Методы информирования и мотивирования.

Методы информирования и мотивирования. - student2.ru Из книги Лозового В.В. «Профилактика зависимостей: школа,семья».-Екатеринбург,Изд УРГУ, 2000.

                                   
    Методы информирования и мотивирования. - student2.ru
 
    Методы информирования и мотивирования. - student2.ru
 
    Методы информирования и мотивирования. - student2.ru
 
    Методы информирования и мотивирования. - student2.ru
 
    Методы информирования и мотивирования. - student2.ru
 
    Методы информирования и мотивирования. - student2.ru
 
    Методы информирования и мотивирования. - student2.ru
 
    Методы информирования и мотивирования. - student2.ru
 
  Методы информирования и мотивирования. - student2.ru

Этот рисунок показывает, что чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс слушатели, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знаний, приобретения навыков, овладения умениями, формирования отношений, установок, мотивов к деятельности.

В процессе передачи профилактической информации должны использоваться гибко все формы обучения в зависимости от целей, состава аудитории, степени ее готовности (информированности и мотивации) и потребностей.

Перечисленные формы универсальны в профилактической работе как с детьми, так и со взрослыми (родители, педагоги), но дальнейшее подробное обсуждение каждой формы работы ориентировано на обучение родителей учащихся.

ЛЕКЦИЯ.

Это структурно-организованный способ передачи информации по конкретной теме. Информация может передаваться одновременно большому количеству слушателей и не требует больших затрат времени. Во время чтения лекций трудно учесть потребности, мнения, чувства слушателей и степень их готовности к восприятию информации. Участники - пассивные слушатели. Развить какой-либо новый навык, умение невозможно.

В то же время, если лекция включает в себя активные формы передачи информации, такие, как грамотно составленные наглядные материалы, использование рассказов, притч, метафор, обсуждение ситуации, фильма, возникших у слушателей чувств и т.д., то ее мотивационный потенциал значительно возрастает (у участников возникает потребность в получении дополнительных знаний, навыков, потребность в деятельности).

Усилить информационно-мотивационный потенциал лекции позволяют следующие рекомендации:

Рекомендации по подготовке встречи с аудиторией:

1. Прежде, чем составлять лекцию, ответьте для себя на следующие вопросы:

Кого я хочу пригласить на эту лекцию?

Какую информацию я хочу передать?

Почему я думаю, что слушателям необходима эта информация?

Чего я ожидаю в результате лекции?( Т.е. что слушатели должны знать, осознавать, понимать, хотеть делать).

Например, вы хотите пригласить родителей учащихся на первую информационную лекцию. Вы хотите передать им информацию об актуальности ситуации с распространением наркотиков среди молодежи и о роли родителей в предупреждении аддиктивного поведения детей. Вы опираетесь на знание, что информация должна носить личный характер и удовлетворять личные потребности слушателей ( вряд ли родителей семилетнего ребенка затронет информация о наркотиках, вводимых внутривенно и аспекты профилактической работы с подростками). Вы думаете, что родителям нужна информация об актуальной наркоситуации и о роли родителей в профилактике, потому что:

· Большинство родителей не знает признаков употребления наркотиков.

· Родители поздно обращаются к специалистам в случае наркомании, токсикомании своего ребенка.

· Родители часто применяют меры наказания там, где уже необходимо лечение.

· Родители считают, что наркомания - это проблема только неблагополучных семей.

· Родители не осознают опасности для своего ребенка.

· Родители не верят в возможность такого поведения собственного ребенка.

· Родители думают, что гиперконтроль, загруженность, отсутствие свободного времени у ребенка - это гарантия здорового поведения.

· Родители считают, что не надо давать информацию о наркотиках их детям, думают, что их детей не интересуют наркотики.

· Родители не считают себя ответственными за профилактическое воспитание.

· Родители считают, что профилактика - забота школы.

· Немотивированные родители могут препятствовать внедрению профилактических тренингов с детьми в школе.

· Не все родители осознают, что воспитывают не морали и нотации, а личный пример.

· Родители не знают причин зависимого поведения.

