Хотите быть свободными, хотите научиться летать?

Вытянете перед собой руки, помечтайте, что они, как крылья, начинают расходиться в стороны!
Невероятно, да? Но это научный факт — управляемое идеомоторное движение!

Это тест на «зажатостъ», который уникален тем!: что одновременно и снимает «зажатостъ».

Обучаясь таким ключевым движениям, вы учитесь управлять своим состоянием, освобождаться от комплексов, преодолевать стереотипы мышления и психологические барьеры.
Ключ — это парадокс для ума: движения сознательные, но автоматические. Поэтому они освобождают мозг от привычной логики, открывая новые перспективы.

Это движения особые — полувнешние, полувнутренние, моделирующие западную внешнюю деятельность, т. е. механическое движение, и в то же время — внутренние (рефлекторные реакции организма), моделирующие восточную, глубинную саморегуляцию.

И соединив в себе таким образом Запад и Восток, вы и открываете в себе баланс - состояние внутренней свободы.

Ключ мог родиться только в России.
Ключ к себе — ключ к системам.
(это не метод среди методов, а Ключ к собственному методу)

Ключ — это способ короткого входа в управляющую систему функциональным состоянием организма.

Каждая страна гордится своими достижениями. Потому что это уникальный ресурс и возможность развития страны в сообществе стран. Россия пока оценивает свои изобретения по их оценке и востребованности за рубежом. А как хорошо выразил эту тенденцию русский классик: «Не будете ценить собственных достижений, завтра будете просить у чужого окна!»

Система Ключ — российское достижение, рожденное между Западом и Востоком.

С помощью Ключа повышается эффективность различных методов обучения, тренировки, оздоровительных программ.
В том числе — восточных и западных, например, ци-гун, йоги, медитации, боевых искусств.

Кстати, в основе всех методов мира — китайской гимнастики ци-гун, индийской йоги, японской медитации, методов психотерапии, психокоррекции, психоанализа, американской НЛП и даже аэробики — лежат два основных глубинных действующих фактора: состояние психической релаксации, которое при этом возникает, и направление его использования. Это может быть установка на оздоровление, адаптацию, творчество, развитие качеств и способностей.

Беседа психолога или психотерапевта дает реальный эффект, если в беседе создавался элемент релаксации (условие, через которое происходит переключение мозговой доминанты). Тогда это уже не просто беседа, а технология.

Ключ — это короткий доступ к психической релаксации (там, где нет времени и условий для тренировок и занятий). Ключ родился именно в России, потому что каждая культура создает именно свои методы.

Это стало возможным только теперь, когда был открыт ранее не известный мировой науке критерий для индивидуального подбора приемов — готовность реакции рефлекторно включиться в ответ на волевой сигнал.

Без особого состояния особого внутреннего раскрепощения ци-гун, психотерапия, даже физкультура — это просто обычная механическая работа, не дающая особой пользы.
Потому что даже физические упражнения дают максимальный эффект только тогда, когда между «физикой» (телом) и «психикой» (душой) возникает управляемая вашей целью связь (гармония), которая создается через психическую релаксацию - состояние внутреннего раскрепощения через снятие нервных «зажимов». Японская медитация, позы индийской йоги, упражнения китайской ци-гун, немецкий аутотренинг, американское НЛП и даже аэробика — все это держится в мире только за счет того, что примерно у 30% людей при их выполнении спонтанно возникает это особое состояние внутренней легкости и удовольствия.

Для тех, у кого это особое состояние гармонизирующего раскрепощения не возникает, все эти упражнения и методы могут быть механической и поэтому малополезной работой.

Потому что дело не в методах, а в том, насколько подходят они данной индивидуальности человека.
Поэтому встает вопрос: насколько высока их эффективность в сравнении с затрачиваемыми на это усилиями?

Если вдуматься, то эффективность физкультуры ничтожна в сравнении с тем, сколько сил надо отдать, занимаясь этими упражнениями каждый день в течение всей жизни.
В чем дело?
Почему большинство людей не делают физических упражнений?
Потому что в рекомендации делать эти упражнения каждый день заключена ключевая ошибка.

