Логопедическая работа в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушением слуха

Особенности психического развития ребенка с наруше­нием слуха проявляются при формировании как отдельных психических процессов, так и личности в целом. Детская тугоухость, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражается на психосоматическом развитии ребенка. У большинства детей нарушение слуха наступает на первом-втором году жизни, т.е. до развития или в период формирования звуковой речи, являющейся одним из главных интеллектообразующих факторов. Поэто­му нарушение слуха не только ограничивает возможности общения ребенка с окружающими и обедняет диапазон его чувственных восприятий, но и может обусловить недораз­витие интеллекта и социальную недостаточность (35).

У детей с нарушением слуховой функции развиваются и обостряются зрительные и двигательные, тактильно-вибра­ционные ощущения. Проявляются специфические особен­ности и в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь.

Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтан­но, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно. В связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются такие свое­образные формы общения, как мимика, чтение с губ, дакти­лология. Отмечается следующая зависимость нарушений речи от времени возникновения снижения слуха у детей (30) (табл. 4).

Таким образом, в сложной структуре развития ребен­ка с нарушенным слухом основным вторичным отклоне­нием является неспособность самостоятельного обретения языкового опыта и овладения речью, что препятствует нор­мальному общению ребенка с окружающими, тормозит развитие понятийного опыта.



Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Таблица 4

Возраст, в котором возникло снижение слуха Нарушения речи
1,5-2 года Дети теряют зачатки речи за 2-3 месяца и становятся безречевыми
2-4-5 лет Речь сохраняется в течение 1 года, но затем распадается
5-6 лет 7-9 лет Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушаются интонация, ударение. Ограничивается пассивный запас слов, «не хватает» слов активного словаря. Оглушаются все согласные звуки (д = т, з = с и др.)
10-15 лет Речь сохраняется, но теряет звонкость, интонацию и внятность. Встречаются нарушения письма и чтения

Логопедическая абилитация и реабилитациязанима­ет особое по значимости место в системе комплексной ре­абилитации детей и подростков с нарушением слуха. Для нормального развития неслышащего и слабослышащего ребенка важное значение имеет раннее начало коррек­ционной работы, направленной на стимуляцию и разви­тие слухового восприятия, с использованием сурдологи-ческой техники в сочетании с развитием речи. В процессе обучения используются как стимуляция дефектного слу­хового анализатора, так и максимальное использование сохранных анализаторов: зрительного, тактильного, дви­гательного. Особое значение придается раннему включе­нию речи в общение с окружающими, что открывает пе­ред ребенком возможности участия в различных видах коллективной деятельности, положительные перспекти­вы его социализации.

В начальном периоде обучения с ребенком, имеющим на­рушение слуха, важно непродолжительно, но часто разгова-

ривать, оречевлять свои действия и действия ребенка, при этом желательно использовать небольшой лексический за­пас с однозначными словами. Процессы слышания и слуша­ния стимулируют упражнения по развитию слухового вос­приятия.

В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний, слухового различе­ния речевых и неречевых звучаний и заканчивая восприя­тием на слух незнакомого речевого материала.

Логопедическое воздействие может эффективно исполь­зоваться в работе со слабослышащими (тугоухими) деть­ми, имеющими частичное снижение слуха.

При тугоухости у детей отмечается понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но ре­чевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение го­ворящего непосредственно к уху, использование звукоуси­ливающих приборов и т. д.), все же возможно. Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприя­тие речи, но и неизбежно приводит к расстройству экспрес­сивной речи, которое зависит от степени снижения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступле­ния снижения слуха, условий развития ребенка (принятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспе­чивает сравнительно лучшее ее состояние).

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее сторо­ны. Однако у слабослышащих детей могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые не связаны не­посредственно с состоянием слуха: заикание, нарушения темпа речи, ринолалия, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, алалия и др.

Нормальное функционирование фонематической систе­мы предполагает возможность безошибочной слуховой диф­ференциации всех звуков речи и правильность их произно­шения. Обе эти стороны в случаях рано приобретенного снижения слуха не могут формироваться нормально.

Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослыша­щих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона вос­принимаемых ими звуковых частот. Помимо этого у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтети­ческой деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений.

Дети с / степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громкости около самого уха. На расстоянии 0,5 м от уха возможность различения согласных звуков снижается до 60%, а на расстоянии 2 м — до 40%. Дети с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого разви­тия распознают звуки речи по-разному. Даже в1-м отделе­нии школы слабослышащих свыше 78% учащихся старших классов не различают на слух пары согласных звуков, осо­бые затруднения вызывает дифференциация свистящих зву­ков. Для слабослышащих учащихся 2-го отделения наиболь­шую трудность представляют восприятие и различение свистящих и шипящих звуков, что значительно затрудня­ет усвоение детьми полноценного звукопроизношения, а вдальнейшем — и письма.

Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен осуществлять «ведущую» роль в отношении ре­чедвигательного анализатора. Ребенок не может самосто­ятельно овладеть правильной артикуляцией звука, так как затруднено восприятие звука на слух. Помимо того у сла­бослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловить дефектное звукопроизношение. У слабослышащих детей можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения:

1) при неполноценной деятельности слухового анализато­ра характерны замены одних звуков речи другими. Реже наблюдается искаженное произношение звуков, связан­ное с нечеткой звуковой дифференциацией или с пол-

Логопедическая работа в комплексе ... реабилитации детей...

ной невозможностью восприятия звуков на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Звуковые замены устной речи обычно перено­сятся и на письмо в виде соответствующих буквенных замен;

2) искаженное звучание звуков вследствие недостаточнос­
ти моторного отдела речевого аппарата, т.е. отклонений
от нормы в строении или функционировании артикуля-
торных органов (картавое р, межзубное или боковое с и

др-);

3) смешанные формы нарушения звукопроизношения,
обусловленные одновременно и сенсорной и моторной
недостаточностью, являющиеся самыми распростра­
ненными у слабослышащих детей.

Наши рекомендации