У здорового и больного человека

У ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы: по­знавательную, эмоциональную, двигательно-волевую.

Познавательные процессы — это процессы, с помощью кото­рых человек обогащает свои знания, познает окружающий мир. К познавательным психическим процессам относятся наши ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, речь.

Расстройства восприятий

Причины: инфекционные агенты, отравления, интоксикации.

1. Иллюзии- это искаженное восприятие реального объекта.

Иллюзии подразделяются на зрительные, слуховые, обонятель­ные, тактильные и вкусовые. Они могут наблюдаться и у здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающего бывает неотчетливым (полумрак, шумная обстановка) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно).

2. Галлюцинации — болезненное восприятие без реального объекта.

При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсут­ствии реального раздражителя. Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по органам чувств. Чаще наблюдаются зритель­ные, слуховые и обонятельные галлюцинации.

3. Агнозии- это нарушения узнавания предмета.

4. Дереализация- искаженное восприятие объектов окружа­ющего мира. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой», все воспринимается как через толстое стекло, измененное.

Воображение - это мысленное создание новых, раннее не имевших места представлений, образов и восприятий. Человек мо­жет вообразить по рассказам других людей то, чего не существует в действительности. Воображение позволяет человеку отрываться от непосредственной обстановки и ситуации и переноситься в бу­дущее, прогнозировать развитие того или иного процесса. У лю­дей с болезненным воображением могут рисоваться мрачные кар­тины исхода его болезни, появляться чувства безнадежности и безысходности. Чем больше у человека практического опыта и теоретических знаний, тем богаче и точнее его воображение.

Представление - это воспроизведение следов бывших вос­приятий.

Представлением называется возникающие в сознании человека образы предметов и явлений, которые воспринимались им ранее. Представления возникают в результате переработки и осмысления прошлого опыта, поэтому они носят более обобщенный характер, чем восприятия. Представления составляют основное содержание наших знаний и навыков, поэтому они играют большую роль в процессе обучения. У многих больных может быть неправильное представление о своей болезни, зачастую пугающее их, вселяющее страх и опасения за жизнь и здоровье. Задачей медперсонала яв­ляется умение доступно и понятно информировать больного о его заболевании, вселяя в него уверенность в выздоровление.

Память и внимание

Значимость темы обусловлена тем, что практически в любом медицинском учреждении встречаются больные с нарушением па­мяти и внимания. Это, как правило, лица пожилого и старческого возраста. Поэтому эта тема важна практически для представителей всех медицинских специальностей.

Велико значение памяти и внимания в жизни человека и его профессиональной деятельности.

«Память - это преодоление отсутствия». П. Жане.

И.М. Сеченов оценивал память как основное условие психи­ческой жизни, как «краеугольный камень психического развития».

Память лежит в основе любого психического явления. Лич­ность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притяза­ния существуют благодаря памяти. Распад следов памяти - распад личности.

Задача психологии состоит, прежде всего, в том, чтобы пока­зать сущность памяти как проявления сознания личности.

Память и внимание как психические явления не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания, поэтому средний медработник должен развивать и тренировать память и внимание - эти важные психические функции, которые ему, не­сомненно, пригодятся при изучении других наук, всех клинических дисциплин, сестринского дела и в дальнейшей практической дея­тельности.

Умение психологически грамотно, на современном научном уров­не организовать взаимодействие с пациентом обеспечит возмож­ность участия среднего медицинского персонала в психотерапев­тической и реабилитационной работе с пациентами

Вся учебная информация в данной теме построена на интег­рации знаний о главных психических процессах человека и их особенностях, в связи с пониманием человеком своей болезни и состояния своего здоровья.

Память, определение и характеристика

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в де­ятельности или возвращение в сферу сознания. Память связыва­ет прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важ­нейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невоз­можно понять основы формирования поведения, мышления, созна­ния, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека не­обходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Физиологической основой памяти является система условных реф­лексов. Память - общемозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также подкорковые образования, но самое большое значение имеют височные доли головного мозга.

Основные процессы памяти:

ü заучивание;

ü сохранение;

ü воспроизведение;

ü узнавание;

ü забывание.

Важным условием для запоминания являются:

ü желание;

ü осмысление;

ü повторение;

ü проговаривание вслух.

