Как ориентироваться в генеалогическом древе гештальта
1. Общая ориентировка:
• по левую руку (что соответствует правому полушарию головного мозга) синтетическое и холистическое направление, явно не пренебрегающее эмоциональными и телесными составляющими (перлзовское направление);
• по правую руку (что соответствует левому полушарию головного мозга) более аналитичное, вербальное и рационалистичное направление (гудмановское направление);
• в центре феноменологический метод, философия экзистенциализма и Гештальт-психология пытаются связать оба вышеуказанных подхода.
2. Имена авторов-предшественников и гештальтистов (более 120 имен). Каждое имя было помещено:
• по оси ординат, напротив даты, когда гештальтист начал практику или автор приобрел известность,
• по оси абсцисс, над именами тех, кто его наиболее вдохновил (его «учителей»).
Имена ведущих представителей отдельных направлений Гештальта даны заглавными буквами (например: ПОЛЬСТЕР, ДЕЛИЛЬ).
Что касается современных французских Гештальт-практиков, то здесь представлены те, кто регулярно и постоянно практикуют Гештальт, имея в нем серьезное образование (в частности, действительные члены Французского общества Гештальта). Перед фамилиями женщин стоит начальная буква их имени. Отдельные имена в скобках (например, Морено) отмечают терапевтов-негештальтистов; их местоположение на Древе соотносится с датой выхода тех их важных произведений, которые оказали непосредственное влияние на Гештальт.
Школы и их «расположение»
Можно выделить три основных ветви:
• восточная: Нью-Йорк и Бостон (основные представители направления: Гудман и Фром),
• центральная: Кливленд — откуда, в частности, выделились монреальская и брюссельская школы, которые, в свою очередь, дали толчок развитию институтов в Бордо, Гренобле и Нанте (основной представитель направления: Зинкер),
• западная: Калифорния (Исален, Сан-Франциско и Лос-Анжелес), где обучалось большинство парижских Гештальт-практиков (основные представители направления: Перлз и Польстер).
Места «расположения» школ (например: КЛИВЛЕНД, БРЮССЕЛЬ) даны по тем же принципам, что и представленные авторы: по оси ординат — время их официального открытия; по оси абсцисс — каждая новая школа располагается над той предшествующей школой, что оказала на нее наиболее вдохновляющее влияние.
Иногда те или иные терапевты и школы «располагаются» скорее в направлении их методологической общности, чем по географическому принципу. Впрочем, среди гештальтистов немало тех, которые получили смешанное образование или перенесли свою деятельность в другую местность: так, например, Польстеры переехали из Кливленда в Сан-Диего (Калифорния), тогда как Латнер, наоборот, прежде чем обосноваться в штате Нью-Йорк, сначала практиковал в Калифорнии.
СВОДНАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
(некоторые опорные даты, связанные с развитием Гештальта)
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Год | Рождение | Смерть | Отдельные публикации и события |
Гегель фон Шеллинг Эмерсон Кьеркегор Брентано Кропоткин Ницше Павлов Фрейд Гуссерль фон Эренфельц Бергсон Гродцек Адлер Смуте Ференчи Шелер Юнг Голдштейн Бубер Корцибский Эйнштейн Вертхаймер Тейяр де Шарден Бисвангер Мелани Кляйн Ясперс РАНК Шульц Карен Хорни Э. Минковский Коффа Келер Ассаджоли Хайдеггер Габриель Марсель Морено Левин Дезуайль | Ницше: Человеческое, слишком человеческое Ницше: Так говорил Заратустра Кропоткин: Слова бунтаря Кропоткин: Научные основы анархии |
РОЖДЕНИЕ ОСНОВАТЕЛЕЙ
Год | Рождение | Смерть | Отдельные публикации и события |
