Нарушения речи и особенности их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвити­ем определяется прежде всего когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие позна­вательной деятельности, социальную адаптацию умствен­но отсталого ребенка.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными отклоне­ниями являются широко распространенными, характеризу­ются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких детей могут быть обусловлены недоразвитием позна­вательной деятельности, могут быть связаны и с другими факторами (снижение слуха, нарушение речевой моторики, аномалии строения артикуляционного аппарата и др.).

Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется особенно­стями их высшей нервной деятельности и психического развития. Структура речевого дефекта у детей с интеллек­туальными отклонениями обусловлена сложным взаимо­действием биологических и социальных факторов.

Основными особенностями высшей нервной деятельно­сти умственно отсталых детей является слабость замыка-тельной функции коры головного мозга, слабость процессов активного внутреннего торможения, инертность нервных процессов, склонность к охранительному торможению. Важ­ная особенность высшей нервной деятельности этих детей — нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной си­стемы, что объясняется недоразвитием второй сигнальной



Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

системы. В процессе овладения навыками и умениями ум­ственно отсталые дети опираются больше на наглядный по­каз, наглядное восприятие, чем на словесную инструкцию. У этих детей снижена регулирующая функция речи, кото­рая в норме очень рано начинает играть важную роль в пове­дении ребенка. Указанные особенности высшей нервной де­ятельности являются основными причинами недоразвития речи у умственно отсталых детей (В.Г. Петрова, В.И. Лубов­ский, С. Борель-Мезонни и др.).

Развитие речевой моторики у детей с интеллектуаль­ным недоразвитием осуществляется замедленно, недиффе­ренцированно; затруднена координация дыхательных, фо-наторных и артикуляционных движений в процессе речи. Неточным, несформированным оказывается у детей как слу­ховой, так и кинестетический контроль за правильностью речевых движений.

В возникновении нарушений речи у умственно отсталых детей существенную роль играют следующие биологичес­кие факторы: локальное повреждение мозговых структур, аномалии в строении артикуляторного аппарата (зубочелю-стной системы, языка, мягкого и твердого неба), снижение слуха (в норме нарушения слуха встречаются у 5-8% де­тей, среди умственно отсталых детей — у 13-56%).

Среди психологических факторов, обусловливающихособенности речевого развития и нарушения речи у детей с олигофренией, ведущая роль отводится недоразвитию познавательной деятельности и психической деятельнос­ти в целом. У детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстракция), конкретность и поверхностность мышления, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмо­ционально-волевой сферы.

Отмеченные особенности психического развития суще­ственно нарушают процесс овладения речевой функцией. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия. На­рушение познавательной деятельности приводит к трудно­стям усвоения семантической стороны языка. В связи с об­щим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности

у детей с олигофренией с большим трудом формируются язы­ковые обобщения, усваиваются закономерности языка.

У умственно отсталых детей отмечается резкое снижение потребности в речевом общении,что приводит к ограни­ченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.

Таким образом, сложное взаимодействие анатомо-физио-логических, психологических и социальных факторов опре­деляет качественное своеобразие процесса речевого разви­тия, большую распространенность и стойкость нарушений речи у умственно отсталых детей.

Общая характеристика нарушений речи у детей с интел­лектуальным недоразвитием

Когнитивное и речевое развитие тесно связаны между со­бой, однако отсутствует непосредственная корреляция меж­ду степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Уровень речевого недоразвития большинства умственно от­сталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. В связи с этим Г.В. Сухарева выделила две груп­пы олигофрении:

1) олигофрения с недоразвитием речи;

2) атипичная олигофрения, осложненная речевым рас­стройством.

Таким образом, у части умственно отсталых детей отме­чается недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития, у большинства, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, от­мечается тяжелое нарушение речевого развития, включаю­щее разнообразные речевые расстройства.

Р.И. Лалаева (1988) отмечает, что у детей с умственной отсталостью встречаются все формы нарушений речи, как и у нормальных детей (дислалия, дизартрия, ринолалия, дислексия, дисграфия, заикание и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семан­тический дефект. Расстройства речи у детей с олигофрени­ей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят си­стемный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи

Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

как целостной функциональной системы. При умствен­ной отсталости нарушаются все компоненты речи: фоне-тико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй речи. Отмечаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи; устной и письменной речи.

У детей с интеллектуальными нарушениями в той или иной степени оказываются несформированными все опе­рации речевой деятельности: имеет место слабость мо­тивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речи, создание, реализация речевой программы и контроль за речью, соответствие ре­зультата мотиву и цели речевой деятельности.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру дефекта, разнообразны по своим прояв­лениям, механизмам, уровню нарушения, требуют диффе­ренцированного подхода при их анализе, характеризуются стойкостью, устраняются с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов специальной (коррекционной) школы 8-го вида.

Характерной особенностью речевого развития детей с интеллектуальными отклонениями является позднее раз­витие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций (лепет появляется в период от 12 до 24 месяцев). Первые слова появляются позднее трех лет, иногда от 2,5 до 5 лет (в норме появление первых слов у детей от 10 до 18 мес). Значительно отстает и появление фразовой речи (38).