Во-первых, потому что не имея возможности заниматься ими каждый день, человек и вовсе это не делает, думая, что без ежедневной регулярности не будет никакой пользы.

А главное — потому, что если делать физкультуру каждый день, то наступает естественная адаптация организма, теряется эффективность наших усилий, и тогда для достижения того же самого желаемого результата приходится увеличивать нагрузки, заниматься этими упражнениями все больше и больше. Так появляется зависимость — пока своих два часа не отбегаешь, человеком себя не чувствуешь.

Вместо повышения нагрузок лучше делать дозированные перерывы. И тогда каждый раз организм отвечает на упражнения по-новому, снова, как в первый раз, появляется свежесть и бодрость.
Когда мы знаем, что можем делать что-то без необходимости делать это обязательно каждый день, нам легче это делать.
В этом есть глубинная правда, таковы закономерности работы организма. Поэтому большинство людей не занимаются физическими упражнениями, а не потому, что все кругом глупцы да ленивцы.

Но тот, кому нравится тренироваться каждый день, пусть так и делает, ему, значит, это подходит, он испытывает при физических упражнениях открытие особого приятного состояния легкости и удовольствия.

Используя приемы Ключа в составе физкультуры, каждый может так раскрепощаться и выполнять упражнения с большим удовольствием и пользой, без всякого насилия над собой.

Каждый метод имеет свою историю, ментальность и культуру и поэтому требует соответствующего изменения ментальности и образа жизни от человека, который его использует. Если четко следовать рекомендациям индийской йоги, то в соответствии с ними надо менять и образ жизни и мыслей и, стало быть, постепенно становиться «индийцем». А по китайской системе— «китайцем», по японской— «японцем».

Аутотренинг, например, достижение немецкой культуры, и требует в освоении приемов характерной поэтапности и педантичности, в самой классической методике обучения аутогенной тренировки автором И. Шульцем категорически записано, что нельзя переходить к следующему приему, пока вы не овладели предыдущим. Этот метод построен на поэтапном освоении путем многократного повторения приемов. А если не получается? В России этот метод не пошел, все о нем знают, но применяют в основном в санаториях, под музыку.

Российская ментальность отличается от немецкой, российскому человеку хочется распахнуться, летать, получить все сразу, а не сидеть в неподвижной позе часами, повторяя упражнения типа: нога теплая, рука теплая... А у человека, например, с вегетативно-сосудистой дистонией часто руки холодные ему бы для налаживания контакта между сознанием и организмом сначала бы там холод вызывать, а потом уже — тепло. Но это уже — Ключ. А по правилам аутогенной тренировки он упорно, изо дня в день, будет вызывать тепло, вопреки закономерностям работы своего организма. Так он годами осваивает упражнения: «Повторяй, пока не получится».

А в Ключе путем перебора подбираем то, что получается.
И оказывается, на волне возникающей при этом легкости и физкультурные упражнения — это уже не просто движения, это уже твой полет, это твой танец, это твоя песня. Оказывается, когда есть гармония, ты един с Полетом!

Великий Ганс Селье, канадский физиолог, открыл проблему стресса, а российский Ключ для саморегуляции помогает решать ее.

...Известный писатель сказал мне, что его не нужно убеждать в полезности метода. Потому что его жена, профессор медицины, несмотря на свой избыточный вес, никогда в жизни физическими упражнениями не занималась, а теперь, после одного урока с Ключом, уже два года с удовольствием делает это каждое утро и эти пять минут летает как птица. И он смотрит на это каждое утро два года, и каждый раз, глядя на это, удивляется...
И ждет эту книгу — для «ленивых».

Информационная пауза.

КЛЮЧ К СЕБЕ,
или как находить в себе
то состояние, которое вам нужно.

ТОМУ, У КОГО НЕТ ВРЕМЕНИ

Система «Ключ» — прорыв
в технологии развивающих
программ — принцип подбора
путем перебора вместо
(или в дополнение) принципа
обучения путем повторения.

Управляемые идеомоторные приемы для выработки навыков саморегуляции, снимающие стресс автоматически.

Ключ снимает чувство скованности, помогает сохранять ясность ума в экстремальных ситуациях и быть увереннее в себе, быстрее восстанавливаться, лучше обучаться, тренироваться, лечиться.

