Воображением называется свойство сознания, позволяющее человеку создать в процессе мышления новые образы на основе прошлого восприятия и познания.
Воображение – это психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов соответствующих описанию объекта.
Важным значением воображения является то, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Сознание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.
Память позволяет человеку составить представление об образах прошлого, восприятие – настоящего, а воображение – будущего. В воображении человек компенсирует недостающую ему в реальной действительности семантическую и эстетическую информацию. Он может домыслить в воображении и то, чего нет в действительности, объять своей фантазией различные временные и пространственные феномены. Поэтому воображение является одним из важнейших условий творчества в любом виде человеческой деятельности, особенно в художественной.
Элементы воображения свойственны мышлению, связаны с эмоциями, памятью, с восприятием и с другими перцептивными процессами, используемыми творческой личностью для перекодирования и рекомбинации объективного отражения действительности в субъектном художественном образе.
В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью непределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.
Синоним понятия воображения – фантазия. Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на известные факты, творческая активность порождаемая фантазией, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.
По степени выраженности активности различают два вида воображения: активное и пассивное.
Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. При этом воображение выступает как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, а также во сне. Преднамеренное пассивное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Следует отметить, что преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Непреднамеренное воображение происходит без предварительного целеполагания. Можно сказать, что случаем непроизвольного или непреднамеренного воображения является сновидение. Например, музыка увертюры к опере «Шелковая лестница» была сочинена композитором Джакомо Россини во сне.
Другим видом непреднамеренного воображения являются грезы, возникающие в сноподобном состоянии при переходе от сна к бодрствованию (просоночное состояние) или от бодрствования ко сну (предсонное состояние). Например, фантастические образы, возникающие в воображении спящей Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Мечта – это воображение, создающее образы желаемого будущего.
Мечта сродни творческому воображению, ибо она сопровождается созданием новых образов. Мечта перестает быть творческой, если она не актуализируется и не обрастает реальными действиями по ее воплощению в жизнь. Активная мечта является движущей силой человеческих поступков.
Воображение бывает активным, произвольным, когда образы возникают преднамеренно в связи с заранее поставленной целью. В активном воображении присутствуют сознательное целеполагание, усилие, поиск, отбор, анализ и синтез представлений и знаний по воссозданию образа. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Творческое воображение возникшее в процессе труда предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной всякого творчества, в том числе технического, художественного и т. д.
Творческое воображение, которое направлено на создание нового оригинального образа, идеи, причем новое может быть субъективным, т. е. новым и объективным только для данного индивида, никогда не существовавшим ни в материализованном, ни в идеальном виде. Творческое воображение может быть материализовано, но может и оставаться на уровне мыслительного процесса в виде идеального.
Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Репродуктивным, или воссоздающим, называется такое воображение, в процессе которого образы создаются на основе личного опыта и имевшихся ранее восприятий в соответствии с имеющимися уже сведениями об объекте. Например, при чтении художественного произведения на основе созданных автором образов читатель домысливает в воображении, воссоздает индивидуальную картину, например портреты персонажей, ситуации.
Надо сказать, что процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т. е. в мечтании. Мечта – это необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсрочено.
Одним из механизмов воображения является эмпатия. По мнению Е. Я. Васина, наиболее удачным определением эмпатии является следующее: «Эмпатия – это воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу. Из этого определения следует, что эмпатия – это один из механизмов воображения-».
Согласно эмпатической теории, в основе творческого воображения лежит «раздвоение» психики (как на уровне сознания, так и бессознательного) и его регулирующего центра: «Я» – на реальное и воображаемое «Я». Е. Я. Васин пишет: «Воображаемое творческое «Я» – это собственно и есть творческий компонент, творческая подсистема «Я». Это «Я» одновременно является воображаемым и воображающим. Воображаемым называем его потому, что оно занимает в идеальном плане точку зрения иную, чем у реального индивида».
Воображению способствуют и отдельные особенности личности, например преобладание первой сигнальной системы, художественного типа мышления. Например, у некоторых людей в связи с такими особенностями может наблюдаться повышенная самовнушаемость и психосоматическая переключаемость, ведущая иногда к выраженному влиянию воображенного на ряд физиологических функций организма при нарушении законов психогигиены творческого труда, ведущих к психопатологии.
В сфере патопсихологиифантазия больных людей служит предметом диагностического исследования. Фантазия проявляется также как компенсаторная реакция, замещающая реальные поступки при инфантилизме личности.
Склонность к фантазированию бывает особенно выражена у истеричных больных, причем их фантазии бывают сходны с детскими фантазиями, они малоотличимы или совсем не отличимы от реальности. А некоторые люди под влиянием внушающих воздействий представляют себе события в ложном виде, часто принимая воображаемое за действительное. Кроме того, воображение может приобретать бесплодный навязчивый характер. Ложные представления о собственных болезнях иногда определяются при патологиях личности, часто с возникновением ипохондрических черт, это проявляется в преувеличенной заботе о своем здоровье, различными болезненными ощущениями и т. д. Патологическое фантазирование принимает черты бреда при некоторых психозах.
