Проявление проблемного поведения на фоне аутичных нарушений
1. Проблемы понимания и оценки социальных ситуаций/взаимосвязей
§ Непонимание поведения других лиц.
§ Поведение других лиц кажется произвольным и непредсказуемым.
§ Непонимание или неосознание правил и условностей, действующих в обществе.
§ Общественные взаимосвязи могут быть оценены лишь условно.
§ Недостаточное знание общественных правил для правильной и адекватной реакции на ситуацию.
§ Недостаток способностей в имитировании затрудняет обучение ситуативному поведению.
§ Социальная интеракция вызывает стрессовые ситуации.
§ Социальные требования слишком тяжелы для клиента.
2. Проблемы в области коммуникации
§ Клиент зачастую плохо понимает речь, и недопонимание вербальных указаний ведет к неуверенности и замешательству.
§ Вербальная информация воспринимается с задержкой. Поэтому понимание и своевременное реагирование зачастую невозможны.
§ Дословная интерпретация сказанного может привести к недоразумениям.
§ Ограниченное применение языка или альтернативных средств коммуникации ведет к тому, что клиенту трудно сообщить о своих потребностях или отказаться от нежелательного задания.
3. Проблемы, связанные с ограниченным репертуаром поведения и интересов
Ритуалы и вынужденное поведение приводят к необходимости выполнять определенные виды деятельности особым способом, и только после этого появляется возможность переключиться на другую деятельность.
§ Желание быть равным среди окружающих не позволяет гибко реагировать на изменения, которые вызывают страх и приводят к противодействию.
§ Изменения, переход к другой ситуации ведут к возникновению неуверенности и стрессов, поскольку тяжело расстаться с известным и привыкнуть к новой ситуации.
§ Нехватка собственной инициативы ведет к трудностям в организации активного и конструктивного свободного времени. В свободных, неструктурированных ситуациях часто возникает беспомощность, при этом клиент прибегает к стереотипным, вынужденным образцам поведения.
4. Различия в образе мышления и обучения
§ Из-за неравномерного уровня развития наблюдается неожиданный дефицит способностей, что может привести к чрезмерной нагрузке и чувству разочарования (фрустрация).
§ Концентрация на деталях и ограниченное понимание взаимосвязей затрудняет способность охватить ситуацию в целом.
§ Из-за концентрации на деталях может произойти отвлечение от факторов, существенно влияющих на ситуацию.
§ Более медленная переработка информации может привести к неуверенности и чрезмерной нагрузке, особенно при решении заданий, связанных с временным фактором. В данном случае клиенту тяжело дается поведение в соответствии с требованиями ситуации.
§ Трудности при выборе могут приводить к чрезмерной нагрузке при необходимости принять решение. Реальные потребности осознаются или сообщаются персоналу слишком поздно и тем самым часто не реализуются, что приводит к фрустрации.
§ Из-за ограниченной возможности переноса знакомого и изученного на другие ситуации (генерализация) может наблюдаться чрезмерная нагрузка на клиента и отсутствие возможности приспособления к новой, измененной ситуации.
§ Дефицит в определении действий при организации и распределении обычных каждодневных дел ведет к проблемам при их выполнении. Клиент затрудняется в определении таких действий, их начала и конца.
5. Сенсорные аспекты и реакции
§ Трудности при отфильтровывании раздражителей могут приводить к повышенному напряжению и отвлекаемости, что в свою очередь вызывает снижение внимания и способности к концентрации.
§ Неспокойные ситуации могут вызывать стресс.
§ Сверхчувствительность к определенным раздражителям ведет к тому, что клиент стремится избежать их, в противном случае они вызывают у него неприятные ощущения, стресс или физическую боль.
§ Пониженная чувствительность к определенным раздражителям может привести к тому, что клиент реагирует на более экстремальные раздражители, не воспринимая при этом опасности нанесения травм себе самому.
§ Самостимулирующее поведение может:
- служить для создания самому себе раздражителей из-за недостатка альтернативной деятельности;
- служить реакцией на окружающие условия, вызывающие стресс.
Подготовительная (предварительная) анкета для оценки
Общая информация
Фамилия ___________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________
Фамилия опекуна\ов (лица, ответственного за воспитание): ________________
___________________________________________________________________
Улица\населенный пункт\город: _______________________________________
___________________________________________________________________
телефон: ___________________________________________________________
школа\рабочее место: ________________________________________________
Если клиент проживает в интернате:
название интерната: __________________________________________________
контактное лицо: ____________________________________________________
улица\населенный пункт\город: ________________________________________
телефон: ___________________________________________________________
Интересы\хобби
Пожалуйста, запишите все виды деятельности, предметы, лица, еду или сенсорные виды деятельности, которые, как Вам кажется, клиенту особенно нравятся или которые он сам спонтанно выбирает.
Пожалуйста, опишите: что он любит\чего он не любит
Коммуникация
Экспрессивная коммуникация
Что он Вам сообщает:
__________ вербально, говорит целыми предложениями
__________ вербально, говорит предложениями из 2-3 слов
__________ вербально, говорит отдельными словами
__________ вербально, невнятная речь (эхолалия)
__________ использование официального языка глухонемых (жестовая речь)
__________ невербально
__________ произношение звуков, когда хочет выразить желание
__________ использование жестов для коммуникации
__________ использование картинок для коммуникации
__________ использование предметов для коммуникации
__________ прочее __________________________________________________
___________________________________________________________________
Опишите, в каких ситуациях он\она разговаривает с Вами, как указано выше:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Рецептивная коммуникация
Как вы оцениваете его\ее понимания коммуникации:
__________ понимает целые предложения
__________ понимает короткие выражения
__________ понимает отдельные слова
__________ понимает ключевые понятия в знакомой ситуации
__________ понимает язык глухонемых
__________ понимает жесты
__________ понимает объекты. объясняющие ситуацию. например,
чашка – завтрак\пить
__________ понимает картинки
__________понимает написанный текст
Пожалуйста, назовите пример:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Академические навыки
__________ классифицирует буквы
__________ классифицирует рисунки
__________ классифицирует фотографии
__________ классифицирует цвета
__________ классифицирует цифры
__________ классифицирует формы
__________ классифицирует предметы
__________ может читать (объем _____________________________________)
__________ может писать (объем _____________________________________)
__________ может считать (количество цифр ___________________________)
Прочее:
______________________________________
Поведение при работе\концентрация
Пожалуйста, опишите:
Может работать самостоятельно и заниматься выполнением задания сам (деятельность)?
_________________________________________________________
Остается один сидеть за столом (деятельность)?
_________________________________________________________
Отвлекается на шум, посторонний визуальный раздражитель?
_________________________________________________________