованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивы­ми. Психоневрологическое состояние таких детей расце­нивается клиницистами как церебрастенический синдром.

Особенно ярко отличие от нормы выступает в рече­вом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формиру­ется к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. Наряду с задержкой развития речи име­ются нарушения произношения многих звуков, медлен­ное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года.

В начальном периоде заикания, который продолжа­ется от 1 до 6 месяцев, заикание протекает как бы волно­образно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, однако периодов, свободных от судорожных запинок речи, обыч­но не наблюдается. При отсутствии логопедической по­мощи речевое нарушение постепенно утяжеляется. Заи­кание быстро «обрастает» обильными сопутствующими движениями и эмболофразией.

Для данной формы заикания типичны относитель­ная монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Судорожные запинки усиливаются при физичес-

ком и психическом утомлении детей, в период соматичес­ких заболеваний, но обычно мало зависят от внешних си­туационных факторов.

При обследовании моторики у детей с неврозоподоб-ной формой заикания обращает на себя внимание пато­логия моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и дина­мической координации рук и ног.

Мышечный тонус при этой форме заикания неустой­чив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются на­рушения координации движений рук и ног, тонкой мотори­ки рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заика­ния особенно страдает динамический праксис. Заикающие­ся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспро­изводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух.

Большинство заикающихся этой группы двигатель­ные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недоста­точной, при обучении необходимы наглядные образцы.

Клиническое обследование таких детей свидетель­ствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера, причем поми­мо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипер­динамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все дви­жения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвиж-

ность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Не­редко имеется нарушение тонуса мышц языка, его «бес­покойство», недифференцированность кончика. Доволь­но часто у детей с неврозоподобной формой заикания ре­гистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замед­лен, голос мало модулированный.

Как правило, наблюдается резкое нарушение рече­вого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

У всех детей с неврозоподобной формой заикания обнаруживается корреляция отклонений от нормы в пси­хомоторном и речевом развитии.

Для детей с легкой степенью отклонений в психомо­торном и речевом развитии характерны некоторые зат­руднения в динамической координации всех движений (от общих до тонких артикуляционных). Лексико-граммати-ческая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы. Нарушение звукопроизношения носит, глав­ным образом, фонетический характер (межзубной сигма-тизм, губно-зубное произношение и т.п.).

У детей со средней степенью отклонений в психомо­торике и речи имеются нарушения статической и динами­ческой координации движений (общих, тонких и артику­ляционных). У таких детей отмечается некоторое отстава­ние в формировании лексико-грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения носит фонетико-фонема-тический характер (велярное или увулярное произношение звука «р», смешение шипящих и свистящих и т.п.).

У детей с тяжелой степенью отклонений в психомо­торике и речи, наряду с расстройством статической и ди­намической координации движений, имеются различные нарушения двигательной сферы в целом. У таких детей

отмечается недоразвитие речи, выраженное в разной сте­пени (от фонетико-фонематического до общего недораз­вития речи III уровня).

Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной возбу­димостью, взрывчатостью, в одних случаях, и вялостью, пассивностью — в других. Внимание таких детей обыч­но неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интере­са к творческой игровой деятельности, нередко отмеча­ется снижение познавательной активности.

Для иллюстрации приводим следующее наблюдение:

Пример 4: А. Ф., 5,5 лет.

Со слов родителей, мальчик страдает заиканием, наруше­нием звукопроизношения, раздражительностью, упрям­ством, неусидчивостью.

Наследственность психическими заболеваниями и речевы­ми расстройствами не отягощена. Ребенок родился от пер­вой беременности, протекавшей с токсикозом в первую по­ловину. Роды в срок со стимуляцией. Родился в асфиксии небольшой степени. К груди был приложен на третьи сут­ки, сосал активно. До одного года рос беспокойным. Ран­нее физическое развитие в пределах возрастной нормы: голову держит с 2-х месяцев, сидит с 6-ти месяцев. Ходить стал после года. Отдельные слова появились вскоре пос­ле года, короткие фразы — после 2,5 лет, развернутая фраза лишь к четырем годам. Речь всегда была невнятной. До года ничем не болел. С 1 г. 1 мес. стал посещать ясли, затем детский сад. С этого времени часто болел простуд­ными заболеваниями. Почти все время воспитывался на пя­тидневном режиме детских воспитательных учреждений. С детьми легко вступал в контакты. Однако детский сад посещал неохотно, тяготился пребыванием там, много пла­кал, по понедельникам не хотел уходить из дома. Заикание родители заметили в 3 года. Начало заикания было постепенным. С течением времени судорожная активность речевых мышц усилилась, стала проявляться постоянно. Речевое состояние: строение артикуляторного аппарата без особенностей. Движения артикуляторных органов ско­ванные, переход от одного артикуляторного движения к другому затруднен. Голос громкий, мало модулированный.

