Наличие психической травматизации

Многочисленные авторы связывают появление заи­кания с перенесенной психической травмой.

Психические травмы разделяют на острые и хрони­ческие, причем объективная сила воздействия психичес­кого фактора травмы не имеет решающего значения.

По своему конкретному содержанию психические травмы отличаются большим разнообразием. Реакция на психическую травму в виде заикания характерна для пси­хомоторного уровня реагирования центральной нервной системы, что свойственно детям дошкольного возраста.

В большинстве случаев психическая травма являет­ся пусковым моментом в возникновении заикания. Имен­но вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у мно­гих детей появляются запинки судорожного характера.

Генетический фактор

Данные мировой литературы свидетельствуют, что отягощенная наследственность по заиканию может про­слеживаться на уровне нескольких поколений. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер состав­ляет 18%. Причем у дизиготных (разнояйцевых) близне­цов заикание встречается в 32%, а у монозиготных (одно­яйцевых) — в 77%. Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем незаикающиеся родители. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заи­кающихся детей выше: в этом случая появляется 36% заи­кающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.

Известно также, что если среди близких родствен­ников имеется хотя бы один заикающийся, то риск по­явления заикания в последующих поколениях резко воз­растает, в особенности, если заикаются родители. По-видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии допол­нительной вредности.

Половой деморфизм

У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Предполагается, что у девочек в более сжатые сро­ки формируются моторные функции: они начинают рань­ше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика паль­цев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с этим речедвигательные ме­ханизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредо­носным влияниям.




Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают все причины, с которыми может быть связано появление заикания.

Однако здесь выделены те факторы, которые игра­ют прямую или косвенную роль в возникновении заика­ния по данным современных многочисленных исследо­ваний.

i 2,шсихолого-педагогйч£ская и

хся

Начиная с 70-х годов, в отечественной научной ли­тературе выходит значительное число публикаций, сви­детельствующих о новых трактовках клинической кар­тины, наблюдаемой при заикании. На базе клинических наблюдений и экспериментальных исследований разра­батывается представление об объективной дифференци­ации клинических форм заикания.

Исследователи выделяют две клинические формы заикания — невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами (Ковалев В.В., 1970; Асатиани Н.М. с сотр., 1973-1985; Драпкин Б.З., 1973; Белякова Л.И., 1973-1997 и др.).

Неврозы в клинике пограничных психических состо­яний рассматриваются как психогенно-реактивные функ­циональные заболевания, возникающие под влиянием стрессовых факторов различной силы и длительности.

Различают острую и хроническую психические трав­мы. Под острой психической травмой понимают сильный, внезапный, как правило, однократный психический шок, вызывающий сильную эмоциональную реакцию. Чаще всего такая травма вызывает испуг, чувство страха. При­чины острой психической травмы могут быть многооб­разны. В качестве психогении может быть резкая смена

привычной обстановки (например, при определении в детский сад ребенка без достаточной подготовки).

Под хронической психической травмой понимают дли­тельные отрицательные эмоции, появляющиеся вследствие эмоциональных неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций. Такие состояния у детей могут раз­виваться в семье с напряженным психологическим климатом.

Неврозоподобные состояния по своей симптоматике напоминают неврозы. Они возникают вследствие органи­ческих, сосудистых и других поражений центральной не­рвной системы. По своей природе эти состояния являются органо-функциональными, при которых несмотря на нали­чие органического поражения мозга, имеется целый ряд рас­стройств функционального характера. К ним можно отнес­ти обратимость симптоматики, наличие невротических на­слоений, нестабильность патологических проявлений и пр.

Наши рекомендации