Применение психотерапии и психокоррекции в сурдологии

Ограниченные возможности общения у больных с нару­шениями слуха приводят к развитию вторичных невроти­ческих и неврозоподобных расстройств. На фоне нейросен-сорного дефекта органа слуха у больных могут развиться параноидные расстройства, бред тугоухости, галлюцинатор­ный психоз. Нарушение слуха вызывает у больных мучи­тельные переживания, они теряют уверенность в себе, не­удачи в общении угнетают их, могут вызывать агрессивную реакцию.

Психотерапия больных с нарушениями слуха имеет свои особенности и представляет самостоятельную, еще не до кон­ца разработанную дисциплину. Главное препятствие для широкого внедрения психотерапии в сурдологию — это зат­рудненный вербальный контакт с больными данного про­филя. При функциональных нарушениях слуха психотера­пия способствует его восстановлению, при органических поражениях — снятию вторичных невротических и невро­зоподобных расстройств.

В.М. Рахманов в условиях стационара обследовал 500 боль­ных с различными нервно-психическими расстройствами. На

Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...

шум в ушах и снижение слуха жаловались 155 больных. Пос­ле проведения психотерапевтического лечения (гипнотера­пия, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия) у 135 больных слух полностью нормализовался.

Проявления невротических и неврозоподобных рас­стройств у больных с нейросенсорными недостатками слу­ха зависят от возраста пациентов. У дошкольников пре­обладают капризность, плаксивость, раздражительность, отказ от еды, страх, негативизм. У детей школьного воз­раста отмечаются эмоциональная неустойчивость, повы­шенная возбудимость, трудности в общении и обучении, фиксация на своей неполноценности, агрессивность. Дети старшего школьного возраста обычно осознают свою непол­ноценность и остро переживают по этому поводу, у них на­блюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, деп­рессивные и субдепрессивные состояния.

С учетом причин развития и симптоматики заболевания все виды функциональных нарушений слуха могут быть раз­делены на четыре группы:

1) психогенно обусловленные нарушения слуха: истеричес­кая тугоухость, истерическая глухота, сурдомутизм;

2) непсихогенно обусловленные нарушения слуха: при функциональных нервно-психических расстройствах, при соматических и неврологических заболеваниях, идиопатическая функциональная гипо- и гиперакузия;

3) имитированные нарушения слуха: подражательная ту­гоухость (глухота) у детей, притворная тугоухость (глу­хота), псевдотугоухость у тревожно-мнительных лично­стей;

4) нарушение слуха при эндогенных психических заболе­ваниях и психическом недоразвитии.

При дифференциальной диагностике функциональных и органических нарушений слуха кроме аудиометричес-ких данных следует учитывать субъективное состояние больных, особенности личностного реагирования, жела­тельно проводить психологическое исследование и обсле­дование у психиатра.

При проведении психотерапевтического лечения боль­ных с целью лечебно-педагогического воздействия следует





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

учитывать индивидуальные способности ребенка, задерж­ку его психического развития и т. д. Задачами лечебно-педагогических мероприятий являются: научить больных самостоятельно мыслить; развить у больных речевую ак­тивность, т.е. способность правильно говорить, общаться; воспитать у больных активное отношение к развитию у себя слуха, научить их радостно относиться к наступившим улучшениям; устранить у больных мысли о собственной неполноценности. В психотерапевтических лечебно-реаби­литационных мероприятиях должны активно участвовать дефектологи, психологи, педагоги (64).

Психотерапевтическая работа с семьей ребенка с откло­нениями в развитии

Рождение ослабленного, больного ребенка, как прави­ло, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и особенно мать находятся в состоянии эмо­ционального стресса, что приводит к повышенной раздра­жительности членов семьи, осложнению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребенка. В такой ситуации чаще всего выбираются неадекватные варианты воспитания ре­бенка, что усугубляет его состояние и способствует форми­рованию вторичных невротических расстройств.

Повышенная чувствительность и напряженность, внут­ренняя противоречивость, неуверенность в себе родителей неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка, поэтому врачу, психологу и педагогу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи и прежде всего родителей (50).

Целью психологического консультирования членов се­мьи является оптимизация внутрисемейных отношений че­рез принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком и воспитание его в соответствии с общественными нормами поведения.