Темп речи несколько ускорен. Артикуляция нечеткая. Зву-копроизношение резко нарушено: ш-с, р-в, ч-ть, ц-т, л-нет. Отсутствуют йотированные звуки и звук «ы». Заикание проявляется в вопросно-ответной и спонтанной формах речи в виде артикуляционных тонических и кло-нических судорог, смыкательной судороги губ, вокальных тонических судорог, которые чаще возникают в начале ре­чевого потока на гласные звуки.

Комплексное медико-педагогическое воздействие оказыва­лось на протяжении 6 месяцев. Поставлены и введены в речь звуки С, Ч, Щ, но их произношение недостаточно автомати­зировано. Темп речи остается неустойчивым с тенденцией к ускорению. Увеличился словарный запас, уменьшились яв­ления аграмматизма. Заикание стало менее выраженным, однако судорожные сокращения артикуляторных и дыха­тельных мышц остаются, особенно ярко проявляясь в воп­росно-ответной и спонтанной формах речи. При осмотре через 4 месяца после окончания логопедичес­ких занятий мальчику 6 л. 4 мес. В речи остается заикание, выраженное в легкой степени, проявляющееся в вопросно-ответной и спонтанной речи. В игре наедине с собой в речи наблюдаются легкие судорожные запинки. Рекомендован повторный курс медико-педагогического воздействия. Пос­ле повторного курса коррекционного воздействия в тече­нии наблюдалась положительная динамика: введены в речь и автоматизированы все звуки. Единичные судорожные за­пинки остаются только в спонтанной речи. Остаются нерез­ко выраженные явления аграмматизма. Устная спонтанная речь характеризуется короткими фразами, сложные пред­логи употребляются редко. Отмечается низкий уровень раз­вития монологической речи.

Несмотря на указанные особенности онтогенеза, пси­хическое развитие большинства заикающихся с неврозо-подобной формой происходит в пределах нормы. Они своевременно поступают в школу. В школе успевают сред­не, но как правило, успешно ее заканчивают. Многие по­ступают в техникумы, институты.

В тех случаях, когда дети с неврозоподобной фор­мой заикания получают своевременную (т.е. приближен­ную ко времени появления заикания) и достаточно дли-

тельную (т.е. в течение, как минимум, целого года) регу­лярную логопедическую помощь, то как правило, такие дети не нуждаются в повторных курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной. Катам-нестические исследования свидетельствуют о том, что в этих случаях заикание не рецидивирует.

В тех случаях, когда своевременно и в полном объе­ме не оказывается логопедическая помощь, неврозоподоб-ная форма заикания имеет склонность к прогредиентному течению. Для этих случаев характерно постепенное утя­желение заикания. Дети, не получившие своевременной логопедической помощи, с трудом обучаются в общеоб­разовательной школе. Именно эти заикающиеся нередко входят в число учащихся школ для детей с тяжелыми на­рушениями речи. Они выбирают профессию, как прави­ло, не связанную с речевой нагрузкой и редко заканчива­ют высшие учебные заведения.

У лиц с неврозоподобной формой заикания в возра­сте 14-17 лет порой появляются личностные переживания в связи с дефектом речи. Они носят редуцированный ха­рактер и не имеют черт глубокого, эмоционально ярко окрашенного переживания своей речевой малоценности, как это бывает у подростков и взрослых лиц, страдаю­щих невротической формой заикания.

Для подростков и взрослых с неврозоподобной фор­мой заикания наиболее характерно пассивное отношение к своему речевому дефекту. Они обращаются за помощью, как правило, по настоянию своих родных или близких знако­мых. В процессе коррекционного воздействия заикающиеся этой группы недостаточно активны и инициативны.

При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отде­лах речевого аппарата. Как правило, отмечается резкое нарушение дыхания в процессе речи: длительная задерж­ка, прерывистость, судорожность и т.д. Речь обычно со-

провождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, раскачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насиль­ственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера.

