Коррекционная направленность семейного воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

К категории детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) относятся дети с алалией, дизартрией, ринолалиёй, выраженным заиканием. Общей особенностью их развития является стойкое системное нарушение речи, которое мо­жет сочетаться с неврологической и психопатологической симптоматикой, с различными отклонениями психической деятельности. Лечебно-педагогическая работа с такими детьми проводится дифференцированно, в зависимости от возраста, структуры речевого дефекта и степени его выра­женности, индивидуальных особенностей.

Большое значение для школьной и социальной адапта­ции детей с ТНР имеет время начала лечебно-коррекцион­ных и развивающих мероприятий. Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприятий в раннем возрасте как в семье родителями, так и на специальных занятиях педагогами, психологами и логопедами является мало разработанной.

В первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно, дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Это определяет необходимость обучения родителей правильному взаимодействию с ребен­ком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Эффективность проведения коррекционно-воспитательной работы намного повышается, когда ее активным участником становится мать ребенка с отклонениями в развитии, кото­рая хорошо ориентирована не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях ле­чебной педагогики. Особое внимание следует уделить пра­вильно организованному эмоционально-развивающему вза­имодействию матери и ребенка и на стимуляцию в процессе этого взаимодействия психического, речевого и моторного развития ребенка.

Родителям необходимо создавать для ребенка с ограничен­ными, в том числе и речевыми возможностями, атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности с пониманием специфики трудностей и проблем развития ребенка; корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие воз­можности его развития и социальной адаптации; спокойно, ровно и доброжелательно относиться к детям, особенно физи­чески ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным; помнить, что признаками переутомления наряду со сниже­нием концентрации внимания, ухудшением двигательной координации является нарушение сна; стимулировать ум­ственное, эмоциональное, речевое развитие с опорой на пси­хическое состояние радости, спокойствия, раскованности. Вся деятельность ребенка должна быть построена по опреде­ленному расписанию. В коррекционной работе желательно использовать различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, изобрази­тельную, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Только родители, со­храняющие душевное равновесие и правильно понимающие проблемы ребенка, становятся активными помощниками пе­дагога и прежде всего своего ребенка.

Основными задачами коррекционной работы с ребен­ком,отстающим в развитии речи, являются следующие: раз­витие подражательной деятельности (речевого подража­ния), формирование предметно-действенного общения ребенка с взрослыми и начального ситуативного понимания обращенной речи.

Дети с ТНР нуждаются в комплексе лечебно-оздорови­тельных мероприятий: соблюдении режима дня, закалива­нии, массаже, физиотерапии, развитии двигательных функ­ций и коррекции даже нерезко выраженных двигательных нарушений.

Родителям необходимо активно участвовать в поэтап­ном формировании речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

На первом этапе обучения,когда ребенок практически является неговорящим, начинается работа над пониманием





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Коррекционная направленность семейного воспитания...



речи. Занятия проводятся в игровой форме с обязательным многократным повторением одного и того же материала. Ребенка учат понимать названия предметов и действий, а также вопросы: «Покажи, где сидит зайка. Куда идет девоч­ка? Кому мама дает мяч?» и т.п.

При работе с неговорящим ребенком нельзя перегружать его пассивный словарь малопонятными для него словами. Важное значение имеет развитие речевого подражания в процессе совместной с ребенком игры, формируя так называ­емые отраженные действия: «Сделай как я ». Ребенка можно попросить поиграть на дудочке, покачать куклу, выполнить по подражанию различные движения руками, вызвать зву­ковое подражание («Как мычит корова? Как гудит маши­на?» и т.д.).

Затем постепенно стимулируется развитие слухового и зрительного внимания, памяти, произвольной регуляции дея­тельности. Важно научить ребенка сортировке предметов по цвету, форме и величине, сооружать простые постройки из кубиков по образцу, показывать части тела, приносить игруш­ки по словесной инструкции, затем показывать называемые предметы на картинках и выделять их на сюжетной картинке. Различными игровыми приемами ребенка следует побуждать к речевому общению, но ни в коем случае не принуждать, так как это может вызвать речевой негативизм и еще больше задер­жит развитие речи. Одновременно у ребенка стимулируют зву­коподражание и общение с помощью аморфных слов — корней (машина — «би-би», мишка — «ми» и т.п.).