Перлз Шарлотта Бюлер Винникотт Ида Рольф Райх Маркузе фон Берталанфи Милтон Эриксон Роджерс Бейтсон Скиннер Лаура перлз Сартр Мунье Мерло-Понти Маслоу Берн Гудман Лэнг | Энгельс Ницше | Ницше: Воля к власти Фрейд: Этюды по истерии Фрейд вводит термин психоанализ Фрейд: Интерпретация снов Фрейд: Психопатология повседневной жизни Фрейд: Три эссе по теории сексуальности Эйнштейн: Частная теория относительности Кропоткин: Взаимопомощь Фрейд встречает Юнга Бергсон: Творческая эволюция Фрейд встречает Ференчи Путешествие Фрейда по США с Ференчи и Юнгом Фрейд: Пять лекций по психоанализу Основание Международной психоаналитической ассоциации (JPA) Бошан: первая французская статья по психоанализу Разрыв между Фрейдом и Юнгом Фрейд: Тотем и табу Гуссерль: Ведущие идеи в феноменологии Фрейд: Введение в психоанализ Эйнштейн: Общая теория относительности Фридландер: Творческая пустота Ференчи избран президентом JPA Фрейд: По ту сторону принципа удовольствия Юнг: Психологические типы Бубер: Я и Ты Ранк: Травма рождения Фрейд: Моя жизнь и психоанализ von Bertalanffy (фон Берталанфи): Zur Theorie des organischen Gestalt Смуте: Холизм и эволюция Ассаджиоли основывает в Риме Институт Психосинтеза Фрейд: Будущее одной иллюзии Хайдеггер: Бытие и время Райх: Функция оргазма Ференчи: Релаксация и неокатарсис Фрейд: Тревога и цивилизация Ференчи: Совместный анализ детей и взрослых Ференчи: Клинический журнал Ранк: Искусство и художник Мелани Кляйн: Детский психоанализ Шульц: Аутотренинг Корцибский: Наука о здоровье Райх: Анализ характера |
СОЗДАНИЕ ГЕШТАЛЬТА
Год | Род. | Умер | Отдельные публикации и события |
Павлов Адлер Гуссерль Фрейд Бергсон Левин Мунье Тейяр де Шарден Райх Юнг Голдштейн Бубер Тиллих | Голдштейн: Структура организма Павлов: Условный рефлекс Райх дает определение вегетотерапии Анна Фрейд; Эго и механизмы защиты Морено основывает журнал Социометрия Корцибский основывает Институт общей семантики в Чикаго Фрейд: Моисей и монотеизм Перлз: Эго, Голод и Агрессия Роджерс: Консультирование и психотерапия Сартр: Бытие и небытие: опыт феноменологической онтологии Мерло-Понти: Феноменология восприятия Левин основывает тренинговые группы (TG, групповая динамика) Прибытие Перлза в Нью-Йорк Сартр: Экзистенциализм — это гуманизм Морено: Психодрама Хайдеггер: Письмо о гуманизме Мунье: Персонализм Маслоу: Критерии самореализации Перлз, Гудман, Хэфферлайн: Гештальт-терапия Роджерс: Клиенm-цeнmpupoвaннaя терапия Создание первого Института Гештальта (Нью-Йорк) Создание Движения гуманистической психологии (Маслоу) Открытие Кливлендского Института Гештальта Тейяр де Шарден: Феномен человека Лоуэн и Пьерракос основывают институт биоэнергетического анализа фон Берталанфи: Теория открытых систем Винникотт: От педиатрии к психоанализу Лоуэн: Язык тела Берн создает Транзактный анализ (ТА) Роджерс: Становление человека (On becoming а person) Лэнг: Расколотое Эго Кайседо основывает софрологию Юнг: Моя жизнь Маслоу: 1-й номер Журнала гуманистической психологии Открытие Исалена (Мэрфи и Прайс) Прибытие Перлза в Исален 1-й Международный конгресс по психодраме (Париж) Создание IFEPP (Б. Оноре) Glasser: Reality Therapy Открытие Института ГТ в Сан-Франциско Лоуэн: Поруганное тело Шютц: Радость (группы встреч) |
РАЗВИТИЕ ГЕШТАЛЬТА
Год | Род. | Умер | Отдельные публикации и события (в частности во Франции) |
