Блок III — оценочный, контрольный.

Цель: оценка динамики речевого и личностного разви­тия, степени устойчивости, отсутствие рецидивов.

Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повтор­ного обследований.

Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии_____

1. Изучение уровня речевой коммуникации Методические указания

Для изучения коммуникативных умений детей проводят­ся наблюдения за их свободным общением. В процессе на­блюдения обращается внимание на характер общения, ини­циативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

Оценка коммуникативных умений проводится с учетом следующих критериев (табл. 1).

Таблица 1

Критерии оценки коммуникативных умений детей я в Оценка в баллах Уровень речевой коммуни­кации
Ребенок активен в общении, умеет слу­шать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последователь­но выражает свои мысли, пользуется фор­мами речевого этикета Высокий
Ребенок слушает и понимает речь, уча­ствует в общении, чаще по инициативе дру­гих; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое Средний
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимате­лен, редко пользуется формами речевого эти­кета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание Низкий

2. Изучение уровня связной речи детей Методические указания

Для изучения уровня связной речи используется методи­ка «пересказа текста». Детям предлагается прослушать не­большие по объему незнакомые рассказ или сказку.





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Пересказы детей записываются и анализируются по сле­дующим показателям (табл. 2).

Таблица 2

1. Понимание текста Правильно ли ребенок формулирует основную мысль
2. Структурирование текста Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)
3. Лексика Полнота использования лексики текста, замена авторских выразитель­ных средств собственными
4. Грамматика Правильность построения предложе­ний, умение использовать сложные предложения
5. Плавность речи Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходи­мость повторного чтения текста

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оцен­ка воспроизведения текста — 10 баллов; 2 балла — правиль­ное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лек­сики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.

3. Изучение словарного запаса детей Методические указания

Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии_____

Задание № 1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одеж­ды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог назы­вает понятие, объединяющее несколько картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.

В каждом задании подсчитывается количество правиль­но отобранных картинок, каждый верный выбор оценивает­ся 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

Задание № 2. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, противопо­ложное по значению. Всего предъявляют 10 слов (напри­мер: грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-тол­стый, трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-близко; смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-мол­чать).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов — не соот­ветствует.

Задание № 3. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по зна­чению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весе­лый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговари­вать, смеяться, плакать).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов — не соответству­ет семантическому полю.

Задание № 4. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определе­ний. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, че­ловек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?)

Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл —




4—1329



Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

менее 3 слов; 0 баллов — ответ не соответствует семантичес­кому полю слова.

После выполнения всех 4 заданий, направленных на вы­явление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Выс­шая оценка — 60 баллов, соответствует высокому уровню лексического развития ребенка; 35-50 баллов — среднему; менее 35 баллов — низкому уровню.

4. Изучение грамматической стороны речи Методические указания

Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов ипредложений.

Задание № 1. Понимание грамматических структур. Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педа­гог произносит фразу ипросит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленько­го ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватила овца; собака кусает медведя, кото­рый схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее идр.) Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания заключается в необходимости использо­вания правил применения глубинных структур в разработке стратегий по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения, исходя из заложенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность названия понятий.

Верные результаты (1 балл) и неверные (0 баллов). Выс­шая общая оценка — 10 баллов.

Задание № 2. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо по­добрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительно­го падежей (у лисы — лисята, у лисы много лисят и др.).

Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии

Высшая оценка — 20 баллов. Безошибочное употребле­ние обеих форм — 2 балла; 1 балл — незначительное откло­нение от нормы; 0 баллов — неверные ответы.

Задание № 3. Конструирование предложений. Ребенку предлагают 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы — в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Напри­мер: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.).

Высшая оценка — 10 баллов. 2 балла — предложение сконструировано правильно; 1 балл — есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов — не все слова использова­ны, есть нарушения правил.

Результаты выполнения заданий фиксируются и под­вергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление уровня грамматических на­выков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов - соответствует высокому уровню; 32-49 баллов — среднему; менее 32 баллов — низкому уровню.

5. Изучение состояния звуковой стороны речиМетодические указания к обследованию речи

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную мето­дику. Важно проверить, как дети произносят звуки не толь­ко в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встре­чаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б—п, г—к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним зву­ком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произноше­ния следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциа­цию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыха-

Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

ния; знаком (-) — пропуск звуков, отсутствие их диффе­ренциации, нарушения в регулировании темпа речи.

Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи де­тей. Высший балл — 3, соответствует высокому, 2 — средне­му, 1 — низкому уровню развития звуковой стороны речи детей (табл. 3).

Таблица 3

Критерий оценки звуковой стороны речи Баллы Уровень развития звуковой стороны
1. Правильное, отчетливое произноше­ние всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого ды­хания Высокий
2. Неустойчивость и недостаточная чет­кость произношения и дифференциа­ции звуков Средний
3. Дефекты в произношении звуков, от­сутствие их дифференциации. Способ­ность регулировать темпы речи и ды­хания отсутствует Низкий

Наши рекомендации