На втором этапе родители учат ребенка построению простых двухсловных предложений, запоминанию наиболее употребительных словосочетаний, работают над расширени­ем объема понимания речи, обучают словоизменению и раз­личению грамматических форм единственного и множе­ственного числа существительных и глаголов. Ребенок должен научиться соотносить слова «большой» и «малень­кий» с величиной предлагаемых ему предметов. На этом же этапе стимулируют формирование первых форм слов. Внача­ле дети могут проговаривать лишь ударный слог, затем два и более слогов. Постепенно ребенка учат объединять усвоен­ные слова в двухсловные предложения.

На третьем этапе ребенка учат грамматически пра­вильно строить предложения, различать слова, сходные по звучанию, понимать действия, изображенные на сюжетных картинках, учат делить слова на слоги, исправляют звуко­произношение, работают над слоговой структурой слов.

На четвертом этапе работы ребенка учат грамматичес­ки правильно строить предложения из 3-5 слов, формируют навык связной речи, расширяют объем предложений, учат сопоставлению грамматических форм глагола, составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, развивают и совершенствуют связную речь. Важно научить ребенка составлять рассказы по сюжетным картинкам, рас­сказывать сказки с опорой на серии сюжетных картинок, самостоятельно составлять рассказы. Важное значение име­ют специальные игры-упражнения по словообразованию: ребенка учат понимать и употреблять уменьшительно-ласка­тельные формы существительных, образовывать названия детенышей животных, используется ряд упражнений по развитию грамматической стороны речи (13).

При формировании умений и навыков правильного вос­произведения звуков речи у детей необходимо развивать фонематическое восприятие, умение опознавать и различать звуки в речи. Одновременно проводится работа над улучше­нием движений органов артикуляции и развитием ощущений этих движений. Специальные упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, практикуютсяобычно в виде игр-упражнений «Сказка о Веселом Языке» (8). Ребенка знакомят со звуками также в процессе чтения ему сказок, в различных речевых играх.

Работа по развитию фонематического восприятия ведется также поэтапно: ребенка знакомят с конкретным звуком, подбирая к нему образ из сказки или рассказа, затем учат различению изолированных звуков, связанных с конк­ретным образом, проводят работу по узнаванию звука в сло­ге, учат определять место звука в слоге, различать на слух звуки в словах, близких по звучанию или артикуляции, и, наконец, учат ребенка придумывать слова на заданный звук.

Родителям детей, которые испытывают значительные трудности при овладении речью, можно предложить следу-





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Коррекционная направленность семейного воспитания...



ющие рекомендации. Если малыш плохо различает звуча­щую речь, говоря, постарайтесь приблизиться к ребенку, чтобы ваше лицо было ему хорошо видно, при этом позаботь­тесь о том, чтобы не мешали посторонние звуки; говорите с ребенком так, как будто сообщаете ему что-то очень важное и личное. Любимым словом ребенка окажется то, которое он слышит чаще всего, например, его имя. Говоря с малышом, старайтесь до него дотрагиваться, чтобы он приготовился слушать. Помогите ребенку понять, что вы от него хотите, показывая ему это. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, даже если он не пытается говорить, подобно свер­стникам. Чтобы помочь малышу научиться повторять ваши слова, следует, отчетливо их произнося, одновременно де­монстрировать то, что эти слова означают. Детям с ТНР требуется больше времени, чтобы у них возник интерес к детским стихам, песенкам, играм с пальчиками. Не прекра­щайте попыток, читайте детские стишки, пойте песенки, когда кормите малыша или занимаетесь какой-нибудь рабо­той по дому, а он наблюдает за вами.

При дизартрии у детей отмечаются нарушения звукопро­изношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями моторики и речевого дыхания. Наиболее часто дизартрия наблюдается при церебральном детском параличе. Коррекционная работа должна быть систематической и поэтапной.

Первый этап — подготовительный, основные его цели: подготовка к формированию правильных артикуляцион­ных укладов, воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция ды­хания и голоса, развитие общей и мелкой моторики. Очень многое зависит на первом этапе коррекционной работы от родителей, выполняющих советы и рекомендации врачей и логопедов.

Второй этап — формирование первичных коммуника­тивных произносительных навыков. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений, речевого дыха­ния, голоса.