Перлз Берн Маслоу Г.Марсель Ш.Бюлер Морено Ассаджиоли Хайдеггер Ида Рольф Бейтсон Сартр М.Эриксон Прайс Роджерс Б.Зейгарник Лаура Перлз Скиннер Фром | Гештальт «проклюнулся» (Перлз становится знаменит в Исалене) фон Берталанфи: Общая теория систем Перлз: Гештальт-терапия дословно (Gesfalt Therapy verbatim) X. Петцольд вводит Гештальт в Европе, (Германия) Дюран-Дассье: Структура и психология отношений Кайседо: Прогресс в софрологии (его первая книга Создание Мультиверситета в Брюсселе (Катцев) Создание обучающей программы по ГТ во фламандской Бельгии Янов: Первородный крик (Le Cri primal) Левицкий: Правила и игры Гештальта Фэгэн: Гештальт-терапия сегодня (Gestalt Therapy now) Винникотт: Игры и реальность Бейтсон: К экологии духа ГТ вводится в IFEPP (Париж), в цикле «Сексуальность» (Гингер) Распространение Гештальта в Канаде Создание обучающей программы по ГТ в Германии (Петцольд) Открытие C.D.P.H. (Фуркад) Перлз: Гештальт-подход (посмертное издание) Polster (Полстер): Gestalt Therapy integrated Latner (Латнер): The Gestalt Therapy book Открытие центра развития в Париже (Дюран-Дассье) Anzieu: Le Moi-Peau (Анзье: Я-Кожа) Симкин: Мини-лекции по Гештальт-терапии Создание обучающей программы по ГТ в Квебеке (Ж.Корбей) Приезд (или возвращение) во Францию Алле, Амбрози, Фюрло Шепард: Фриц. Интимный портрет Лоуэн: Биоэнергетика Grinder, Bandler (Гриндер, Бандлер): The structure of Magic (НЛП) Внедрение обучающей программы по ГТ во франкояз. Бельгии (Катцев) Зинкер: Творческий процесс в Гештальт-терапии (Creative process in Gestalt Therapy) Анселен-Шютценбергер: Тело и группа (Le corps et le groupe) Внедрение обучающей программы по ГТ во Франции (через Квебек) Гейнс: Фриц Перлз здесь и теперь (Fritz Perk here and now) Лабори: Подавление действия (Linhibition de faction) М. Пети: Гештальт-терапия здесь и теперь (La Gestalt, therapie de l'ici et maintenant) Создание Французского общества Гештальта (SFG) Создание Парижской школы Гештальта SFG (в IFEPP) С. и А.Гингер Обучающие программы по ГТ в Париже (М.Пети, Бидо) и Нанте (Ж.Корбей) Внедрение обучающих программ по ГТ в Институтах Бордо и Гренобля Создание Испанской ассоциации Гештальт-терапии 1-й Международный коллоквиум SFG (Париж) Changeux: L'Homme neuronal Национальные научные дни SFG в Бордо: ГТ как психотерапия Национальные научные дни SFG в Гренобле: области применения ГТ Создание Итальянского общества Гештальта Создание Европейской Ассоциации Гештальт-терапии (EAGT) Венсан: Биология страстей (Biologie des passions) 1-й Международный франкоязычный съезд SFG в Париже В июле, в Германии, в своем родном городе умирает Лаура Перлз Создание FORGE (Международная федерация организаций, обучающих Гештальту) Национальные научные дни SFG в Лилле: Психопатология и Гештальт |
Serge Ginger, 1991
ГЕШТАЛЬТ-ЛЕКСИКОН
АГРЕССИВНОСТЬ (от лат. ad-gredere — приближаться к другому человеку; близко по смыслу pro-gredere — идти вперед и противоположно re-gredere — отходить, идти назад). Для Перлза и для современных этологов агрессивность представляется «импульсом жизни», а не «импульсом смерти» (согласно Фрейду); она необходима для активной ассимиляции внешнего мира и позволяет избежать интроекций. Так, например, чтобы переварить яблоко, сначала необходимо его разгрызть и прожевать.
АМПЛИФИКАЦИЯ (усиление) — классическая техника Гештальт-терапии. Состоит в поощрении усиления клиентом его автоматических жестов, ощущений или спонтанных чувств. Это позволяет клиенту за счет большей выразительности лучше их осознавать.
АССЕРТИВНОСТЬ— самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения, с учетом мнений других людей.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — в Гештальте, безусловно, не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для самого терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных и ментальных проявлений; другими словами, в практике Гештальг-подхода сознательно идут, от видимого на поверхности, к более глубоким неосознаваемым уровням.
ВОПЛОЩЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ (англ. enactement) — речь идет об осознанном «проигрывании мизансцены», за которым следует вербализация, позволяющая лучше воспринять явление, сделать эксплицитным то, что оставалось имплицитным. Таким образом, «воплощение в действие» противоположно импульсивному «переходу к действию» (англ. acting out), которое, наоборот, создает «короткое замыкание» вербального осознавания, подменяя его обрывом осознавания, который сопровождается резкими действиями. Такой обрыв осознавания и взрыв возбуждения с трудом поддается анализу.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ, или Гештальт-теория, а также Теория формы. Течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келер). Одним из основных положений Гештальт-психологии является следующее: «целое отлично от суммы его частей» и появляется в результате их многочисленных взаимодействий. Гештальт-психология особо подчеркивает значение субъективного восприятия.
ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИЯ— техника сознательно усиленного и/или ускоренного дыхания (Гроф); направлена на растормаживание активности подкорковых зон мозга за счет уменьшения контроля коры при достижении состояния «кислородного опьянения». Непроизвольное высвобождение подавленных эмоций часто провоцирует катарсис, нередко сопровождаемый мышечными сокращениями. В Гештальте специально не используют эту несколько искусственную технику, но при этом нередко отмечают эффект спонтанной гипервентиляции, вызываемый глубокой эмоцией.
ГОЛОС — в Гештальте придается большое значение работе с голосом: то, что говорится, настолько же важно, как и то, как говорится. «Бесцветный» или прерывающийся голос иногда выдает душевное состояние, отличное от того, которое клиент в данный момент описывает вербально, что может стать отправной точкой для последующей плодотворной работы. Самоутверждение с использованием голоса — ассертивность (утверждение себя при помощи голоса, без ложного бахвальства или хвастовства) используется, в частности, в групповой Гештальт-терапии.
ГОМЕОСТАЗ — общий принцип саморегулирования живых организмов, сформулированный Кэнноном в 1926 году. Перлз настоятельно указывает на важность этого понятия в своей работе The Gestalt Approach and Eye Witness to Therapy (Гешталып-подход и Свидетель терапии), начатой в 1950 году, законченной в 1970-м и опубликованной после его смерти, в 1973 году.
ГРАНИЦА-КОНТАКТ — фундаментальное понятие Гештальт-терапии. Терапия происходит на границе-контакт между клиентом и его окружением (в частности, терапевтом): именно здесь могут обнаруживаться нарушения контакта и нормального цикла удовлетворения потребностей (или сопротивления). В частности, кожа является примером и метафорой границы-контакт: она одновременно изолирует человека от внешнего мира и связывает его с ним.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - термин, введенный А.Маслоу (1954): «третья сила» — движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа, с одной стороны, и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе гуманистическая психология направлена на помощь человеку в осознании собственной полной ответственности за свои выборы и на реабилитацию духовных ценностей.
ДЕФЛЕКСИЯ — одна из разновидностей «сопротивлений» или «потерь функции эго» (предложена Польстерами). Дефлексия состоит в уклонении от контакта и перенесении переживаний в «промежуточную зону» умственных процессов (мысли, фантазии или мечтания), то есть в зону, не связанную ни с внешней реальностью, ни с реальностью внутреннего мира. Речь идет также о бегстве от «здесь и теперь», в воспоминания, проекты, абстрактные рассуждения и т.д., что Перлз считал «интеллектуальной мастурбацией» (mind fucking) или «чушью собачьей» (bullshif).
ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ (here and now — по-английски, hie el nunc — по-латыни). — Перлз охотнее говорит о «сейчас и как» (now and how), что описывает актуальный процесс действия и взаимодействия.
ИД(id — оно) — в гештальтистском понимании, одна из трех функций self, обладающего также ego-функцией (я-функцией) и реrsonality-функцией (личность-функцией). Обычно self действует в режиме id в начале цикла контакта, в той его фазе, которую называют forecontact («форконтакт», преконтакт). Некоторые авторы считают, что ассимиляция (постконтакт) совершается бессознательно, тоже в режиме id.
ИЗИЗМ (ISISM) — неологизм, созданный Перлзом для передачи выражения реалистического видения вещей. Происходит от английского what is и обозначает то, что происходит реально, а не суть желаний или содержание тревожных фантазий. По смыслу противоположно понятию shouldism (от англ. Should — следует, должно), обозначающему разговоры на тему о том, как должно было бы случиться, как я желал бы, чтобы это произошло.
