Специфические особенности психологического консультирования как вида помощи
Предпосылки и источники возникновения психологического консультирования:
1. Источники формировались независимо в различных профессиональных направлениях
2. С моментами своего официального признания занимало нишу психотерапии и касалось профориентации из которой оно развивалось, функции психологов пересекались с функциями других помогающих профессий, все активнее стало применяться консультирование безотносительно к профотбору, росла область пересечения консультирования с клинической психологией.
3. Методы и формы работы были позаимствованы из смежных областей: социология(опрос, интервью), психотерапия (техники терапевтические, элементы гипноза), религия(пастерское наставление).
4. Консультирование возникло одновременно с социальной помощью. Модифицировало духовную, появление психологической помощи. Традиционное пастырское попечительство модифицировалось в новую форму религиозного наставничества(вспомоществование).
5. Прямая нацеленность консультирования на индивидуальные психологические и социально- психологические формы проживания жизни человека в обществе.
6. В Америке возникло, его используют шире и лучше чем в других странах.
7. В ответ на запрос здоровых людей, не имеющих нарушения.
8. Формирование нового гуманного научного подхода в организации помощи людям, страдающим психическими заболеваниями
9. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену
10. Создание института религиозного попечительства и социальных работников
11. Влияние законодательства и профессиональных организаций.
В 50-е годы появилось официальное психологическое консультирование как новая область психологической помощи практики, отличная от психотерапии, выделилось из психотерапии, возникло в русле психологии. В нашей стране ещё позже, не раньше 80-х годов. Как и почему возникло: американское явление в США в 1951 году состоялась северо-западная конференция, которая рекомендовала наименование консультативная психология, на следующий год появилась новая профессия консультирующего психолога, а почему: эта профессия возникла в ответ на запрос потребности здоровых людей однако ищущих психологическую помощь, люди захотели обсуждать и искать помощи по поводу трудностей с которыми сталкиваются в повседневной жизни.
Проблемы: Профессиональная карьера, учеба, Брак, семья, Совершенствование личности и межличностных отношений.
Психологическое консультирование - резко отличается от всех других видов консультирования, это можно показать на уровне житейских определений, т. к. большинство специалистов в области консультирования считают, что само слово совет некорректно использовать по отношению к психологическому консультированию. Отсутствие советов не значит, что нет никакой информации, психолог информирует. Другие спокойнее относятся к слову совет и используют его, потому что простые люди ждут советов.
Подобно всем видам помощи и видам разговоров консультирование имеет свои ограничения. При помощи консультирования нельзя решать все проблемы. Наступает момент, когда клиент и консультант должны прекратить разговоры и клиент должен начать действовать в своей жизни. Это значит, что консультирование имеет практическое завершение, отраженное в жизни клиента. Нередко клиенты испытывают сложность в том, чтобы начать действовать, их пугают изменения. Необходима помощь консультанта в побуждении к деятельности. Консультант это человек, который всегда нацелен на выслушивание другого человека и старается передать активность клиенту. Прорисовывается более ясная картина, и она может отражать суть проблемы человека. На следующих стадиях идёт работа по выработке стратегий как справляться с ситуацией. Изменить в жизни что-то невозможно, можно пережить, облегчить психологические состояния.
Определения психологического консультирования
Нет единого определения. Это остаётся проблемой.
Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми направленная на решение различного рода психологических проблем связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. (Алёшина)
В зарубежной литературе выделяются подходы к определению:
1-й подход. Обобщенные аспекты определений консультирования как основные признаки этого процесса (по Нельсону-Джоунсу, 2000):
· консультирование как особый вид отношений помощи (или «консультативное взаимодействие»);
· консультирование как репертуар воздействий;
· консультирование как психологический процесс.
Анализ аспектов консультирования.
Консультирование как отношения (Особый вид помощи).
Согласно Х. Берксу и Б. Стеффлеру, консультирование - это «профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».
Идеальные терапевтические отношения по Фидлеру (Fiedler, 1950)
• взаимная эмптия;
• хорошее взаимопонимание между клиентом и консультантом;
• консультант близко подходит к проблемам клиента;
• клиент чувствует себя вправе говорить о том, о чем он хочет говорить;
• наличие атмосферы взаимного доверия;
• взаимопонимание имеет весьма важное значение.
«Необходимые и достаточные условиями для того, чтобы имело место терапевтическое изменение» по К.Роджерсу (Rogers, 1957):
• два человека находятся в психологическом контакте;
• один человек - клиент, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги;
• другой человек - консультант, конгруэнтен или интегрирован во взаимоотношения;
• консультант относится с эмпатическим пониманием к системе личных взглядов клиента и пытается сообщить клиенту об этом;
• отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено;
• сообщение консультанта о наличии эмпатического понимания и безусловного позитивного отношения - это тот минимальный уровень, который должен быть достигнут.
