Проявление проблемного поведения на фоне аутичных нарушений

1. Проблемы понимания и оценки социальных ситуаций/взаимосвязей

§ Непонимание поведения других лиц.

§ Поведение других лиц кажется произвольным и непредсказуемым.

§ Непонимание или неосознание правил и условностей, действующих в обществе.

§ Общественные взаимосвязи могут быть оценены лишь условно.

§ Недостаточное знание общественных правил для правильной и адекватной реакции на ситуацию.

§ Недостаток способностей в имитировании затрудняет обучение ситуативному поведению.

§ Социальная интеракция вызывает стрессовые ситуации.

§ Социальные требования слишком тяжелы для клиента.

2. Проблемы в области коммуникации

§ Клиент зачастую плохо понимает речь, и недопонимание вербальных указаний ведет к неуверенности и замешательству.

§ Вербальная информация воспринимается с задержкой. Поэтому понимание и своевременное реагирование зачастую невозможны.

§ Дословная интерпретация сказанного может привести к недоразумениям.

§ Ограниченное применение языка или альтернативных средств коммуникации ведет к тому, что клиенту трудно сообщить о своих потребностях или отказаться от нежелательного задания.

3. Проблемы, связанные с ограниченным репертуаром поведения и интересов

Ритуалы и вынужденное поведение приводят к необходимости выполнять определенные виды деятельности особым способом, и только после этого появляется возможность переключиться на другую деятельность.

§ Желание быть равным среди окружающих не позволяет гибко реагировать на изменения, которые вызывают страх и приводят к противодействию.

§ Изменения, переход к другой ситуации ведут к возникновению неуверенности и стрессов, поскольку тяжело расстаться с известным и привыкнуть к новой ситуации.

§ Нехватка собственной инициативы ведет к трудностям в организации активного и конструктивного свободного времени. В свободных, неструктурированных ситуациях часто возникает беспомощность, при этом клиент прибегает к стереотипным, вынужденным образцам поведения.

4. Различия в образе мышления и обучения

§ Из-за неравномерного уровня развития наблюдается неожиданный дефицит способностей, что может привести к чрезмерной нагрузке и чувству разочарования (фрустрация).

§ Концентрация на деталях и ограниченное понимание взаимосвязей затрудняет способность охватить ситуацию в целом.

§ Из-за концентрации на деталях может произойти отвлечение от факторов, существенно влияющих на ситуацию.

§ Более медленная переработка информации может привести к неуверенности и чрезмерной нагрузке, особенно при решении заданий, связанных с временным фактором. В данном случае клиенту тяжело дается поведение в соответствии с требованиями ситуации.

§ Трудности при выборе могут приводить к чрезмерной нагрузке при необходимости принять решение. Реальные потребности осознаются или сообщаются персоналу слишком поздно и тем самым часто не реализуются, что приводит к фрустрации.

§ Из-за ограниченной возможности переноса знакомого и изученного на другие ситуации (генерализация) может наблюдаться чрезмерная нагрузка на клиента и отсутствие возможности приспособления к новой, измененной ситуации.

§ Дефицит в определении действий при организации и распределении обычных каждодневных дел ведет к проблемам при их выполнении. Клиент затрудняется в определении таких действий, их начала и конца.

5. Сенсорные аспекты и реакции

§ Трудности при отфильтровывании раздражителей могут приводить к повышенному напряжению и отвлекаемости, что в свою очередь вызывает снижение внимания и способности к концентрации.

§ Неспокойные ситуации могут вызывать стресс.

§ Сверхчувствительность к определенным раздражителям ведет к тому, что клиент стремится избежать их, в противном случае они вызывают у него неприятные ощущения, стресс или физическую боль.

§ Пониженная чувствительность к определенным раздражителям может привести к тому, что клиент реагирует на более экстремальные раздражители, не воспринимая при этом опасности нанесения травм себе самому.

§ Самостимулирующее поведение может:

- служить для создания самому себе раздражителей из-за недостатка альтернативной деятельности;

- служить реакцией на окружающие условия, вызывающие стресс.

Подготовительная (предварительная) анкета для оценки

Общая информация

Фамилия ___________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________

Фамилия опекуна\ов (лица, ответственного за воспитание): ________________

___________________________________________________________________

Улица\населенный пункт\город: _______________________________________

___________________________________________________________________

телефон: ___________________________________________________________

школа\рабочее место: ________________________________________________

Если клиент проживает в интернате:

название интерната: __________________________________________________

контактное лицо: ____________________________________________________

улица\населенный пункт\город: ________________________________________

телефон: ___________________________________________________________

Интересы\хобби

Пожалуйста, запишите все виды деятельности, предметы, лица, еду или сенсорные виды деятельности, которые, как Вам кажется, клиенту особенно нравятся или которые он сам спонтанно выбирает.

Пожалуйста, опишите: что он любит\чего он не любит

Коммуникация

Экспрессивная коммуникация

Что он Вам сообщает:

__________ вербально, говорит целыми предложениями

__________ вербально, говорит предложениями из 2-3 слов

__________ вербально, говорит отдельными словами

__________ вербально, невнятная речь (эхолалия)

__________ использование официального языка глухонемых (жестовая речь)

__________ невербально

__________ произношение звуков, когда хочет выразить желание

__________ использование жестов для коммуникации

__________ использование картинок для коммуникации

__________ использование предметов для коммуникации

__________ прочее __________________________________________________

___________________________________________________________________

Опишите, в каких ситуациях он\она разговаривает с Вами, как указано выше:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Рецептивная коммуникация

Как вы оцениваете его\ее понимания коммуникации:

__________ понимает целые предложения

__________ понимает короткие выражения

__________ понимает отдельные слова

__________ понимает ключевые понятия в знакомой ситуации

__________ понимает язык глухонемых

__________ понимает жесты

__________ понимает объекты. объясняющие ситуацию. например,

чашка – завтрак\пить

__________ понимает картинки

__________понимает написанный текст

Пожалуйста, назовите пример:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Академические навыки

__________ классифицирует буквы

__________ классифицирует рисунки

__________ классифицирует фотографии

__________ классифицирует цвета

__________ классифицирует цифры

__________ классифицирует формы

__________ классифицирует предметы

__________ может читать (объем _____________________________________)

__________ может писать (объем _____________________________________)

__________ может считать (количество цифр ___________________________)

Прочее:

______________________________________

Поведение при работе\концентрация

Пожалуйста, опишите:

Может работать самостоятельно и заниматься выполнением задания сам (деятельность)?

_________________________________________________________

Остается один сидеть за столом (деятельность)?

_________________________________________________________

Отвлекается на шум, посторонний визуальный раздражитель?

_________________________________________________________

Наши рекомендации