При тяжелой форме заикания речевое общение утом­ляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чув­ство физической «усталости до изнеможения». Для психи­ческого состояния взрослых характерны трудность адап­тации к новым условиям, снижение памяти и внимания, ис-тощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекци-онная педагогическая работа носит регулярный и длитель­ный характер.

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстанов­ке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Активное внимание заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше. В то же время наблюде­ния показывают, что физическое утомление, продолжитель­ное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи.

В качестве иллюстрации приведем следующий пример.

Пример 5. Заикающийся 3. И., 19 лет.

Поступил в клиническое отделение с жалобами на силь­ное заикание, раздражительность, вспыльчивость, плохой сон. В анамнезе: патохарактерологических особенностей у родителей не отмечалось. Дядя по линии отца обладал быстрой речью, «как из пулемета». Старший брат в возра­сте 3-5-ти лет заикался, в настоящее время заикание у него выражено слабо.

Больной родился от второй беременности, протекавшей нормально. Роды затяжные, родился в асфиксии. В ран­нем детстве отмечалось отставание в развитии двигатель­ных навыков: ходить стал в 1 г. 2 мес., всегда был нелов-



ким, плохо бегал, не мог лазать по деревьям (рос в сельс­кой местности). Речь развивалась также с задержкой: пер­вые слова появились к 1,5 годам, фразовая речь после 3-х лет. Речь была малопонятной для окружающих, так как многих звуков он не выговаривал, произносил все очень быстро. Заикание стало заметным с 3-х лет, после разви­тия фразовой речи. Какого-либо непосредственного пред­шествующего травмирующего заболевания или пережива­ния не отмечалось. Рос подвижным ребенком. С детьми не дружил, конфликтовал и с братом. По характеру был вспыльчивый, «взрывчатый», раздражительный. До шко­лы знал буквы, умел считать. В школу пошел с 7-ми лет, с трудом мог высидеть урок, убегал из класса. В начальных классах учился без особого затруднения, но с 4-го класса стал успевать хуже.

До 10-ти лет отмечался ночной энурез, до 10-14 — сно-хождения. С 10-ти лет возросла «внутренняя взрывча­тость», раздражительность.

Школу закончил в 17 лет, пытался поступить в Казанский университет на факультет журналистики, но не прошел по конкурсу. Стал работать на заводе электриком. Рабо­та нравилась, справлялся с ней. По настоянию родителей поступил через год в филиал МАИ на вечернее отделе­ние. Учился без интереса. Друзей не имел. Мечтал, «на­перекор всему», вновь держать экзамены на факультет журналистики.

Физическое состояние: больной высокого роста, астени­ческого телосложения. Выглядит соответственно возрас­ту. Со стороны внутренних органов патологии не выявля­ется. АД 100/60.

Неврологическое обследование: имеется незначительная асимметрия лицевой иннервации — сглаженность правой носогубной складки, правая глазная щель несколько шире левой. Зрачки равномерны. Конвергенция глазных яблок недостаточная, отмечаются нистагмоидные подергивания при крайних отведениях. Реакция на свет вяловатая. Гло­точный рефлекс слегка снижен. Координаторные пробы выполняет нечетко. В позе Ромберга слегка пошатывает­ся. При выполнении координаторных проб дрожат пальцы рук, патологических рефлексов не выявляется. Сухожиль­ные рефлексы слева несколько выше, чем справа. Нару­шений чувствительности нет. Сила мышц рук и ног доста­точная. Тонус нормальный. Отмечается ярко-красный стой­кий рефлекторный дермографизм, потливость кистей рук.

С трудом сохраняет заданный ритм движений, перемена ритма и темпа затруднены. Ходьба «неуклюжая», нерит­мичная. Координация движений средняя. Моторная память плохая. Музыкальный слух и музыкальная память нераз­виты. Речь во время занятий по логоритмике затруднен­ная, с запинками, монотонная. Дыхание судорожное. Психическое состояние: сознание ясное, ориентирован полностью. О себе рассказывает неохотно. Во время бе­седы краснеет, покрывается испариной, отмечается серд­цебиение. Жалуется на тяжелое заикание, «внутреннюю взрывчатость», несильные головные боли, плохой сон. Мимика адекватна, но недостаточно выразительна. Настро­ение неровное, раздражителен, несдержан. Считает, что нарушение речи мешает ему иметь товарищей и стать жур­налистом. Интеллект соответствует возрасту и полученно­му образованию. Внимание неустойчиво, память несколь­ко снижена, на вопросы, касающиеся круга интересов, от­вечает формально, в письменной речи отмечается много ошибок. К помощи врачей и логопедов по поводу расстрой­ства речи обращается впервые, в связи с неудачей на кон­курсных экзаменах в университет. К логопедическим за­нятиям относится непоследовательно, много времени уде­ляет работе над речью, пунктуален, аккуратен в работе, в то же время некритичен, переоценивает свои успехи, раз­дражается в ответ на замечания.

