Специфические особенности психологического консультирования как вида помощи

Предпосылки и источники возникновения психологического консультирования:
1. Источники формировались независимо в различных профессиональных направлениях
2. С моментами своего официального признания занимало нишу психотерапии и касалось профориентации из которой оно развивалось, функции психологов пересекались с функциями других помогающих профессий, все активнее стало применяться консультирование безотносительно к профотбору, росла область пересечения консультирования с клинической психологией.
3. Методы и формы работы были позаимствованы из смежных областей: социология(опрос, интервью), психотерапия (техники терапевтические, элементы гипноза), религия(пастерское наставление).
4. Консультирование возникло одновременно с социальной помощью. Модифицировало духовную, появление психологической помощи. Традиционное пастырское попечительство модифицировалось в новую форму религиозного наставничества(вспомоществование).
5. Прямая нацеленность консультирования на индивидуальные психологические и социально- психологические формы проживания жизни человека в обществе.
6. В Америке возникло, его используют шире и лучше чем в других странах.
7. В ответ на запрос здоровых людей, не имеющих нарушения.
8. Формирование нового гуманного научного подхода в организации помощи людям, страдающим психическими заболеваниями

9. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену
10. Создание института религиозного попечительства и социальных работников
11. Влияние законодательства и профессиональных организаций.

В 50-е годы появилось официальное психологическое консультирование как новая область психологической помощи практики, отличная от психотерапии, выделилось из психотерапии, возникло в русле психологии. В нашей стране ещё позже, не раньше 80-х годов. Как и почему возникло: американское явление в США в 1951 году состоялась северо-западная конференция, которая рекомендовала наименование консультативная психология, на следующий год появилась новая профессия консультирующего психолога, а почему: эта профессия возникла в ответ на запрос потребности здоровых людей однако ищущих психологическую помощь, люди захотели обсуждать и искать помощи по поводу трудностей с которыми сталкиваются в повседневной жизни.
Проблемы: Профессиональная карьера, учеба, Брак, семья, Совершенствование личности и межличностных отношений.

Психологическое консультирование - резко отличается от всех других видов консультирования, это можно показать на уровне житейских определений, т. к. большинство специалистов в области консультирования считают, что само слово совет некорректно использовать по отношению к психологическому консультированию. Отсутствие советов не значит, что нет никакой информации, психолог информирует. Другие спокойнее относятся к слову совет и используют его, потому что простые люди ждут советов.

Подобно всем видам помощи и видам разговоров консультирование имеет свои ограничения. При помощи консультирования нельзя решать все проблемы. Наступает момент, когда клиент и консультант должны прекратить разговоры и клиент должен начать действовать в своей жизни. Это значит, что консультирование имеет практическое завершение, отраженное в жизни клиента. Нередко клиенты испытывают сложность в том, чтобы начать действовать, их пугают изменения. Необходима помощь консультанта в побуждении к деятельности. Консультант это человек, который всегда нацелен на выслушивание другого человека и старается передать активность клиенту. Прорисовывается более ясная картина, и она может отражать суть проблемы человека. На следующих стадиях идёт работа по выработке стратегий как справляться с ситуацией. Изменить в жизни что-то невозможно, можно пережить, облегчить психологические состояния.

Определения психологического консультирования

Нет единого определения. Это остаётся проблемой.

Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми направленная на решение различного рода психологических проблем связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. (Алёшина)

В зарубежной литературе выделяются подходы к определению:

1-й подход. Обобщенные аспекты определений консультирования как основные признаки этого процесса (по Нельсону-Джоунсу, 2000):

· консультирование как особый вид отношений помощи (или «консультативное взаимодействие»);

· консультирование как репертуар воздействий;

· консультирование как психологический процесс.

Анализ аспектов консультирования.

Консультирование как отношения (Особый вид помощи).

Согласно Х. Берксу и Б. Стеффлеру, консультирование - это «профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».

Идеальные терапевтические отношения по Фидлеру (Fiedler, 1950)

• взаимная эмптия;

• хорошее взаимопонимание между клиентом и консультан­том;

• консультант близко подходит к проблемам клиента;

• клиент чувствует себя вправе говорить о том, о чем он хо­чет говорить;

• наличие атмосферы взаимного доверия;

• взаимопонимание имеет весьма важное значение.

«Необходимые и достаточные условиями для того, чтобы имело место терапевтическое изменение» по К.Роджерсу (Rogers, 1957):

• два человека находятся в психологическом контакте;

• один человек - клиент, находится в состоянии неконгру­энтности, уязвимости и тревоги;

• другой человек - консультант, конгруэнтен или интегри­рован во взаимоотношения;

• консультант относится с эмпатическим пониманием к сис­теме личных взглядов клиента и пытается сообщить клиенту об этом;

• отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено;

• сообщение консультанта о наличии эмпатического пони­мания и безусловного позитивного отношения - это тот мини­мальный уровень, который должен быть достигнут.

