Блок III — оценочный, контрольный.
Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствие рецидивов.
Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.
Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии_____
1. Изучение уровня речевой коммуникации Методические указания
Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.
Оценка коммуникативных умений проводится с учетом следующих критериев (табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки коммуникативных умений детей я в | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета | Высокий | |
Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое | Средний | |
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание | Низкий |
2. Изучение уровня связной речи детей Методические указания
Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям (табл. 2).
Таблица 2
1. | Понимание текста | Правильно ли ребенок формулирует основную мысль |
2. | Структурирование текста | Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста) |
3. | Лексика | Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными |
4. | Грамматика | Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения |
5. | Плавность речи | Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста |
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов; 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.
3. Изучение словарного запаса детей Методические указания
Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.
Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии_____
Задание № 1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, объединяющее несколько картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.
В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание № 2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый, трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-близко; смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-молчать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов — не соответствует.
Задание № 3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов — не соответствует семантическому полю.
Задание № 4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?)
Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл —
4—1329
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
менее 3 слов; 0 баллов — ответ не соответствует семантическому полю слова.
После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка — 60 баллов, соответствует высокому уровню лексического развития ребенка; 35-50 баллов — среднему; менее 35 баллов — низкому уровню.
4. Изучение грамматической стороны речи Методические указания
Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов ипредложений.
Задание № 1. Понимание грамматических структур. Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу ипросит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватила овца; собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее идр.) Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания заключается в необходимости использования правил применения глубинных структур в разработке стратегий по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения, исходя из заложенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность названия понятий.
Верные результаты (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая общая оценка — 10 баллов.
Задание № 2. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы — лисята, у лисы много лисят и др.).
Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии
Высшая оценка — 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл — незначительное отклонение от нормы; 0 баллов — неверные ответы.
Задание № 3. Конструирование предложений. Ребенку предлагают 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы — в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.).
Высшая оценка — 10 баллов. 2 балла — предложение сконструировано правильно; 1 балл — есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов — не все слова использованы, есть нарушения правил.
Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов - соответствует высокому уровню; 32-49 баллов — среднему; менее 32 баллов — низкому уровню.
5. Изучение состояния звуковой стороны речиМетодические указания к обследованию речи
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б—п, г—к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.
Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыха-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
ния; знаком (-) — пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи.
Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл — 3, соответствует высокому, 2 — среднему, 1 — низкому уровню развития звуковой стороны речи детей (табл. 3).
Таблица 3
Критерий оценки звуковой стороны речи | Баллы | Уровень развития звуковой стороны |
1. Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания | Высокий | |
2. Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков | Средний | |
3. Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствует | Низкий |