Нарушения речи у умственно отсталых детей в логопеди­ческом аспекте исследовались многими авторами (М.Е. Хват-цев, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, В.Г. Петрова, Д.И. Орлова, М.А. Савченко, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович и др.). Подан­ным исследований, выраженные дефекты речи наблюдают­ся у 40-50% младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. По мнению С.Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медлен­ная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах» (68, с. 106). Вследствие этого умственно от­сталый ребенок долго не различает звуки речи, не разгра-

Нарушения речи и особенности их коррекции у детей...____________

ничивает слова, произносимые окружающими, недостаточ­но точно и четко воспринимает речь окружающих.

Нарушения фонетической стороны речи и особенности логопедической работы по их преодолению.Если в младших классах общеобразовательной школы нарушения звукопро­изношения наблюдаются у 4% детей, то среди младших ум­ственно отсталых школьников детей с такими нарушения­ми — от 40% до 60% (Г.А. Каше, Д.И. Орлова и др.).

В основе дефектов звукопроизношения детей с пробле­мами в интеллектуальном развитии лежит целый ряд при­чин: недоразвитие познавательной деятельности, несфор­мированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляторного аппарата.

У умственно отсталых детей, как и у детей в норме, чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, л-ль, р-рь. Наряду с искажениями звуков отме­чается большое количество замен, трудности использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуля-торных установок. Большое количество замен обусловлено не только трудностями тонкой моторной дифференциации, но и нарушениями слухового различения звуков, несфор­мированностью операций слухового и кинестетического контроля, а также операции выбора фонем. Замены часто бывают вариативными. Один и тот же звук умственно от­сталый ребенок в одних случаях произносит правильно, в других — пропускает или искажает в зависимости от Зву­ко-слоговой структуры слова.

Искажения Звуко-слоговой структуры слова прояв­ляютсякак в нарушениях количества, последовательнос­ти слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога, особенно со стечением согласных. Искажения звукослого-вой структуры слова разнообразны по своему характеру. Они свидетельствуют о трудностях моторного воспроизве­дения стечений согласных и о несформированности слухо­вого восприятия.

Речь детей с интеллектуальными нарушениями часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тон­ких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедлен-





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

ная, в других — ускоренная, что во многом определяется пре­обладанием процесса возбуждения или торможения. У затор­моженных детей голос слабый, немодулированный, у воз­будимых — крикливый, резкий. У детей с синдромом Дауна темп речи замедленный, иногда отмечается скандированная речь. Часто у этих детей наблюдаются нарушения ритма речи органического генеза, голосовые расстройства.

Коррекция нарушений звукопроизношения умственно отсталых детей — процесс длительный и сложный. Инерт­ность нервных процессов, резкое нарушение подвижности процессов возбуждения и торможения проявляются в упор­ном, стереотипном воспроизведении наиболее усвоенных ста­рых связей, в трудностях переключения на новые. Наиболее длительным является этап введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянуться на 1-1,5 года.

Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо свя­зывать с развитием познавательной деятельности детей, фор­мированием операций анализа, синтеза, сравнения. В лого­педической работе широко используется прием сравнения на всех этапах логопедической работы по устранению наруше­ний звукопроизношения (сравнивается правильное и непра­вильное произношение звука, проводится сравнение отраба­тываемых звуков с фонетически далекими, а затем близкими звуками и др.).

Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти. Коррекцию нарушений звукопроизношения связы­вают с развитием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя речи. Уделяется внимание развитию четких представ­лений о звуковом составе слова, выделению звука из слова, определению места звуков в словах, уточнению смыслораз-личительной функции звуков речи.

При коррекции нарушений звукопроизношения школь­ников с интеллектуальным недоразвитием необходим учет особенностей протекания психических процессов(замед­ление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость внимания, своеобразие памяти, мышления, слабость моти­вации и интересов, контроля).

Нарушения речи и особенности их коррекции у детей...__________

Особенностью логопедической работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8-го вида яв­ляется ее индивидуализация. Каждая задача коррекции должна состоять из максимально возможного количества простейших задач. Подготовительный этап работы пре­дусматривает развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового восприятия, внимания, памяти, работу над правильным речевым дыханием, формированием дли­тельного плавного выдоха в игровых упражнениях, голосо­вых упражнений.

Развитие артикуляторной моторики умственно отсталых детей осуществляется в двух направлениях: развитие кине­тической основы движения и кинестетической основы ар-тикуляторных движений (без зеркала). На этапе постанов­ки звука используются: зрительный образ артикуляции, слуховой образ звука, кинестетические, тактильные итак­тильно-вибрационные ощущения. На наиболее длительном во вспомогательной школе этапе автоматизации звуков проводится работа над сложными формами звукового ана­лиза и синтеза, умением выделять звук в слове и т. д. Обя­зательным этапом работы является дифференциация зву­ков: уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слухового различения.

Наши рекомендации