ІІІ (максимальная) степень активности

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра внутренней медицины № 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию для студентов

Учебная дисциплина «Внутренняя медицина»

Раздел Ревматология

Занятие № 2 «Ревматическая лихорадка»

Курс 5. Факультет международный

Специальность: Лечебное дело –7.120.10001

Утверждено на методическом совещании кафедры

« » ____________________ 2016

Протокол № ___ .

Зав. кафедры, к.м.н., доцент, заслуженный врач Украины ________В.А. Штанько

Одесса – 2016 г.

Изучаемая дисциплина «Внутренняя медицина»

Раздел Ревматология

Тема практического занятия №2: Ревматическая лихорадка - 6 академических часов – 270 мин.

1.Тема № 2 «Ревматическая лихорадка» – 6 час.

2. Актуальность темы

Необходимость изучения темы «Ревматическая лихорадка» в курсе внутренней медицины обусловлена тем, что данное заболевание, поражая в Украине 0,7-0,8 % взрослого населения и будучи недостаточно эффективно пролеченным в связи с поздней диагностикой, нарушением иммунного статуса человека, антибиотикорезистентностью возбудителя – β-гемолитического стрептококка и другими причинами, приводит к формированию клапанных пороков сердца. Учитывая, что первичная инвалидность, обусловленная любыми формами ревматизма, достигает 10 на 100000 населения, данное заболевание является важной медико-социальной проблемой.

3. Цели занятия:

3.1. Общие цели:

- ознакомится с современными определениями ревматической лихорадки как системного коллагеноза токсинно-иммунного генеза с преимущественной локализацией в сердечно-сосудистой системе, этиологически связаного с β-гемолитическим стрептококком группы A;

- ознакомится с представлениями об острой ревматической лихорадке (ОРЛ) и хронической ревматической болезни сердца.

3.2. Воспитательные цели:

- ознакомится с вкладом отечественных клиницистов и современных ревматологических школ в проблему изучения ОРЛ и разработку современных стандартов оказания медицинской помощи пациентам с ОРЛ;

- сформировать представление о роли врача общей практики, семейного врача по отношению к своевременному выявлению больных ОРЛ и их лечению в условиях реформирования системы здравоохранения в Украине.

3.3. Конкретные цели:

- знать:

1. этиологию и патогенез ОРЛ; внешние и внутренние провоцирующие факторы

2. рабочую классификацию ОРЛ

3. клинические проявления ОРЛ – общие симптомы, характер суставного синдрома, поражения сердечно-сосудистой системы и другие

4. диагностическое значение дополнительных методов исследования – лабораторных (общеклинических, биохимических, серологических) и инструментальных (ЭКГ, ЭхоКГ, рентгенологических исследований сердца и суставов)

5. диагностические критерии ОРЛ (AHA, 1992 г.)

6. цели, принципы и направления в лечении ОРЛ

7. группы препаратов, использующихся в лечении ОРЛ – этиотропные (антибиотики), патогенетические (ГКС, НПВС, аминохинолоновые), симптоматические

8. Схемы первичной и вторичной противоревматической профилактики

3.4. На оснований теоретических знаний по теме:

- овладеть методиками /уметь/:

1. провести клиническое обследование пациента с подозрением на ОРЛ

2. составить план лабораторного и инструментального обследования больного ОРЛ и интерпретировать полученные результаты

3. обосновать диагноз ОРЛ на основании диагностических критериев AHA, 1992 г.

4. провести дифференциальный диагноз с другими заболеваниями в случае доминирования в клинике кардита или суставного синдрома

5. составить план лечения, включающий этиотропные, патогенетические и симптоматические препараты

6. разработать план первичной и вторичной профилактики ОРЛ

4. Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная инте­грация).

