Классификация информационных знаков.

Информационные знаки делятся на:

- товарные знаки;

- наименование места происхождения (места назначения);

- знаки соответствия или качества, технологические знаки;

- компонентные знаки;

- размерные знаки;

- манипуляционные знаки;

- эксплуатационные знаки;

- предупредительные знаки;

- экологические знаки;

- штриховое кодирование;

- прочие.

№21.

Знаки соответствия или качества

Знак соответствия(в области сертификации) удостоверяет, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или друго­му нормативному документу. В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия. Национальный знак соответствия- знак, подтверждающий соот­ветствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, ут­верждается и регистрируется национальным органом по стандарти­зации и сертификации. Знак соответствия разрешается использовать для маркирования только сертифицированной продукции. Заявители (изготовители, про­давцы) любой страны могут маркировать свою продукцию нацио­нальным знаком соответствия при наличии сертификата (выданного одним из национальных органов по сертификации или при наличии соглашений о взаимном признании результатов сертификации), а также после получения лицензии на применение знака соответствия. Национальные знаки соответствия могут быть общими для всех видов продукции или групповыми, подтверждающими соответствие определенной группы (или однородных групп) продукции. В России утвержден только общий знак соответствия системы ГОСТ Р. Наличие этого знака означает, что данная продукция соответ­ствует государственным стандартам Российской Федерации. Через ап­течную сеть реализуется достаточно большое количество упаковок, имеющих российский национальный знак соответствия. Знаки соот­ветствия стандартам других стран можно встретить на упаковках с про­дукцией медицинского назначения импортного производства. Групповой национальный знак соответствия, предназначенный для маркирования российской продукции медицинского назначения, изображен слева. Транснациональные (региональные) знаки со­ответствия- знаки, подтверждающие соответст­вие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации. Наряду со знаками соответствия в ряде стран применяются и зна­ки качества.В отличие от первых знаки качества могут присваивать­ся не только органами по сертификации, но и другими организация­ми, не входящими в национальную систему сертификации. Знаки качества могут: - подразумевать гарантии длительного и (или) успешного исполь­зования продукта; - сообщать о рекомендациях (или одобрении) компетентных ор­ганов по использованию данного продукта; - сообщать о тестировании или проведении сертификации дан­ного продукта по каким-либо показателям авторитетным органом; - иногда дается сообщение о том, что продукт не тестировался; - сообщать название фирмы и год ее основания, который свиде­тельствует о традиционно высоком качестве продукта за весь период существования на рынке.

№22.

Знаки мест происхождения товара

Знаки мест происхождения товара - это знаки, содержащие на­звание страны, населенного пункта, местности или другого геогра­фического объекта (исторически сложившееся) и используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объединения природными условиями или людскими фак­торами (иногда и тем и другим одновременно). Согласно Закону РФ «О товарных знаках...», «регистрация наиме­нования места происхождения товара осуществляется Патентным ве­домством в Государственном реестре наименований мест происхож­дения товаров и выдается свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, которое действует в те­чение десяти лет». Срок действия может быть продлен каждый раз на 10 лет. Знаки страны происхождения товараподразделяются на между­народные и национальные. Во внешнеторговой деятельности принято использовать междуна­родные знаки, включающие одну или несколько букв и цифровой код. Национальные знаки страны происхождения товара могут состо­ять из слов, например: «Made in Russia»— «Сделано в России»; «Made in France»— «Сделано во Франции»; «Made in U.S.A.»— «Сделано в США»; «Product of U.S.A.»— «Продукт из США». Национальный знак страны происхождения товара может иметь символику с изображением национального флага. Знаки страны (или местности) происхождения товара иногда могут вклю­чаться в состав других информационных знаков. Иногда знаки мест происхождения товара, не имея общеприня­той символики, служат одновременно марочным знаком (названием товара). Например, минеральная вода «Ессентуки» в своем названии содержит одновременно информацию о месте происхождения. Знаки страны предполагаемой реализации товараиспользуются при реализации фирменной продукции на международном рынке. Они могут присутствовать на всех видах тары (транспортная, групповая, потребительская), но чаще — на транспортной. Эти знаки аналогич­ны международным знакам страны происхождения по исполнению. Они состоят из нескольких букв, принятых изготовителем в качестве сокращенного названия страны, где предполагается реализовать про­дукт. Например, американские фирмы, направляя товар в Россию, маркируют его знаком (RU).