Утро нового дня.
Мифы и Информация, отделим фокусы от реальности, Ключ для «просветления», и каким он будет, человек будущего?

Если отделить в некоторых рекламах о йоге или других подобных системах самопознания мифы от информации, освободить от фокусов, которые поражают воображение людей, тянущихся к познанию таинственных явлений человеческой психики, то останется то, что вовсе, может быть, и не привлекает внимание молодых людей. Они, максималисты, молодые люди, во всем этом, как им кажется, и не нуждаются, хотя это и является на самом деле целью достижения всех систем самосовершенствования:

повышение устойчивости к стрессу, чувство меры, способность находить в себе то состояние, которое вам нужно, например, в творчестве или других ответственных ситуациях, способность восстанавливать баланс душевно-физического равновесия, меньше уставать, легче мобилизоваться.

Ну, какая такая особая утомляемость у молодого человека? Даже если она и есть, эта утомляемость, он хочет иного! Ему летать хочется, раскрой ему секреты левитации и телепатии.

Это уже с возрастом приходит желание, чтобы просто-напросто голова не болела или чтобы сон был хорошим. Чтобы утро было как утро, как утро нового дня! Как это бывало в детстве, когда проснешься утром после детского богатырского сна — и день впереди тебе кажется большим и интересным, полным возможных открытий и сюрпризов. А не так, как сейчас,— не с чувством утра нового дня, а с чувством продолжения дня вчерашнего, как в сером коридоре...

У молодого человека, рвущегося к поиску смысла жизни, к познанию истины, к тому, чтобы осчастливить человечество, у него другие духовные потребности.

Нет, дайте молодому человеку нечто безграничное и таинственное, секретные необычные способности и возможности!

И вот на этой потребности людей к самопознанию и самосовершенствованию строятся рекламные кампании всевозможных бизнесменов, эксплуатирующих надежду, преподносящих йогу, китайскую гимнастику ци-гун, японскую медитацию, самогипноз в комплексе с поражающими воображение фокусами, которые заводят пытливый ищущий ум молодого человека в тупик.

По телевидению, например, выступал «крутой» бизнесмен, руководитель крупной нефтяной компании страны. Он сказал, что после курса расширения способностей под руководством неких психологов он прошелся без ожогов по горящим углям и обрел уверенность в себе, поверил в себя, многое для себя открыл.
А дети в Болгарии бегают по горящим углям на праздниках! Дети, вовсе не знающие ни о какой йоге или теориях медитации!
Просто при хождении по горящим углям, как и по куче битого стекла, никто никогда не ранится, даже танцуй на них, а наступишь на отдельное стеклышко или постоишь на отдельном угольке — и поранишься.

От другого рекламного показа дух захватывало!
Острый нож бросали в доску, и он входил в доску, а от живота «йога», лежащего как доска на полу, отскакивал!
И у вас отскочит. Без всякой подготовки.
Потому что живот — амортизатор.
Просто вам это в голову не приходило.
Потому что мы — под впечатлением.
А ларчик открывался просто: надо знать, как мягко бросить нож.