ИМПЛОЗИЯ — Перлз выделяет четыре основных психических «уровня»: поверхностный слой — игры (условные социальные роли), имплозивный уровень, или уровень «внутреннего (имплозивного) взрыва» (ведущий к субъективному переживанию тупика и безысходности), эксплозивный уровень, или уровень «внешнего (эксплозивного) взрыва», и четвертый уровень — глубинный уровень аутентичности. Имплозивный уровень связан с внутренним парализующим сопротивлением от двух противоречащих друг другу сил.
ИНСАЙТ, САТОРИ — «просветление» или внезапное осознание в ходе сильного внутреннего переживания.
ИНТРОЕКЦИЯ — один из классических видов сопротивлений, состоящий в том, что мысли, принципы или высказывания других людей заглатываются целиком, без их самостоятельного пережевывания, переработки и усвоения. Речь идет об указаниях типа «нужно», «ты должен», присутствующих в любой традиционной системе воспитания.
ИСАЛЕН — название местности в Калифорнии в 300 км от Сан-Франциско, где расположился самый известный в мире центр «Новых видов терапии» (так называемой гуманистической терапии). Перлз провел в нем несколько лет и именно там он сделал Гештальт широко известным не только в США, но и во всем мире, превратив его в подобие «спектакля».
КАК — по сути, в феноменологической перспективе, Гештальт в большей мере занимается вопросом, как происходит нечто, нежели что происходит и почему оно происходит. Два ключевых слова» Гештальт-подхода — now and how (сейчас и как), таким образом акцент ставится на процесс и форму, а не на содержание происходящего.
КАТАРСИС — в гештальтистском понимании — проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания...), обычно приводящее к исчезновению чувства подавленности, разрядке напряжения или дедраматизаци. В Гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может возникнуть спонтанно, в частности после амплификации. За ним почти всегда следует вербализация.
КИББУЦ-ГРУППА — применение принципов Гештальта в общине, группе людей, проживающих совместно некоторый период времени (от нескольких дней до нескольких месяцев). Собственно терапевтические сеансы включены в совместную трудовую, учебную жизнь и досуг, что позволяет осуществлять общее терапевтическое воздействие. Перлз придавал наибольшее значение Гештальт-терапии в общине и только затем групповому и индивидуальному видам Гештальт-терапии (см. Ковишан).
КЛИВЛЕНД — один из ведущих институтов в США, занимающихся Гештальтом. Второй по времени образования, но внесший наиболее значительный вклад в теорию. Его сотрудниками в числе других были Лаура Перлз, П.Гудман, И.Фром, Эрв и Мириам Польстер, Джозеф Зинкер, Э. и С.Невис и др. К настоящему времени Кливлендский институт подготовил более 800 специалистов (половину из них — по интенсивной летней 250-часовой программе).
КЛИЕНТ — «тот, кто прибегает к чьим-либо услугам, оплачивая их». Этот термин укоренился не только в торговле, но и в социальных отношениях, а также в психотерапии. Он ставит больший акцент на ответственность, и межличностные отношения, чем имеющий явный медицинский оттенок термин пациент.
КОВИШАН — в конце 1969 года, в возрасте 76 лет, Перлз купил рыбацкий приют на острове Ковишан на озере Ванкувер (Канада), и с группой своих учеников из Исалена основал там Гештальт-киббуц. Прожив там всего полгода, он вскоре отправился в путешествие по Европе и умер на обратном пути, в Чикаго.
КОНТИНУУМ СОЗНАНИЯ — постоянный поток ощущений и мыслей, образующих фон, на котором последовательно выделяются возникающие значимые фигуры (Gestalts или Gestalten). У психически здорового человека этот поток гибок и упорядочен.
КОНТРОЛИРУЕМОЕ УЧАСТИЕ — в Гештальте — способ осознанного вступления в терапевтические отношения, для терапевта предполагающий внимательное использование контрпереноса: «Я сам всем своим существом нахожусь здесь, но я здесь не для себя, а для клиента».
КОНТРПЕРЕНОС — в узком смысле — совокупность сознательных и в особенности неосознанных реакций терапевта, вызванных личностью клиента (и, в частности, его переносом). В более широком смысле: все то, что вызвано личностью самого терапевта и что может оказать влияние на его отношения с клиентом. Гештальт нацеливает на осознанное использование некоторых процессов, возникающих в ходе контрпереноса.
