У здорового и больного человека
У ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА
Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы: познавательную, эмоциональную, двигательно-волевую.
Познавательные процессы — это процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания, познает окружающий мир. К познавательным психическим процессам относятся наши ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, речь.
Расстройства восприятий
Причины: инфекционные агенты, отравления, интоксикации.
1. Иллюзии- это искаженное восприятие реального объекта.
Иллюзии подразделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые. Они могут наблюдаться и у здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающего бывает неотчетливым (полумрак, шумная обстановка) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно).
2. Галлюцинации — болезненное восприятие без реального объекта.
При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по органам чувств. Чаще наблюдаются зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации.
3. Агнозии- это нарушения узнавания предмета.
4. Дереализация- искаженное восприятие объектов окружающего мира. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой», все воспринимается как через толстое стекло, измененное.
Воображение - это мысленное создание новых, раннее не имевших места представлений, образов и восприятий. Человек может вообразить по рассказам других людей то, чего не существует в действительности. Воображение позволяет человеку отрываться от непосредственной обстановки и ситуации и переноситься в будущее, прогнозировать развитие того или иного процесса. У людей с болезненным воображением могут рисоваться мрачные картины исхода его болезни, появляться чувства безнадежности и безысходности. Чем больше у человека практического опыта и теоретических знаний, тем богаче и точнее его воображение.
Представление - это воспроизведение следов бывших восприятий.
Представлением называется возникающие в сознании человека образы предметов и явлений, которые воспринимались им ранее. Представления возникают в результате переработки и осмысления прошлого опыта, поэтому они носят более обобщенный характер, чем восприятия. Представления составляют основное содержание наших знаний и навыков, поэтому они играют большую роль в процессе обучения. У многих больных может быть неправильное представление о своей болезни, зачастую пугающее их, вселяющее страх и опасения за жизнь и здоровье. Задачей медперсонала является умение доступно и понятно информировать больного о его заболевании, вселяя в него уверенность в выздоровление.
Память и внимание
Значимость темы обусловлена тем, что практически в любом медицинском учреждении встречаются больные с нарушением памяти и внимания. Это, как правило, лица пожилого и старческого возраста. Поэтому эта тема важна практически для представителей всех медицинских специальностей.
Велико значение памяти и внимания в жизни человека и его профессиональной деятельности.
«Память - это преодоление отсутствия». П. Жане.
И.М. Сеченов оценивал память как основное условие психической жизни, как «краеугольный камень психического развития».
Память лежит в основе любого психического явления. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти. Распад следов памяти - распад личности.
Задача психологии состоит, прежде всего, в том, чтобы показать сущность памяти как проявления сознания личности.
Память и внимание как психические явления не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания, поэтому средний медработник должен развивать и тренировать память и внимание - эти важные психические функции, которые ему, несомненно, пригодятся при изучении других наук, всех клинических дисциплин, сестринского дела и в дальнейшей практической деятельности.
Умение психологически грамотно, на современном научном уровне организовать взаимодействие с пациентом обеспечит возможность участия среднего медицинского персонала в психотерапевтической и реабилитационной работе с пациентами
Вся учебная информация в данной теме построена на интеграции знаний о главных психических процессах человека и их особенностях, в связи с пониманием человеком своей болезни и состояния своего здоровья.
Память, определение и характеристика
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Физиологической основой памяти является система условных рефлексов. Память - общемозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также подкорковые образования, но самое большое значение имеют височные доли головного мозга.
Основные процессы памяти:
ü заучивание;
ü сохранение;
ü воспроизведение;
ü узнавание;
ü забывание.
Важным условием для запоминания являются:
ü желание;
ü осмысление;
ü повторение;
ü проговаривание вслух.
Виды памяти
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Эффективность произвольной памяти зависит:
- от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается;
- от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. схему);
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая,
моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
Эти типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека. Виды памяти обусловлены генетически.
Этапы логического запоминания
г) мнемические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Выделяют также кратковременную память, промежуточную память, долговременную, оперативную память.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7+ 2. Это логическая формула памяти человека, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов;
ДП с сознательным доступом (то есть человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная памятьобеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.