К горькому сожалению, иногда по телевизору показывают детей, которые читают с закрытыми глазами сквозь туго натянутую черную повязку или маску.
В очередном рекламном ролике демонстрировали школьника, который, с повязкой на глазах, якобы по запаху определял стоимость денежной купюры, его даже гордо называли «золотой нос России». Отец им гордился.
Меня как-то пригласили на демонстрацию этих необыкновенных способностей.
Рядом с детьми, которые обучались «видеть без помощи глаз», сидели их мамы и бабушки, оплачивающие это обучение.
- А вы почему не читаете через повязку? — спросил я мам и бабушек.
- У нас мозговой компьютер уже не так обучаем, нам потребуется несколько месяцев обучения, — повторили они заученную фразу от инструктора,— пусть наши детки научатся!
- А если я научу вас этому за пять минут?
- Что?! Как?! Неужели это возможно? Мы с удовольствием!
Я надел на свои глаза их черную повязку и попросил проверить, не видны ли сквозь какие-либо даже маленькие щелочки мои глаза?
— Не видны, не видны! — с готовностью отвечали женщины, даже не пытаясь проверить.
— Нет, вы все-таки проверьте!
— Не видны, не видны! - повторили они, не пытаясь проверить.
— Тогда дайте журнал или газету!
Когда я начал читать газету сквозь черную плотную повязку на глазах, все восторженно повставали с мест и окружили меня: «Как вы это делаете? Научите!»
— Пожалуйста, — сказал я, — кто хочет попробовать?
На стульчик села молодая энергичная женщина, а вокруг возбужденно столпились все остальные.
Я туго затянул на ее глазах черную повязку и попросил остальных проверить, не видны ли сквозь щелочки ее глаза.
Опять никто не стал проверять, все с готовностью говорили: «Ничего не видно, конечно!»
— А теперь,— сказал я женщине с повязкойна глазах,— опустите, пожалуйста, взгляд вниз, найдите взглядом щелочку — место между повязкой и носом, поищите! Поворачивая головой, поищите сквозь эту нижнюю щель повязки светлое поле зрения, нашли?
— Нашла,— ответила женщина.
— А теперь читайте! — И я подвинул для чтения газету, а она стала читать.
И тут... она вскочила, сорвала с лица повязку и закричала на меня:
— Что вы тут нам показываете, дети ведь так не подглядывают, а вы испортите им их мозговой компьютер, уходите прочь!
И все стали кричать на меня, что я испорчу их детям мозговой компьютер.
И я ушел. Детей очень жаль. И родителей тоже.

Натяните на глаза черную повязку или маску, найдите внизу щель между повязкой, щекой и носом, которая снаружи никак не видна из-за строения щеки, и спокойно читайте. Я уверен, вы будете душой компании в любом доме.
Другое дело — действительные способности и возможности человека.
Они — и есть настоящие ценности, хотя и выглядят гораздо прозаичнее.
Но человека манит неизвестное. Как только он узнает секрет, секрет перестает быть привлекательным. Потому что верно вечное требование: «Хлеба и зрелищ!»
Это дорого иногда стоит!

А какую цену мы можем заплатить за то, например, что с помощью какого-либо метода работы над собой стали бы лучше мыслить, лучше понимать себя и людей. Если бы стали более уравновешенными, научились сохранять ясность ума в критических ситуациях, обрели бы выносливость и меньшую зависимость от навязанных впечатлений.

Настоящая йога или другие действительно работающие методы, как и современный Ключ,— это нечто более прозаичное, иное, чем мы обычно ожидаем, и поэтому, прежде чем начать их осваивать, нужно осознать свои ожидания, чтобы потом не расстраиваться, нужно осознать свои надежды, надо отделить мифы от истины. Не следует искушать себя возможными чудесами, чудес на свете не бывает. И мудрецы говорят, что истина — проста!

Но, чтобы прийти к этой истине, подчас приходится пройти круг надежд и испытаний, чтобы «отрезветь», обрести мудрость.
Можно этот круг сократить, но это и есть то, что называется для ищущего ума на языке Востока просветлением. Оно же — саматхи, нирвана, сатори и т. д.
То самое сокровенное состояние гармонии души и тела, к достижению которого так стремятся йоги и все другие представители различных методов и систем духовно-физического совершенствования.
Есть ли оно, такое особое «конечное» состояние развития сознания, открывающее все истины, после которого уже все понятно и все тайны Вселенной раскрыты? Что переживает человек в этом состоянии? Какие свойства обретает?

Оно, это особое состояние, оказывается, всегда с нами, а не где-то далеко, вовне. Мы испытываем его незаметно для себя каждый раз, когда мозг переключается из одного режима деятельности в другой. Например, оно возникает между сном и бодрствованием. Оно — как нейтральное положение в коробке передач автомобиля. Научившись управлять этим состоянием, можно самих себя регулировать.
Вот и все!

Известный в мире йог Вивекананда, имевший и западное, и восточное образование, говорил, что не те йоги, что в поисках просветления сидят и медитируют где-то далеко в пещерах и на вершинах гор, а йогом надо быть в жизни, и что если в Индии есть хоть одна голодная собака, то вся его йога - это накормить ее!