Речевое состояние, строение речевого аппарата: твердое небо высокое, куполообразное. Язык толстый, малопод­вижный. Уздечка языка короткая. Нижняя челюсть мало­подвижна. Прикус нормальный.

Темп речи ускорен. Речь «сбивчивая», смазанная. Арти­куляция крайне нечеткая. Нечетко произносит звуки С, 3, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж X, т.е. нарушено звукопроизношение всей группы шипящих и свистящих. Сам больной не ощущает затруденний при произнесении этих звуков. Заикание про­является во всех видах речи. Судорожные запинки возни­кают в момент экспирации при произнесении гласных и щелевых согласных звуков. При этом артикуляционная мускулатура больного застывает в положении ближайше­го согласного звука. В момент тонуса живот подтянут. Больной отмечает сжатие грудной клетки. Вдох короткий, резкий, напряженный. Выдох прерывистый, толчкообраз­ный. Иногда в момент тонической судороги прорываются отдельные хриплые звуки. Очень часто экспираторные су­дороги сопровождаются ритмическими движениями мышц

артикуляционного аппарата. При прорыве тонической су­дороги часто наблюдается картина артикуляционного кло­нуса. Клоническая судорога возникает и самостоятельно. Клонические судороги дыхательно-артикуляционной ло­кализации. Тонические судороги проявляются в виде уг­ловой судороги губ, языка и нижней челюсти. Кроме того, отмечается затруднение при произнесении звука Н, неза­висимо от его места в слове, что указывает на распростра­нение спазма на небно-глоточную занавеску. Речевое общение быстро утомляет больного, он начинает умолкать, производить перестановки, замены. Речь сопро­вождается движениями пальцев рук, притоптыванием но­гой, кивательными движениями головы, раскачиванием ту­ловища. Во время речи больной скован. В процессе логопедических занятий поставлены и введе­ны в речь звуки С, 3, Ц, Ч, Щ, но их произношение остает­ся недостаточно автоматизированным. Темп речи остает­ся нестабильным, сохраняется ускоренная речь. Однако при активном внимании больного к речи темп нормализу­ется. Несколько уменьшилась «смазанность» речи. При активном внимании пациента к процессу артикуляции речь становится более четкой и выразительной. Судорожные сокращения артикуляторной мускулатуры остаются. На фоне ускоренного темпа речи проявляется артикуляционный клонус.

Посещение занятий аутогенной тренировки в течение двух месяцев дало возможность больному овладеть способно­стью к активному вниманию в процессе речевой артикуля­ции. Приемами релаксации больной не владеет, но в про­цессе занятий на короткое время ощущает мышечное рас­слабление и эмоциональное успокоение. Тем не менее, существенного влияния на речь эти состояния не оказыва­ют. Несколько уменьшились гиперкинезы, особенно кива-тельные движения головой. В процессе лечения в клинике у пациента улучшился сон, настроение стало устойчивее. Научился активно следить за процессом произнесения, что облегчало речь, позволяло правильно произносить звуки, делало ее более плавной.

Анализируя данное наблюдение, можно отметить наслед­ственную отягощенность речевой патологией, а также на­личие перинатальных вредностей. Видимо, последнее явилось причиной задержки раннего физического разви­тия и становления речевых функций. Наряду с поздним появлением речи, она характеризовалась обилием непра-