№23.

Вид тары – классификационная единица, определяющая тару по форме. К основным видам тары относят: банки, аэрозоли, бадьи, бобины, бутылки, бочки, бункеры, гнезда, горшки, дорожные сундуки, коробки, ящики, обрешетки, баллоны, пакеты, тубы и пр. Более подробно о них речь пойдет далее.

Свойства тары и упаковки обширны и напрямую зависят от особенностей как самой упаковки, так и упакованного в нее товара. В целом свойства тары и упаковки можно рассмотреть, опираясь на потребительские требования, предъявляемые к упаковке.

Кфункциональным требованиям можно отнести следующие свойства: 1) газопроницаемость; 2) теплостойкость; 3) морозостойкость; 4) светостойкость; 5) влагостойкость;

6) коэффициент светопропускания;

7) степень набухания;

8) коррозионная стойкость;

9) паропроницаемость;

10) жиростойкость;

11) ароматонепроницаемость;

12) давление выпучивания дна (газированные продукты).

Ктребованиям надежности относятся:

1)срок годности (службы);

2)прочность при ударе;

3)разрывная нагрузка;

4)прочность при сжатии;

5)ударная вязкость;

6)герметичность укупорки;

7)устойчивость к торцевому сжатию;

8)коэффициент скольжения;

9)возможность ремонта (для возвратной тары).

К эргономическим требованиямотносятся:

1)отсутствие вымывания (миграции) токсичных соединений;

2)стерилизуемость;

3)загрязняемость;

4)устойчивость к дезинфицирующим средствам;

5)удобство открывания;

6)удобство дозирования;

7)удобство переноски;

8)возможность повторного закрывания;

9)защита от преднамеренного вскрытия детьми;

10)форма;

11)цвет;

12)сочетание цветов;

13)возможность прочтения информации.

К эстетическим требованиямотносятся: 1) отсутствие дефектов;

2)знаковость;

3)оригинальность;

4)соответствие формы назначению;

5)эргономическая приспособленность формы;

6)правдивость выражения;

7)организованность объемно-пространственнойструктуры;

8)выразительность;

9)органичность декора;

10)чистота выполнения контуров;

11)тщательность покрытия;

12)четкость маркировки;

13)стабильность товарного вида (формоустойчивость).

К требованиям безопасностиотносятся:

1)величина ПДК (предельно допустимая концентрация);

2)величина ДКМ (допустимые количества миграции);

3)величина ОБУВ (ориентировочные безопасные уровни воздействия);

4)класс опасности;

5)хрупкость;

6)устойчивость к растрескиванию при перепаде температур. К экологическим требованиям относятся:

1)величины ПДК в воздухе рабочей зоны;

2)возможность повторной переработки;

3)степень биоразложения;

4)состав продуктов горения;

5)возможность применения технологии рециклинга.

Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому и классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков. К тому же, сложность классификации заключается в том, что она является фасетной, а не иерархической, где каждый признак подчинен другому. Здесь классификационные группировки состоят из отдельных групп, поэтому классифицировать можно по множеству признаков и свойств, присущих той или иной таре и упаковке. Примерная классификация следующая:

1)функции в процессе товарного обращения;

2)кратность использования;

3)принадлежность;

4)функциональное назначение;

5)метод изготовления;

6)конструктивные особенности;

7)физико-механическиесвойства (устойчивость к нагрузкам);

8)устойчивость к внешним воздействиям;

9)материал изготовления (тип тары);

10)вид тары;

11)вид укупорочного средства и вспомогательных средств.

По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют на транспортную, потребительскую и тару-оборудование.

1.Транспортная тара (внешняя) применяется для транспортирования и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу;

2.Потребительская тара (внутренняя) поступает к потребителю с товаром и не

выполняет функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т. п. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве товара, потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать товару рекламу.

Разновидностями потребительской тары являются подарочная и порционная. Художе- ственно-конструкторскоеисполнение подарочной тары подчеркивает назначение товара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечивает использование размещенного в ней товара заданными дозами. Разовая порционная тара, товар в которой, зафиксирован в определенном положении, а его извлечение происходит продавливанием или разрывом, называется контурной.

3.Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров.

4.Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки

иящики специальной конструкции).

