Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в россии

В свете изменений, происходящих в современной России, связанных с гуманизацией образования, с развитием нового этапа отношения к лицам с отклонениями в физическом и психическом развитии, поиском путей реформирования си­стемы отечественного специального образования, актуаль­ным становится анализ исторического опыта становления образования детей с проблемами в развитии.

На характер отношения общества к детям с отклонени­ями в развитии влияет ряд многочисленных факторов: уро­вень экономического, политического, нравственного, ре­лигиозного развития общества, состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры.

Ретроспективный взгляд на становление и развитие си­стемы логопедической помощи в России позволяет уста­новить взаимосвязь этапов развития этой системы с со­циально-экономическим устройством страны, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в раз­витии, определить роль логопедической помощи в госу­дарственной системе специального образования в нашей стране.

Н.Н. Малофеев (1996) отмечает, что широкому освеще­нию проблемы развития системы логопедической помощи в России препятствовало до последнего времени отсутствие статистических данных о численности детей с патологией речи в стране, о проценте охвата нуждающихся детей госу­дарственной логопедической службой вследствие закрыто­сти и социальной маркированности проблемы учета, воспи­тания и обучения детей с выраженными отклонениями в развитии (46).

О представлениях древних славян о речевых расстрой­ствах, способах их лечения можно судить по летописям, сло­варям, травникам, пословицам, поговоркам, поверьям и др. Судя по дошедшим до нас памятникам древнерусского язы­ка, обозначались дефекты речи по описательному признаку

Основные направления ... системы логопедической помощи...

или по созвучности с дефектом речи («косноглаголие» -говорение с трудом, «гугнявый» — говорящий в нос и т. д.).

Древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье, ниспосланные на человека высшими си­лами. Лечение этих недугов поэтому связывалось с суеве­риями, обрядовыми ритуалами, заклинанием, знахарством, «волшебными словами», врачевальными молитвами, аму­летами, талисманами и т.д.

В рукописных лечебниках-травниках советовали исполь­зовать при устранении речевых расстройств средства народ­ной медицины — травы, минералы, продукты животного и растительного мира. Например, при расстройствах голоса рекомендовались истолченные капустные листья с медом, печеный чеснок, чай с перцем, при заикании — персики и шалфей и т.д. (67).

На Руси всегда гуманно относились к убогим, нищим, ка­лекам. Дети и взрослые, чье развитие существенно отлича­лось от общепринятой нормы, вызывали не только жалость, сочувствие и сострадание, но и считались «божьими» людь­ми, людьми, отмеченными печатью Бога. Потому люди, стра­дающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные воз­можности для жизни и деятельности, на Руси традиционно были окружены ореолом мученичества и святости, являлись объектом милосердия и благотворительности. На ранних эта­пах развития Киевского государства возникло чисто нацио­нальное явление — общественное призрение «убогих детей».

Многие богатые люди занимались благотворительнос­тью «во спасение своей души», Великий князь Иван Кали­та собственноручно раздавал милостыню убогим и нищим. С X века за Церковью было закреплено дело общественно­го призрения. Десятая часть прибылей отчислялась духо­венству для организации приютов и богаделен для лиц с недостатками слуха, зрения, интеллекта, калек, где содер­жались и дети с тяжелыми речевыми расстройствами.

Как и на Западе, в России движение в защиту аномаль­ных детей усилилось к концу XIX века. Врачи, педагоги, пси­хологи ратовали за преодоление косности царского прави­тельства в отношении организации общественной помощи аномальным, требовали проведения реформы в области про­свещения, здравоохранения. Среди них такие зачинатели





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

русской дефектологии, как В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Е.К. Грачева, И.В. Маляревский, М.П. Постовская и другие.

К началу XX века помощь аномальным осуществлялась в России благотворительными организациями. После Ок­тябрьской революции забота о детях с нарушениями в раз­витии стала государственной, они получили право на вос­питание, обучение и лечение. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективнос­тью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего по­коления, стали именоваться «охраной детства». Впервые типы учреждений для детей с нарушениями развития были определены в постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреж­дениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых де­тей и подростков» (1926 г.).

За годы Советской власти в нашей стране было принято немало декретов, постановлений, законодательных актов, нацеленных на улучшение положения детей, охрану материн­ства и детства. Например, такие документы, как «План ме­роприятий Министерства просвещения по улучшению усло­вий обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития» (1970 г.), «О состоянии и мерах даль­нейшего развития сети специальных школ, школ-интерна­тов, дошкольных учреждений и полном охвате обучением и воспитанием аномальных детей» (1983 г.).

