Для специальности 060108 «фармация»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Система оценки |
1. | Ткани. | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
2. | Изучение скелета человека. | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
3. | Анатомия и физиология мышц. | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
4. | Основные группы мышц. | 2 часа | КУЗ 5 баллов |
5. | Итоговое занятие. Опорно-двигательный аппарат. | 2 часа | СК 25 баллов |
6. | Анатомия и физиология спинного и головного мозга. | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
7. | Вегетативная нервная система. | 2 часа | КУЗ 5 баллов |
8. | Итоговое занятие. Нервная система. | 2 часа | СК 25 баллов |
9. | Анатомо-физиологические особенности крови. | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
10. | Физиология крови. | 2 часа | КУЗ 5 баллов |
11. | Анатомия и физиология крови. | 2 часа | СК 25 баллов |
12. | Функциональная анатомия сенсорных систем. | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
13. | Железы внутренней секреции. | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
14. | Анатомия сердечно-сосудистой системы. | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
15. | Физиология сердечно-сосудистой системы. | 2 часа | КУЗ 5 баллов |
16. | Итоговое занятие. Сердечно-сосудистая система. | 2 часа | СК 25 баллов |
17. | Анатомия и физиология дыхания | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
18. | Анатомия и физиология пищеварения | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
19. | Анатомия и физиология мочеполового аппарата. | 4 часа | КУЗ 5 баллов |
20. | Обмен веществ и энергии. | 2 часа | КУЗ 5 баллов |
21. | Итоговое занятие по курсу. | 2 часа | СК 25 баллов |
Рейтинг – план:
ЗБ 22*2 = 44
КУЗ 15*5 = 80
СК 25*5 = 125
Всего – 249
I семестр
«5» = 229-249
«4» = 202-228
«3» = 177-201
«2» =152-176
Годовой рейтинг
«5» = 275-299
«4» = 242-274
«3» = 212-241
«2» =182-211
Выписка из Положения о рейтинговой системе оценки знаний и умений студентов Архангельского медицинского колледжа.
ЗБ – зачетные баллы выставляются за присутствие и работу на лекции из расчета 1 зачетный бал за 1 академический час.
КУЗ – контроль усвоения знаний осуществляется на занятиях в виде устного опроса, письменной работы, программированного контроля, тестирования, решение ситуационных задач. Максимальное количество обязательных баллов, которое может выставить преподаватель – 5.
СК – семинарский контроль. Максимальное количество обязательных баллов на занятии с СК (5) умножается на коэффициент сложности, равный 5 (максимум баллов на занятии = 25 баллов). При любом количестве набранных студентом во время СК баллов, их сумма кратна 5 (5, 10, 15, 20, 25).
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗМ И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.
Семинарско-практическое занятие № 1.
Тема: «Ткани».
После изучения темы студент должен:
знать:
1. значение изучения предмета для фармацевтов.
2. Орган, его строение.
3. Системы органов.
4. Оси и плоскости человека.
5. Основы анатомической терминологии.
6. Основные термины, определяющие положение органов, их частей в теле.
7. Строение, месторасположение, функции различных видов тканей (эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной).
Уметь:
1. Пользоваться анатомической терминологией.
2. Проводить анализ гистологического строения различных видов тканей.
3. Определять взаимосвязь строения и функций каждого вида тканей.
Задание.
1. Изучить информационный материал.
2. Составить конспект информационного материала.
3. Прочитать по учебнику тему «Ткани»: Н.И. Федюкович, с. 21-37
4. Составить таблицу «Общая характеристика тканей организма»:
Тип ткани | Классификация | Особенности строения | Место расположения | Способность к регенерации |
5. Ответить на вопросы для самоподготовки.
Информационный материал
Строение и свойства клетки.
Учение о клетке называется цитология.
Клетка – основная форма существования живой материи. Она является основой строения, развития и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов. Основоположником клеточной теории был Теодор Шванн.
Клетка – наименьшая, самостоятельная единица живого вещества, обладающая наследственностью и изменчивостью, существующая самостоятельно, способная к самовоспроизведению.
Свойства клетки:
1. раздражимость – клетка способна реагировать на раздражитель, и эту реакцию м. наблюдать;
2. проводимость – волна возбуждения распространяется по клеточной мембране от места воздействия раздражителя к др. местам;
3. сократимость – укорочение клетки в каком-либо направлении;
4. поглощение веществ – процессы ассимиляции и диссимиляции;
5. секреция – клетка синтезирует соединения из веществ, усвоенных ею, которые затем выделяются за пределы клетки и используются др. клетками;
6. рост – увеличение размеров, объема, массы;
7. размножение – воспроизведение себе подобных организмов.
Фазы жизни клетки:
1. Эмбриональная фаза – преобладают стволовые клетки, которые способны дифференцироваться в любую клетку данной ткани, качкственно одинаковы все клетки.
2. Фаза роста – клетка увеличивается в размерах, усиливается обмен веществ.
3. Фаза дифференциации и специализации – клетка приобретает те структуры, которые необходимы для выполнения определенной функции.
4. Фаза зрелости – каждая клетка выполняет определенную функцию.
5. Фаза старения – ослабления всех жизненных функций и упрощение структуры.
Клетки разнообразны по строению, величине, форме. По физико-химическому составу клетки состоят из белков, жиров (липидов), углеводов, солей, ферментов и воды.