В зависимости от кратности использования тара делится на разовую, возвратную и многооборотную.

1.Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары (коробкииз-подконфет, спичек, папирос), а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара;

2.Возвратной являетсятара, бывшая в употреблении, используемая повторно. Она

подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.

3. Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило, подлежит обязательному возврату поставщику. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и индивидуального пользования.

1.Тара общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями.

2.К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготавлива-

емая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.

По функциональному назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания различных товаров, и специализированную – только для определенных товаров.

По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную,закрытую, открытую, а также штабелируемую.

1.Конструкция разборной тары позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяющиеся элементы.

2.Конструкция и свойства складной тары позволяют сложить ее без нарушения

сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму;

3.Разборно-складная тара сочетает в себе конструктивные особенности разборной

искладной тары.

4.Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без крышки или другого вида затвора, относится коткрытой таре.

5.Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединенных частей.

По методам изготовления различают бондарную, клееную, штампованную, литую, сварную и другую тару.

По физико-механическимсвойствам тара бываетжесткой (деревянные и полимерные ящики, бочки),полужесткой (картонные ящики, полимерные трубы), мягкой (мешки, пакеты), а такжехрупкой (различные виды стеклянной тары).

В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара бывает пыле-,свето-,жиро-,газо-,паро– и влагонепроницаемой.

По материалу изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.

1.Деревянная тара получила наибольшее распространение в обращении. Жесткая, способная выдерживать механическое воздействие, она хорошо защищает товары при транспортировании. Однако деревянная тара обладает высоким коэффициентом собственной массы, что увеличивает стоимость перевозки в ней товаров. К этой группе относят ящики, бочки, корзины;

2.Картонная тара широко применяется для упаковки многих продовольственных и

непродовольственных товаров. Она обладает небольшой удельной массой по отношению к затариваемой продукции. Изготавливают такую тару из прессованного, литого или склеенного картона, для производства которого используют древесину и ее отходы, целлюлозу, макулатуру;

3.Бумажная тара применяется для затаривания сыпучих и штучных товаров. К ней относят мешки и пакеты;

4.Текстильная тара – это упаковочные ткани и тканевые мешки;

5.Металлическая тара применяется для затаривания, транспортирования и хранения жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, обладающих специфическими свойствами. Сюда относят бочки, барабаны, фляги, канистры и баллоны (в том числе аэрозольные). Внутреннюю поверхность банок для консервов покрывают специальными лаками или эмалями, препятствующими взаимодействию содержимого тары с металлом;

6.Стеклянная тара служит для упаковки жидких продовольственных и непродоволь-

ственных товаров. К ней относят баллоны, бутылки, банки и флаконы различной формы и емкости, изготовленные из бесцветного или окрашенного стекла.

Из-захрупкости стеклянную тару перевозят либо в специальных полимерных ящиках с гнездами, либо в ящиках, заполненных прокладочными материалами (стружкой, картоном и т. п.). Керамическая тара – разновидность стеклянной тары.

7.Полимерная тара находит все более широкое применение, так как обладает небольшой удельной массой, высокой механической прочностью, низкой влагопроницаемостью.

8.Комбинированная тара изготовлена из двух или более различных материалов. Она

представляет собой единую конструкцию, например картонный корпус с металлическим дном, она не разборная, а представляет собой единое целое.

По виду тару классифицируют: пакет, пачка, коробка, бутылка, банка, туба, ампула, пробирка, стаканчик, ящик, бочка, барабан, фляга, канистра, мешок и другие виды транспортной и потребительской тары.

По виду укупорочных и вспомогательных средств: пробка, кронен-пробка,колпачок, крышка, мюзле, скоба, а также прокладки, амортизаторы, вставки, решетки, обвязочные ленты, пломбы и другие.

Более развернутая классификация упаковки дана в книге В.П. Федько «Упаковка и маркировка». Однако следует понимать, что количество классификационных признаков (фасет) той или иной тары и упаковки будет варьироваться в зависимости от выполняемых функций, особенностей и так далее. К тому же не стоит забывать, что упаковочная индустрия – самый динамичный спектр рынка, в следствие чего классификация тары будет изменяться. Так, уже в настоящее время разрабатывается упаковка с учетом нанотехнологий.