I



вильно произносимых звуков, а также запинками, кото­рые появились в период формирования фразы. С нача­лом фразовой речи у пациента уже были заметны судо­рожные нарушения артикуляции. Заикание появилось без какой-либо предшествующей психической или физичес­кой травмы. Ярко выраженной психической переработки своего дефекта не было, логофобии по существу не от­мечалось, тем не менее, пациент, считая себя неполно­ценным из-за заикания, тяготился речевым нарушением, так как, по его мнению, он из-за этого не стал журналис­том. В психическом состоянии на момент обследования основным являлось наличие дисфории, неустойчивости внимания. Неврологическое обследование выявляло не­резко выраженные симптомы диффузного поражения мозга в виде асимметрии лицевой иннервации, горизон­тального нистагмоида, нарушения координации, плохой переносимости транспорта и духоты. Речь характеризовалась смазанной артикуляцией и быст­рым темпом. Во время речевого общения отмечалось боль­шое количество сопутствующих движений. Включение со­знательного контроля за речью делало ее более плавной. На основании изложенного выше можно считать, что у па­циента имелись симптомы раннего диффузного органичес­кого прражения мозга с явлениями редуцированного пси­хоорганического синдрома, речевое нарушение относи­лось к неврозоподбной форме заикания.

Таким образом, для неврозоподобной формы заика­ния характерно:

1) судорожные запинки появляются у детей в возрас­
те 3-4 года;

2) появление судорожных запинок совпадает с фазой
развития фразовой речи;

3) начало заикания постепенное вне связи с психо-
травмирующей ситуацией;

4) отсутствие периодов плавной речи и малая зави­
симость качества речи от речевой ситуации;

5) привлечение активного внимания заикающихся к
процессу говорения облегчает речь;

6) физическое или психическое утомление, сомати­
ческая ослабленность ухудшают качество речи.

Довольно часто в практике встречаются заикающи­еся, клиническая картина речевой патологии которых бы­вает смешанной.

Так, реактивное психогенное начало заикания может наблюдаться и у детей с органической неполноценностью мозга. В таких случаях на фоне задержки психомоторно­го и речевого развития, несовершенства звукопроизноси-тельной стороны речи бывает достаточно «незначитель­ного» психогенного воздействия, чтобы нарушилась хруп­кая координация речедвигательного акта и появились бы судорожные запинки. Такое невротическое по своему про­исхождению заикание имеет сложную клиническую кар­тину, в которой сочетаются симптомы разных уровней по­ражения деятельности центральной нервной системы: функционального и органического.

В других случаях неврозоподобная форма заикания может осложняться целым комплексом вторичных невро­тических реакций, связанных с особенностями личност­ного реагирования на речевой дефект, что «маскирует» истинную природу речевой патологии. Такие формы ре­чевой патологии являются смешанными и труднее под­даются коррекционным воздействиям.

Психолингвистические исследования заикающихся касаются, главным образом, устной контекстной речи. Это объясняется тем, что судорожные речевые запинки наи­более выражены в монологическом высказывании, по сравнению с другими видами устной речи.

Монологическая речь занимает большое место в прак­тике общения, проявляясь в самых разнообразных видах.

Известно, что общей и характерной особенностью монологической речи является последовательное, связное, целенаправленное изложение мысли одним лицом. Бла-

годаря внутреннеречевому планированию монолог харак­теризуется как стройная логически, синтаксически и в смысловом отношении организованная структура. Это происходит благодаря адекватному набору лексических значений, синтаксических конструкций и грамматически правильному построению высказываний в виде полносо­ставных предложений, что вместе должно отражать за­мысел говорящего.

Процесс внутреннего программирования высказыва­ния непосредственно вплетен в процесс производства речи и носит опережающий характер.

Исследования последних лет показывают, что замы­сел говорящего отражается не только на выборе соответ­ствующих лексико-грамматических и синтаксических кон­струкций, но он является основополагающим фактором интонационного членения. В силу этого интонационное членение нельзя считать результатом только голосовых модуляций, которые отражают смысловую структуру выс­казывания. Оно возникает в процессе текущего формиро­вания замысла и его вербализации.

Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания.

Монологическая речь формируется постепенно в процессе речевого онтогенеза. Переход ребенка к услож­ненным формам речевого общения связан с трудностями планирования схемы высказывания, выбором словесных средств, их самостоятельным конструированием.

В этом периоде развития речи формулирование выс­казывания может сопровождаться эмоциональным напря­жением, которое у ребенка выражается в «учащенном ды­хании, прерывистости речи, длительных паузах перед тем, как употребить новый оборот речи» (Р.Е. Левина, 1975, стр. 9).

Заикающиеся дети по уровню речевого развития не представляют однородную группу. Среди них есть дети как с высоким, так и с низким уровнем речевого разви-

тия. В то же время как у тех, так и у других отмечаются затруднения в подыскивании нужного слова, речевом оформлении мысли, многословие, склонность к простран­ным рассуждениям.

