Логопедическая работа в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушением слуха
Особенности психического развития ребенка с нарушением слуха проявляются при формировании как отдельных психических процессов, так и личности в целом. Детская тугоухость, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражается на психосоматическом развитии ребенка. У большинства детей нарушение слуха наступает на первом-втором году жизни, т.е. до развития или в период формирования звуковой речи, являющейся одним из главных интеллектообразующих факторов. Поэтому нарушение слуха не только ограничивает возможности общения ребенка с окружающими и обедняет диапазон его чувственных восприятий, но и может обусловить недоразвитие интеллекта и социальную недостаточность (35).
У детей с нарушением слуховой функции развиваются и обостряются зрительные и двигательные, тактильно-вибрационные ощущения. Проявляются специфические особенности и в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь.
Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно. В связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются такие своеобразные формы общения, как мимика, чтение с губ, дактилология. Отмечается следующая зависимость нарушений речи от времени возникновения снижения слуха у детей (30) (табл. 4).
Таким образом, в сложной структуре развития ребенка с нарушенным слухом основным вторичным отклонением является неспособность самостоятельного обретения языкового опыта и овладения речью, что препятствует нормальному общению ребенка с окружающими, тормозит развитие понятийного опыта.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
Таблица 4
Возраст, в котором возникло снижение слуха | Нарушения речи |
1,5-2 года | Дети теряют зачатки речи за 2-3 месяца и становятся безречевыми |
2-4-5 лет | Речь сохраняется в течение 1 года, но затем распадается |
5-6 лет 7-9 лет | Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушаются интонация, ударение. Ограничивается пассивный запас слов, «не хватает» слов активного словаря. Оглушаются все согласные звуки (д = т, з = с и др.) |
10-15 лет | Речь сохраняется, но теряет звонкость, интонацию и внятность. Встречаются нарушения письма и чтения |
Логопедическая абилитация и реабилитациязанимает особое по значимости место в системе комплексной реабилитации детей и подростков с нарушением слуха. Для нормального развития неслышащего и слабослышащего ребенка важное значение имеет раннее начало коррекционной работы, направленной на стимуляцию и развитие слухового восприятия, с использованием сурдологи-ческой техники в сочетании с развитием речи. В процессе обучения используются как стимуляция дефектного слухового анализатора, так и максимальное использование сохранных анализаторов: зрительного, тактильного, двигательного. Особое значение придается раннему включению речи в общение с окружающими, что открывает перед ребенком возможности участия в различных видах коллективной деятельности, положительные перспективы его социализации.
В начальном периоде обучения с ребенком, имеющим нарушение слуха, важно непродолжительно, но часто разгова-
ривать, оречевлять свои действия и действия ребенка, при этом желательно использовать небольшой лексический запас с однозначными словами. Процессы слышания и слушания стимулируют упражнения по развитию слухового восприятия.
В условиях целенаправленной и систематической работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний, слухового различения речевых и неречевых звучаний и заканчивая восприятием на слух незнакомого речевого материала.
Логопедическое воздействие может эффективно использоваться в работе со слабослышащими (тугоухими) детьми, имеющими частичное снижение слуха.
При тугоухости у детей отмечается понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т. д.), все же возможно. Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к расстройству экспрессивной речи, которое зависит от степени снижения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), времени наступления снижения слуха, условий развития ребенка (принятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние).
Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны. Однако у слабослышащих детей могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые не связаны непосредственно с состоянием слуха: заикание, нарушения темпа речи, ринолалия, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, алалия и др.
Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи и правильность их произношения. Обе эти стороны в случаях рано приобретенного снижения слуха не могут формироваться нормально.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. Помимо этого у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений.
Дети с / степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громкости около самого уха. На расстоянии 0,5 м от уха возможность различения согласных звуков снижается до 60%, а на расстоянии 2 м — до 40%. Дети с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития распознают звуки речи по-разному. Даже в1-м отделении школы слабослышащих свыше 78% учащихся старших классов не различают на слух пары согласных звуков, особые затруднения вызывает дифференциация свистящих звуков. Для слабослышащих учащихся 2-го отделения наибольшую трудность представляют восприятие и различение свистящих и шипящих звуков, что значительно затрудняет усвоение детьми полноценного звукопроизношения, а вдальнейшем — и письма.
Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен осуществлять «ведущую» роль в отношении речедвигательного анализатора. Ребенок не может самостоятельно овладеть правильной артикуляцией звука, так как затруднено восприятие звука на слух. Помимо того у слабослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловить дефектное звукопроизношение. У слабослышащих детей можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения:
1) при неполноценной деятельности слухового анализатора характерны замены одних звуков речи другими. Реже наблюдается искаженное произношение звуков, связанное с нечеткой звуковой дифференциацией или с пол-
Логопедическая работа в комплексе ... реабилитации детей...
ной невозможностью восприятия звуков на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Звуковые замены устной речи обычно переносятся и на письмо в виде соответствующих буквенных замен;
2) искаженное звучание звуков вследствие недостаточнос
ти моторного отдела речевого аппарата, т.е. отклонений
от нормы в строении или функционировании артикуля-
торных органов (картавое р, межзубное или боковое с и
др-);
3) смешанные формы нарушения звукопроизношения,
обусловленные одновременно и сенсорной и моторной
недостаточностью, являющиеся самыми распростра
ненными у слабослышащих детей.