Для уменьшения забывания необходимо:
1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания.
Наиболее важными качествами памяти являются:
· быстрота запоминания;
· объем усвоенного;
· прочность сохранения;
· точность воспроизведения информации.
Профессионализация памяти, овладение техникой практического навыка, упражнения в запоминании характеризуют влияние деятельности на развитие памяти.
Нарушения памяти
При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение.
1. Гипомнезия - снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении, при астенических состояниях, у пожилых людей, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в результате тяжелых перенесенных заболеваний.
2. Амнезия - выпадение памяти, отсутствие памяти. Наблюдается в результате травм мозга, очень сильных отравлений, при старческих психозах. Различают ретроградную амнезию, когда выпадают из памяти события, предшествующие заболеванию, травме, и антероградную амнезию, когда выпадает из памяти то, что было после заболевания. При органических заболеваниях головного мозга могут быть частичные амнезии, когда поражается какой-либо вид памяти. Различают тотальную амнезию, когда из памяти выпадают события до и после бессознательного состояния,
3. Парамнезии - ошибки, обманы памяти. Их подразделяют на:
· конфабуляции — пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, то есть вымыслами, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Наблюдается при старческом психозе, при хроническом алкоголизме, прогрессирующем параличе, сифилисе мозга;
· псевдореминисценции - патология памяти, при которой происходит сдвиг событий во времени, больные события прошлого переносят в настоящее. Это нередко наблюдается у больных со старческим психозом.
4. Гипермнезия - повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание текущих событий. Наблюдается при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении. Не всегда гипермнезию следует относить только к болезненным нарушениям памяти. Гипермнезия иногда произвольно создается педагогом или психологом для целей оптимизации памяти в условиях суггестопедического интенсивного обучения.
Виды и свойства внимания
Принято различать внимание произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, постоянное ожидание чего-либо и так далее. Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появляющийся раздражитель.
Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий утомляет через 20 минут. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью. Здесь огромное значение имеет труд. Положительное влияние на развитие и укрепление внимания у здорового человека и восстановление его у больных играет спорт.
Свойства внимания:
1. Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте.
2. Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.
3. Объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
4. Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.
5. Переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.
Развитие внимания связано с развитием воли, в свою очередь, волевые свойства человека зависят от особенностей его внимания.
Внимание, сосредоточивая всю психическую деятельность, во многом определяет успешность любой работы.
Внимание характеризует активность личности и ее избирательное отношение к предметам и явлениям объективной реальности. Во внимании проявляется регулирующая роль психики: при отсутствии внимания невозможна целенаправленная практическая деятельность.
Без внимания невозможна наблюдательность - чрезвычайно важный показатель в работе медиков. Но без внимания невозможно и обдумывание, решение мыслительных задач. Необходимо тренировать и развивать свое внимание. Главное поле для развития внимания - это повседневная работа. Необходимо учитывать, что в пожилом возрасте ухудшение функционального состояния клеток мозга, затруднение разграничения в нем процессов возбуждения и торможения может привести к ослаблению свойств внимания. Но чем более организованным и тренированным будет ваше внимание, тем лучше оно сохранится.
Расстройства внимания
Нарушения внимания наступают при утомлении. Однако, чем тренированнее внимание, тем меньше сказываются последствия утомления. Однако нарушения внимания, возникающие при отравлении даже самыми малыми дозами алкоголя, никотина и при других интоксикациях, нельзя предотвратить никакой тренировкой.
Общее снижение внимания наблюдается у большинства больных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы. При этом обычно больше всего страдает устойчивость внимания: появляются рассеянность и отвлекаемость. Уменьшается объем внимания (больные многого не замечают в окружающей обстановке), ухудшается распределение, более трудным становится переключение внимания. Все это может привести к неправильным действиям больных, к получению ими травм, ожогов и т.п. Поэтому необходима особая бдительность медицинского персонала.
Ослабление внимания проявляется в невнимательности.
Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.
Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутри направленного внимания. Этот тип отмечается у лиц со сверхценными и навязчивыми идеями. Своеобразное расстройство способности переключения внимания наблюдается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания на новое действие (персеверация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими и т.д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.
Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще более слабой его переключаемостью. Подобного рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.
Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что память и внимание обеспечивают целостность и развитие личности человека, занимают центральное положение в системе познавательной деятельности.
Мышление
«Мышление — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом». И.П. Павлов
Мышление - высшая форма опосредованной и обобщенной познавательной деятельности, направленная на установление связей между предметами и явлениями объективной реальности и раскрытие их сущности в виде понятий, суждений, умозаключений.
Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретного наблюдаемого явления.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека.
Выделяют определенные операции мышления.
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.
Различают конкретные формы мышления.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Выделяют определенные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
«Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». А. Эйнштейн
Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения.
Когда говорят о мыслительных способностях, то часто подразумевают под этим интеллект.
Интеллект - определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ей возможность приобретать все новые и новые знания и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности.
Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.
Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Мышление - это интеллект в действии.
Речь
Речь — специфически человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка.
Речь - наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.
Речь является основой мышления.
В речевой деятельности участвует весь головной мозг человека. Речь — сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него на деятельность внутренних органов.
Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. «Слово лечит, слово - ранит».
Речь и язык не тождественны. Язык является более общим понятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отношения. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.
Различают внешнюю и внутреннюю речь.
Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.
Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражается личность человека.
Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она так же делиться на пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (говорение).
Развитие письменной речи связано с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма - почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.
Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При патологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.
Внутренней речью называется речь «про себя», которая происходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.
В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доминантном полушарии (у правшей - слева).
Слуховой центр (центр Вернике) расположен в левой височной доле (первая височная извилина). Он обеспечивает правильное понимание речи других людей, узнавание слов. Его нарушение приводит к сенсорной афазии, недоразвитие - в сенсорной алалии. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является доминирующим в отношении других центров.
Двигательный центр (центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.
Письменная речь может функционировать при участии теменно- височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их повреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать тексты, осуществлять' графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).
Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других факторов. В частности, необходимыми являются определенный уровень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульбарной группы черепно-мозговых нервов.
Речь имеет свои свойства.
Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Речь выполняет определенные функции:
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Для медработника речь больного является главным источником огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность выражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи - об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения - о функционировании артикуляционного аппарата и др.
Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слушать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получения наибольшей информации и коррекции эмоционального состояния больного или неправильного отношения к своему самочувствию.
Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.).
Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять уместную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать «барьеров общения».
Расстройства речи
Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.
Афония - временная функциональная потеря голоса.
Афазия - расстройства речи.
Выделяют виды афазии:
1. сенсорная афазия — нарушается восприятие обращенной речи;
2. моторная афазия — неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов.
3. амнестическая афазия - забывание названия предметов. Нарушается процесс называния видимых или нарисованных предметов.
Аграфия - расстройства письменной речи.
Алексия - расстройство чтения.
Контрольные задания в тестовой форме
Выберите правильный ответ
1. Отсутствием памяти называется:
1) амнезия; 3) парамнезия.
2) гипомнезия;
2. Афазия относится к расстройствам:
1) речи; 3) внимания.
2) памяти;
3. Деменция переводится как слабоумие:
1) врожденное; 2) приобретенное.
4. Понижение чувствительности называется:
1) анестезией; 3) гиперстезией.
2) гипеостезией.
Воля
Воля - способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются импульсивно, в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений и т.д.).
Произвольные действия совершаются сознательно и имеют цель.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при преодолении препятствий, при осуществлении действия.
Особенностями воли (волевых действий) являются:
1. Сознательная целеустремленность.
2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Волевые действия бывают простые и сложные, имеют свою структуру и особенности.
К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого действия характерны определенные этапы.
Началом формирования является влечение, оно означает несознательное стремление. Влечения возникают на базе инстинктов - пищевого, полового, обонятельного, осязательного и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Желание - это осознанное стремление к какой-либо цели.
Волевой акт представляет собой сложный процесс.
Ø Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самими различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.
Ø Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумываться об ответственности за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.
Ø Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
Ø Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выборов способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это - значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
Ø Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели, который