Третий этап — коррекция звукопроизношения, разви­тие лексико-грамматической стороны речи, связной речи детей. В комплекс корррекционной работы включаются раз-

личные виды массажа органов артикуляции, при необходи­мости физиотерапия и медикаментозное лечение.

С детьми, страдающими открытой ринолалией вслед­ствие врожденных расщелин неба и губы, должна прово­диться дооперационная работа с целью предупреждения воз­можных отклонений в развитии ребенка. Для усиления небно-глоточного смыкания можно использовать упражне­ния в позевывании, покашливании, глотании воды или ки­селя маленькими порциями, а также полоскание горла теп­лой водой, показан дооперационныи массаж твердого и мягкого неба — 2-3 раза в день перед едой.

Задачи профилактической работы, в которой активноучаствуют родители детей-ринолаликов, заключаются в сле­дующем.

1. Стимуляция физического развития ребенка с целью предупреждения появления астенического синдрома (зака­ливание, гимнастика, проводимая матерью под наблюдени­ем логопеда, в соответствии с возрастом ребенка: от стимуля­ции ползания за яркой игрушкой до спортивных игр, развития мелкой моторики рук).

2. Предупреждение нарушения дыхательной функции (динамическая и статическая дыхательная гимнастика).

3. Предупреждение появления и закрепления патологи­ческих артикуляционных и фонаторных навыков, а также сопутствующих движений мимической мускулатуры (арти­куляционная гимнастика с целью предупреждения фикса­ции языка в патологическом положении, стимуляции неб­ных и глоточных рефлексов, появления сопутствующих мимических движений; упражнения для развития силы и высоты голоса).

4. Предупреждение задержки речевого и психического развития (стимуляция основных форм довербальной комму­никации, потребности к подражанию слышимым звукам; языковое общение в любых жизненных ситуациях; расши­рение социальных контактов).

5. Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его родных с целью установления контакта с ребенком, его близкими, вселения уверенности в свои силы, в результаты коррекции.





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Коррекционная направленность семейного воспитания...



Применение комплекса профилактических мер укрепля­ет и стимулирует физическое и речевое развитие детей, пре­дупреждает появление вторичных наслоений, подготавлива­ет детей к послеоперационной логотерапии.

Задержка речевого развития в раннем возрасте может быть связана с конституциональными особенностями ребен­ка, со специфической, генетической программой его речево­го развития, соматической ослабленностью, неблагоприят­ными условиями окружения и воспитания, например, недостаточностью эмоционально-личностного общения в условиях домов ребенка и детских домов.

При преодолении заикания у детей важен комплексный медико-педагогический подход. У некоторых детей в 2-3 года может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравно­мерное развитие речи. Родители часто допускают ошибку, перегружая ребенка излишней словесной информацией, но­выми впечатлениями, что может привести к заиканию (эво-лютивное заикание). Родителям и воспитателям следует быть особенно внимательными к ребенку в этот период ин­тенсивного развития речи, особенно к ребенку с повышенной нервной возбудимостью, моторной неловкостью, леворукос-тью, легкой мозговой дисфункцией. Любое заболевание, психическая травма, чрезмерная стимуляция речи могут привести к заиканию.

В семье заикающегося ребенка важно установить специ­альный «речевой режим» с ограничением речевой нагруз­ки, новых впечатлений. Все члены семьи должны пользо­ваться медленной, спокойной разговорной речью, особенно в присутствии ребенка. Нужно исключить любые замечания и высказывания по поводу недостатка речи у ребенка, закреп­лять дома результаты логопедической коррекции заикания. Важно, чтобы дома строго выполнялись советы и рекомен­дации логопеда при инициальном и закрепившемся заика­нии, например, необходимо устранить психотравмирующую ситуацию (посещение детского сада, общение с некоторыми людьми и др.); сменить обстановку (поездка на дачу, к бабуш­ке и т.п.); относиться к старшему ребенку как к маленькому при появлении другого ребенка в семье: избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, расстраивают или смущают

ребенка; стараться говорить медленно, короткими предло­жениями, без излишней эмоциональности; приучить ребен­ка к настольным играм, занятиям с конструктором и др.