КОНФЛУЭНЦИЯ — уменьшение интенсивности self, исчезновение границы между клиентом и окружающей его средой. Один из четырех основных видов сопротивлений. Мать находится в здоровом слиянии (конфлуэнции) со своим младенцем, но ребенок двенадцати лет, не способный к самостоятельному, не зависящему от матери поведению, находится в состоянии патологической конфлуэнции с матерью. Некоторые авторы (например, Ноэль Салатэ) (Noel Salathe) дают более детальную классификацию видов конфлуэнции, в зависимости от момента их возникновения в ходе цикла контакта: конфлуэнция 1 — в момент возникновения потребности, конфлуэнция 2 — в ходе фазы полного контакта, конфлуэнция 3 — в конце фазы полного контакта («трудности» выхода из контакта).
КОНЦЕНТРАЦИЯ —в самом начале своей практики (40-50-е годы) Перлз называл свой метод Теорией концентрации, чтобы отделить его от традиционного психоанализа, в котором применяется техника свободных ассоциаций. Перлз предлагал клиенту быть чрезвычайно внимательным (awareness) к его (клиента) ощущениям, реально возникающим здесь и теперь в ходе терапевтического процесса.
ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ — практика показывает, что Гештальт — скорее искусство, чем наука; работа в Гештальт-подходе нацеливает как терапевта, так и клиента на поиски своего собственного стиля в жизни, оригинальных способов «творческого приспособления», а не на бесплодное повторение прописных правил или «рецептов».
МАНДАЛА (санскритское слово — круг). — Рисунок (или живопись) символического характера с квадратом или кругом в своей основе, используемый в различных восточных философских школах в качестве средства, увеличивающего эффективность медитации в ходе поисков непреходящей истины. Мандалы изучались, в частности, К.Г.Юнгом. Многие гештальтисты нередко используют в работе символическое изображение чувств и ситуаций, а также другие техники на основе мандалы.
МАССАЖ СГМ — сенситивный Гештальт-массаж (разработан американкой Маргарет Эльк), примыкает к следующим видам массажа: калифорнийскому, сенситивному, эйфоризирующему, коммуникативному и т.д. Представляет собой технику невербальной коммуникации, нацеленную на достижение осознания (awareness) телесных ощущений обоих партнеров, которые попеременно отдают и получают. Одной из целей этого вида массажа является воссоздание телесной схемы и лучшее осознавание границы-контакт.
МЕТАФОРА — метафорический язык — вербальный, телесный и художественный, широко используется в Гештальте.
МЕХАНИЗМ ИЗБЕГАНИЯ — синоним выражений «механизм защиты», «потеря функции ego», а также «сопротивление».
МИКРОЖЕСТЫ — речь идет о мелких жестах, по большей части неосознанных или предсознательных (например, постукивание пальцами рук или ног, «случайные» подергивания мимических мышц, «игра» с кольцом на пальце руки и т.д.). Осознавание и последующая амплификация подобных жестов часто позволяют клиенту самостоятельно придать им определенный символический смысл, что открывает путь для широкого круга ассоциаций.
«МОЛИТВА ПЕРЛЗА» — известное выражение, в котором обличается конфлуэнция.
МОНОДРАМА — одна из техник психодрамы, предложенная Морено, нередко использовалась Перлзом. Клиенту самому предлагается сыграть одну за другой различные роли из припоминаемой им ситуации: например, он может вести диалог с различными частями своего собственного тела или же завязать воображаемый диалог с одним из своих родителей, отвечая ему так, как он это себе представляет, как он этого желает или боится (беседуя таким образом со своим родительским имаго), и т.д.
НЕЗАКОНЧЕННЫЙ, НЕЗАКРЫТЫЙ (Гештальт, работа) — согласно Перлзу, накопление незакрытых Гештальтов может стать одной из причин невроза. Поэтому терапия будет заключаться, в том числе и в завершении незакрытых Гештальтов, то есть в выявлении актуальных проблем и работе с ними (например, «Гештальт-траура»).
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (feed-back) — ответное действие, регулирующая реакция, вызванная возникшей ситуацией, В групповой терапии, ведущий часто запрашивает в конце эпизода индивидуальной работы обратную связь от участников группы. Целью этого может являться получение дополнительной информации, облегчающей протагонисту осознание его проблемы, но чаще всего обратная связь имеет больший смысл непосредственно для участника, который ее дает: она способствует высказыванию собственных переживаний, то есть глубинного отклика, вызванного в нем данной ситуацией, и готовит почву для его последующей индивидуальной работы как клиента.