Виды памяти

Непроизвольная память (информация запоминается сама со­бой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятель­ности, в ходе работы над информацией).

Произвольная память (информация запоминается целенаправ­ленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит:

- от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается;

- от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - ра­ботает механическая память, тратится много сил, времени, а ре­зультаты низкие. Механическая память — это память, основан­ная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысле­ние материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работа­ет логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых свя­зей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. схему);

в) образные приемы запоминания (перевод информации в об­разы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая,

моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоци­ональная.

Эти типы памяти в той или иной степени выраженности име­ются у каждого человека. Виды памяти обусловлены генетически.

у здорового и больного человека - student2.ru

Этапы логического запоминания

г) мнемические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, промежуточную па­мять, долговременную, оперативную память.

Любая информация вначале попадает в кратковременную па­мять, которая обеспечивает запоминание однократно предъявлен­ной информации на короткое время (5-7 минут), после чего ин­формация может забыться полностью или перейти в долговремен­ную память, но при условии 1-2-кратного повторения информа­ции. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7+ 2. Это логическая формула памяти человека, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов;

ДП с сознательным доступом (то есть человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе вы­полнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятель­ность благодаря информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная памятьобеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения проме­жуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окон­чании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второсте­пенное, а также определенный процент и нужной информации.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);

2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания.

Наиболее важными качествами памяти являются:

· быстрота запоминания;

· объем усвоенного;

· прочность сохранения;

· точность воспроизведения информации.

Профессионализация памяти, овладение техникой практическо­го навыка, упражнения в запоминании характеризуют влияние дея­тельности на развитие памяти.

Нарушения памяти

При различных заболеваниях могут страдать отдельные компо­ненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение.

1. Гипомнезия - снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении, при астенических состояниях, у пожи­лых людей, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в резуль­тате тяжелых перенесенных заболеваний.

2. Амнезия - выпадение памяти, отсутствие памяти. Наблюда­ется в результате травм мозга, очень сильных отравлений, при стар­ческих психозах. Различают ретроградную амнезию, когда выпада­ют из памяти события, предшествующие заболеванию, травме, и антероградную амнезию, когда выпадает из памяти то, что было пос­ле заболевания. При органических заболеваниях головного мозга могут быть частичные амнезии, когда поражается какой-либо вид памяти. Различают тотальную амнезию, когда из памяти выпадают события до и после бессознательного состояния,

3. Парамнезии - ошибки, обманы памяти. Их подразделяют на:

· конфабуляции — пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, то есть вы­мыслами, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Наблюдается при старческом психозе, при хроническом алкоголизме, прогрессирующем пара­личе, сифилисе мозга;

· псевдореминисценции - патология памяти, при которой про­исходит сдвиг событий во времени, больные события прошло­го переносят в настоящее. Это нередко наблюдается у боль­ных со старческим психозом.

4. Гипермнезия - повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание те­кущих событий. Наблюдается при маниакально-депрессивном пси­хозе и маниакальном состоянии при шизофрении. Не всегда гипермнезию следует относить только к болезненным нарушениям па­мяти. Гипермнезия иногда произвольно создается педагогом или психологом для целей оптимизации памяти в условиях суггестопеди­ческого интенсивного обучения.

Виды и свойства внимания

Принято различать внимание произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой воз­никающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, или значимого и вызы­вающего эмоциональный отклик раздражителя.

В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, по­стоянное ожидание чего-либо и так далее. Непроизвольное вни­мание имеет в своей основе безусловный ориентировочный реф­лекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появляющийся раздражитель.

Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий утомляет через 20 минут. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Решаю­щая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произ­вольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решаю­щее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого че­ловека развивается и совершенствуется вместе с личностью. Здесь огромное значение имеет труд. Положительное влияние на разви­тие и укрепление внимания у здорового человека и восстановле­ние его у больных играет спорт.

Свойства внимания:

1. Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте.

2. Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.

3. Объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

4. Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько ви­дов деятельности.

5. Переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Развитие внимания связано с развитием воли, в свою очередь, волевые свойства человека зависят от особенностей его внимания.

Внимание, сосредоточивая всю психическую деятельность, во многом определяет успешность любой работы.

