Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в россии
В свете изменений, происходящих в современной России, связанных с гуманизацией образования, с развитием нового этапа отношения к лицам с отклонениями в физическом и психическом развитии, поиском путей реформирования системы отечественного специального образования, актуальным становится анализ исторического опыта становления образования детей с проблемами в развитии.
На характер отношения общества к детям с отклонениями в развитии влияет ряд многочисленных факторов: уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры.
Ретроспективный взгляд на становление и развитие системы логопедической помощи в России позволяет установить взаимосвязь этапов развития этой системы с социально-экономическим устройством страны, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, определить роль логопедической помощи в государственной системе специального образования в нашей стране.
Н.Н. Малофеев (1996) отмечает, что широкому освещению проблемы развития системы логопедической помощи в России препятствовало до последнего времени отсутствие статистических данных о численности детей с патологией речи в стране, о проценте охвата нуждающихся детей государственной логопедической службой вследствие закрытости и социальной маркированности проблемы учета, воспитания и обучения детей с выраженными отклонениями в развитии (46).
О представлениях древних славян о речевых расстройствах, способах их лечения можно судить по летописям, словарям, травникам, пословицам, поговоркам, поверьям и др. Судя по дошедшим до нас памятникам древнерусского языка, обозначались дефекты речи по описательному признаку
Основные направления ... системы логопедической помощи...
или по созвучности с дефектом речи («косноглаголие» -говорение с трудом, «гугнявый» — говорящий в нос и т. д.).
Древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье, ниспосланные на человека высшими силами. Лечение этих недугов поэтому связывалось с суевериями, обрядовыми ритуалами, заклинанием, знахарством, «волшебными словами», врачевальными молитвами, амулетами, талисманами и т.д.
В рукописных лечебниках-травниках советовали использовать при устранении речевых расстройств средства народной медицины — травы, минералы, продукты животного и растительного мира. Например, при расстройствах голоса рекомендовались истолченные капустные листья с медом, печеный чеснок, чай с перцем, при заикании — персики и шалфей и т.д. (67).
На Руси всегда гуманно относились к убогим, нищим, калекам. Дети и взрослые, чье развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, вызывали не только жалость, сочувствие и сострадание, но и считались «божьими» людьми, людьми, отмеченными печатью Бога. Потому люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно были окружены ореолом мученичества и святости, являлись объектом милосердия и благотворительности. На ранних этапах развития Киевского государства возникло чисто национальное явление — общественное призрение «убогих детей».
Многие богатые люди занимались благотворительностью «во спасение своей души», Великий князь Иван Калита собственноручно раздавал милостыню убогим и нищим. С X века за Церковью было закреплено дело общественного призрения. Десятая часть прибылей отчислялась духовенству для организации приютов и богаделен для лиц с недостатками слуха, зрения, интеллекта, калек, где содержались и дети с тяжелыми речевыми расстройствами.
Как и на Западе, в России движение в защиту аномальных детей усилилось к концу XIX века. Врачи, педагоги, психологи ратовали за преодоление косности царского правительства в отношении организации общественной помощи аномальным, требовали проведения реформы в области просвещения, здравоохранения. Среди них такие зачинатели
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
русской дефектологии, как В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Е.К. Грачева, И.В. Маляревский, М.П. Постовская и другие.
К началу XX века помощь аномальным осуществлялась в России благотворительными организациями. После Октябрьской революции забота о детях с нарушениями в развитии стала государственной, они получили право на воспитание, обучение и лечение. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться «охраной детства». Впервые типы учреждений для детей с нарушениями развития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» (1926 г.).
За годы Советской власти в нашей стране было принято немало декретов, постановлений, законодательных актов, нацеленных на улучшение положения детей, охрану материнства и детства. Например, такие документы, как «План мероприятий Министерства просвещения по улучшению условий обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития» (1970 г.), «О состоянии и мерах дальнейшего развития сети специальных школ, школ-интернатов, дошкольных учреждений и полном охвате обучением и воспитанием аномальных детей» (1983 г.).