Американская компания системных инноваций Ipifini разработала программируемый контейнер для жидкостей. На его поверхности размещены 20 кнопок, нажатие на которые приводит к впрыскиванию в жидкость различных добавок. Владелец такой «бутылки» может по вкусу добавить в напиток различные ароматы, вкусовые добавки, красители и т. п. Предложенная технология позволит производителю одним таким контейнером заменить ряд вариантов продукта, а потребителю – изменять ряд параметров продукта по своему вкусу во время его использования. Этот способ будет перспективен для пищевой, фармацевтической промышленности, в производстве косметики и парфюмерии.

Еще одним направлением применения нанотехнологии в скором будущем станет использование тонкопленочных датчиков, которые информируют потребителя (изготовителя) о состоянии упакованной в такую упаковку продукции. Это направление будет перспективным в мясомолочной продукции, а также при упаковке сочного растительного сырья и тому подобное. Так, например, широко востребованной может стать полимерная пленка в несколько микрон с рисунком, который меняет свой цвет в зависимости от химического и биологического состава продукта в процессе его хранения или от наличия специфических ферментов в биологическом образце. Датчики, построенные на основе таких голограмм, могут существенно упростить диагностику состояния продукта или проверку пищи на безопасность для человеческого организма. Полимеры, разработанные учеными в рамках этой технологии, «программируются» на отклик на строго определенные вещества.

Также используются наноматериалы, в конструкции которых можно ввести молекулы так называемых фотохромных соединений – получим упаковку, оптическая плотность которой будет увеличиваться или снижаться в зависимости от интенсивности светового потока.

Таким образом, с развитием нанотехнологии добавятся не только классификационные изменения, а коренным образом изменятся представления о роли упаковки для товарных групп, так как это упаковка будущего.

№24.

Первичную упаковку в зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, подразделяют на группы и виды. Для различных лекарственных форм ГОСТом определены виды первичной упаковки и укупорочный материал.

Существуют следующие виды первичной упаковки для лекарственных средств (по ГОСТу 17768-90).

Жесткая упаковка:

металл используется для первичной тары: банок, пробирок (для упаковки таблеток, драже, порошков, гранул, капсул), аэрозольных баллонов, туб (для мазей, паст, линиментов);

стекло используется для производства банок, пробирок, флаконов, бутылок (в них запаковывают таблетки, драже, порошки, гранулы, капсулы, мази, пасты, линименты, глазные капли), ампул;

полимер используют для изготовления пробирок, стаканчиков, банок (они используются для упаковки таблеток, драже).

Полужесткая упаковка:

картон используют для производства коробок, пачек (для пластырей, растительных лекарственных средств);

полимеры используют для производства шприц-тюбиков (для лекарственных форм, предназначенных для инъекций); тюбик-капельницы применяют для упаковки глазных капель; контуров, используемых для упаковки суппозиториев;

комбинированный материал применяют для контурной упаковки суппозиториев, таблеток, драже, капсул, порошков, гранул, растительных лекарственных средств.

Мягкая упаковка:

из полимера применяется как упаковка в виде пакетов для порошков, гранул, пластырей;

бумажная упаковка в виде пакета, завертки используется для упаковки драже, таблеток, растительных лекарственных средств.

Все виды первичной тары и укупорочные средства к ней должны выбираться в зависимости от свойств, назначения и количества лекарственных средств, в соответствии с требованиями государственных стандартов и фармакопейных статей.

Материалы, применяемые для изготовления первичной тары и укупорочных средств, должны быть допущены к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Упаковка должна быть единой для каждой серии упаковываемых лекарственных средств и учитывать их физико-химические свойства:

лекарственные средства, чувствительные к воздействию света, упаковываются в светонепроницаемую тару;

Лекарственные средства, содержащие летучие, выветривающиеся, гигроскопические или окисляющиеся вещества, упаковываются в банки или флаконы, укупоренные навинчивающимися крышками в комплекте с пробками или прокладками с уплотнительными элементами; пробками с уплотнительными элементами; закатываемыми металлическими колпачками в комплекте с пробками или прокладками с уплотнительными элементами, закатываемыми металлическими крышками;

Лекарственные средства, содержащие легколетучие, выветривающиеся, гигроскопические и окисляющиеся вещества, предназначенные для экспорта, упаковываются в тару, укупориваемую закатывающимися крышками, или в другую тару, обеспечивающую их сохранность; каждое лекарственное средство, содержащее летучее вещество или обладающее запахом, упаковывается отдельно от прочих; таблетированные лекарственные средства, содержащие эфирные масла, перед упаковыванием в пробирки завертывают в парафинированную бумагу; уплотнители-амортизаторы при упаковывании таблеток, драже или капсул в тару, не имеющую пробки с амортизаторами.