Внимание характеризует активность личности и ее избиратель­ное отношение к предметам и явлениям объективной реальности. Во внимании проявляется регулирующая роль психики: при отсут­ствии внимания невозможна целенаправленная практическая дея­тельность.

Без внимания невозможна наблюдательность - чрезвычайно важный показатель в работе медиков. Но без внимания невозмож­но и обдумывание, решение мыслительных задач. Необходимо тре­нировать и развивать свое внимание. Главное поле для развития внимания - это повседневная работа. Необходимо учитывать, что в пожилом возрасте ухудшение функционального состояния клеток мозга, затруднение разграничения в нем процессов возбуждения и торможения может привести к ослаблению свойств внимания. Но чем более организованным и тренированным будет ваше внимание, тем лучше оно сохранится.

Расстройства внимания

Нарушения внимания наступают при утомлении. Однако, чем тренированнее внимание, тем меньше сказываются последствия утом­ления. Однако нарушения внимания, возникающие при отравлении даже самыми малыми дозами алкоголя, никотина и при других интоксикациях, нельзя предотвратить никакой тренировкой.

Общее снижение внимания наблюдается у большинства боль­ных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологиче­ских процессов, ухудшающих состояние нервной системы. При этом обычно больше всего страдает устойчивость внимания: появляют­ся рассеянность и отвлекаемость. Уменьшается объем внимания (больные многого не замечают в окружающей обстановке), ухуд­шается распределение, более трудным становится переключение внимания. Все это может привести к неправильным действиям боль­ных, к получению ими травм, ожогов и т.п. Поэтому необходима особая бдительность медицинского персонала.

Ослабление внимания проявляется в невнимательности.

Первым типом невнимательности является рассеянность, опре­деляемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невниматель­ности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.

Второй тип невнимательности определяется высокой интенсив­ностью и трудной переключаемостью внутри направленного вни­мания. Этот тип отмечается у лиц со сверхценными и навязчивы­ми идеями. Своеобразное расстройство способности переключе­ния внимания наблюдается при локальных поражениях органичес­ким процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате зат­руднения в переключении внимания на новое действие (персеве­рация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, сло­ва, сказанные окружающими и т.д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.

Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще бо­лее слабой его переключаемостью. Подобного рода изменения вни­мания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном ате­росклерозе, в условиях кислородного голодания.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что память и вни­мание обеспечивают целостность и развитие личности человека, занимают центральное положение в системе познавательной дея­тельности.

Мышление

«Мышление — орудие высшей ори­ентировки человека в окружаю­щем мире и в себе самом». И.П. Павлов

Мышление - высшая форма опосредованной и обобщенной познавательной деятельности, направленная на установление свя­зей между предметами и явлениями объективной реальности и раскрытие их сущности в виде понятий, суждений, умозаключений.

Мышление - это психический познавательный процесс отра­жения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Процесс мышления характеризуется следующими особен­ностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Уста­навливая связи и отношения между предметами и явлениями объек­тивного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сво­дится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного клас­са, а не только для определенного, конкретного наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь все­гда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мыш­ление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обоб­щения, так как слова по своей природе являются совершенно осо­быми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на обще­ственную практику человека.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - это объединение многих предметов или явле­ний по какому-то общему признаку.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и су­щественных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлени­ями действительности.

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктив­ное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непос­редственно включенное в деятельность.

Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретиче­ских рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логи­кой рассуждений, а не восприятия.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредствен­ных чувственных восприятий и непосредственного отражения воз­действий предметов и явлений объективного мира.

«Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». А. Эйнштейн

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то оп­ределенных источников.

Продуктивное (творческое) мышление - мышление на осно­ве творческого воображения.

Когда говорят о мыслительных способностях, то часто подра­зумевают под этим интеллект.

Интеллект - определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ей возможность приобре­тать все новые и новые знания и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности.

Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и спо­собность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека оп­ределяются кругом его интересов, объемом знаний.

Мышление является активной функцией интеллекта и совер­шенствуется по законам логики. Мышление - это интеллект в действии.

Речь

Речь — специфически человеческая норма психической дея­тельности, использующая средства языка.

Речь - наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.

Речь является основой мышления.

В речевой деятельности участвует весь головной мозг челове­ка. Речь — сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутрен­них органов.

Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляю­щей силе слова. «Слово лечит, слово - ранит».