В 1990-1995 гг. научно-методическим Советом при Госкомитете по образованию была принята комплексная программа — «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития».
В современных условиях не теряет актуальности проблема оказания полноценной логопедической помощи детям, особенно детям с отклонениями в развитии, у которых в большинстве своем наблюдаются специфические особенности и нарушения речевой деятельности, что препятствует их социальной адаптации и реабилитации.
История становления и развития системы логопедической помощи в Россиинепродолжительна и отличается своеобразием. Формирование предпосылок возникновения системы приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потря-
Основные направления ... системы логопедической помощи...
сений, а законодательное и организационное оформление системы происходит в советский период. Н.Н. Малофеев в своем исследовании выделяет три периода становления и развития системы логопедической помощи в России (46).
1-й период— вторая четверть XIX в. — первая четверть XX в. — «период предыстории и формирования предпосылок». В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественного автора X. Лагузена — монография «О заикании».
Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний — логопатоло-гия, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тарковский, 1867; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б. Богданов-Березовский, 1909 и др.).
В конце XIX в. — начале XX в. в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая знания на стыке трех наук — медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикающихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по системе коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневрологическогоинститута в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг. Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практической базой для создания в будущем системы логопедической помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты логопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не находили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.
Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетичес-кий институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской де-
3—1329
Гл а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
Основные направления ... системы логопедической помощи...
фективностыо, преступностью и беспризорностью было принято решение: считать подготовку персонала для специальных учреждений важнейшей государственной задачей, осуществлять эту подготовку в высших учебных заведениях.
В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Нарком-здрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детской дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факультет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В приказе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, организовать специальные курсы, группы и школы для них.
Итогом 1-го периода становления и развития системы логопедической помощи явились следующие достижения: возникновение и развитие в России предпосылок становления системы логопедической помощи, логопедии как науки; осознание обществом необходимости оказания специальной помощи детям с речевой патологией и готовность государства законодательно и экономически организовать эту помощь.
2-й период — начало 30-х — конец 60-х гг. — период становления и развития системы логопедической помощи, основными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специализированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.
Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопедической помощью было охвачено 79% нуждающихся умственно отсталых детей.
В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошкольников, а затем логопедический полустационар.
В 1933 г. в Москве при слухо-речевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная поликлиника для больных с недостатками слуха и речи.
Важное значение для становления и развития отечественной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготского в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуществлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.
В 1946-47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудничество двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рамках комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению речевых расстройств.
С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образованием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Министерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи».
Итог 2-го периода — организационное оформление и развитие системы логопедической помощи в стране. Происходит укрепление научной платформы логопедии, создаются научные центры, специализированные учреждения педагогического и медицинского профиля, определяется статус специалиста-логопеда, решается вопрос о подготовке логопедов.
3-й период — конец 60-х — 90-е годы — период дальнейшего развития и совершенствования системы логопедической помощи. Стартовав в условиях плановой экономики, он продолжается во время социально-экономических и политических преобразований, определяющих направление развития системы специального образования в целом и логопедической службы в частности.
С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» — детские сады и группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах об-
Г л а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
Основные направления ... системы логопедической помощи...
щего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах».
В 1977-1978 учебном году было открыто логопедическое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекционных педагогов) в стране готовят около 20 высших учебных заведений, где студенты получают дополнительную специальность — логопедия.
В системе логопедической помощи существуют два взаимосвязанных направления. С одной стороны — создание и совершенствование сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи, с другой стороны — коррекционная работа с детьми, осуществляемая в массовых общеобразовательных учреждениях. В последние десятилетия получили распространение дошкольные логопедические пункты (Селиверстов В.И., 1988; Степанова О.А., 1994 и др.).
