Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным,т.е. особо чувствительным как к восприятию

речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внеш­ней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воз­действий (факторы риска),то нормальный процесс речево­го развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых «вредонос­ных» факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в ок­ружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вре­доносных факторов затрудняется. Соматические и особен­но нервно-психические заболевания, а также эмоциональ­ная депривация, ограничение речевого общения могут вес­ти к задержке, искажению и патологии речевого развития.

Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считает­ся сензитивным для развития речи, на этом фоне отмеча­ются достаточно ограниченные по времени гиперсензитив-ныефазы.

Первая из них относится к периоду накопления пер­вых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензи-тивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком по­зволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального раз­вития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психичес­кие стрессы легко приводят к разрушению формирую­щейся речи. Это может проявляться в задержке появле­ния первых слов, в «забывании» тех слов, которыми ребе­нок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи от­носится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает пе­реход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам обще­ния), от односложных фраз к комплексным и иерархичес­ки организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.

Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональ­ным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут воз­никать не только между отдельными фразами, но и в сере­дине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внут­ри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации,характер­ны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном фор­мировании внутриречевого программирования.

Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации.Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое выс­казывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко рече­вые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

В этот период речь самого ребенка становится сред­ством его интеллектуального и речевого развития. У ре­бенка трех лет появляется повышенная потребность в ре­чевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрос­лого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций мо­гут не только изменить темп речевого развития (задерж­ка речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. само­стоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется меха­низм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-6 лет испытывает особое напряжение в процессе речи.

В это время можно наблюдать «сбои» речевого дыха­ния в момент произнесения сложных фраз, увеличение ко­личества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чув­ствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут при­вести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функ­циональной системы в дошкольном возрасте, делают по­нятной причину ее избирательной непрочности при воз­действии различных вредоносных факторов.

Знание закономерностей речевого онтогенеза в дош­кольном возрасте и особенностей протекания гиперсен-зитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.

ГЛАВА 2 Заикание

Заиканиеопределяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным со­стоянием мышц речевого аппарата. Начало этого рас­стройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей. В связи с этим некоторыми авторами оно называ­ется эволюционнымзаиканием (Ю.А. Флоренская, 1949 и др.) или заиканием развития (К.П. Беккер, М. Совак, 1983 и др.). Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятель­ная речевая патология, в отличие от так называемого сим­птоматического заикания или «вторичного», которое наблюдается при различных заболеваниях головного моз­га органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

Л.ФЕ»

Речевые судороги

Судороги мышц речевого аппарата в процессе уст­ной речи являются основным симптомом заикания. Рече­вые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном со­кращении мышц речевого аппарата.

Судороги мышц речевого аппарата имеют различ­ную локализацию, тип и силувыраженности.

Принято выделять два основных типа речевых судо­рог:тонические и клонические.

Тонические речевые судорогипроявляются в виде на­сильственного резкого повышения тонуса мышц, захваты­вающего обычно несколько мышечных групп (например,

мышцы языка, губ, щек и т.п.). Заикающийся в эти мгнове­ния как бы скован. Рот при этом может быть полуоткры­тым либо, напротив, губы плотно сомкнуты. Лицо отража­ет большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь. Акустически то­ническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации.

Клонические речевые судорогихарактеризуются на­сильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обыч­но повторяет отдельные звуки либо слоги.

Обычно клонические и тонические речевые судоро­ги наблюдаются у одного и того же заикающегося.

Локализация судорог

Судороги мышц речевого аппарата могут проявлять­ся во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном. Соответственно принято го­ворить об артикуляционных, голосовых и дыхательных судорогах. В клинической картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются сме­шанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыха­тельно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д.

До настоящего времени общепризнанно, что класси­ческое описание речевых судорог при заикании представ­лено в монографии А.И. Сикорского «О заикании» (1889). Им выделено 16 форм различных речевых судорог в зави­симости от их локализации.

Наши рекомендации