Общие принципы классификации болезней

Существует немало классификаций болезней, основанных на разных принципах.

В зависимости от интенсивности проявления и скорости тече­ния болезни подразделяют на острые, преимущественно инфекци­онные, заболевания животных (ящур крупного рогатого скота, рожа свиней, бешенство, чума и др.) и хронические — длительные, продолжающиеся месяцами, годами. Они отличаются периодичес­кими ремиссиями (от лат. remissio — ослабление) и рецидивами (от лат. recidivus — возвращающийся), характерны для многих заболе­ваний микробиального происхождения (туберкулез, бруцеллез, ин­фекционная анемия лошадей и др.), а также паразитозов животных (эхинококкоз, фасциолез, кокцидиоз, диктиокаулез и др.).

В зависимости от этиологических факторов различают незараз­ные и заразные болезни животных — инфекционные (вызываются патогенными микробами) и инвазионные (возбудители — низшие животные, простейшие).

По способу лечения животных болезни делят на хирургические и терапевтические. Деление весьма условное, так, болезни легких нередко лечат и хирургическим путем.

Болезни различают по степени их проявления: ожоги четырех степеней, отморожения трех степеней, ожирение разных степеней и т. д.

По уровню, на котором выявлены специфические патологичес­кие изменения, болезни подразделяют на молекулярные, хромо­сомные, клеточно-тканевые, болезни органов и систем, болезни целостного организма.

Такая классификация необходима для определения наиболее ранних изменений, однако выявление качественного отличия больного животного от здорового может быть только на уровне целостного организма.

Болезни классифицируют по преимущественному поражению органов: болезни органов пищеварения (энтерология), дыхания (пульмонология), нервной системы (неврология), печени (гепатология) и т.д. Органопатологический анализ создает условия для нозологического синтеза. Органы являются тем уровнем, на кото­ром клинически доступно распознавание болезни без дополни­тельных методов исследований. Это особенно важно для врачей ветеринарной медицины.

Помимо всего этого как у человека, так и у животных рассмат­ривают болезни врожденные и постнатальные, наследственные, детские, старческого возраста, женские (гинекология) и мужские (андрология), профессиональные.

В ветеринарной медицине выделяют болезни по видовой при­надлежности: болезни лошадей, крупного рогатого скота, свиней, птиц, пушных зверей, рыб. Кроме того, существуют болезни, об­щие для человека и животных: сибирская язва, бруцеллез, микро­спория и многие другие, называемые зооантропонозами.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ

Профилактика болезней животных основана на знании этиоло­гии — причин и условий возникновения, патогенеза — механизма развития и исхода. Профилактика острых инфекционных заболе­ваний привела к ликвидации эпизоотии — массовых заболеваний скота, наносивших огромный ущерб животноводству. Остается актуальным и на сегодняшний день положение, высказанное И. П. Павловым: «Профилактика — медицина будущего. Легче за­болевание предупредить, чем потом лечить». Профилактические меры слагаются из:

1) диагностических исследований по выявлению причин и ис­точников заболевания;

2) соблюдения зоогигиенических требований — полноценное пита­ние, оптимальный уход и содержание, рациональная эксплуатация;

3) оздоровления внешней среды—дезинфекция, дератизация, смена пастбищ, освобождение их от инородных предметов, мели­орация, утилизация трупов на специальных предприятиях или за­хоронение на оборудованных скотомогильниках;

4) вакцинопрофилактики плановой, проводимой в неблагополуч­ных по инфекционному заболеванию хозяйствах, и вынужденной — при возникновении заразной болезни, ликвидации вспышки;

5) ветеринарно-санитарного надзора — карантинирования жи­вотных, надзора за продуктами убоя;

6) этологических принципов профилактики болезней домести-цированных животных. Они предусматривают необходимость со­здания домашним животным условий для реализации врожденных рефлексов — пищевого, материнского, полового, сосательного и др.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ

Лечение больных животных — главнейшая обязанность ветери­нарного врача. Оно основывается на следующих общих принципах:

1) этиологический принцип—устранение главной причины, вызвавшей заболевание. Принцип основополагающий, наиболее эффективный;

2) патогенетический принцип — предотвращение начавшегося патологического процесса, например патогенетическая терапия ожоговой болезни;

3) симптоматическая терапия — устранение, ослабление како­го-либо признака болезни, например применение жаропонижаю­щих средств при гиперпиретической лихорадке;

4) заместительная терапия — введение в организм недостающих, жизненно важных элементов: гормонов, цитомединов, ферментов;

5) специфическая терапия — применение гипериммунных сы­вороток, вакцин;

6) неспецифическая терапия — использование лечебных препа­ратов, стимулирующих повышение общей резистентности орга­низма, его адаптационно-приспособительных механизмов, напри­мер применение пробиотиков, подавляющих патогенные и гнило­стные микроорганизмы в кишечнике (бифидобактерин, споробактерин и др.).

Глава 2. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ

Этиология (от греч. aitia — причина, logos — учение) — наука о причинах и условиях возникновения болезни. Лечить или предуп­редить болезнь можно только зная порождающую ее причину и условия, которые могут ограничивать действия вредящего фактора или способствовать развитию заболевания.

Обследуя больное животное, врач прежде всего старается выя­вить причину, вызвавшую заболевание, поставить диагноз и назначить соответствующее лечение. Определить же причину болез­ни зачастую бывает непросто. Это объясняется тем, что до настоя­щего времени не выяснена этиология многих болезней животных, Сравнительно недавно, например, считали лейкоз крупного рога­того скота уделом высокопродуктивных коров, возникающим в результате нарушения обмена веществ, и только в 1969—1974гг. была установлена вирусная природа заболевания. Нередки случаи так называемых ассоциативных болезней животных. Установлено, например, поражение поросят трихоцефалезно-балантидиозно-эймерхиозной ассоциацией. Желудочно-кишечный тракт млеко­питающих может быть заселен различными видами как простейших, бактерий, вирусов, грибов, так и гельминтов, что крайне зат­рудняет порой выявление первопричины болезни.

Проблема причинности в патологии возникла еще в период первобытного анимизма. В сознании обитателей пещер болезни, смерть представлялись ниспосланными некоей противоборствуют щей силой, от которой надо избавляться ритуальными обрядами, заклинаниями, жертвоприношениями.

Научным представлениям о причинах болезней предшествова­ли основополагающие открытия конца XIX и начала XX в. в обла­сти биологии и медицины. Был открыт микромир и показана роль микроорганизмов в возникновении многих заболеваний. Еще в 1689 г. нидерландский ученый А. Левенгук сконструировал микроскоп и дал описание некоторых микроорганизмов. Первые же от­крытия возбудителей инфекционных болезней были сделаны. французским исследователем Луи Пастером. Он открыл возбудителей бешенства, малярии, брюшного тифа, установил природу бродильных процессов, обосновал теорию микробной этиологии заразных болезней. Р. Кох открывает возбудителя туберкулеза, хо­леры, столбняка.

На основании этих и других научных открытий возникло уче­ние о причинах болезни — монокаузализм.

Монокаузализм(от греч. monos — один, causa — причина) — это такое направление в этиологии, которое исходит из положе­ния о том, что всякая болезнь вызывается только одной причи­ной. Сторонники появившегося направления полагали, что для возникновения заболевания достаточно внедрения микроба в организм животного. Однако эта теория не была лишена недо­статков. Уже вскоре было установлено, что при эпизоотиях, ког­да то или иное инфекционное заболевание распространялось среди большого контингента людей (эпидемии) или животных (эпизоотии), часть из них заболевает и погибает, часть заболева­ет и выздоравливает, а какая-то часть вообще не заболевает. Стало очевидным, что в возникновении болезни имеет значение не только патогенный фактор, но и состояние организма, определя­емое условиями существования, видовой и индивидуальной ус­тойчивостью.