Каждая клетка имеет 3 составные части:
1. оболочка = цитоплазматическая мембрана = цитолемма,
2. цитоплазма,
3. ядро.
Цитолемма и ее свойства.
Мембрана имеет трехслойное строение:
· внутренний слой состоит из гидрофобных концов фосфолипидов,
· средний – из гидрофильных головок фосфолипидов,
· наружный – гликокаликс.
Рисунок 1. Схема строения цитоплазматической мембраны.
1 — фосфолипиды;
2 — холестерин;
3 — интегральный белок;
4 — олигосахаридная боковая цепь - гликокаликс.
Функции мембраны:
1. барьерная;
2. транспортная.
3. Рецепторная – осуществляется за счет гликолипидов и гликопротеинов, которые участвуют в распознавании факторов внешней среды.
4. Образует межклеточные контакты – связь между клетками в многоклеточном организме. Различают 3 вида межклеточных контактов:
· Простой = щелевой.
· Зубчатый = «замок».
· Десмосомы.
· Коннексон.
· Синапс.
Свойства цитолеммы:
1. полупроницаемость,
2. прочность,
3. легко восстанавливается после повреждений.
Цитоплазма делится на бесструктурную часть – гиалоплазму – и погруженные в нее органеллы и включения.
Цитоплазма состоит из 90% воды, 7-10% органического вещества, соли.
Гиалоплазма представляет собой водные растворы органических и неорганических веществ клетки. В состав ее входят белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты и другие вещества. В гиалоплазме происходят химические и биологические процессы.
К органеллам относятся постоянные живые структуры цитоплазмы, выполняющие в клетке определенные функции.
Включения - это временные неживые компоненты цитоплазмы. К ним относятся запасные питательные вещества (гликоген, крахмал, капли жира, белок), продукты, синтезированные клеткой и подлежащие выведению за ее пределы (гранулы секрета).
Цитоплазма некоторых клеток имеют реснички и жгутики (сперматозоид).
Ядро.
Ядро обычно одно, но могут быть двуядерные и многоядерные клетки (например, некоторые клетки печени человека, поперечнополосатые мышечные волокна). Форма ядра чаще округлая или овальная и определяется, как правило, формой клетки и ее функциями. В некоторых типах клеток ядра уплощены (например, в клетках эндотелия) или сегментированы (например, в нейтрофильных лейкоцитах человека).
Размеры ядер в клетках разных типов варьируют и в значительной степени зависят от функциональной активности клетки.
Рисунок 2. Схема строения ядра интерфазной клетки.
В интерфазных клетках (период, когда клетки не делятся) все ядра характеризуются наличием:
1. оболочки = кариолеммы,
2. хроматина,
3. ядрышка,
4. ядерного сока - кариоплазмы.
Ядерная оболочка образована двумя мембранами (внутренней и наружной), между которыми существует промежуток - околоядерное пространство. Околоядерное пространство сообщается с каналами ЭПС. В кариолемме имеются поры.
Функции:
· хранение и передача генетической информации,
· контроль синтеза белка.
Клеточный центр.
Главную часть клеточного центра составляют два небольших тельца - центриоли, расположенные взаимно перпендикулярно и окруженные участком более светлой цитоплазмы - центросферой. Клеточный центр обычно расположен вблизи ядра.
Функции:
· участвует в делении клетки.
Аппарат Гольджи.
Имеет вид сложной сети, расположенной вокруг ядра, или представлен не связанными между собой тельцами в форме палочек, зерен, вогнутых дисков.
К комплексу Гольджи доставляются вещества, синтезированные в ЭПС.
Функции:
· дорабатываются, созревают, «упаковываются» и отделяются в виде пузырьков, окруженных мембраной, вещества.
· Выведение веществ за пределы клетки.
· Синтез и накопление полисахаридов, липидов.
· Связывание белковых молекул с сахарами, липидами.
ЭПС.
Структура эндоплазматической сети (ЭПС) представляет систему разветвленных каналов, полостей (цистерн). Стенки каналов и полостей образованы мембранами.
Существуют два типа ЭПС: гранулярная (шероховатая) и агранулярная (гладкая).
Агранулярная ЭПС рибосом на мембране не содержит.
Функции:
· участвует в синтезе липидов и углеводов.
· начинается процесс образования всех клеточных мембран.
На мембранах гранулярной ЭПС расположены рибосомы. Рибосомы придают мембранам шероховатый вид.
Функции:
· биосинтез белка.
· накопление и перемещение веществ в другие части клетки.
Рибосомы.
Это мелкие частицы, не имеющие мембранной структуры и состоящие из двух субъединиц: большой и малой. В состав рибосом входят белки и рибосомная РНК.
В клетке рибосомы могут располагаться в цитоплазме свободно - поодиночке или группами, объединенными одной молекулой и-РНК (полисомы).
Функция:
· синтез белка.
Митохондрия (хондросома).
Митохондрии имеют чаще всего овальную форму с перегородками. Мембрана состоит из наружной и внутренней. Внутренняя мембрана формирует выросты – кристы. На кристах локализуется фермент АТФ-аза. Наружная мембрана гладкая.
Функции:
· синтез АТФ и накопление энергии,
· диссимиляция веществ (расщепление с выделением энергии).
Лизосомы.
Лизосомы представляют собой маленькие пузырьки, окруженные мембраной. Внутри лизосом содержатся гидролитические ферменты, способные переваривать белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Функция:
· обеспечивают процессы внутриклеточного пищеварения.