ОБЩАЯ СЕМАНТИКА — метод, развитый Альфредом Корцибским (1933) с целью преодоления аристотелевской бинарной системы мышления (объект или существует, или не существует — третье принципиально исключается). Корцибский указывает на различие между опытом и языком (полисемичным по своей природе): слово — это еще не сама вещь, «карта — это еще не сама территория». Перлз и Гудман в течение длительного времени сотрудничали с Корцибским.
ПЕРЕНОС (ТРАНСФЕР) — в психоанализе: интенсивные, аффективно насыщенные отношения пациента к психотерапевту, воссоздающие в некотором роде детскую модель поведения пациента. Невроз переноса считается в психоанализе одним из основных двигателей лечебного процесса. Большинство авторов в Гештальт-подходе также выделяют многочисленные спонтанные явления переноса, которые используются постепенно по ходу лечебного процесса; однако в Гештальте специально не развивают интенсивного невроза переноса, создающего зависимость клиента от терапевта.
ПЕРЕХОД К ДЕЙСТВИЮ — см. Воплощение в действие, Enactement, Горячий стул.
ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ — по Винникотту — аффективно значимый для ребенка объект, служащий заместителем матери и выполняющий успокоительную функцию (например, плюшевый мишка, угол подушки или одеяла). В ходе Гештальт-сеанса может использоваться любой предмет (подушка, предмет одежды, обувь, сумка и т.д.), символизирующий близкого человека, которого сейчас нет с нами рядом.
ПОЛЯРНОСТИ — Гештальт-подход стремится к гармоничному единству всех взаимодополняющих крайностей (полярностей) человеческого поведения (например, агрессивность и нежность), но не к отказу от одной полярности в пользу другой или к иллюзорному поиску ложной «золотой середины» — бледного подобия живых чувств.
ПОСТКОНТАКТ— или отступление (по Гудману): четвертая, или последняя, фаза цикла контакта или цикла удовлетворения потребностей; эта фаза особо важна для ассимиляции, способствующей росту функции personality.
ПОТЕРЯ ФУНКЦИИ EGO — синонимы: «сопротивление», «механизм защиты ego», «механизм уклонения», «обрыв цикла контакта» и т.д. Каждый автор использует свою собственную терминологию (см. Сопротивление).
ПОТРЕБНОСТИ — в Гештальт-подходе интерес нацелен скорее на потребность в широком смысле слова, нежели на желание. Потребности могут быть органическими (в пище, сне), психологическими, социальными (например, потребность быть включенным в группу), или духовными (например, потребность придать смысл своей жизни) и т.д. (А.Маслоу). Их не всегда легко обнаружить и четко сформулировать. «Цикл удовлетворения потребностей» (или «цикл-контакта», или «Гештальт») часто оказывается оборванным или нарушенным. Обнаружение этих обрывов, блокировок или искажений — одна из целей терапевтической работы.
ПРОЕКЦИЯ — классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем и т.д. Особенно выражена, у параноиков.
ПРОИГРЫВАНИЕ (см. Воплощение в действие, англ. enactement) — осознанное проигрывание мизансцены с последующей вербализацией, позволяющее лучше понять происходящее, сделать имплицитное эксплицитным (скрытое — явным). Таким образом, проигрывание противоположно по своей сути «импульсивному» переходу к действию (acting out), в результате которого происходит подобие короткого замыкания без вербального осознавания, которое подменяется бурными, не поддающимися анализу поступками.
ПРОКСЕМИКА— наука, изучающая организацию социального пространства и социальные дистанции (Эдвард Холл, 1966). Поиск «правильной дистанции» во время общения представляет собой важный момент работы в Гештальт-подходе.
ПРОФЛЕКСИЯ — термин, недавно предложенный Сильвией Крокер; смешанная форма сопротивления, соединяющая в себе проекцию и ретрофлексию. Возникает, когда клиент делает другому то, что он хотел бы получить для себя.
ПРОЦЕСС-ГЕШТАЛЬТ — это терапия, ориентированная в большей мере на процесс, чем на содержание, то есть на происходящее здесь и теперь, на как, а не на что.