Основные характеристики отношения клиента и консультанта (Роджерс):

· Уважительное отношение к потенциальным возможностям клиента самому строить свою жизнь

· Конгруэнтность (аутентичность, искренность, подлинность) соответствие самому себе

· Эмпатия ( эмпатический отношение) способность переживать и чувствовать себя на месте человека ( но исключая полное слияние)

Роджерс предложил ответ на вопрос "почему так надо относиться?" Обосновал основными принципами гуманистического направления. Потому что:

· Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая

· Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя

· Каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать решения относительно себя и жизни (=Свобода)

Получается, что определение консультирования 1 рода охватывает установки консультанта к человеку вообще и к клиенту в частности. Приятие клиента как уникального автономного индивида, за которым признаётся право самому строить свою жизнь. Даже если клиент говорит, что не может что-то решить за ним все равно остаётся право - работа с ресурсами.

Любое внушение или давление мешают принять ответственность на себя и правильно решить проблемы, т.к. единственно правильное в соответствии с самим собой.

Роджерс и его последователи рассматривают особый вид отношений помощи не только как необходимого, но и достаточно успешного для конструктивных изменений. Все усилия должны быть направлены на формирование таких отношений и этого будет вполне достаточно для достижения целей ("Монография Роджерса").

Если консультант принимает клиента, то происходят эффекты принятия:

· Клиент начинает принимать себя лучше, чем раньше

· Клиент освобождается от мета чувств (чувства по поводу чувств)

· Клиент начинает осознавать своё состояние и проблему лучше, чем раньше

· Начинает активно выражать себя в консультировании и в жизни

· Начинает лучше принимать других людей вокруг себя

В конгруэнтности выделяется 2 составляющие:

· Искренность перед собой

· Искренность перед клиентом

Консультирование как репертуар воздействий (техники консультирования или методы, или страте­гии помощи).

Пример определения консультирования Американской Ассоциации руководства и персонала (1980) «Консультирование - это совокупность процедур, направлен­ных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершен­ствования личности и межличностных отношений».

Выбор подхода зависит от стадии консультирования от жизненной ситуации от возраста от ориентации клиента на консультативный процесс (когда клиент играет, сопротивляется). Преобладающая позиция снизу, в идеале активность должна принадлежать клиенту.

Консультативная беседа - это личностно ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личност­ных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддержи­вается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необхо­димая психологическая помощь в соответствии с потребностями, про­блематикой и характером консультативной работы (А.Ф. Бондаренко, 1997).

Три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии (Г.И. Колесникова, 2006)

• позиция «сверху» - авторитарная;

• позиция «снизу» - либеральная;

• позиция «на равных» - демократическая или партнерская.

Специфика консультирования предполагает преобладание вто­рой позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокуп­ности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирован ия).

Отличие консультативной беседы от бытового разговора (Н.Д. Линде, 2009):

• профессионал получает за свою работу деньги;

• время консультации точно определено;

• профессионал играет роль ведущего, а клиент - ведомого;

• профессионал использует большой объем теоретических знаний;

• в ходе беседы он использует профессиональные приемы, предназначенные для решения проблемы;

• он нацелен на решение проблемы, а не на сочувствие и одобрение;

• он не дает советов, но помогает клиенту понять самого се­бя и изменить самого себя.

Техники психологического консультирования:

• Общие фундаментальные (использование одинаковых в различных направлениях консультирования)

• Специфические

Иногда говоря о специфических методах в сфере различных психологических проблем (семья, профориентация)

Подход Колесниковой по разделению процедур и техник: процедуры шире и объединяют техники по целевому назначению, процедура - общие указания цели приема, техники - способы достижения цели.

Отношение к техникам консультирования различно. Если их признают, то подчеркивается вторичность по отношению к отношениям. В противном случае есть опасность механизации процесса. Использование техник может быть опасным, "увековечивать болезнь" если рассматривать человека как объект изменений без учета уникальности и направленности на изменения поведения, не учитывая переживания. Карзини предложил " кто как кому фактор" (наряду со специфическими воздействиями большое значение имеют личность консультанта и отношения в диаде консультант—клиент).

Консультирование как психологический процесс. Аспекты совместимы с 1 и 2. Но некоторые сводят консультирование лишь к нему. Это не статичное образование есть динамика. Изменения:

· Чувства клиента

· Мысли клиента

· Переживания клиента

· Переживания консультанта

· Обмен между ними (мыслей и чувств)

· Протекание этих процессов за рамками консультирования

Именно психологический процесс, именно психологические знания лежат в его основе цели метода и оценки результата.

2-й подход. Основные категории определений консультирования как составляющие этого процесса:

· консультирование как вид помощи (область деятельности);

· участники процесса консультирования;

· цель процесса консультирования;

· основные проблемы и ситуации, с которыми происходит работа в процессе консультирования;

· основной способ (или метод) взаимодействия в процессе консультирования и др.

В целом выделяются узкие и широкие определения консультирования. Узкие это 1 или 2 подходы. Широкие 1 и 2 подходы вместе.

Наши рекомендации