В 1990-1995 гг. научно-методическим Советом при Гос­комитете по образованию была принята комплексная про­грамма — «Социально-психологическая поддержка, обу­чение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития».

В современных условиях не теряет актуальности пробле­ма оказания полноценной логопедической помощи детям, особенно детям с отклонениями в развитии, у которых в большинстве своем наблюдаются специфические особенно­сти и нарушения речевой деятельности, что препятствует их социальной адаптации и реабилитации.

История становления и развития системы логопеди­ческой помощи в Россиинепродолжительна и отличает­ся своеобразием. Формирование предпосылок возникно­вения системы приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потря-

Основные направления ... системы логопедической помощи...

сений, а законодательное и организационное оформление си­стемы происходит в советский период. Н.Н. Малофеев в сво­ем исследовании выделяет три периода становления и раз­вития системы логопедической помощи в России (46).

1-й период— вторая четверть XIX в. — первая четверть XX в. — «период предыстории и формирования предпосы­лок». В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественно­го автора X. Лагузена — монография «О заикании».

Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний — логопатоло-гия, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тар­ковский, 1867; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б. Богданов-Березовский, 1909 и др.).

В конце XIX в. — начале XX в. в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая знания на стыке трех наук — медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикаю­щихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по си­стеме коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была от­крыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневро­логическогоинститута в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг. Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практи­ческой базой для создания в будущем системы логопедичес­кой помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты ло­гопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не нахо­дили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.

Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетичес-кий институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской де-




3—1329



Гл а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Основные направления ... системы логопедической помощи...



фективностыо, преступностью и беспризорностью было при­нято решение: считать подготовку персонала для специаль­ных учреждений важнейшей государственной задачей, осу­ществлять эту подготовку в высших учебных заведениях.

В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Нарком-здрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детс­кой дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факуль­тет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагоги­ки и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В прика­зе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, органи­зовать специальные курсы, группы и школы для них.

Итогом 1-го периода становления и развития системы ло­гопедической помощи явились следующие достижения: воз­никновение и развитие в России предпосылок становления системы логопедической помощи, логопедии как науки; осоз­нание обществом необходимости оказания специальной по­мощи детям с речевой патологией и готовность государства законодательно и экономически организовать эту помощь.

2-й период — начало 30-х — конец 60-х гг. — период ста­новления и развития системы логопедической помощи, ос­новными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специа­лизированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.

Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопе­дической помощью было охвачено 79% нуждающихся ум­ственно отсталых детей.

В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошколь­ников, а затем логопедический полустационар.

В 1933 г. в Москве при слухо-речевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная по­ликлиника для больных с недостатками слуха и речи.

Важное значение для становления и развития отечествен­ной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготс­кого в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуще­ствлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.

В 1946-47 учебном году на дефектологическом факуль­тете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудниче­ство двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рам­ках комплексного медико-психолого-педагогического под­хода к преодолению речевых расстройств.

С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образо­ванием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Мини­стерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нару­шениями речи».

Итог 2-го периода — организационное оформление и раз­витие системы логопедической помощи в стране. Происходит укрепление научной платформы логопедии, создаются науч­ные центры, специализированные учреждения педагогичес­кого и медицинского профиля, определяется статус специа­листа-логопеда, решается вопрос о подготовке логопедов.

3-й период — конец 60-х — 90-е годы — период дальней­шего развития и совершенствования системы логопедичес­кой помощи. Стартовав в условиях плановой экономики, он продолжается во время социально-экономических и полити­ческих преобразований, определяющих направление разви­тия системы специального образования в целом и логопеди­ческой службы в частности.

С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных уч­реждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» — детские сады и группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-дви­гательного аппарата. С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах об-





Г л а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Основные направления ... системы логопедической помощи...



щего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопеди­ческих пунктов при общеобразовательных школах».

В 1977-1978 учебном году было открыто логопедичес­кое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекци­онных педагогов) в стране готовят около 20 высших учеб­ных заведений, где студенты получают дополнительную спе­циальность — логопедия.

В системе логопедической помощи существуют два вза­имосвязанных направления. С одной стороны — создание и совершенствование сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи, с другой стороны — коррекци­онная работа с детьми, осуществляемая в массовых обще­образовательных учреждениях. В последние десятилетия получили распространение дошкольные логопедические пун­кты (Селиверстов В.И., 1988; Степанова О.А., 1994 и др.).