Допускается применять медицинскую гигроскопическую вату или чесальную вискозную ленту.

Вторичная упаковка предназначена для защиты внутренней тары и стимулирования сбыта.

Основные виды вторичной упаковки, применяемой для лекарственных средств: из картона производят пачки для банок, пробирок, флаконов с лекарственными средствами для инъекций, бутылок, аэрозольных баллонов, ампул; коробки применяют для упаковки ампул, флаконов, шприц-тюбиков;

из полимеров изготавливают контурную упаковку для ампул, флаконов с лекарственными средствами для инъекций, шприц-тюбиков.

При упаковывании ампул допускается применение в качестве амортизатора медицинского алигнина. В каждую упаковку с ампулами должно быть вложено приспособление для вскрытия ампул.

Потребительская тара с лекарственными средствами должна быть упакована в групповую тару — картонные коробки или стопы с последующим упаковыванием стопы в оберточную бумагу. Стеклянные банки, пробирки, флаконы, бутылки, аэрозольные баллоны, алюминиевые тубы допускается упаковывать в термоусадочную пленку. Если у лекарственного средства отсутствует вторичная упаковка, то в групповую упаковку должны быть вложены инструкции по применению (или листки-вкладыши) в количестве, равном числу первичных упаковок.

Размеры тары должны выбираться в соответствии с количеством индивидуальных упаковок (не более 200 штук в групповой таре).

Групповая тара с лекарственными средствами должна быть склеена или обвязана. Требования, предъявляемые к склеиванию, указываются в нормативно-технической документации на конкретные виды лекарственных средств.

Для склеивания групповой тары допускается применять ленту с липким слоем, гуммированную клеевую ленту, мелованную бумагу, оберточную бумагу, мешочную бумагу.

Каждая упаковочная единица любого вида групповой тары снабжается этикеткой.

Для обвязывания групповой тары применяются материалы, обеспечивающие прочность упаковки. При оклеивании или обвязывании групповой тары концы заклеиваются этикеткой, обеспечивающей контроль вскрытия.

Групповую и транспортную упаковку используют для перевозки, складирования, хранения товаров и оптовой или мелкооптовой продажи. Она обеспечивает защиту товара от механических воздействий, которые могут наступить в результате сдавливания, сгибания, скручивания, вытягивания и иного, и потерь при транспортировке и хранении.

К транспортной упаковке лекарственных средств относятся деревянные, полимерные и картонные ящики. Внутренняя поверхность дощатых ящиков или ящиков из листовых древесных материалов выстилается оберточной бумагой, пергаментом, упаковочной бумагой или полиэтиленовой пленкой. При упаковывании лекарственного средства свободное пространство в ящиках заполняется мягким упаковочным материалом, исключающим их перемещение. В качестве уплотнительного материала допускается применять упаковочный алигнин; бумажную и картонную макулатуру; стружку из пористых эластичных полимерных материалов. Масса брутто упаковки не должна превышать 20 кг.

Лекарства, приготовленные в аптеке, хранят в отпускают в разнообразной таре. Тара представляет собой вместилище не только для готовых к отпуску лекарств, но и для всех лекарственных и вспомогательных веществ, имеющихся в аптеке и используемых для приготовления лекарств. Аптечная тара отличается от заводской упаковки лекарств, которая осуществляется с использованием высокопроизводительных автоматов и современных упаковочных материалов (полимеров, лакированной фольги и др.), недоступных для обработки в аптечных условиях.

Современный способ производства лекарств предъявил ряд новых, весьма высоких технологических требований к материалам тары.

1. Упаковка (тара) должна надежно защищать препарат от возможного воздействия внешней среды в процессе транспортировки и хранения независимо от диапазона колебаний свойств внешней среды — в течение периода годности лекарства. В частности, если препарат легко окисляется кислородом воздуха, упаковка должна быть непроницаемой к этому газу; если препарат гигроскопичен, легко подвержен гидролитической порче, упаковка должна быть непроницаемой для паров воды.

