Легкие упражнения на удержание головы
С этих упражнений можно начать укрепление мышц шеи вашего ребенка. Отрабатывайте их сначала с помощью или под наблюдением физиотерапевта, пока не освоите настолько, чтобы делать их самостоятельно дома.
Держим голову после смены подгузника
После смены подгузника переверните ребенка на живот, головой по направлению к вам. Вытяните его руки вперед так, чтобы локти находились перед плечами.
Присядьте, чтобы ваш глаза находились на одном уровне с глазами ребенка. Поуговаривайте его, понаблюдайте за небольшими движениями головы и похвалите за них. Посмотрите друг другу в глаза (рис. 6.1 ).
Рис. 6.1
Держим голову на полу напротив зеркала
1. Положите ребенка на живот лицом к зеркалу. Вытяните его руки вперед так, чтобы локти находились перед плечами.
2. Положите руку ему на ягодицы и слегка надавите. Это сместит вес с верхней части тела, и ребенку будет легче поднять голову (рис. 6.2 ). Понаблюдайте за его головой, а также за шеей и мышцами спины. Любые изменения в этих областях скажут вам, что ребенок пытается поднять голову.
Рис. 6.2
Похвалите его вслух или встретьтесь с ним взглядом и улыбнитесь ему в зеркале, если его голова поднимется достаточно высоко.
Держим голову, лежа на родителе
1. Лягте на спину так, чтобы было удобно, расслабьтесь.
2. Положите ребенка животом себе на грудь, придерживая ягодицы (рис. 6.3 ).
3. Это хорошее положение, чтобы заметить любые движения головы ребенка и похвалить его за старания.
Рис. 6.3
Держим голову на наклонной поверхности
Когда голова ребенка находится выше тела, эффект гравитации снижается и ему легче поднять голову.
На гимнастическом мяче
1. Положите ребенка напротив зеркала животом на большой гимнастический мяч. Придерживайте, прижимая ягодицы к мячу.
2. Аккуратно двигайте мяч на небольшую амплитуду слева направо или вперед‑назад. Это простимулирует ребенка поднять голову (рис. 6.4 ).
3. Похвалите ребенка словами или улыбкой, встретившись с ним взглядом в зеркале, если его голова поднимется достаточно высоко.
Рис. 6.4
На ваших ногах
1. Сядьте, расслабившись, удобно опираясь на что‑нибудь. Согните ноги и поместите на них ребенка лицом к вам (рис. 6.5 ).
2. Надежно придерживайте его за ягодицы.
3. В этом положении вам будет легко смотреть ребенку в глаза. Наградите его широкой улыбкой, когда он поднимет голову.
ВНИМАНИЕ : используйте это положение только по рекомендации физиотерапевта. Не используйте его, если ребенок выгибается назад или наклоняется в сторону.
Рис. 6.5
На горке
Для этого упражнения используйте покупную наклонную поверхность. Вы также можете взять диванную подушку, разместив ее под наклоном (например, под высокий край можно подложить толстые книги или канцелярские папки).
1. Положите ребенка животом на горку – так, чтобы голова находилась вверху.
2. Сядьте напротив, придерживая его за плечи. Если же ребенок сам приподнимается на руках, находитесь сбоку, придерживая его за ягодицы (рис. 6.6 ).
Рис. 6.6
3. Говорите с ребенком и улыбайтесь ему, когда он поднимет голову.
Держим голову в вертикальном положении
Встаньте перед зеркалом. Разверните ребенка лицом к зеркалу, одной рукой придерживая бедра, а другой – грудь (рис. 6.7 ). Поначалу можно придерживать и подбородок. Побудите ребенка поднять голову и посмотреть на себя в зеркало.
Рис. 6.7
Держим голову с морщинками
Когда ваш ребенок особенно старательно работает над удержанием головы, у него на лбу появляются горизонтальные морщинки (рис. 6.8 ). Это признак того, что он делает все, что в его силах, и заслуживает после упражнения дополнительного поощрения (похвала или поцелуй).
Каждый раз, когда вы кладете ребенка на живот, он ненадолго поднимает голову – и это может позволить ему удержать в следующий раз голову дольше. Вы делаете это упражнение, чтобы у ребенка развилась выносливость, которая однажды позволит ему держать голову столько, сколько ему хочется.
Рис. 6.8
Держим голову весело
Дети работают усерднее, если им весело. Выясните, что нравится вашему ребенку, когда он лежит на животе. Будет ли он держать голову дольше, если вы станете издавать смешные звуки, или петь, или говорить с ним с помощью куклы (рис. 6.9 ), или играть с ним в «ку‑ку». Для детей постарше может сработать любимая книжка.
Положите ребенка на живот в гамак. Придерживайте его за руки и легко покачивайте. Поиграйте в «Где мой малыш?». Говорите: «Вот же он!» – каждый раз, когда он поднимает голову и вы встречаетесь с ним взглядом (рис. 6.10 ).
Поместите ребенка на доску‑каталку и зафиксируйте его на ней мягким широким ремнем. Придерживая ребенка за расставленные руки, мягко потяните вперед. Дети постарше могут держаться за обруч, который вы тянете (рис. 6.11 ).
ВНИМАНИЕ : последние два занятия – любимые у детей постарше, которые все еще учатся удерживать голову.
Рис. 6.9
Рис. 6.10
Рис. 6.11