ПУСТОЙ СТУЛ— см. Горячий стул.
РЕТРОФЛЕКСИЯ — один из механизмов избегания: тенденция обращать мобилизованную энергию во вред самому себе (например, мазохизм или соматизация), или делать самому себе то, что хотелось бы получить от других (например, хвастовство). Ретрофлексия может выражать внутреннюю борьбу между top-dog и under-dog.
СЕНСИТИВНЫЙ ГЕШТАЛЬТ-МАССАЖ — см. Массаж СГМ.
СИМПАТИЯ — Перлз противопоставляет симпатию эмпатии и апатии. Симпатия предполагает аутентичное участие терапевта в отношениях типа «Я/Ты», в которых клиент участвует на равных с терапевтом (в которых терапевт «не прячется», в частности, за своим статусом).
СИСТЕМНЫЙ — системный подход (фон Берталанфи, 1956; Голдштейн, Ле Муань, де Роне, Морен) коренным образом отличается от рационалистического ныотоновско-картезианского подхода. В системном подходе любая проблема рассматривается как «множество более мелких составляющих ее частей, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом». Гештальту чрезвычайно родственно понятие системного подхода; он изучает взаимодействия в поле «организм/окружающая среда». Среди других системных терапевтических подходов помимо Гештальта можно выделить системную семейную терапию (Школа Пало Альто: Бейтсон, Вацлавик).
СНОВИДЕНИЕ — «царский путь» к познанию самого себя как для Фрейда, так и для Перлза. Используя предположение Ранка, Перлз рассматривает любой персонаж и элемент сновидения как проекцию самого сновидца и предлагает клиенту последовательно идентифицироваться со всеми персонажами и элементами сна. Другие авторы (И.Фром) предлагают рассматривать сновидение как ретрофлексию или как незакрытый Гештальт (С.Гингер), Комбинированное использование разнообразных подходов часто бывает очень плодотворным.
СОПРОТИВЛЕНИЕ — фундаментальное понятие в Гештальт-терапии. Синонимы: «механизмы избегания», «механизмы защиты». Задача терапевта состоит в обнаружении сопротивлений, противодействующих свободному протеканию цикла контакта или цикла удовлетворения потребностей, или реализации self. Основные виды сопротивлений: конфлуэнция, интроекция, проекция и ретрофлексия.
СОЦИО-ГЕШТАЛЬТ — термин, предложенный С.Гингером, для обозначения направления Гештальт-подхода, применяемого для работы с организациями или учреждениями как с целостными структурами (речь идет о построении Гештальта целой организации или учреждения, а не о использовании Гештальт-подхода внутри учреждений).
СРЕДНИЙ РЕЖИМ — термин, введенный Гудманом для обозначения такого режима, когда self функционирует одновременно и активно, и пассивно. Имеет аналогии в греческой грамматике (близко к грамматическому смыслу возвратных глаголов во французском языке). Возникает, в частности, во время фазы полного контакта, когда одновременно задействованы и моторный, и сенсорный механизмы. Клиент выступает одновременно и как субъект, и как объект своего действия.
СТРЕСС — внутреннее психическое давление, позитивное или негативное, чаще всего связанное с тягостным внешним событием (конфликт, траур и т.д.), а также с любой ситуацией изменения жизненного стереотипа (брак, отпуск и т.д.). Используя работы Селье (1956), Холме установил шкалу стресса (1967). Накопленный стресс ослабляет иммунную систему и благоприятствует возникновению болезней (рак и т.д.). Выражение эмоций, приветствуемое Гештальт-подходом, наоборот, уменьшает напряжение и стресс.
ТВОРЧЕСКОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ — сама идея творческого приспособления была выдвинута Гудманом для обозначения активного продуктивного взаимодействия (в противоположность пассивной адаптации), которое осуществляется на границе-контакт между здоровым человеком и окружающей его средой.
ТЕЛЕСНОЕ ОЩУЩЕНИЕ — осознание (awareness) экстероцептивного или интероцептивного телесного ощущения (например, чувство подавленности, тяжести в желудке, или комка в горле) часто используется как отправная точка для более глубокой работы. Со своей стороны, терапевт должен быть внимательным к своим собственным телесным ощущениям, что позволяет ему осознавать и использовать