Итог 3-го периода — широко развитая дифференцированная система логопедической помощи населению, оказываемой в учреждениях народного образования и здравоохранения. Однако следует отметить, что учреждения логопедической службы неравномерно распределены по территории страны — больше в европейской части страны, в крупных городах; слабо охвачено логопедической помощью сельское население. Не оказывается регулярная логопедическая помощь детям, имеющим глубокие нарушения в развитии и сложную структуру дефекта; не включены в систему комплексного и дифференцированного, всестороннего (речь, личность, поведение) коррекционно-педагогического воздействия дети с нерезко выраженными нарушениями в развитии; образовательный стандарт довлеет над развитием личности ребенка и др.
В 90-е годы начался новый, 4-й период в развитии системы логопедической помощи, период преобразований существующих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.
Современный этап развития нашей страны характеризуется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разре-
шены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономических условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в особенности в связи с переходом на самостоятельное финансирование многих образовательных учреждений. Нерешенным остается целый комплекс медицинских, психолого-педагогических, социальных, правовых проблем, вопросов технического обеспечения, которые бы позволили интегрировать детей с отклонениями в развитии в общество. Нерегулярно оказывается медицинская помощь, недостаточно развита сеть учреждений для восстановительного лечения, медико-психолого-социальной реабилитации по разным профилям ограничения жизнедеятельности детей.
Существующая в течение многих лет установка на обучение и воспитание детей с умственными и физическими ограничениями в специализированных учреждениях отторгает ребенка от семьи и общества. Это отрицательно сказывается на установлении контактов детей с родителями, приводит к разрушению внутрисемейных отношений, нарушению формирования социально-бытовой ориентации, социального опыта и адекватного поведения ребенка в различных жизненных ситуациях. Не создана консультативная служба, где родители могли бы получить рекомендации по работе с ребенком, имеющим отклонения в психофизическом развитии. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах, не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида и др.
80—90-е годы XX века принесли ряд важных достижений в сфере сохранения жизни, защиты, обеспечения развития детей в целом и детей с отклонениями в развитии в частности:
1) распространение информации и проведение ряда акций в течение Международного десятилетия инвалидов (1983-1992), объявленного ООН;
2) проведение политики массовой иммунизации против шести основных детских инфекций;
3) заключение Международного соглашения на Всемирном совещании глав государств и правительств по пробле-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
мам детства, ставящего задачу снижения детской смертности и инвалидности от болезней и голода к 2000 году и обеспечение защиты нормального физического и психического развития всех детей; 4) принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН и ее вступление в силу в качестве международного закона в сентябре 1990 г., где говорится о правах детей на жизнь, на защиту, на развитие. В ст. 23 Конвенции декларируются права детей с физическими и психическими недостатками на полноценную жизнь; на условия, обеспечивающие сохранение достоинства личности, поддержание веры в свои силы и способствующие активному участию ребенка в жизни общества; на специальную помощь, гарантирующую привлечение всех возможных источников, индивидуальную направленность помощи в зависимости от состояния и условий жизни ребенка.
К сожалению, дети с отклонениями в развитии и их семьи зачастую по-прежнему наталкиваются на психологические, бюрократические, чиновничьи барьеры во всех сферах жизнедеятельности. Следует формировать позитивное отношение к инвалидам, особенно к детям, с помощью средств .информации; необходимо помочь миру определить свои приоритеты и поставить жизненные интересы всех детей, включая детей с отклонениями в развитии, на первое место во всех отношениях. В этой связи проблема социальной реабилитации приобретает необычайно важное значение.
Социальная реабилитация — это подлинное сострадание к больному человеку, тем более к ребенку. Готово ли к этому наше общество? Без настоящего внимания, подлинной заботы, милосердия и сострадания социальная реабилитация, а тем более интеграция — невозможны. Смысл реабилитации не в определении ущербности и назначении соответствующей денежной компенсации, а в выявлении потенциальной возможности ребенка с отклонениями в развитии войти, насколько это возможно, в социум и максимально реализовать свои способности, чтобы не стать обузой общества и его изгоем (67).
Логопедическая реабилитация детей и подростков..._____________