При невротической форме заикания дети дошколь­ного возраста обладают полноценным набором лексичес­ких средств и адекватным грамматическим конструиро­ванием высказывания. Они хорошо осуществляют про­граммирование своего высказывания и его составных частей. Последовательность передачи смысловой струк­туры сообщения у них не нарушена. В то же время такие дети употребляют значительное количество неадекватных контексту слов. То есть, у детей с невротической формой заикания обнаруживается определенное несоответствие между уровнем развития языковых средств и способнос­тью использовать их в разных ситуациях общения.

Предполагается, что механизм затруднений в исполь­зовании адекватной лексики детьми с невротической фор­мой заикания связан с тем, что их речевая активность все­гда протекает на фоне особого эмоционального состояния.

Сравнение с нормой показывает, что уровень разви­тия монологической речи по показателю «выбора лексем» у заикающихся детей 6-7-ми лет в большинстве случаев соответствует уровню развития монологической речи де­тей 4-5-ти лет в норме.

При неврозоподобной форме заикания одинаковую трудность представляют программирование связного сооб­щения и оформление смысловой программы средствами язы­ка. Дети этой группы не могут полно и последовательно пе­редать смысловую программу текста. Имеются ограничения объема словарного запаса, причем дети затрудняются актив­но им пользоваться в самостоятельных связных высказыва­ниях. Предложения являются структурно неполными, а спо­соб связи предложений между собой является однотипным.

Помимо этих показателей, при неврозоподобной фор­ме заикания имеются нарушения фонематического воспри-

ятия и звукопроизносительной стороны речи. Эти характе­ристики позволяют считать, что при неврозоподобной фор­ме заикания имеется недоразвитие речи или его элементы.

Предполагается, что у детей с неврозоподобной фор­мой заикания механизм затруднений актуализации слов связан с недостатком лексических средств, а нарушение монологической речи является следствием, в первую оче­редь, дефицита языковой способности.

Как при невротической форме, так и при неврозопо­добной форме заикания дети не замечают и не корректи­руют свои ошибки, что свидетельствует о снижении кон­троля за смысловой стороной высказывания.

В школьном возрасте среди заикающихся также име­ются дети с высоким и низким уровнями развития речи. Тем не менее, в целом у заикающихся школьников как с невротической, так и с неврозоподобной формами речевой патологии лексика устных высказываний характеризуется бедностью, неточностью лексических значений, повторе­нием одних и тех же слов и выражений. В монологической речи в основном используются простые предложные кон­струкции, в которых перечисляются предметы, отмечается большое количество персевераций и эмболов. Нередко выс­казывания состоят из одних существительных, из других частей речи преимущественно используются местоимения и наречия. Отмечаются отсутствие логических ударений, интонационная невыразительность речи.

При этом при невротической форме заикания смысло­вая организация контекстной речи не страдает. Эти дети дос­таточно хорошо усваивают школьную программу, являясь успевающими по всем предметам. При неврозоподобной фор­ме заикания отмечаются явления недоразвития речи, выра­женные в разной степени. Эти учащиеся, как правило, с тру­дом усваивают программу общеобразовательной школы.

Определенные тенденции в организации монологи­ческого высказывания у заикающихся детей становятся более ярко выраженными у взрослых. Так, если у заикаю-

щихся детей имеется лишь своеобразие планирования монологического высказывания, то у взрослых заикаю­щихся выявляется его дезорганизация.

Монологическая речь при невротической и неврозо-подобной формах заикания имеет много общего. Прежде всего, это то, что заикающиеся предпочитают использо­вать высокочастотные слова, употребляют большое ко­личество шаблонных слов и фраз, наиболее привычных для них. В высказываниях заикающиеся многократно по­вторяют одни и те же слова, что делает их речь много­словной с одной стороны, а с другой стороны — обеднен­ной по содержанию и лексически.

Пример 6. М.К. «Наш участокделает заказыпо заказамнаселения. Я работаю на участке сметчиком,составляю сметыпо зака­замнаселения».

Пример 7. К.Т. «Значит,это самое э э э... значит,делали на нашем заво­де.... значит, многие платы.... значит... ну...я значит,раньше тоже делал, так сказать... значит, тамподчистку... вот значит...доработку плат».

В речи заикающихся наблюдается большое количество грамматически и логически незавершенных фраз и ложных начал, т.е. процесс поиска адекватной лексемы или грам­матической конструкции выносится во внешнюю речь.