№№ п.п. Дисциплины Знать Уметь
1. Предыдущие дисциплины 1. Нормальная анатомия     2. Нормальная физиология     - анатомические особенности опорно-двигательного аппарата и сердечно сосудистой системы - физиологические особенности сердечно-сосудистой системы    
  3. Патанатомия     4. Патофизиология     5. Пропедевтика внутренних заболеваний   6. Фармакология   - характер последовательных фазовых изменений соединительной ткани при ОРЛ – мукоидный отек, образование гранулем, фибриноидный некроз, склерозирование - механизм иммунного/ аутоимунного воспаления соединительной ткани, развивающего в следствии влияния экзотоксинов β-гемолитического стрептококка группы A - симптоматику и методы обследования больного с патологией сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата     - группы медикаментов, использующихся для лечения ОРЛ     - интерпретировать результаты физикального, лабораторного (общеклиническое, биохимическое, серологическое) и инструментального (ЭКГ, ЭхоКГ, рентгенография ОГК и суставов) исследований - уметь выписывать в рецептах антибиотики, НПВС, ГКС, аминохинолоновые средства
2. Следующие дисциплины Внутренняя медицина, 6-й курс   Методику проведения дифференциального диагноза при суставном синдроме и артралгиях/ миалгиях. Тактику ведения больного в зависимости от причины суставного синдрома и артралгий/миалгий   Вести больного ОРЛ в клинике
3.     Внутрипредметная интеграция Производственная врачебная практика. Терапия       Основные принципы организации и оказания терапевтической помощи в амбулаторных условиях     Осуществлять раннюю диагностику ОРЛ с использованием всех доступных в поликлинике методов исследования. Выявить факторы риска, осуществлять первичную и вторичную профилактику диспансерных больных в амбулаторных условиях

5. Содержание темы.

Острая ревматическая лихорадка (ОРЛ) – острое воспалительное заболевание соединительной ткани с преобладающей локализацией процесса в сердечно-сосудистой системе, развивающееся в связи с острой инфекцией, вызванной β-гемолитическим стрептококком группы A у склонных лиц, преимущественно у детей и подростков 7-15 лет.

Диагностические критерии ревматизма

(Американская ассоциация кардиологов, 1982, 1992;

Исследовательская группа ВОЗ, 1989)

Большие критерии:

- кардит;

- полиартрит;

- хорея;

- подкожные ревматические узлы;

- кольцевидная эритема.

Малые критерии:

- клинические (артралгии; лихорадка);

- лабораторные (повышение СОЭ, СРБ, лейкоцитоз);

- инструментальные (удлинение интервала PQ на ЕКГ)

Данные, подтверждающие стрептококковую инфекцию:

- повышение титров антистрептококковых антител (АСЛ-О, АСГ, АСК и др.);

- высевания из зева стрептококка группы А;

- недавно перенесенная скарлатина.

Выявление у больного двух основных критериев либо одного основного и двух дополнительных при наличии подтверждений о перенесенной стрептококковой инфекции достаточно для установления диагноза острой ревматической лихорадки.

Клиническая классификация ОРЛ

1. Клинические проявления:

Основные:

- кардит

- артрит

- хорея

- кольцевая эритема

- ревматические узлы

Дополнительные:

- лихорадка

- артралгии

- абдоминальный синдром

- серозиты

2. Активность процесса:ІІІ – высокая, ІІ – умеренная, І – минимальная

3. Последствия:1) без пороков сердца: 2) пороки сердца;3) выздоровление.

4. Сердечная недостаточность (СН):стадия (І, ІІА, ІІБ, ІІІ); функциональный класс (І, ІІ, ІІІ, IV).

Степени активности ревматизма

ІІІ (максимальная) степень активности

Характеризуется яркими общими и местными проявлениями с наличием лихорадки, преобладанием экссудативного компонента воспаления в пораженных органах и системах (острый полиартрит, панкардит, серозиты и др.); в крови выраженный нейтрофильный лейкоцитоз, СОЭ повышена до 40 мм/час и выше, резко позитивная реакция на С-реактивный белок (+++) или (++++), соответственное повышение содержания α2-глобулинов, фибриногена, серомукоида, высокие титры АСЛ-О, АСГ, АСК.

Наши рекомендации