Характеристика 2-й стадии консультирования (цели, задачи консультанта; конкретные приемы и техники консультирования).
Вторая стадия консультирования – сбор информации и осознание желаемого результата (прояснение проблемы).
Основные задачи консультанта: получение информации о клиенте; работа над прояснением проблемы; побуждение клиента к самоанализу, углубление – чтобы клиент перешел от пересказа событий к исследованию своих чувств и установок, стоящих за этими чувствами.
Рассказ клиента содержит жалобу, самодиагноз, проблему, запрос.
Жалоба имеет субъективный локус (на кого-то) и объективный локус (на что-то).
Самодиагноз - собственное объяснение клиентом природы, причины своих проблем, затруднений.
Проблема - это то, что клиент хотел бы, но не может изменить, в чем испытывает трудность, необходимость психологической помощи.
Запрос - это конкретизация ожидаемой помощи, какая именно ожидается помощь от консультации, просьба к консультанту. Запрос обычно непосредственно связан по смыслу с проблемой (напр., не умею – научите – здесь запрос состоит в обучении навыкам). Связь проблемы и запроса может быть сложнее (я страдаю – помогите вернуть мужа). Задача консультанта – помочь сформулировать реальный запрос к себе. Разновидности запроса: просьба об эмоциональной поддержке; об оценке; о содействии в анализе ситуации, проблемы; о помощи в выработке позиции, принятии решения; о содействии в анализе себя; об оказании влияния на кого-то, изменении кого-то; об информации; об обучении навыкам. Также запрос может быть конструктивным и неконструктивным (нереалистичным, неопределенным, манипулятивным).
Иногда клиент сам выделяет проблемную ситуацию, четко формулирует запрос, присутствует адекватная ориентация клиента - тогда вторая фаза второй стадии очень короткая. Столь легкий путь - явление редкое, часто консультант проделывает следующую работу:
1) Работа с дефектами сообщений клиента:
· С опущениями в речи - консультант должен уметь замечать и восстанавливать опущения в речи путем конкретных уточняющих вопросов. Пример: мне трудно рассказывать (вообще или консультанту, когда, о чем-то именно - вам, о своих надеждах измениться).
· С генерализацией (формируется у клиента на основе негативного опыта, необходимо ее растворить путем конкретизации). Пример: женщины меня не любят (какие именно женщины, о ком конкретно вы говорите).
· С искажениями - выявлять пресуппозиции (более глубокое содержание) и предъявлять их клиенту. Пример: мой сын становится таким же лентяем, как мой муж, консультант за истинное предложение должен принять - мой муж – лентяй, далее уточнять: ваш муж – лентяй, каким образом ваш муж проявляет свою лень.
2) Работа со скрытым содержанием:
· Скрытое содержание – это не бессознательное, а недоговоренное, поэтому реакция клиентов на его прояснение как правило положительная, не вызывает сильного сопротивления.
· Жалоба явная - на ребенка, а срытое содержание - на отца - нет активного участия в воспитании.
· Самодиагноз - явно я сам виноват, а невербальные моменты говорят об обвинении мужа, родителей, т.е. они причина моих бед.
· Проблема - явная - хочу знать, скрыто - хочу уметь,
· Запрос - явный – разобраться, что делать, когда он изменяет, скрытый - помогите мне его удержать или послать.
Техники, применяемые на второй стадии: пассивное и активное слушанье (техника вопросов).
Цели активного слушанья:
1) уточнение консультантом правильности понимания клиента и полученной от него информации - что вы говорите об одном;
2) обеспечить адекватную обратную связь, отражение консультантом клиенту полученной от него информации – дает возможность клиенту взглянуть, услышать себя со стороны, увидеть новые моменты за счет расширения поля видения, приходят новые мысли;
3) помогает клиенту продолжать говорить, побуждает исследовать самому;
4) средство для консультанта справиться со своим страхом, беспокойством, растерянностью в какой-то момент, дает возможность сосредоточиться вообще не на себе или на более важной части содержания (вычленить ее).
5) демонстрация клиенту, что он равный партнер, готовности к диалогу, а не к монологу, разделение ответственности с ним за каждое свое слово и действие;
Приемы активного слушанья:
· Уточняющие вопросы. Открытые и закрытые (определенные - вы работаете в школе? / неопределенные – вы где-то работаете? / альтернативные – вы работаете в школе или в универе?) вопросы. Предпочтение отдается открытым вопросам, т.к. они позволяют развивать мысль, диалог, передавать активность клиенту, исследовать чувства, расширять и углублять контакт. Закрытые же вопросы направлены на получение фактов о жизни клиента. Вопросы должны быть правильным образом сформулированы, заданы в подходящее время, обоснованы некой целью; нужно избегать постановки одновременно нескольких вопросов и слов «почему, зачем» (создает ощущение отчета).
· Невопросительные формы активного слушанья. Побудительные высказывания: просьбы (расскажите, пожалуйста, о...), предложения (давайте поговорим о…). Повествовательные высказывания: я-высказывания консультанта (я хотел бы узнать об этом поподробнее), направляющие (сейчас самое время поговорить, остановиться, вернуться…). Незаконченный высказывания: вы работаете…
· Перефразирование (парафраз) – передача содержания слов клиента своими словами (другими), повторяя его слова в сжатом виде, часто с такими вводными выражениями: правильно ли я вас понял / верно ли я понимаю / то есть вы хотите сказать / другими словами. Это наиболее широко используемая техника консультирования, однако она недостаточно углубляет беседу, поэтому более приемлема в начале консультирования. Цель: выкристаллизовать мысль клиента. Правило: перефразируется только основная мысль клиента. Ошибки: дословное повторение (попугайство), искажение смысла, привнесение дополнительного смысла, сужение смыла, формальное использование техники (не дожидаясь реакции клиента).
· Обобщение (резюмирование) - выражение основной идеи нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого запутанного высказывания. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа. Цель: систематизировать мысли клиента, побудить к рассмотрению значимых тем, обеспечить последовательность консультирования. Используется в начале беседы (связь с предыдущими беседами), при стремлении придать беседе направление, когда клиент говорит долго и запутанно, для перехода к другой теме, в конце беседы для обобщения.
· Отражение содержания и чувств. Происходит через перефразирование и обобщение. Консультант воспринимает скрытые чувства, лежащие в основе того, что говорит клиент, т.е. что стоит за содержанием, и передает клиенту то, что замечает: «Вы, по-видимому, чувствуете, что вам пора принять решение; однако вам трудно это сделать». Цель: помочь клиенту погрузиться вглубь себя, присвоить себе свои чувства, разобраться в них, прояснить бессознательные идеи в их основе. Правила: быть чутким, обращать внимание на невербальные средства, умалчивания, учитывать все эмоциональные реакции клиента.
· Отражение чувств консультанта (самораскрытие). Цель: откровенность вызывает откровенность + налаживание контакта. Способы: выражать свои непосредственные чувства по принципу «здесь и теперь»; рассказывать о своем жизненном опыте, демонстрировать схожесть с ситуацией клиента. Правила: уместность самораскрытия, искренность, эмоциональность, спонтанность, не злоупотреблять откровенностью, уловить соответствующий момент (как правило, более поздние стадии консультирования, когда присутствует хороший контакт).
· Молчание (паузы). Цель: увеличение эмоционального взаимопонимания, предоставление возможности клиенту погрузиться в себя, принятие ответственности. Консультант должен позволить клиенту быть в консультативном контакте таким, каким ему хочется, стало быть, и молчать.
Вторая стадия заканчивается однозначным формулированием проблемы и запроса.