Я испытал это особое состояние и понял: на современном языке в общемировой культуре эта восточная нирвана называется состоянием психической релаксации. На языке российских понятий я определяю его как состояние внутренней свободы. Точно так же, как и загадочное восточное слово «медитация», переведенное по смыслу на язык российских понятий, есть «безграничность», опять-таки свобода.

Это состояние внутренней свободы (не состояние со «свободными» мыслями, а состояние, свободное от хаотичности мыслей) каждый человек ежедневно испытывает много раз, независимо от возраста и рода занятий, потому что это естественное природное состояние. Вы легко можете вспомнить пассивную форму этого состояния, когда оно не задействовано: чувство пустоты в голове, когда ты как бы здесь, и как будто нет тебя, когда ты как бы присутствуешь, отсутствуя, и все прекрасно осознаешь, но при этом не хочешь ни на что реагировать.

Оно возникает, например, как переходный момент от мыслей «конкретных» к мыслям о «вечном» в момент молитвы, гармонизируя психические и физиологические процессы в соответствии с содержанием молитвы, а буддизм, например, в некоторых научных трудах вообще называют «работой с пустотой».

Почему «пустота» — а ценность?
Потому что в этой «пустоте», в этом «безмолвии» и совершается в человеке самое ценное — акт интенсивного самосовершенствования.
На энцефалограмме, например, при этой, так сказать, пустоте в мозгу регистрируется интенсивная электроактивность.
Почему для самосовершенствования нужна эта «пустота»?
Это условие, при котором мозг свободен от вынужденного непрерывного реагирования на внешние и внутренние сигналы, а человек при этом психологически свободен от чувства суеты.
И потому — это «контакт с вечностью».

В чем разница между человеком «просветленным», испытавшим нирвану, и обычным человеком?
У вас это состояние в форме психической релаксации возникало, например, когда вы расслабились в ванне, или во время бега, как чувство облегчения (открытие «второго дыхания»), или когда вы слушали музыку, или когда, уставшие, сидели просто так, бездумно глядя в невидимую точку, восстанавливая этим самым свои силы.

А тренированный человек умеет получать это состояние в нужный для себя момент и сознательно использовать в зависимости от своих целей. Поэтому, владея этим нейтральным состоянием, обеспечивающим свободу «переключений», он может быстрее восстанавливаться, лучше бегать, может стать композитором, писателем и еще бог весть кем.

Оказывается, если в этом состоянии скажешь себе, например, что будешь рисовать только шедевры или бросишь курить, то сам себе поверишь, потому что в этом состоянии нет суеты, все наносное уходит, в этом состоянии внутреннего безмолвия и согласия с самим собой нет барьеров между тобой и целью.

Метод Ключ — короткий способ достижения этого состояния с широкими возможностями для его практического использования.

Что я понял после открытия у себя этого состояния, какие тайны раскрыл, какие особые свойства приобрел?
Я в глубине своей разом как-то успокоился. Это особое успокоение. Это особое чувство, которое возникает тогда, когда ты вдруг находишь ответы на долго мучившие тебя глубинные вопросы. Оказывается, это состояние, которое я всегда искал, ожидая в этом состоянии чего-то нового, особенного, необычного, оно, оказывается, было всегда со мной.

Во мне изменилось вот что. Раньше я всегда был как «запущенный снаряд», обеспокоенный мечтами о владении этим особым состоянием и тем, что скрывается за ним, мечтал о невероятных потенциальных возможностях человека, мучился вопросами о том, каким он будет, человек будущего, какими новыми доселе невиданными качествами и принципиально новыми способностями будет обладать. И вот тогда, в тот самый момент, когда у меня открылось это состояние, вместе с ним мне разом открылось, что человек будущего будет таким же, как и мы. И что мне незачем переживать, что я лично никогда не увижу этого человека будущего. И что он, человек будущего, будет отличаться от нас тем, что будет способен лучше управлять своим состоянием.
Я разом как-то успокоился, будто я овладел этим будущим, это такое ощущение, что я живу теперь здесь, в настоящем, но вместе с этим — и в будущем.
Это, к примеру, как меняется сознание, когда у вас ребенок первый родился или внук. Теперь связь времен установлена, картина мира достроена, и ты как бы живешь теперь вечно, независимо от своего ухода. Обретаешь баланс, потому что выполнил свое эволюционное предназначение.
Может, кто-то другой получает через это особое состояние ответы на другие мучающие его глубинные вопросы и обретает этим самым свою целостность.

