Шкала самооценки депрессии Цунга
Цель: самооценка депрессии и интенсивности депрессивных симптомов
Описание: Данный опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Опросник из 20 утверждений, содержащих определенные симптомы депрессии. Представленность этих симптомов нужно оценить по шкале оценок: крайне редко, редко, часто, большую часть времени или постоянно.
Процедура проведения: Испытуемому предлагается бланк теста с утверждениями, которые он должен оценить относительно того, в какой степени утверждения соответствуют его состоянию. Нужный вариант отмечается в бланке тестов.
Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых вам необходимо оценить как крайне редкое, редкое, большую часть времени или постоянное в вашей жизни. В бланке ответов отметьте наиболее подходящий Вам вариант.
Обработка результатов: Общий балл по методике определяющий наличие или отсутствие депрессии рассчитывается по формуле:
где ∑пр. – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
∑обр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 5, 6, 11, 12, 16, 17, 18, 20.
Например: у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 – ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и т.д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
Необходима интерпретация каждой характеристики, каких симптомов больше, в чем они выражаются. Важно учитывать искренность ответов, нет ли склонности к симуляции или диссимуляции.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: “Вам предлагается 20 утверждений, каждое из которых вам необходимо оценить как крайне редкое, редкое, большую часть времени или постоянное в вашей жизни. В бланке ответов отметьте наиболее подходящий Вам вариант”.
Текст опросника | Крайне редко (1) | Редко (2) | Часто (3) | Постоян- но (4) |
1. Я чувствую угнетенность, подавленность. | ||||
2. Я лучше всего чувствую себя утром. | ||||
3. Я много плачу. | ||||
4. Я плохо сплю ночью. | ||||
5. Я ем столько же, сколько и раньше. | ||||
6. Я получаю удовольствие от того, что нахожусь среди привлекательных мужчин/ женщин или общаюсь с ними. | ||||
7. Я заметно теряю в весе. | ||||
8. Меня беспокоят запоры. | ||||
9. Мое сердце бьется чаще, чем обычно. | ||||
10. Я чувствую усталость без видимой причины. | ||||
11. Я мыслю так же четко, как и раньше. | ||||
12. Мне легко выполнять привычную работу. | ||||
13. Я беспокоен и не нахожу себе место. | ||||
14. Я полон светлых надежд на будущее. | ||||
15. Я более раздражен, чем раньше. | ||||
16. Мне легко принимать решения. | ||||
17. Я чувствую, что полезен и нужен людям. | ||||
18. Я живу полной и интересной жизнью. | ||||
19. Я считаю, что другим было бы лучше, если бы я умер. | ||||
20. Я по-прежнему получаю удовольствие от того, что мне нравилось и раньше. |
Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”
Цель: данный опросник может быть использован с целью оценки невротической симптоматики у ребенка родителями, педагогом или психологом.
Описание:Этот опросник содержит утверждения, описывающие невротический тип личностного реагирования детей.
Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».
Количественный анализ: Подсчет общего количества баллов, оценка уровня невротизации:
- если набрано от 20 до 30 баллов, то наличие невроза у ребенка достоверно;
- если набрано от 15 до 20 баллов, то нервное расстройство было или будет в ближайшее время;
- если набрано от 10 до 15 баллов, то нервное расстройство не обязательно достигающее стадии заболевания;
- если набрано от 5 до 10 баллов, то необходимо более внимательно относиться к нервной системе ребенка;
- если набрано до 5 баллов, то отклонения несущественны или являются выражением возрастных преходящих особенностей ребенка.
Качественный анализ: интерпретируется полученный показатель. Можно проанализировать группы симптомов:
- сомато – вегетативные: 12, 14, 15;
- эмоциональные трудности (сензитивность, лабильность, страхи, снижение настроения): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
- самооценочные проблемы: 11, 13.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: «Оцените степень выраженности каждого из признаков невротизации в поведении или состоянии ребенка в соответствии со шкалой: интенсивное – 2 балла, встречается периодически – 1 балл, отсутствует – 0 баллов».
Утверждения | Интенсив- ное | Встречается периодически | Отсутствует |
1.Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу | |||
2.Чуть, что в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться | |||
3.Капризничает ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть | |||
4.Более чем часто обижается, “дуется”, не переносит никаких замечаний | |||
5.Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно | |||
6.Все больше грустит и печалится без видимой причины | |||
7.Как и впервые годы снова сосет соску, палец, все вертит в руках | |||
8.Во время тихого часа (ночного сна) долго не засыпает без присутствия рядом воспитателя (родителя), беспокойно спит, просыпается, не может сразу придти в себя после сна. | |||
9.Становится повышенно возбужденным, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий | |||
10.Появляется выраженные страхи, опасения, боязливость любых новых, неизвестных или ответственных ситуаций | |||
11.Нарастает неуверенность в себе, нерешимость в действиях и поступках | |||
12.Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время | |||
13.Все труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решение или уходит в себя | |||
14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи | |||
15.Снижается аппетит, часто подолгу болеет, повышается без причины температура, часто пропускает детский сад |
Опросник “Баса - Дарки”
Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности видов агрессии. Может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Описание: Этот опросник состоит из 75 утверждений
Инструкция: “Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте “да” или “нет”, долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет”.