Основную психотерапевтическую работу проводит психотерапевт, однако на начальных этапах, которые яв­ляются, как правило, наиболее трудными для семьи, пси­хотерапевтическую нагрузку несут лечащий врач, педагог-

Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...__________

дефектолог, логопед, т.е. специалисты, которые реально первыми приходят на помощь больному ребенку. При про­ведении этой работы обязательно учитываются характеро­логические особенности членов семьи, выраженность и осо­бенности стрессового состояния у каждого из них.

Задачей психотерапевтической работы является норма­лизация взаимоотношений внутри семьи, выработка еди­ного и адекватного понимания проблем ребенка. Прежде всего следует научить мать внимательно наблюдать за раз­витием своего ребенка, помочь овладеть некоторыми при­емами по уходу за ребенком, методами его воспитания и обу­чения. Каждый член семьи должен иметь определенные задания от специалистов, консультирующих ребенка.

Необходимо проанализировать особенности семейного воспитания, определить преобладающий тип семейного вос­питания по следующим параметрам: отвержение, безразли­чие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. Воспитание в культе болезни неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическом кли­мате всей семьи.

Психотерапевтическая работа с семьей направлена так­же на повышение уровня родительской компетенции и ак­тивизации роли родителей в воспитании и обучении ре­бенка. Особое значение в психотерапевтической работе с родителями имеет разработка специальных программ пе­дагогического образования родителей. В настоящее вре­мя предлагаются различные психотерапевтические про­граммы по работе с родителями, в которых большое место отводится групповой психотерапии.

Вопросы и задания для самоконтроля___________

1. Каково было положение «убогих» в Древней Руси?

2. Охарактеризуйте представления древних славян о рече­вых нарушениях и методах их лечения.

3. Раскройте содержание основных этапов становления и развития логопедической службы в России.





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков..._______

4. Определите круг назревших проблем социальной адап­тации и реабилитации детей с отклонениями в разви­тии.

5. Раскройте основные задачи и принципы лечебной педа­гогики.

6. Охарактеризуйте этапы организации лечебно-педагоги­ческой помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии.

7. Дайте характеристику современной концепции реабили­тации детей с отклонениями в развитии.

8. Какова роль речи в психическом развитии ребенка?

9. Определите место и роль логопедической коррекции в системе комплексной реабилитации и социальной адап­тации детей и подростков с отклонениями в развитии.

10. Определите специфику и основные направления логопе­дической реабилитации детей с различными категориями ограничения возможностей.

11. Каких детей принято относить к слабослышащим?

12. Какие нарушения речи наиболее характерны для сла­бослышащих детей?

13. Чем обусловлены и в чем выражаются нарушения звуко­произношения, особенности словарного запаса и грам­матического строя слабослышащих детей?

14. Каковы особенности логопедического обследования сла­бослышащих?

15. Каковы основные особенности логопедической работы со слабослышащими ?

16. Определите особенности психического развития детей с нарушениями зрения.

17. Каковы особенности формирования речи у детей с де­фектами зрения?

18. Назовите уровни речевой сформированности детей с де­фектами зрения.

19. Какие факторы обусловливают множественные проявле­ния нарушений речи у детей с нарушениями зрения?

20. Охарактеризуйте особенности методики логопедическо­го обследования слепых и слабовидящих детей, имею­щих нарушения речи.

Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...___________

21. Охарактеризуйте содержание и специфику логопедичес­кой работы с детьми, имеющими глубокие нарушения речи.

22. Раскройте причинную обусловленность нарушений речи у детей с интеллектуальным недоразвитием.

23. Дайте общую характеристику нарушений речи у умствен­но отсталых детей.

24. Раскройте особенности нарушений фонетической сторо­ны речи и их коррекции у детей с интеллектуальными нарушениями.

25. Каковы особенности нарушений лексико-грамматическо-го строя речи, связной речи и их коррекции у детей с ин­теллектуальными нарушениями?

26. Охарактеризуйте особенности нарушений письменной речи и их коррекции у учащихся специальной (коррек­ционной) школы 8-го вида.

27. Определите основные задачи коррекционно-логопедичес­кого обучения дошкольников с ЗПР.

28. Каковы нарушения фонетико-фонематическои стороны речи детей с ЗПР и особенности их устранения?

29. Охарактеризуйте особенности словарного запаса детей с ЗПР и основные направления его обогащения и активиза­ции.

30. Определите нарушения грамматического строя речи де­тей с ЗПР и основные направления их коррекции.