Теперь я понимаю, что описал типичную картину так называемого инсайта, озарения, иными словами — автоматического психоанализа, который возник за счет указанного состояния в присутствии моего глубинного волнующего вопроса и снял вопрос гармонизацией психических и физиологических процессов.

Но вы, если хотите ускорить получение ответов на волнующие вас даже текущие конкретные вопросы, поразмышляйте об этом на фоне приемов Ключа, которые гармонизируют внутреннее состояние.

Это подключает к вопросу работу подсознания. И ответы придут, но, может быть, чуть позже, когда вы уже заняты своими делами и не сдерживаете их своим ожиданием.

Все ответы в тебе!
Вы сами и есть чудо!

Ну вот и «чудеса»! Дождались!
Пожалуйста!
А вот раскрою потом секрет, например, моего личного творческого «чуда», окажется, что все опять просто!

Вот ведь в чем дело! Этому и нужно учиться, чтобы «нормально» понимать вещи, не надумывая лишние сущности. Называется это здравым смыслом.

Пять лет назад я начал рисовать, как говорится, с нуля, без всякой школы, учителя (и до сих пор не знаю, как краски правильно смешивать).
Не ходил на выставки, чтобы штампов не нахвататься, все делал «из себя».
И сделал уже более 400 картин пастелью и маслом и ряд картин компьютерной графики, которые были выставлены на четырех персональных выставках, опубликованы в журналах.
И живопись не «примитивная», не «наивная», как говорят, когда «открывается» талант писать у пишущих без школы (там есть свои характерные элементы), а я уже имею, по оценке специалистов, свое лицо в живописи. Например, про кого-то можно сказать, что он пишет как Шагал, в чьих-то работах можно «найти Айвазовского», а я никому не подражаю, пишу так, как пишу я. Говорят, что в моих работах нет штампов, и что важно, как говорят специалисты, есть динамика развития — за пять лет и своими штампами не загрузился.
Как это получилось? Просто! Взял кисточку и начал рисовать. Вы попробуйте — и у вас получится! Возьмите и рисуйте!
Мне это просто в голову раньше не приходило, что я — художник! Я сформировался под влиянием «троек» по рисованию в школе. Потому что в школе нам давали в руки акварель и предлагали молоток или лимон нарисовать. А у меня не получалось, характер мой интенсивный, как я сейчас уже понял — не для акварели, которая требует большой аккуратности: не там воду развел или пятно посадил — и уже грязь. Поэтому я думал, что не способен рисовать.
Может быть, вам акварель подходит, а если нет, бросьте пока, потом получится, а сейчас попробуйте масло, гуашь, темперу, уголь, карандаш, попробуйте не лимон рисовать, а то, что вам хочется, что легче и лучше у вас получится.
Это и есть Принцип Ключа: хочешь что-то сделать, берись сразу за главное, не застревай в деталях, потому что за деревьями леса не видно, делай, как тебе приятнее и проще, используй принцип подбора путем перебора.
А то, что получается,— привлекает, затягивает. И начинаете рисовать больше и больше!
Секрет мой прост: я пишу много, работаю каждый день.
Работа нужна, без работы ничего не получится.
Но я работаю с удовольствием, с чувством, что все получится!
Поэтому мне это нравится, это стало моим отдыхом и полезным трудом одновременно.
Потому что получается.

Нас запугивают слова: «муки творчества», «гранит науки».
Нам в школе говорили: «Не получается, старайтесь — и получится!»
А у меня не получалось, и я не мог понять почему, а комплекс неуверенности в себе, комплекс, что я не художник, сформировался. Вот Володя с соседней парты — художник, а я нет.
И так жил до своих лет.

Есть у меня и второй секрет! Не только принцип Ключа, но и метод Ключ.
В первые дни, когда я начал писать картины, то несколько дней в удобное для себя время делал короткие разминки, снимал чувство «зажатости», а на фоне особых идеомоторных приемов Ключа, стремясь получить чувство полета, мечтал: буду делать только шедевры!
И вот теперь, пока «изюминку» в картине не сделаешь, встаешь и по ночам — работаешь!

