Становление речевого общения и речевой активности у детей с нарушением слуха в семье

Э.И. Леонгард (1990)отмечает, что существуют два спосо­ба воспитания и обучения слабослышащих детей. В дош­кольном возрасте, начиная с 2, а как правило, с 3 лет, ребен­ка можно отдать в специализированное учреждение в зависимости от степени нарушения слуха. Это первый путь, он же часто и единственный, так как родителям не известно, что воспитывать и учить ребенка можно дома. Обучение ре­бенка дома по специальной методике — это второй путь. Конечно, в этом случае родители возлагают на себя огром­ную ответственность. Выбор должны сделать сами родители, но совершенно сознательно, безо всякого давления с чьей бы то ни было стороны (20).

В любом случае: и когда ребенку нет еще года, и когда ему больше 3, при замеченном снижении слуха начинать надо с приучения ребенка к слуховому аппарату. Слуховой аппа­рат ребенку надо носить постоянно, снимая его только во время сна, но приучать к этому малыша надо постепенно.

Раннее начало занятий — безусловно, залог успеха. Ре­бенок не приобрел еще никаких специфических форм об­щения, не почувствовал своей неполноценности. Дети старше 3 лет, как правило, уже понимают, что чем-то от­личаются от остальных людей, имеют опыт затрудненно­го общения с окружающими, но привыкли к тому, что ро­дители понимают их жесты, взгляды, кивки, поэтому общение с незнакомыми, которые их не сразу понимают, осложнено. Такие дети часто избалованы, так как роди-





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...____________

тели к ним относятся как к больным, жалеют, стараются выполнить любое желание.

Родители нередко сами пытаются заниматься с детьми, но занятия эти бессистемны и строятся по школьному типу — за столом. Детям такие занятия быстро надоедают, они сопротивляются, и занятия прекращаются. Заставлять заниматься нельзя ни в коем случае. Надо сделать так, что­бы ребенку было интересно с родителями. Хорошо, когда к занятиям привлекаются другие дети. Самая сложная и глав­ная задача родителей — найти верный тон занятий, пра­вильную манеру поведения с ребенком. Мама должна быть прежде всего мамой, а не учительницей. Занятия не ставят целью выработку каких-либо навыков и умений, специфич­ных именно для детей с нарушениями слуха. Главная их осо­бенность заключается в постоянном ношении слухового ап­парата и специальном развитии слуха. Родители должны приучать малыша к самостоятельности, стараться ослабить его зависимость от других. Они должны быть всегда радост­но настроены, не надо раздражаться, если у ребенка что-то не получается, и тем более прибегать к крикам, угрозам, наказаниям. Такое воспитание может привести к одному из двух результатов - либо ребенок смирится и сделается вя­лым, трусливым, безынициативным, либо будет выражать свой протест между занятиями, станет неуправляемым, оз­лобленным и мстительным. Родители должны быть готовы к трудностям, ведь, чтобы преодолеть страшный барьер глухо­ты, необходим долгий и кропотливый родительский труд.

Дети с нарушениями слуха в большинстве случаев пре­красно себя чувствуют в массовых детских садах, где нахо­дят необходимую для них среду говорящих сверстников. Постепенно ребенок приобретает опыт общения со сверстни­ками и вынужден будет понимать каждого, кто обратится к нему. Со временем он будет стараться и свои словесные обра­щения сделать также понятными. Чем раньше научится это­му ребенок, чем раньше он почувствует себя «своим» в мире слышащих, тем легче и увереннее будет его дальнейшее вхождение в этот мир.

Важна степень самостоятельности ребенка, его уверенно­сти в себе. Ребенок, который не уверен в своих силах, цели-

Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха

ком сориентирован на взрослого, предпочитает молчать, а не говорить. Часто дети привыкают видеть мать в качестве пе­реводчика. В беседе с матерью выясняется, что говорит она с ребенком в замедленном темпе, с неестественной артикуля­цией, повторяет сказанное другими «понятно». Родители должны понять, что речь — это не столько продукт работы органов артикуляции, сколько итог согласованной работы мышления, остаточного слуха, разнообразных движений. Развитие движений — первый и необходимый шаг к разви­тию речи.

Наиболее трудной задачей воспитания и обучения ребен­ка с нарушенным слухом является формирование у него по­требности говорить с другими людьми в естественной, при­нятой манере — устной речью. Отсюда главная проблема развития этих детей — становление речевого общения и речевой активности.

Неслышащему, а тем более слабослышащему ребенку при­родой дефекта не предписано аномальное развитие. В случа­ях же обучения устной речи после или одновременно со стихийным формированием мимико-жестикуляторного языка не просто нарушается естественный ход становле­ния психики ребенка, но и закрепляется его аномальное

развитие.

Взрослые создают благоприятную среду для формирова­ния речевых реакций и речевой активности младенца, его слуховой ориентации в мире звуков только при постоянном речевом общении с ним. Отклики ребенка на речевые звуча­ния говорят об активности его речевого слуха. Также необ­ходим подобный стиль общения и для детей с нарушением слуха.

На первом этапе воспитательного процесса происходит восстановление полноты сенсорной активности ребенка, ба­зой для которой являются поведенческие отклики. Всякая ответная реакция ребенка на воздействия взрослого в обще­нии включает его эмоциональный, двигательный и голосо­вой отклики. Совместное дозированное движение при вы­полнении какого-либо действия, его оречевление, наговаривание ритмических фраз и т. п. приводят к тому, что хаотические, непроизвольные движения ребенка приоб-





Гл а в а 3. Особенности коррекции речи детей...

ретают эмоционально насыщенный, осмысленный характер. Оречевление действия взрослым дает возможность поддер­жать и активизировать голосовые реакции ребенка, соотне­сенные с действием. Слуховая работа требует обязательного неоднократного проговаривания речевых единиц. На вто­ром этапе воссоздается полнота обстоятельств, которая со­храняет и развивает сенсорную активность ребенка. Третий этап воспитательного процесса — создание полноты взаи­моотношений в диалоге. В этот период вслушивание в речь окружающих и в звуки, сопровождающие общение людей, становится для детей единственной естественной возможно­стью их участия в разговорах.

С самого начала взрослый решает сложнейшую задачу — придать ребенку с нарушением слуха облик говорящего чело­века, помочь ему сформировать манеры и позы говорящего человека. Эта задача решается в ситуациях речевого обще­ния, поскольку именно формирование у ребенка потребности в речевом общении со взрослыми и сверстниками является основным условием полноценного развития дошкольников с нарушенным слухом, т.е. приводит его к возможности об­щаться устной речью.

Важно воспитание и сохранение у неслышащих детей активности и самостоятельности, которые зависят от того, насколько привычна детям обстановка и знакомы люди, вступающие с ними в контакт. Неизменность внешних об­стоятельств, стереотипность поведения не располагают к появлению у ребенка активности. Совместное со взрослым действие — самый результативный способ для ребенка включить себя в процесс освоения предмета. Специальной организации требуют и ситуации общения между детьми.

Наши рекомендации