Основные характеристики отношения клиента и консультанта (Роджерс):
· Уважительное отношение к потенциальным возможностям клиента самому строить свою жизнь
· Конгруэнтность (аутентичность, искренность, подлинность) соответствие самому себе
· Эмпатия ( эмпатический отношение) способность переживать и чувствовать себя на месте человека ( но исключая полное слияние)
Роджерс предложил ответ на вопрос "почему так надо относиться?" Обосновал основными принципами гуманистического направления. Потому что:
· Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая
· Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя
· Каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать решения относительно себя и жизни (=Свобода)
Получается, что определение консультирования 1 рода охватывает установки консультанта к человеку вообще и к клиенту в частности. Приятие клиента как уникального автономного индивида, за которым признаётся право самому строить свою жизнь. Даже если клиент говорит, что не может что-то решить за ним все равно остаётся право - работа с ресурсами.
Любое внушение или давление мешают принять ответственность на себя и правильно решить проблемы, т.к. единственно правильное в соответствии с самим собой.
Роджерс и его последователи рассматривают особый вид отношений помощи не только как необходимого, но и достаточно успешного для конструктивных изменений. Все усилия должны быть направлены на формирование таких отношений и этого будет вполне достаточно для достижения целей ("Монография Роджерса").
Если консультант принимает клиента, то происходят эффекты принятия:
· Клиент начинает принимать себя лучше, чем раньше
· Клиент освобождается от мета чувств (чувства по поводу чувств)
· Клиент начинает осознавать своё состояние и проблему лучше, чем раньше
· Начинает активно выражать себя в консультировании и в жизни
· Начинает лучше принимать других людей вокруг себя
В конгруэнтности выделяется 2 составляющие:
· Искренность перед собой
· Искренность перед клиентом
Консультирование как репертуар воздействий (техники консультирования или методы, или стратегии помощи).
Пример определения консультирования Американской Ассоциации руководства и персонала (1980) «Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».
Выбор подхода зависит от стадии консультирования от жизненной ситуации от возраста от ориентации клиента на консультативный процесс (когда клиент играет, сопротивляется). Преобладающая позиция снизу, в идеале активность должна принадлежать клиенту.
Консультативная беседа - это личностно ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необходимая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы (А.Ф. Бондаренко, 1997).
Три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии (Г.И. Колесникова, 2006)
• позиция «сверху» - авторитарная;
• позиция «снизу» - либеральная;
• позиция «на равных» - демократическая или партнерская.
Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирован ия).
Отличие консультативной беседы от бытового разговора (Н.Д. Линде, 2009):
• профессионал получает за свою работу деньги;
• время консультации точно определено;
• профессионал играет роль ведущего, а клиент - ведомого;
• профессионал использует большой объем теоретических знаний;
• в ходе беседы он использует профессиональные приемы, предназначенные для решения проблемы;
• он нацелен на решение проблемы, а не на сочувствие и одобрение;
• он не дает советов, но помогает клиенту понять самого себя и изменить самого себя.
Техники психологического консультирования:
• Общие фундаментальные (использование одинаковых в различных направлениях консультирования)
• Специфические
Иногда говоря о специфических методах в сфере различных психологических проблем (семья, профориентация)
Подход Колесниковой по разделению процедур и техник: процедуры шире и объединяют техники по целевому назначению, процедура - общие указания цели приема, техники - способы достижения цели.
Отношение к техникам консультирования различно. Если их признают, то подчеркивается вторичность по отношению к отношениям. В противном случае есть опасность механизации процесса. Использование техник может быть опасным, "увековечивать болезнь" если рассматривать человека как объект изменений без учета уникальности и направленности на изменения поведения, не учитывая переживания. Карзини предложил " кто как кому фактор" (наряду со специфическими воздействиями большое значение имеют личность консультанта и отношения в диаде консультант—клиент).
Консультирование как психологический процесс. Аспекты совместимы с 1 и 2. Но некоторые сводят консультирование лишь к нему. Это не статичное образование есть динамика. Изменения:
· Чувства клиента
· Мысли клиента
· Переживания клиента
· Переживания консультанта
· Обмен между ними (мыслей и чувств)
· Протекание этих процессов за рамками консультирования
Именно психологический процесс, именно психологические знания лежат в его основе цели метода и оценки результата.
2-й подход. Основные категории определений консультирования как составляющие этого процесса:
· консультирование как вид помощи (область деятельности);
· участники процесса консультирования;
· цель процесса консультирования;
· основные проблемы и ситуации, с которыми происходит работа в процессе консультирования;
· основной способ (или метод) взаимодействия в процессе консультирования и др.
В целом выделяются узкие и широкие определения консультирования. Узкие это 1 или 2 подходы. Широкие 1 и 2 подходы вместе.