Оказывается (вот еще один раскрытый секрет психофизиологии), чем выше планка цели, тем легче раскрываются природные способности и резервные возможности организма.
Потому что для маленьких задач большая энергия и не нужна.
И в жизни и в творчестве: повысишь планку цели, скажешь себе, что делать будешь только шедевры, и на фоне этого настроя проблему среднего уровня решишь без проблем.

Только не пытайтесь подражать кому-либо.
А то мы привыкли учиться под девизом: «Делай, как я!» А если не получается: «Повторяй, пока не получится!»
Быстро, за короткое время, откроешь в себе художника, писателя, композитора, если будешь делать дело, как делаешь именно ты! Как тебе нравится и как тебе проще!
А не так, как это делает кто-то!
Потому что тогда задача вдвойне усложняется: нужно и дело сделать, и сделать его, как делает кто-то.
А для того чтобы делать как кто-то, нужны совсем другое время и совсем другая школа.

Информационная пауза.

Ключ доступен каждому.
Потому что, если не подходит один прием, вы просто подбираете другой.
Потому что знаете Критерий индивидуального соответствия.
А как только найдено действие, которое соответствует текущему состоянию, наступает разгрузка!

...Великий Путь не труден — так говорили древние мудрецы. Посмотрите, говорили они, как легко плывут облака, как легко гнутся под ветром деревья. Великий Путь легок...

Муж моей дочери Шейлы Андрей не читал тогда еще книги древних мудрецов. Он инженер, рисует, пишет музыку. Он написал: «Если ты хочешь принять решение, сделай две вещи: посмотри, как плывут облака, и подумай о том, что подумают об этом люди...
Но если ты посмотрел, как плывут облака,— написал он,— то о втором можешь и не беспокоиться...»

Передаю слово специалисту
ТАМАРЕ ЗИНОВЬЕВОЙ,
которая учит рисовать взрослых.

Рисование без натуги.

Метод «Ключ» раскрывает творческие способности. Люди, которые занимались саморегуляцией по этой системе, начинают рисовать, писать стихи, музыку... Но искусство — это только модель проявления творчества в любой области.
В методе «Ключ» творчество рассматривается как средство саморегуляции: другое занятие (помимо основной профессии) позволяет компенсировать неудовлетворенность от трудностей и неудач, способствует установлению внутренней гармонии.
Такая вот диалектика.
Что такое творчество? Рабочее определение: это решение задачи неизвестным способом с неизвестным заранее результатом.
Наша задача: раскрыть психологический механизм взаимодействия систем «творчество» и «саморегуляция», найти их общую основу.
Принято считать, что творчество — это удел редких талантливых людей. Еще принято считать, что творчество — это тайна, и как оно осуществляется в человеческой голове — неизвестно (хотя существует много теоретических моделей творческого акта). Но сам акт наблюдать невозможно, поскольку он происходит в подсознании и недоступен рефлексии самого творца. • Вместе с тем наука психология утверждает, что всякое психическое действие — это материальное действие, перенесенное на внутренний план мышления. Значит, и творческое действие когда-то было действием физическим. И творцы когда-то проделывали его на внешнем, материальном плане деятельности. Когда? В детстве — когда формируются все психические действия?
В детстве все мы учимся. Но учимся ли мы творить? Проделываем ли мы в детском саду или школе какие-либо действия, из которых впоследствии формируются творческие способности? Учимся-то мы одинаково, но почему творцов так мало?
Поиски действия, которое могло бы лечь в основу творчества и которое совершали мы все в детстве, приводят нас к первым детским рисункам — «калякам-малякам». Это бесцельные хаотические/движения руки ребенка, вооруженной карандашом, ручкой или другим рисующим инструментом. Эти движения оставляют следы на бумаге в виде ничего не обозначающих и ни на что не похожих рисунков, но ребенок, рисующий их, получает огромное удовольствие, он успокаивается, перестает безобразничать и капризничать... Нечто подобное рисуют и взрослые, когда их внимание занято не рисованием, а, например, слушанием лекции, телефонным разговором, а в руках — бумага и ручка. Такое рисование помогает сосредоточиться, снимает напряжение.
Рисование «каляк-маляк» — это род идеомоторных движений, непроизвольных и управляемых одновременно.
С детских «каляк-маляк» начинается развитие детского изобразительного творчества. Аналогию этим действиям (материальным, физическим!) можно найти в любом виде человеческой деятельности, в самом начале развития. В целом эти действия можно назвать баловством. Так вот, получается, что баловство — это основа творчества.
Выводы: основа эта есть у всех, значит, все обладают творческими способностями; но только у отдельных редких людей эти способности получили высокое развитие вопреки системе образования и воспитания.
Суть нашей методики обучения рисованию без натуги — повторить путь развития от непроизвольной моторики к действию на внутреннем плане мышления.
От «каляки-маляки» — к шедевру.