Пример 8. «Цех, который, ну...в цехе, котором я работаю».
| «Я, я должен... я обслуживаю машины».

В некоторых случаях при тяжелом заикании грам­матические отношения в тексте высказывания разруша­ются, а смысл передается с помощью экстралингвистичес­ких средств. Нередко в отдельных фразах контекстной речи пропускается семантически значимое слово или име­ются семантические «излишества».

Высказывание в целом характеризуется аморфностью структуры и расплывчатостью, частыми отклонениями от

основной темы. В то же время у всех заикающихся CNt,
высказывания в целом сохраняется. сл

У взрослых заикающихся речь в целом интонаци
но обеднена, при произнесении фраз интонации завет н"
ния часто отсутствуют, нарушается и синтагма-^ич^?16"
ударение внутрифразового единства. Ое

Все эти явления при неврозоподобной фор^е зай
ния выражены более грубо. Особенно страдает ^рИ э^а'
форме заикания грамматическое структурирование й Ои
тонационное оформление высказывания. н~

Особенностью речи взрослых с невротически (Ь мой заикания является наличие «реплик», которые й Р" личие от основной неплавной речи, не прерыва.ются дорогами. Эти «реплики», как правило, касак>тся са*^" оценки говорящим качества собственной речи Щ}И cbq состояния. Манера произнесения этих реплик об(,1ЧНо Го личается от остальной речи. Реплики произносятся бо^Т"

I

тихим, приглушенным, как бы интимным голосоМ) й ^ее
лее быстром темпе, а порой и со смущенной улыбкой ^°"
характеризует эти «реплики» как комментарии к Собсть °
ному высказыванию. В этих случаях судорожная речь ^н"
ращенная к собеседнику, прерывается речью, обр^ще11'^б-
«к себе», которая протекает плавно. °й

Пример 9. «Ну^ прслеэтогр института, со своей специалыно^ю „

Ваботать в... я не могу сказать, где я могу работа^ ~ в ^ol?^
институте»1. ~ ^рм

Пример 10. «...то меня направили в ателье высшего.... нем,,.,. п
г- г------------------------------------------------------------ ^—чгШ-Щ}»,

\ воздуха не хватает.... высшего разряда». ^Ма

Кроме особенностей содержательной стороны в
казывания у заикающихся отмечается своеобра3ие j> lc"
цесса паузирования. Во-первых, как у детей, так ц v взп
________________________________________ у ^^с-

'Условные обозначения:

_____ — речь с выраженными судорожными запинками;

_____ — речь плавная.

Заикание



Л1

лых отмечено значительно меньшее количество пауз хе-зитации, чем в норме. Во-вторых, локализация пауз у за­икающихся иная, чем у в норме. Большая часть пауз у них располагается внутри слов. Напротив, между словами и даже на границах законченных в смысловом отношении фраз паузы часто отсутствуют, т.е. у заикающихся отме­чается выраженная дефицитарность пауз, необходимых для нормального речевого процесса.

Для их речи характерно наличие большого количе­ства пауз, которые характеризуются отсутствием акусти­ческого сигнала и заполненных патологической судорож­ной активностью мышц речевого аппарата. Именно эти паузы часто прерываются эмболами, нефонологически­ми вокальными образованиями, ложными началами и повторами.

Анализ психолингвистических параметров речи за­икающихся позволяет считать, что наличие судорожной активности в мышцах исполнительного аппарата, нару­шающей результат действия функциональной системы речи у заикающихся, искажает процесс внутриречевого планирования и перехода психической части речевого процесса на моторный уровень реализации.

Щ.5. НЕКОТОРЫЕ ПАТОГЕН|ТИЧЕСрЕМЕХАНИЗМЫ

шикания '•'?•" - •'•' '..".;•" ^"--';,'; - "•"••'-,

Сопоставление клинических, психологических, пси­холингвистических и физиологических данных исследо­вания заикающихся позволяет глубже представить себе патогенетические механизмы этого сложного речевого расстройства. Эволюционное заикание или заикание раз­вития возникает обычно в том возрасте, когда у ребенка интенсивно формируется фразовая или монологическая речь. При различных клинических формах начало заика­ния связано с разными причинами.

Первой причиной и условием появления невротичес­кой формызаикания служат патогенные эмоциональные фа

Наши рекомендации