Речь и язык не тождественны. Язык является более общим по­нятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отноше­ния. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.

Различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.

Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражает­ся личность человека.

Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологиче­ская и диалогическая). Она так же делиться на пассивную (слуша­ние) и активную, или экспрессивную (говорение).

Развитие письменной речи связано с развитием самого рече­вого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма - почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.

Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При па­тологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.

Внутренней речью называется речь «про себя», которая проис­ходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.

В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доми­нантном полушарии (у правшей - слева).

Слуховой центр (центр Вернике) расположен в левой височ­ной доле (первая височная извилина). Он обеспечивает правиль­ное понимание речи других людей, узнавание слов. Его наруше­ние приводит к сенсорной афазии, недоразвитие - в сенсорной алалии. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является доминирующим в отношении других центров.

Двигательный центр (центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.

Письменная речь может функционировать при участии теменно- височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их по­вреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать тексты, осуществлять' графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).

Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других фак­торов. В частности, необходимыми являются определенный уро­вень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульбар­ной группы черепно-мозговых нервов.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выражен­ных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным по­строением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщен­ностью. По своей выразительности она может быть яркой, энер­гичной или, наоборот, вялой, бледной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посред­ством речи давать предметам и явлениям окружающей действитель­ности присущие только им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людь­ми посредством слов, фраз.

Для медработника речь больного является главным источни­ком огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность вы­ражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи - об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения - о функционировании артикуляционного аппарата и др.

Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слу­шать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получе­ния наибольшей информации и коррекции эмоционального со­стояния больного или неправильного отношения к своему само­чувствию.

Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.).

Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжела­тельное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять умест­ную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей дол­жны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуа­ции. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать «барьеров общения».

Расстройства речи

Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.

Афония - временная функциональная потеря голоса.

Афазия - расстройства речи.

Выделяют виды афазии:

1. сенсорная афазия — нарушается восприятие обращенной речи;

2. моторная афазия — неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов.

3. амнестическая афазия - забывание названия предметов. На­рушается процесс называния видимых или нарисованных пред­метов.

Аграфия - расстройства письменной речи.

Алексия - расстройство чтения.

Контрольные задания в тестовой форме

Выберите правильный ответ

1. Отсутствием памяти называется:

1) амнезия; 3) парамнезия.

2) гипомнезия;

2. Афазия относится к расстройствам:

1) речи; 3) внимания.

2) памяти;

3. Деменция переводится как слабоумие:

1) врожденное; 2) приобретенное.

4. Понижение чувствительности называется:

1) анестезией; 3) гиперстезией.

2) гипеостезией.

Воля

Воля - способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставлен­ных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), вы­полняемых с заранее поставленной целью. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением обще­ства, трудовой деятельности. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Она явля­ется важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на непроизволь­ные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются импульсивно, в резуль­тате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений и т.д.).

Произвольные действия совершаются сознательно и имеют цель.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при преодо­лении препятствий, при осуществлении действия.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. Сознательная целеустремленность.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хо­рошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Волевые действия бывают простые и сложные, имеют свою струк­туру и особенности.

К простым волевым действиям относятся те, при которых чело­век без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и ка­ким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию пере­ходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны определенные этапы.

Началом формирования является влечение, оно означает не­сознательное стремление. Влечения возникают на базе инстинк­тов - пищевого, полового, обонятельного, осязательного и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и спо­собы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Желание - это осознанное стремление к какой-либо цели.

Волевой акт представляет собой сложный процесс.

Ø Побуждение к совершению волевого действия. В роли по­будительных сил конкретных волевых действий выступают оп­ределенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самими различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать моти­вацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.

Ø Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наибо­лее значимого стимула волевого действия), которая служит по­казателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и пре­вращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы­вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, зас­тавляет задумываться об ответственности за последствия, свя­занные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Ø Представление средств, необходимых для достижения на­меченной цели. Обычно осмысливается не только цель воле­вого действия, но средства и способы ее достижения, от пра­вильного использования которых зависит достижение конкрет­ного результата.

Ø Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выборов способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это - значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного дей­ствия или удержание от него. Первоначально же свои воле­вые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Ø Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, ум­ственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеаль­ным образом цели, который

Наши рекомендации