Роль внешних условий и во многом определяемые ими состоя­ния организма можно видеть на примере опытов заражения птиц возбудителем сибирской язвы. В естественных условиях птицы к нему невосприимчивы, однако курица заболевает сибирской яз­вой, если ее переохладить, погрузив конечности в студеную воду, а голубь — после длительного голодания.

Часто животные и люди становятся бациллоносителями, но сами не болеют. Кишечная палочка является сапрофитом, посто­янным спутником организма животных, но при условиях, ослаб­ляющих резистентность, особенно молодняка, она становится причиной тяжелейшего заболевания — колибактериоза.

Открытие биологических факторов, приводящих к возникнове­нию болезней, было прогрессивным для своего времени направле­нием в этиологии, утверждающим материалистический взгляд на болезнь. Однако сторонники монокаузализма не учли сложного взаимодействия организма со средой, характерной для возникно­вения болезни. Игнорировалась роль самого организма, обладаю­щего огромными приспособительными возможностями. Клини­ческие наблюдения и многочисленные экспериментальные дан­ные выявили несостоятельность взглядов монокаузалистов на эти­ологию заболеваний.

Появляется новое направление в объяснении причин болез­ней — кондиционализм(от греч. conditio — условие). Сторонники этой теории впали в другую крайность. Они стали объяснять появ­ление заболеваний неблагоприятным сочетанием условий внеш­ней среды. Считали, что в каждом случае необходимо выяснить сумму условий, приведших к возникновению болезни. Один из основоположников теории Ферворн (1912г.) утверждал, что кон-дициональный метод объяснения причин заболеваний позволяет исключить монокаузализм, заменяя его суммой равноценных ус­ловий. Кондиционалисты отвергали причину, определяющую воз­никновение и развитие заболеваний. И. И. Мечников в своих «Этюдах оптимизма» описывает публичные демонстрации, кото­рыми он хотел подчеркнуть основополагающую роль организма в инфекционном заболевании. На глазах у зрителей он выпивал культуру холерного вибриона и не заболевал, то же проделывал его сотрудник, и это проходит для экспериментатора бесследно, но второй сотрудник тяжело заболел и даже был при смерти.

Кондиционалистыне выделяли решающей роли причины в возникновении патологических процессов, отрицали специфич­ность болезни как нового качества.

Еще одним направлением в понимании этиологии болезней, появившимся в 20-х годах XX столетия, стал конституционализм (от лат. constitutio — строение, состояние). Согласно концепции сторонников этого направления в этиологии возникновение забо­леваний связано с порочной конституцией животных, порочным набором генов. Ими утверждается фатальность заболеваний, отрицается роль внешней среды в их происхождении. С порочностью конституции сторонники этого направления связывают возникно­вение инфекционных болезней (туберкулеза и др.). Конституцио­нализм обезоруживает врача, поскольку заболевание неизбежно и врачебная помощь малорезультативна.

К настоящему времени установлено, что изменения в генети­ческом аппарате животных определяются специфическим влия­нием физических, химических, биологических факторов. Эти из­менения (мутации) в ДНК и хромосомах половых клеток могут вызывать аномалии и уродства при внутриутробном развитии и постнатальном онтогенезе. При определенных изменениях струк­туры генетического аппарата вредные для организма мутации мо­гут передаваться потомкам и создавать повышенную чувствитель­ность организма к патогенам внешней среды, когда даже индиф­ферентный для большинства животных раздражитель может вы­зывать заболевание. Современное состояние генетики позволяет выявлять животных — носителей мутантных генов, определять профилактические меры, ограничивающие появление заболева­ний, обусловленных изменениями структуры и функции генети­ческого аппарата.