31. Охарактеризуйте особенности связной речи детей с задер­жкой психического развития и пути ее формирования.

32. Каковы особенности обучения письму и чтению детей с ЗПР?

33. Определите особенности психофизического развития де­тей с церебральным параличом.

34. В чем проявляется общность двигательных и речевых расстройств при ДЦП?

35. Назовите основные формы дизартрии у детей с церебраль­ным параличом.

36. Раскройте особенности фонетико-фонематических и лек-
сико-грамматических нарушений при детском церебраль­
ном параличе.

Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

37. Покажите специфику логопедической работы при дизар­трии у детей с ДЦП.

38. Определите место и роль логопедической коррекции в системе медико-педагогической и социальной реабили­тации детей с церебральным параличом.

39. Раскройте взаимосвязь нарушений речи и коммуника­тивного поведения у детей с алалией, дизартрией, заика­нием, ринолалией.

40. Определите направленность и содержание этапов нейро-психологического и логопедического обследования дош­кольников с ТНР.

41. Охарактеризуйте основные направления дифференциро­ванной лечебно-педагогической работы с детьми, страда­ющими тяжелыми речевыми расстройствами.

42. Раскройте коррекционную направленность воспитания и обучения ребенка с ТНР в семье и основные проблемы его социальной адаптации.

43. Определите роль и место психотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

44. Какова направленность и содержание методов психотера­пии в логопедии?

45. Определите возможности использования психотерапии в олигофренопедагогике.

46. Обоснуйте необходимость применения психотерапевти­ческой работы в сурдологии и раскройте ее основное со­держание.

47. Определите основные направления психотерапевтичес­кой работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии.

Литература__________________________________

1. Абрамович — Лехтман РЛ. Психологическая помощь де­тям с церебральным параличом // Лечебная помощь детям с церебральным параличом. — Л., 1962.

2. Акош К.,Акош М. Кондуктивная педагогика. — М., 1997.

Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...___________

3. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развиваю­щей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом //Дефектология. — 2001. — № 3. — С. 10-14.

4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с цереб­ральным параличом: Доречевой период. — М., 1989.

5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами ней-ро-и патопсихологии.— М., 1994.

6. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М., 1975.

7. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские цереб­ральные параличи. — Киев, 1988.

8. Бадя Л.В. Подвиг сострадания ( из истории российского благотворения) // Росс, журнал социальной работы. — 1995. — № 1. — С. 48-53.

9. Бортфельд СЛ., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном парали­че. — Л., 1986.

10. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.

11. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. — М., 1996.

12. Вейс Т. Как помочь ребенку? / Пер. с нем. — М., 1992.

13. Ветер АЛ., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

14. Власова ТА., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в раз­витии. — М., 1973.

15. Возможности реабилитации детей с умственными и физи­ческими ограничениями средствами образования / Под ред. В.И. Слободчикова. — М., 1995.

16. Волкова ГА. Игровая деятельность в устранении заика­ния у дошкольников. — М., 1983.

17. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 1982.

18. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология. — 1982, № 3.

19. Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. — СПб., 1994.

20. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольни­ков в игре. — М., 1984.





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

21. Готовимся к школе: Программно-методическое оснаще­ние коррекционно-развивающего воспитания и обуче­ния дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. — М., 1998.

22. Данилова Л А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности ло­гопедической работы при детском церебральном парали­че: Методические рекомендации для учителей и родите­лей. — СПб., 1997.

23. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пуза-нова. — М., 1996.

24. Ермаков В.П., Якунин ГА. Развитие, обучение и воспита­ние детей с нарушениями зрения. — М., 1990.

25. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / Под ред. С.Л. Таптаповой. — М., 1984.

26. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связ­ной речи у детей-олигофренов. — М., 1970.

27. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ., Филичева T.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

28. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики. — Омск, 1999.

29. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М., 1973.

30. ЗикеевАТ. Развитие речи слабослышащих учащихся. — М., 1976.

31. Игнатьева С А. Коррекция тяжелых речевых расстройств с использованием методов рефлексотерапии // Дефектоло­гия. — 1996. — № 4.— С. 54-56.

32. Игнатьева С А., Блинков ЮА. Способ коррекции заика­ния у детей и подростков. — Патент РФ на изобретение №2149624. — М.,2000.