Следует отметить, что у тревожно-мнительных и склонных к самовнушению людей воображение может привести к патологической работе органов, при отсутствии их поражения органической болезнью. В литературе приводятся данные о воображенных рвотах, перебоях в работе сердца, приступах аппендицита, симптомах онкологических заболеваний. Например, женщина внушила себе, что у нее онкологическое заболевание, в течение некоторого времени, она описывала типичные симптомы рака, а затем умерла, дальнейшее вскрытие показало отсутствие у нее болезни. Описаны случаи, когда людям с сильно развитым воображением было произведено множество ненужных операций, ввиду их высокой самовнушаемости и психосоматической переключаемости.
В медицинской литературе для обозначения такого патологического воображения существует термин – «синдром Мюнхгаузена».
Представления
В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему.
Представления – это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. Это следы бывших восприятий, воспроизведенные в нашем сознании.
Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Однако чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности. Представления подразделяют на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. Следует отметить, что опора на представление знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств. А преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех которые требуют нового, другого «видения» ситуации.
Представления могут возникать в нашем сознании непроизвольно или могут быть вызваны преднамеренно. Яркость представлений у людей индивидуально различна. Для одних характерны большая яркость зрительных представлений, для других – слуховых и т. д. Яркость и точность представлений могут быть усилены тренировкой. Скажем, у художников зрительные представления не редко отличаются большой яркостью. В некоторых случаях яркость и точность представлений бывают чрезвычайными. Например, художник портретист Рейнольдс работал таким образом: сначала он некоторое время внимательно смотрел на того, чей портрет ему нужно было написать, а затем так сказать «копировал» с мысленного образа – представления, в отсутствие натуры-объекта. При этом яркость и точность представлений были настолько велики, что художник видел мельчайшие детали натуры, в том числе пушинку на костюме, расстегнутые пуговицы и т. д.
Способность к такого рода сверхъярким представлениям называется эйдетизмом.
Эйдетизм – способность некоторых индивиду мое к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее объектов, предметов и сцен.
Результаты различных исследований, не подтвержают выводов о широком распространении эйдетизма, можно говорить об относительно небольшом числе случаев достоверно установленого наличия эйдетических образов, у некоторых мнемонистов, художников, музыкантов, в этих случаях эйдетизм может сочетаться с синестезией. Впрочем эйдетические способности поддаются развитию с помощью специальных тренингов.
Некоторые авторы считают, что, с психологической точки зрения, галлюцинации правильно определять как расстройство представления, а не восприятия, поскольку при галлюцинациях внешний объект восприятия отсутствует.
Наличие галлюцинаций может быть объяснено нарушением механизмов высшей нервной деятельности. И. П. Павлов считал галлюцинации проявлением застойного возбуждения, т. е. патологической инертностью в мозговом конце анализатора. Например, в нервных клетках больного хранится след – образ матери. В обычных условиях возбуждение этих клеток вызывает соответствующее образное представление. При психическом же заболевании это возбуждение является более ярким и, главное, длительным. Оно не угасает. При этом образ матери продолжает проецироваться в сознании. В норме такой образ-представление конкурирует с более сильными раздражителями от зрительного анализатора, которые сигнализируют, что матери на самом деле здесь нет. В результате образ-представление матери затормаживается и угасает. При инертном, застойном возбуждении и существовании парадоксальной фазы сильные раздражители производят слабый эффект, в то время как слабые дают сильный эффект. В результате представление-образ доминирует, приобретая свойство галлюцинации. Такое объяснение подтверждается данными электроэнцефалографии. Оказывается, что характеристика биотоков в мозгу в это время сходна при реальных и галлюцинаторных восприятиях. Е. А. Попов придавал большое значение не возбуждению, а торможению в коре головного мозга, связывая галлюцинации с более глубокими гипнотическими фазами. В пользу теории Е. А. Попова свидетельствуют старые наблюдения психиатров: галлюцинации особенно часто встречаются у больных, находящихся в переходном состоянии между бодрствованием и сном.
Как уже говорилось, наблюдаются различные виды галлюцинаций: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.
Полные, или истинные галлюцинации обладают всеми свойствами воспринимаемого предмета. В частности, они локализуются в пространстве.
В отличие от них неполные, или псевдогаллюцинации не имеют точной локализации.
Галлюцинаторные голоса и образы ощущаются внутри тела, в голове, во внутреннем поле зрения и т. д. При телесных галлюцинациях больные чувствуют, как им сдавливают шею, в животе шевелятся змеи и т. п. В некоторых случаях слуховые галлюцинации носят повелительный, императивный характер. Больные слышат голоса в форме и в тоне приказа: «Закрой дверь и никого не пускай, кто бы то ни был!».
Галлюцинации являются частым симптомом при различных психических заболеваниях. Яркие зрительные и слуховые галлюцинации наблюдаются при алкогольном психозе – белой горячке.
Внимание
Понятие внимания