2. Упаковка должна предотвращать возможность миграции препарата или его части в окружающую среду. Упаковка должна быть непроницаемой для заключенного в нее лекарства, не должна протекать и т. д. Это особенно относится к упаковке токсичных или агрессивных препаратов.

3. Упаковка должна соответствовать назначению, своей функции. Например, если это аэрозольный биллон, он должен обеспечивать выброс необходимого количества препарата в данное время. Упаковка должна быть удобной и простой в обращении.

4. Материал упаковки должен быть химически индифферентным. Он не должен взаимодействовать с содержимым, поглощать или выделять каких-либо соединений, подвергаться микробиологическому воздействию.

5. Упаковка должна быть небьющейся, способной выдерживать различные напряжения и удары в процессе транспортировки, являясь механической защитой содержимого от различных разрушающих воздействий.

6. Упаковка должна быть экономически целесообразной.

7. Упаковка должна быть носителем научной, рекламной и эстетической информации.

8. Упаковка должна вписываться в технологическую схему как составной элемент процесса, интенсифицируя или по крайней мере не уменьшая производительность труда.

Различные материалы упаковки в разной степени соответствуют приведенным современным требованиям к таре.

Аптечная тара играет важную роль в обеспечении высокого качества лекарств. От качества и типа тары зависят сохранность лекарства во времени, удобство его дозирования и приема. Тара защищает лекарства от воздействия света, кислорода и углекислоты воздуха, водяных паров, микроорганизмов. Большое эмоциональное воздействие на больного оказывают также внешний вид упаковки, ее совершенство, чистота, герметичность и т. д.

№25.

Укупорочные средства

Резина это продукт вулканизации синтетического и натурального каучика, характерное свойство резины это эластичность, достигается путем добавления наполнителя и размягчителя. Из числа резин на основе синтетических каучиков используется резина на основе бутил каучика, она устойчива к атмосферному старению, и может длительное время эксплуатироваться от минус 35-150 градусов. Воду и водные растворы из резины переходят окисляемые вещества. Водные, спиртовые и масляные вытяжки из бутилкаучиковой резины не токсичны и апирогены, в фарм практике резина применяется только в качестве укупорочных средств, пробок и прокладок. По герметизирующим свойствам резина превосходит пластмассы. Применяется для укупорки водных, спиртов водных, инъекционных и глазных растворов. Не совместима с валидолом, диэтиловым эфиром, камфорей, фенолом, эфирными маслами, метил салицилатом, хлороформом, хлорэтилом, эуфелином, растворами аммиака, йода, перекиси водорода, перманганата калия, формальдегида.

Алюминий и жесть используется в виде завинчивающихся и накидных под обкатку крышек и колпачков, внутренняя поверхность крышек покрывается специальным лаком или клеем БФ-2.

Полимерные материалы используются в виде завинчивающихся и накидных крышек, пробок и прокладок.

Стекло применяют для изготовления притертых пробок

Кора пробкового дубаприменяется для изготовления конических пробок, различают пробки целые, т.е из целого куска коры, клееные из нескольких крупных кусков коры, композиционные из прессованной дробленой коры. Целые пробки по качеству подразделяются на бархатные, полубархатные, средние и простые в зависимости от числа чечевичек- это углубления заполненные рыхлой легко крошащейся массой. Для укупорки ЛФ рекомендуется употреблять бархатную(почти без чечевичек) или полубархатную(с незначительным числом чечевичек), целую пробку с прокладкой из пергаментов. Корковые пробки разрушаются окислителями(перекись водорода. Йодом. Хлор) и концентрированными растворами кислот натриевых и калиевых щелочей, аммиака. Органические растворители извлекают из пробки экстрактивные вещества загрязняющие ЛФ.

Классификация укупорочных средств

Все укупорочные средства в зависимости от вида упаковки различают следующие виды:

1. Крышка натягиваемая

2. Крышка навинчиваемая

3. Колпачок обкатываемый по треугольному венчику

4. Колпачок обкатываемый по лезвиям

5. Пробка

6. Прокладка

Пробки применяются из стекла, пластмассы и резины. Пробковые пробки и виду дефицита и не гигиеничности используются мало. Стеклянные пробки применяют для укупорки материальной тары(штангласса). Резинвоые пробки используются в месте с алюминиевыми колпачками, крышками или с использованием пергаментной бумаги «под обвязку». В настоящее время выпускают несколько пробок бежевого цвета на основе силиконового каучика, чем черного и серого цвета на основе бутилового каучика. Красного, серого и голубого на основе натурального каучика.