Количественный анализ: ответы оцениваются по 8 шкалам в соответствии со специальным ключем:
индекс агрессивности
индекс враждебности
Качественный анализ: анализируется общие показатели. Предпочтительнее анализировать соотнесение (агрессивность и враждебность), в результате анализируется профиль параметров агрессивности:
- наиболее выраженная у субъекта;
- сочетания, которые они образуют;
- высок показатель аутоагрессии.
Анализ и интерпретация результатов тестирования: На основе полученных ответов на тест выявляются проявления агрессии и враждебности. При этом могут быть выделены следующие виды реакций испытуемого.
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия (агрессия, направляемая окольным путем).
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.
Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции 1, 2, 7 — как агрессивные. К особым реакциям отнесены реакции "Раздражение", "Негативизм" и "Чувство вины" (3, 4, 8), без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.
Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов:
Вид реакции | "Да" — 1 балл, "Нет" — 0 баллов | "Нет" - 1 балл, "Да" - 0 баллов | Номинальная сумма баллов | Сумма баллов, набранная испытуемым |
Физическая агрессия | 1,25,33,41, 48, 55, 62, 68 | 9,17 | 4—6 | |
Косвенная агрессия | 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 | 26,49 | 4—5 | |
Раздражение | 3, 19,27,43, 50, 57, 64, 72 | 11,35,69 | 4—6 | |
Негативизм | 4, 12,20,28 | 2—3 | ||
Обида | 5, 13,21,29, 37,44,51, 58 | 4—5 | ||
Подозрительность | 6, 14,22,30, 38, 45, 52, 59 | 65,70 | 4—6 | |
Вербальная агрессия | 7, 15,23,31, 46, 53, 60, 71,73 | 39, 66, 74,75 | 4—6 | |
Чувство вины | 8, 16,24,32, 40, 47, 54, 61,67 | 4—5 |
Известно, что каждая личность должна обладать определенной степенью враждебности—агрессивности. Норма такой оценки по каждому из видов реакций испытуемого зафиксирована в колонке "Номинальная сумма баллов по видам реакций". Так по реакциям "Физическая агрессия", "Раздражение", "Подозрительность", "Вербальная агрессия" нормой считается номинальная сумма 4-6 баллов. Для других типов реакций этот показатель несколько ниже.
В случае если сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого не достигает номинала, то это говорит о значительном снижении или о полном отсутствии соответствующего психологического свойства личности. Следует предполагать наличие у испытуемого определенной степени пассивности и конформности.
Если же сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого превышает номинал, то это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: “Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте “да” или “нет”, долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов ответов нет”.
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим | да | нет |
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю | да | нет |
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | да | нет |
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню | да | нет |
5. Я не всегда получаю то, что мне положено | да | нет |
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | да | нет |
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать | да | нет |
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | да | нет |
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека | да | нет |
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | да | нет |
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | да | нет |
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | да | нет |
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | да | нет |
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | да | нет |
15. Я часто бываю несогласен с людьми | да | нет |
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | да | нет |
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | да | нет |
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями | да | нет |
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется | да | нет |
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор | да | нет |
21. Меня немного огорчает моя судьба | да | нет |
22. Я думаю, что многие люди не любят меня | да | нет |
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | да | нет |
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | да | нет |
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку | да | нет |
26. Я не способен на грубые шутки | да | нет |
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | да | нет |
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | да | нет |
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | да | нет |
30. Довольно многие люди завидуют мне | да | нет |
31. Я требую, чтобы люди уважали меня | да | нет |
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей | да | нет |
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" | да | нет |
34. Я никогда не бываю мрачен от злости | да | нет |
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь | да | нет |
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания | да | нет |
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть | да | нет |
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются | да | нет |
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям | да | нет |
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | да | нет |
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | да | нет |
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | да | нет |
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием | да | нет |
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел | да | нет |
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" | да | нет |
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю | да | нет |
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею | да | нет |
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | да | нет |
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева | да | нет |
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться | да | нет |
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать | да | нет |
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | да | нет |
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | да | нет |
54. Неудачи огорчают меня | да | нет |
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие | да | нет |
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее | да | нет |
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | да | нет |
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | да | нет |
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | да | нет |
60. Я ругаюсь только со злости | да | нет |
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | да | нет |
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее | да | нет |
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу | да | нет |
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | да | нет |
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить | да | нет |
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | да | нет |
67. Я часто думаю, что жил неправильно | да | нет |
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | да | нет |
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей | да | нет |
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | да | нет |
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | да | нет |
72. В последнее время я стал занудой | да | нет |
73. В споре я часто повышаю голос | да | нет |
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям | да | нет |
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить | да | нет |
Методика “Несуществующее животное”
Цель: диагностика личностных особенностей.
Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.
Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Инструкция:"Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием".
Психолог отмечает все реакции:
- вербальные;
- невербальные;
- стирания и к чему они приводят;
- порядок рисования объектов, наличие пауз.
По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится).
Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает.
Анализ данных проводится путем интерпритации рисунка и особенности рассказа.
Признаки агрессии на рисунке:
- острые импульсивные линии, сильный нажим;
- общий характер агрессивный, нападающий;
- наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.)
- вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь)
Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии.
Признаки агрессии в рассказе:
- злой характер;
- питается животными, людьми;
- очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая;
- удаленное место жительства;
- одиночество животного.
Интерпретация.
Общие замечания.
Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Положение рисунка на листе.
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).
Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.