Вы надеетесь, что в результате вашей лекции родители:

- будут знать признаки употребления наркотиков и то, что побуждает детей экспериментировать с наркотиками, факторы способствующие и препятствующие развитию зависимостей (здоровое воспитание, функция примера, право голоса ребенка в семье, совместный труд - совместный отдых), в случае возникновения проблемы с наркотиками в своей семье будут знать, куда обратиться за помощью;

- осознаютриск вовлечения в наркоманию любого ребенка (в том числе и собственного) и возможности родительской семьи в снижении этого риска, свою ответственность за профилактическое воспитание;

- поймутважность профилактической работы с детьми и важность своего участия в ней, что детей нужно квалифицированно и своевременно информировать о средствах зависимости, специфичных их возрасту, что у детей нужно тренировать навыки противостояния предложению наркотиков;

- захотят получить дополнительную информацию и дополнительные воспитательные навыки, внедрить профилактическую программу в своей школе и лично участвовать в школьной профилактике зависимостей.

2. Продумайте, как вы соберете аудиторию.

Обычно родители учащихся неохотно приходят в школу, особенно, если ожидают негативной информации. Усилить мотивацию родителей на участие в лекции помогут следующие рекомендации:

Составьте именные приглашения. Даже, если вы не посылаете открытку родителям, а обращаетесь к ним через запись в дневнике ученика – обратитесь по имени и отчеству. Избегайте слова «собрание», употребите другие синонимы: «встреча, разговор» и т.д. Не пугайте в приглашении, выберите позитивное обоснование встречи, например: «Как сделать безопасной жизнь наших детей в школе и на улице». Подчеркните ценность лично для вас участия приглашаемого вами родителя: «Вы поддержите меня», «Ваше мнение важно для меня» и т.д.

3. При чтении лекции воспользуйтесь следующими рекомендациями:

П о д г о т о в к а.

А. Будьте в помещении, где состоится лекция заранее, обращайтесь к подходящим на встречу родителям с просьбами помочь подготовить помещение (это позволит вам присоединиться к аудитории, быстрее достичь неформального контакта с аудиторией).

Б. Подготовьте помещение так, чтобы стульев хватило всем участникам, но не оставалось лишних, иначе снижается заинтересованность аудитории (расхолаживание).

В. Предусмотрите, чтобы опаздывающие не мешали вам.

Г. Подумайте о том, как ввести в курс дела опоздавших, чтобы не отвлекаться на замечания и быстро ввести их в курс дела.

Д. Проверьте готовность необходимой вам аппаратуры и раздаточного материала в необходимом количестве (памятки, листовки, информационные письма).

Е. Подготовьте себя: войдите в «ресурсное состояние» (поймите, что вы владеете необходимой для родителей информацией, почувствуйте заботу о них, вспомните и воспроизведите в воображении такую ситуацию, в которой вам все удавалось, вы были «на высоте» и чувствовали воодушевление), представьте далее «уже состоявшийся результат» сегодняшней лекции (увидеть себя со стороны в окружении воодушевленных, заинтересованных, поддерживающих родителей, услышать их одобряющие слова, почувствовать себя в окружении доброжелательных и ответственных родителей).

Эти рекомендации психолога особенно пригодятся вам, когда вы чувствуете себя тревожно, неуверенно, опасаетесь встречи с недоброжелательной, протестующей или «холодной» аудиторией.

Н а ч а л о.

А. Присоединение к аудитории.

Для того, чтобы уменьшить сопротивление, негативный настрой родителей на информацию, лучше всего

- не сидеть за столом (отсутствие преград);

- чаще улыбаться;

- смотреть в глаза;

- принять свободную позу;

- сделать паузу, чтобы привлечь к себе внимание и дождаться тишины.

Избегать слова «собрание», употреблять другие синонимы: «встреча, разговор... ».

Присоединяйтесь к родительской позиции с помощью слов: «МЫ, НАМ, НАШИ ДЕТИ...»

Б. Начните лекцию с позитивной информации:

· сказать что-то хорошее о НАШИХ детях,

· выразить чувства радости, удовлетворения, благодарности за то, что пришли на встречу,

· выразить надежду на взаимопонимание.

Все это способствует доверительному контакту с аудиторией, снимает напряжение и беспокойство даже у тревожных родителей. Если вы еще продолжаете волноваться, скажите о чувстве своего волнения аудитории – это увеличивает доверие аудитории к вам и восприимчивость к вашей информации.

Наши рекомендации