Колпачки используются для фиксации пластмассовых и резиновых пробок на флаконах изготавливаются из алюминия и сплава.

Крышки используются для укупорки флаконов и банок различают навинчиваемые и натягиваемые. Навинчиваемые применяют для укупорки флаконов с винтовой горловиной, натягиваемые для укупорки банок с треугольным венчиком. Натягиваемые крышки изготавливаются из алюминия и пластмассы, под навинчиваемые крышки подкладывают прокладки из пергамента или вставляют пробки. Натягиваемые крышки применяют самостоятельно без прокладок так как они снабжены уплотнительными элементами.

Пластмассовые укупорочные средства на фиксируемость испытывают следу­ющими способами: прокладка не должна выпадать из навинчиваемых крышек после последовательно выполненных операций навинчивания, отвинчивания и мно­гократного встряхивания прокладкой вниз. Навинчиваться крышка с прокладкой на горловину тары должна свободно, без трения; при приложении дополнительно­го усилия не должна проворачиваться.

№26.

Определение потребности в лекарственных средствах имеет в настоящее время большое значение, поскольку, базируясь на этой информации, принимаются многие управленческие и законодательные решения: формирование списков жизненно важных лекарственных средств,

списка товаров критического импорта, решения об инвестициях в производство и т. д.

На первом этапе необходимо собрать данные о множестве препаратов, которые выступят конкурентами в данном секторе рынка (аналоги по структуре (генерики) или аналоги по механизму действия). Эта информация должна быть максимально полной (фирма и страна-

производитель, лекарственная форма, тип упаковки, доза, наличие побочных эффектов и противопоказаний, кратность введения, условия хранения, форма отпуска, взаимодействие с другими лекарственными средствами и пищей, побочные эффекты, наличие препаратов в схемах лечения, цены и т. д.). Для формализации сбора и упорядочения исходной информации разработаны подробные формы по описанию лекарственного средства и его экспертной

оценки.

Чтобы оценить потенциальную область применения каждого лекарственного средства для их последующего сравнения, введен показатель ―комплексная оценка потребления‖,

содержащий ряд параметров:

прогноз заболеваемости по всем заболеваниям, для лечения которых применяется данный препарат;

эффективность его применения для лечения данного заболевания (по экспертным оценкам);

применение лекарственного средства в схемах лечения в качестве основного или препарата замены.

Показатель рассчитывается по следующей формуле:

К = ∑(EiPiZi)ni

где п — число заболеваний, при которых может применяться данный препарат;

Ei — коэффициент, зависящий от эффективности его применения для лечения данного заболевания;

Pi — коэффициент, величина которого зависит от наличия лекарственного средства в схемах лечения, рекомендациях;

Zi — прогноз заболеваемости на следующий год по данному заболеванию.

На основании всей перечисленной информации строится рейтинг препаратов методами многокритериальной оптимизации, основанный на принципе Парето, результаты которого могут быть представлены в виде обычных диаграмм.

Решение следующей задачи — прогнозирование платежеспособного спроса — затруднено в связи с отсутствием в большинстве стран СНГ полных и достоверных официальных данных о продаже лекарственных препаратов за последние годы и данных о реальной платежеспособности населения в целом, а также его отдельных групп и разных регионов.

В связи с этим оценка платежеспособного спроса осуществляется на основе косвенных данных: потенциальной потребности в препарате, рассчитанной на основе прогноза заболеваемости, динамики заболеваемости курсовых доз и имеющихся сведений о поступлениях лекарственного средства; официальной динамики денежных доходов и расходов населения за последние годы.

Эти данные позволяют построить систему моделей, позволяющих получить оценку платежеспособного спроса для каждой группы лекарственных препаратов.

Прогнозирование потребности в лекарственном препарате можно выполнить

следующим образом:

П = ∑(3ij х Hj х Ci х gi х Ki),

где j — год, на который выполняется расчет; i — заболевание, для которого может использоваться препарат; N — количество заболеваний, для которых может использоваться препарат; 3ij — заболеваемость по i-тойнозологии, дляj-roгода; Hj — прогноз количества населения наj-йгод; Ci — наличие данного лекарственного

Наши рекомендации