По курсу «Основы лучевых методов исследования»

Студента(-ки)

2 курса лечебного факультета,

группы № _____

Фамилия Имя Отчество

Краснодар

20___ г.

С одной стороны студент пишет лекции, посещаемость которых и их наличие проверяется преподавателем; пропущенные лекции отрабатываются путем рукописного написания реферата по теме лекции.

С другой стороны, развернув тетрадь, студент выполняет домашнее задание (рисунки и конспекты ответов на контрольные вопросы), аудиторные задания при их наличии. Во время рисования обращайте внимание не столько на художественную сторону, сколько на правильное (можно схематичное) отображение того или иного органа, его структуры, патологических изменений.

План самостоятельной работы студента в аудитории.

Студенту может быть выдана учебная выписка из истории болезни с указанием жалоб, анамнеза, данных объективного осмотра и лабораторного исследования, ознакомившись с которой, кратко заносит информацию о пациенте в рабочую тетрадь (начиная с паспортной части – Ф.И.О., возраст и т.д.).

Основываясь на знаниях теории, студент выписывает в тетради направление на исследование, с указанием предполагаемого (предварительного) диагноза и метода лучевой диагностики по образцу: "В рентгеновский кабинет (кабинет КТ, МРТ, УЗ-диагностики, радионуклидную лабораторию) поликлиники (городской больницы и т.п.) №33 г. Краснодара направляется ……Ф.И.О., возраст…… на ……метод и область исследования…… (например, рентгенографию органов грудной клетки) с предварительным диагнозом ……… . Цель исследования: ……… (уточнение диагноза, дифференциальный диагноз между…, исключить…и т.д.). Врач …подпись…".

Выполнив предыдущее задание, приступает к анализу представленного диагностического изображения с оформлением протокола описания, вынесением лучевого диагноза (заключения), рекомендациями по дальнейшему обследованию.

В завершении работы необходимо схематично зарисовать имеющуюся рентгеновскую (УЗ, КТ, МРТ и др.) картину, поставить свою подпись.

План описания лучевой картины

1. Фамилия И.О., возраст исследуемого.

2. Примененный метод исследования, для рентгенограммы – вид снимка (обзорный, прицельный).

3. Анатомическая область исследования.

4. Объект/орган исследования.

5. Проекция изображения, дополнительно для КТ, МРТ – уровень томографического среза, диагностические режимы (Т1, Т2 и другие – для МРТ; для КТ, например, режим "костного окна"); применение контрастного вещества (с указанием группы, в случае рентгенографии – указать степень заполнения: тугое или дозированное, после опорожнения), для радионуклидных методов – введенный РФП (группу).

6. Подробно описать положение, форму, размеры (если возможно), структуру визуализируемых органов, патологические изменения (при их наличии) со стороны положения, формы, размеров.

7. При наличии патологических изменений в структуре исследуемого органа (патологические образования/очаги, дефекты накопления, "горячие" очаги и т.п., патологическое изменение (усиление) сигнала и т.п.) – подробно их описать (положение, число, форма, размеры, интенсивность, рисунок (внутренняя структура образования), контуры).

8. По результатам проведенного анализа делаете заключение по типу: "На основании данных …… (указать метод исследования) у больного …… (фамилия, инициалы, возраст) можно предположить наличие …… (указать имеющиеся патологические изменения либо лучевой диагноз, дифференциальный ряд). Рекомендовано: …… (консультация специалиста, дообследование – указать метод)".

Дата. Подпись.

На примере анализа рентгенограммы органов грудной клетки

п.6 плана описания лучевой картины включает:

· Мягкие ткани грудной клетки: форма (обычная или имеется деформация мягких тканей), объем (не изменен, увеличен, уменьшен), контуры (четкие, нечеткие, ровные, неровные), структура (однородная, неоднородная – за счет дополнительных теней или участков просветления).

· Скелет грудной клетки (ключицы, ребра, грудина, грудной отдел позвоночника, лопатки): положение (обычное, изменено), форма (не изменена, изменена), контуры (четкие, нечеткие, ровные, неровные), структура (нарушена, не нарушена, однородная, неоднородная), межреберные промежутки (расширены, сужены, не изменены).

· Легочные поля: форма (обычная, неправильная), размеры (не изменены, уменьшены, увеличены), прозрачность (одинакова в симметричных отделах обоих легких, снижена или повышена во всем легком или каком-то отделе легкого, имеется затемнение или просветление).

· Диафрагма: положение (обычное, расположена выше или ниже обычного уровня), форма (не изменена, изменена), контур (четкий, нечеткий, ровный, неровный, не определяется), поддиафрагмальное пространство (справа – представлено однородной тенью печени или неоднородно за счет просветления, обусловленного газами в кишечнике; слева – представлено газовым пузырем желудка или газом в петлях толстой кишки).

· Диафрагмальные синусы (реберно-диафрагмальные, кардио-диафрагмальные): засняты или нет, форма (треугольная), прозрачность (обычная или снижена).

· Корень каждого легкого: положение (обычной или смещен вверх, вниз), форма (правильная, деформирован), размеры (расширен, не расширен), структурность (сохранена, корень малоструктурен или неструктурен), контуры (изменены, не изменены).

· Легочный рисунок не изменен, усилен, ослеблен, разряжен, деформирован, не прослеживается.

· Органы средостения (срединная тень): положение (обычное, смещены в сторону пораженного легкого, в сторону здорового легкого), форма (обычная, изменен – за счет чего?), размеры (обычные, увеличены).

План описания рентгенограмм суставов

1. Проекция изображения (прямая, боковая).

2. Анализ суставной щели: сужена (равномерно, неравномерно), расширена (равномерно, неравномерно).

3. Анализ суставных поверхностей: конгруэнтность, четкость контуров, состояние субхондральных замыкательных пластинок (утолщены, истончены, нарушена целостность, полностью разрушены).

4. Анализ формы и структуры костных суставных элементов.

5. Анализ окружающих мягких тканей.

Дата. Подпись.


Наши рекомендации