Итог 3-го периода — широко развитая дифференци­рованная система логопедической помощи населению, оказываемой в учреждениях народного образования и здравоохранения. Однако следует отметить, что учреж­дения логопедической службы неравномерно распределены по территории страны — больше в европейской части стра­ны, в крупных городах; слабо охвачено логопедической по­мощью сельское население. Не оказывается регулярная логопедическая помощь детям, имеющим глубокие наруше­ния в развитии и сложную структуру дефекта; не включе­ны в систему комплексного и дифференцированного, всестороннего (речь, личность, поведение) коррекционно-пе­дагогического воздействия дети с нерезко выраженными на­рушениями в развитии; образовательный стандарт довлеет над развитием личности ребенка и др.

В 90-е годы начался новый, 4-й период в развитии системы логопедической помощи, период преобразований существую­щих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.

Современный этап развития нашей страны характеризу­ется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разре-

шены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономи­ческих условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в осо­бенности в связи с переходом на самостоятельное финан­сирование многих образовательных учреждений. Нерешен­ным остается целый комплекс медицинских, психолого-пе­дагогических, социальных, правовых проблем, вопросов технического обеспечения, которые бы позволили интегри­ровать детей с отклонениями в развитии в общество. Нере­гулярно оказывается медицинская помощь, недостаточно развита сеть учреждений для восстановительного лечения, медико-психолого-социальной реабилитации по разным профилям ограничения жизнедеятельности детей.

Существующая в течение многих лет установка на обу­чение и воспитание детей с умственными и физическими ограничениями в специализированных учреждениях оттор­гает ребенка от семьи и общества. Это отрицательно ска­зывается на установлении контактов детей с родителями, приводит к разрушению внутрисемейных отношений, на­рушению формирования социально-бытовой ориентации, социального опыта и адекватного поведения ребенка в раз­личных жизненных ситуациях. Не создана консультатив­ная служба, где родители могли бы получить рекоменда­ции по работе с ребенком, имеющим отклонения в психо­физическом развитии. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах, не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребен­ка-инвалида и др.

80—90-е годы XX века принесли ряд важных достижений в сфере сохранения жизни, защиты, обеспечения развития детей в целом и детей с отклонениями в развитии в частности:

1) распространение информации и проведение ряда ак­ций в течение Международного десятилетия инвали­дов (1983-1992), объявленного ООН;

2) проведение политики массовой иммунизации против ше­сти основных детских инфекций;

3) заключение Международного соглашения на Всемирном совещании глав государств и правительств по пробле-





Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

мам детства, ставящего задачу снижения детской смер­тности и инвалидности от болезней и голода к 2000 году и обеспечение защиты нормального физического и пси­хического развития всех детей; 4) принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной Ас­самблеей ООН и ее вступление в силу в качестве между­народного закона в сентябре 1990 г., где говорится о правах детей на жизнь, на защиту, на развитие. В ст. 23 Конвенции декларируются права детей с физическими и психическими недостатками на полноценную жизнь; на условия, обеспечивающие сохранение достоинства личности, поддержание веры в свои силы и способству­ющие активному участию ребенка в жизни общества; на специальную помощь, гарантирующую привлечение всех возможных источников, индивидуальную направ­ленность помощи в зависимости от состояния и условий жизни ребенка.

К сожалению, дети с отклонениями в развитии и их се­мьи зачастую по-прежнему наталкиваются на психологичес­кие, бюрократические, чиновничьи барьеры во всех сферах жизнедеятельности. Следует формировать позитивное отно­шение к инвалидам, особенно к детям, с помощью средств .информации; необходимо помочь миру определить свои при­оритеты и поставить жизненные интересы всех детей, вклю­чая детей с отклонениями в развитии, на первое место во всех отношениях. В этой связи проблема социальной реаби­литации приобретает необычайно важное значение.

Социальная реабилитация — это подлинное сострада­ние к больному человеку, тем более к ребенку. Готово ли к этому наше общество? Без настоящего внимания, подлин­ной заботы, милосердия и сострадания социальная реаби­литация, а тем более интеграция — невозможны. Смысл реабилитации не в определении ущербности и назначении соответствующей денежной компенсации, а в выявлении потенциальной возможности ребенка с отклонениями в раз­витии войти, насколько это возможно, в социум и макси­мально реализовать свои способности, чтобы не стать обу­зой общества и его изгоем (67).

Логопедическая реабилитация детей и подростков..._____________

 

Наши рекомендации