Условия, при которых это возможно:
1. Сформировать мотивацию деятельности.
В традиционной педагогике это установка на результат (создать шедевр искусства). У нас — установка на процесс: получить удовольствие от занятия искусством.
2. Определить критерии оценки художественной продукции.
В традиционной педагогике выполненные учеником работы оцениваются с точки зрения нормативных представлений об искусстве. В работах учеников выявляются недостатки, т.е. качества, не соответствующие эталону искусства. Это обучение через «нельзя». У нас в искусстве все можно. Мы судим художника, как Пушкин,— по законам, которые сам художник над собой признает. Необходимо сломать нормативные представления об искусстве, какими бы «правильными» они вам ни казались. Оценка работы — это выявление достоинств, а не недостатков. У каждого художника достоинства свои. Их надо только увидеть.
3. Организовать процесс работы.
В традиционной художественной педагогике творческий процесс распадается на две части: замысел и исполнение. Замысел — это социальный заказ, пересаженный в голову художника. Рисуют не то, что действительно хотят нарисовать, а то, что полагается, что принято, что «можно». Замыслы стереотипны и отнюдь не всегда совпадают с действительными желаниями художника. Рисование по замыслу — это поиск с заранее заданным результатом, а в творчестве результат неизвестен. Наш лозунг: рисуй сразу! Нарисуй «каляку-маляку», посмотри на нее — и увидишь, на что она похожа. Каждый увидит свое. Это и есть истинное желание художника. Рисунок рисуется как бы сам собою. Это метод случайного поиска. Наловчившись рисовать именно так, художник и на заказ будет рисовать свободно, будто ему ничего не задано. Результат получится неожиданным и интересным — творческим.

Хотите быть свободными, хотите научиться летать? - student2.ru

Традиционная педагогика рекомендует концентрировать усилия на решении задачи, повторять действия снова и снова, пока не получится. «Если долго мучиться...» Мы предлагаем не концентрацию, а разброс усилий, перебор разных способов работы, техник, инструментов, материалов... Пробовать и бросать, если не нравится, если кажется, что не получается. В результате перебора вариантов решения обязательно найдется такое, которое понравится. Удовольствие — критерий того, что находишься на верном пути.
4. Рациональное осмысление результатов работы.
Учеба традиционным методом предполагает овладение заданным алгоритмом действий. Работа анализируется по принципу: выполнил — не выполнил. Таким образом обеспечивается единый путь овладения действием для всех и единый стандарт обученности. У нас же — не обучение, а развитие. Каждый идет своим путем, наиболее соответствующим его индивидуальности. Как это получается? Совет: рисуй сразу, а анализируй долго. Смотри на свой рисунок и размышляй: что понравилось, почему понравилось (объясни самому себе). Это нужно для того, чтобы превратить случайный поиск в поиск целенаправленный, превратить неожиданный эффект в систему и ею пользоваться уже сознательно.
Так можно выйти на высокий уровень мастерства и уже со знанием дела создать шедевр — свой собственный, оригинальный, творческий. И все это — без натуги.
Таким образом, мы использовали идеомоторные движения в рисовании как средство саморегуляции (превратили процесс рисования и обучения рисованию в удовольствие) и как средство раскрытия творческих способностей.
Описанный метод в общих своих принципах применим и к воспитанию творческого подхода к любой человеческой деятельности.

Наши рекомендации