33. Игнатьева С А, Блинков ЮА Логопедическая коррекция в комплексе медико-педагогической и социальной реаби­литации детей с церебральным параличом // Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП: Учебное посо­бие / Под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001. — Гл.8. — С. 149-162.

34. Комплексная реабилитация детей с детским церебраль­ным параличом: Методические рекомендации. — НВТ «БИМК-Д», 1998.

Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...__________

35. Комплексная реабилитация детей с нарушением слуха: Методические рекомендации. — ООО «Мединформати-ка», 2001.

36. Комплексная реабилитация детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. — ООО «Мединформати-ка»,2001.

37. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспи­тания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пу-занова. — М., 1998.

38. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их кор­рекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988.

39. Лапшин В А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб­ное пособие для студентов пед. ин-тов. — М., 1990.

40. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. — 1975. — №2.

41. Литвак А.Г. Тифлопсихология.— М., 1985.

42. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1989.

43. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая рабо­та в группах дошкольников со стертой формой дизарт­рии. — СПб., 1994.

44. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

45. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975.

46. Малофеев Н.Н. Социо-культурные основы становления и развития государственной системы специального образо­вания в России. — Дисс. ... докт. пед. наук. — М., 1996.

47. Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с ДЦП. — М., 1985.

48. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. — М., 1993.

49. Марковская И.Ф., Екжанова ЕА. Развитие тонкой мото­рики рук у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1988.— № 4.— С. 62-65.

50. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дош­кольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М., 1997.





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Психотерапия и психокоррекция ... детей и подростков...



51. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

52. Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Вла-сенко, Г.В. Чиркиной. — Вып.1, 2. — М., 1996.

53. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухоне­мых детей. — М., 1961.

54. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции раз­вития благотворительности в России. — М., 1993.

55. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе / Сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. — М., 1987.

56. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учрежде­ний. — М., 1983.

57. Основные направления государственной социальной поли­тики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (на­циональный план действий в интересах детей). — М., 1996.

58. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации зву­ков речи у слабослышащих школьников. — Л., 1981.

59. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.

60. Плаксина Л.И., Григорян Л А. Содержание медико-педа­гогической помощи детям с нарушениями зрения. — М., 1998.

61. Поваляева МА. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону, 2001.

62. Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1975.

63. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопро­вождение развития ребенка. — СПб., 1998.

64. Психотерапия в дефектологии / Б.И. Айзенберг и др. — М., 1992.

65. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. — М., 1978.

66. Рахманов В.М. Медико-социальные аспекты воспита­ния и обучения детей с нарушениями слуха. — Харь­ков, 1990.

67. Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации: Материалы международной кон­ференции. — Дубна, 1992.

68. Рубинштейн СЛ. Психология умственно отсталых школь­ников. — М., 1979.

69. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М., 1994.

70. Селиверстов В.И. Первые сведения о речевых расстрой­ствах и приемах их преодоления // Хрестоматия по ло­гопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — Т.2. — М., 1997. — С. 516-554.

71. Селиверстов В.И. Представления о дефектах речи на Руси (до XVII в.) // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. — М., 1978.— С. 126-132.

72. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с за­держкой психического развития. — Мн., 1989.

73. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших клас­сов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. — М., 1979.

74. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у сле­пых детей дошкольного возраста. — М., 1980.

75. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980.

76. Теория и практика коррекционного обучения дошколь­ников с речевыми нарушениями. — М., 1991.

77. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.

78. Трауготт Н.Н., Кайданова С.Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии. — Л., 1975.

79. Тригер РД., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для детей с ЗПР. — М., 1986.

80. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического разви­тия. — М., 1995.

81. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психоло­гического изучения аномальных детей. — М.,1990.

82. Учебно-воспитательная работа в школе для детей с задер­жкой психического развития. — М., 1977.

83. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого­педии. — М., 1989.

84. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального дет­ского сада. — М., 1991.






Применение психотерапии и психокоррекции в сурдологии - student2.ru

Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

85. Хворостьянова Н.И. Потенциал социальной адаптации детей-инвалидов, его оценка и совершенствование // Со­циально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001. — С. 163-186.

86. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. — М., 1996.

87. Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дош­кольников. — М., 1965.

88. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 1969.

89. Я готовлюсь к школе / Сост. СЕ. Гаврина и др. — М., 1996.

90. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. — 1976. — № 3.

91. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997.

Глава 3. Особенности коррекции речи детей...

|

Наши рекомендации