Современное представление об этиологии исходит из того, что каждое заболевание вызывается конкретной причиной, зависит от условий окружающей среды и изначального функционального со­стояния организма. Оно определяется прежде всего наследствен­ными и конституционными свойствами. Учитывая эти сложные связи, необходимо выделять главный фактор, вызывающий забо­левание. Основная причина необходима для возникновения конк­ретной болезни, она создает специфические изменения в организ­ме. Без конкретной причины не может быть болезни.

Знание этиологических факторов — непреложное условие для успешной профилактики и лечения конкретных болезней. Только после раскрытия причин таких в прошлом широко распростра­ненных болезней сельскохозяйственных животных, как чума крупного рогатого скота, чума и рожа свиней, сап лошадей, си­бирская язва, ящур и др., были разработаны меры профилактики и рациональной терапии. Появление новых методов распознавания болезней делает возможным их точную диагностику, профилакти­ку и лечение. Совсем недавно в Англии у крупного рогатого скота была обнаружена губчатая энцефалопатия — совершенно новое заболевание животных этого вида. Понадобилось сравнительно немного времени для выявления ее этиологии. Был установлен ранее неизвестный науке возбудитель инфекционного заболева­ния — прион. Благодаря новейшим исследованиям сужаются та­кие понятия, как диспепсия телят, поросят, гипотрофия молодня­ка животных. Восполняется недостаточность наших знаний об этиологии многих давно известных болезней. Уже сейчас ветери­нарные специалисты уделяют больше времени профилактике болезней сельскохозяйственных животных, чем их лечению. Несом­ненно, что профилактические меры в отношении конкретных бо­лезней могут быть приняты только в тех случаях, когда выявлена основная причина.

Принято рассматривать внешние и внутренние причины болез­ней. К внешним (экзогенным) относят влияние на организм животных физических, химических, биологических фак­торов, к внутренним (эндогенным)— дефекты генети­ческого аппарата, иммунной системы, врожденную патологию ор­ганов (врожденные пороки сердца у крупного рогатого скота), об­разование конкрементов (камней) в желчных протоках, мочевыводящих путях, формирование кист в железистых органах при задержке оттока секрета и др.

Деление причин на внешние и внутренние весьма условно. Многие так называемые эндогенные причины возникают под вли­янием внешних. Физические, химические, биологические факто­ры, действуя извне, способны вызвать изменения наследственных структур (генов, хромосом) с передачей негативных последствий (мутаций) потомкам. Образование конкрементов в протоках желез может быть следствием погрешностей в питании (гиповитаминоз А) и т. д.

К условиям возникновения болезней относят такие факторы, которые в отличие от причин сами по себе заболеваний не вы­зывают. Они могут способствовать действию конкретной при­чины или ограничивать ее влияние на организм. К внешним ус­ловиям следует отнести прежде всего полноценность кормового рациона животных. Обеспеченность их полноценными корма­ми резко ограничивает возможность заражения микроорганиз­мами, особенно условно-патогенными. Полное, неполное или частичное голодание существенно снижает защитные возмож­ности организма по отношению ко всем патогенным факторам, особенно биологического происхождения. Истощенные живот­ные, старые и молодняк намного более чувствительны к зараже­нию патогенной и условно-патогенной микрофлорой. Содержа­ние животных также может способствовать или ограничивать действие причины. Сырые, холодные помещения со сквозняка­ми, без должной вентиляции и санации усугубляют действие причины, могут приводить к так называемым простудным забо­леваниям с поражением органов дыхания, мочеполовых орга­нов, быть причиной аутоаллергий. Рациональный уход за жи­вотными (своевременное питание, поение, чистка, мойка, обре­зание копыт у коров, лошадей) ограничивает действие многих этиологических факторов.

К внутренним условиям, способствующим или ограничиваю­щим действие причин, следует отнести вид животного, наслед­ственную предрасположенность или устойчивость к конкретному патогену, возраст, пол, конституционные особенности.

Наши рекомендации