Родителям необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку в связи с возникшим у него заиканием, проанализи­ровать, какие вопросы и сколько они задают ребенку, не пре­рывают ли вопросы игру ребенка, что почти всегда ведет к запинкам. Надо постараться удержать ребенка от речи, ког­да он на грани истерики или плачет; неразумно заставлять ребенка пересиливать свои страхи, лучше обыграть их в спектаклях, нарисовать на бумаге. Необходимо организо­вать жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять, правильно чередовать сон — отдых — занятия. Родителям нужно с уважением относиться к ребенку, внимательно его выслушивать, не перебивать, не стесняться выражать свою любовь, чаще хвалить ребенка.

В процессе общения со взрослыми у ребенка формируют­ся первые предпосылки для развития речи. Вприсутствии взрослого ребенок активно гулит, затем лепечет, подражает слогам, произносимым взрослым. Эмоционально-положи­тельное общение взрослых с ребенком формирует у него ком­муникативную потребность и стимулирует развитие речи. Нарушения социально-эмоционального развития могут на­блюдаться у детей, если мать недостаточно эмоциональна, мало играет с малышом. С другой стороны, чрезмерное об­щение также может иметь отрицательные последствия. Если взрослый постоянно находится с ребенком, малыш не­прерывно начинает требовать к себе внимания, не проявля­ет интереса к игрушкам и своему окружению.

С целью стимуляции доречевого и речевого развития детей раннего возраста родителям и близким ребенка не­обходимо проводить следующую работу: 1-3 месяца — так­тильная стимуляция губ. Развитие слухового внимания. Стимуляция гуления. 4-8 месяцев — гимнастика губ. По­буждение ребенка губами тянуться к соске и пище, стиму­ляция движений языка, жевания. Стимуляция лепета и развитие слухового внимания. 9-18 месяцев — развитие слухового внимания, определение звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. Закрепление свя-





Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Коррекционная направленность семейного воспитания...



зи между словом, предметом и простейшим действием. Обу­чение интонации просьбы. 18-36 месяцев — привлечение внимания к правильному звучанию слов. Постоянно разго­варивать с ребенком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь ребенка. Расширять понимание речи с помо­щью картинок, играть в картинное лото, стимулировать к рассказу по картинкам (23).

Коррекционное семейное воспитание особенно важно в первые 2-3 года жизни ребенка, которые являются этапом наиболее интенсивного формирования «функциональных ансамблей» нервно-психической деятельности. Родители должны иметь четкое представление о том, как проводить коррекционные занятия, как и чему учить ребенка и в какой последовательности. Занятия будут более успешными, если они не только полезны, но и приятны для ребенка, учитыва­ют его возможности, основаны на игровых действиях.

Для формирования речи особое значение имеет мотор­ное развитие ребенка, дифференциация слухового воспри­ятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении. В дошкольном воз­расте для стимуляции речевого развития ребенка использу­ется работа с картинками (развитие диалогической речи, составление рассказа).

Изоляция ребенка от стимулирующей среды (семьи, дет­ской группы и т.п.) рассматривается как депривационная ситуация, замедляющая психическое развитие ребенка. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказы­вает эмоциональная депривация, когда ребенок с самого рождения ощущает дефицит теплоты, ласки, любви.

Если на первом году жизни основной причиной психо-травмирующих воздействий на ребенка является отсутствие эмоционального контакта с матерью, то в 2-3 года — это отрыв от родителей, особенно от матери, воспитание в не­полной семье. После 2,5 лет отрицательно сказываются на психике ребенка наказания, страхи, что может привести к расстройствам сна, заиканию, тикам, энурезу, нарушениям поведения.

Неблагоприятное влияние на развитие психики и речи детей с ТНР оказывает как подсознательное «отвергание»

ребенка (отсутствие интереса к детям со стороны родителей, недостаточность взаимодействия с ними), так и чрезмерная опека. В этих случаях дети растут пассивными, не уверенны­ми в себе, эгоцентричными. Для них характерна психичес­кая и особенно социальная незрелость, которая охватывает все сферы деятельности ребенка и препятствует его социаль­ной адаптации.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития ребенка с ТНР важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Семья должна сохранять контакты с соци­альным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка в обществе. Коррекционное семейное воспитание и обучение ребенка с ТНР является частью реабилитационно-оздоровительного процесса, оно активизирует ребенка, пси­хологически связывает его с обычной жизнью, способствует его адаптации и социализации.



Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

Особенности формирования ... речи у детей с нарушениями слуха



I

Наши рекомендации