Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
Мастюкова Е.М.
Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей.
Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.
Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике. Она может быть полезна для студентов дефектологических и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей.
Оглавление
Введение ............................................................................................................................................................................................................ 3
Раздел I. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе.................................. 5
Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития................................................................................................................. —
Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития.................................................................................................................................. 21
Глава 3. Основные формы аномального психического развития (клиническая характеристика) ..............................................................26
1. Нарушения познавательной деятельности.................................................................................................................................................... —
1.1. Умственная отсталость................................................................................................................................................................................—
1.2. Задержка психического развития............................................................................................................................................................... 29
1.3. Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами………………….................................... 31
1.4. Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральными параличами............................................................................... 35
1.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом..............................................................................................................39
Глава 4. Судорожный синдром и наиболее распространенные соматические и нервно-мышечные заболевания у детей раннего возраста..................................................................................................................................................................................................................40
1. Нервно-мышечные заболевания.....................................................................................................................................................................49
2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой.................................................................................................... 50
Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии...................................................................................................................................... 52
1. Общие теоретические положения..................................................................................................................................................................—
2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей........................... 59
2.1. Медицинская диагностика. Диагностика некоторых синдромальных форм психического дизонтогенеза........................................—
2.1. Медицинская диагностика. Ранняя диагностика детского церебрального паралича…………………………………………............71
2.2. Психопатологическое исследование..........................................................................................................................................................74
2.3. Психолого-педагогическая диагностика....................................................................................................................................................75
2.4. Основные методы педагогической диагностики.......................................................................................................................................—
2.4.1. Констатирующий эксперимент................................................................................................................................................................78
2.4.2. Обучающий эксперимент........................................................................................................................................................................ 80
2.5. Нейропсихологическое и логопедическое обследование…………………………………………………………………………........ 81
2.6. Диагностика развития мышления ............................................................................................................................................................. 82
3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения................................................................................................... 86
3.1. Алалия и нарушения коммуникативного поведения .............................................................................................................................. 87
3.2. Обследование экспрессивной речи ........................................................................................................................................................... 90
3.3. Заикание.........................................................................................................................................................................................................91
3.4. Нарушения коммуникативного поведения детей с недостатками слуха................................................................................................97
3.5. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме ……………….......................................................................99
4. Аутистические проявления при некоторых нервно-психических заболеваниях у детей........................................................................104
Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития............................................................108
Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению............................................117
Глава 8. Что такое лечебная педагогика?..........................................................................................................................................................121
Раздел II. Лечебно-педагогическая работа (содержание и методы).........................................................................................................131
Глава 1. Общие принципы лечебной педагогики..............................................................................................................................................—
Глава 2. Физическое воспитание........................................................................................................................................................................140
2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка.................................................................................................................................—
2.2. Развитие и нормализация движений .........................................................................................................................................................145
2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте.............................................................................................................................162
2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.....................................................................................................................................163
2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания ............................164
Глава 3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений.....................................................................................170
Глава 4. Ознакомление детей с окружающим миром......................................................................................................................................180
Глава 5. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности................................................................................................................183
Глава 6. Развитие познавательной деятельности.............................................................................................................................................194
Глава 7. Подготовка к обучению математике, чтению и письму...................................................................................................................201
7.1. Подготовка к обучению математике..........................................................................................................................................................—
7.2. Формирование предпосылок к обучению чтению к письму...................................................................................................................204
7.3. Подготовка к обучению письму...................................................................................................................................................................—
7.4. Подготовка к обучению чтению.................................................................................................................................................................205
7.5. Роль дидактических игр в умственном воспитании дошкольников.......................................................................................................206
Раздел III. Дифференциация лечебно-педагогической работы в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза................................................................................................................................................................................................................207
Глава 1. Общий теоретический подход........................................................—
Глава 2. Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости.....................................................................................208
Глава 3. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости..........................................................................................................210
Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития....................................................................215
Глава 5. Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития........................................................................................222
Глава 6. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) ......................................22 6
6.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) .................................................................................—
6.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи.............................................................................................................................232
Глава 7. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (ДЦП)............................................................................234
7.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития ........................................................................................................................—
7.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (ДЦП)...........................................................................................235
7.3. Ранняя логопедическая работа.................................................................................................................................................................236
7.4. Развитие двигательных функций.............................................................................................................................................................241
Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения................................................................................................243
Глава 9. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха .................................................................................................248
9.1. Современные методы медицинской реабилитации детской тугоухости..............................................................................................256
Глава 10. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения............................258
Глава 11. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии……….........................................................264
Глава 12. Лечебно-педагогическая работа с соматически ослабленными детьми и детьми с повышенной нервной возбудимостью
и нарушениями поведения................................................................................................................................................................................266
12.1. Лечебно-коррекционные и педагогические мероприятия ...................................................................................................................268
Глава 13. Лечение и психотерапевтическая работа с семьей.........................................................................................................................270
13.1. Общеоздоровительные мероприятия......................................................................................................................................................—
13.2. Медикаментозная терапия (общая характеристика основных лекарственных препаратов)............................................................273
13.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии..................................................................................278
13.4. Психотерапевтическая работа с семьей.................................................................................................................................................280
Заключение.........................................................................................................................................................................................................284
Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста..................................................287
Приложение 2. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук........................................291
Приложение 3. Стимуляция доречевого и речевого развития.......................................................................................................................292
Приложение 4. Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков……………………..............................293
Приложение 5. Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии...............................................................................................................................................................................................................295
Рекомендуемая литература.............................................................................................................................................................................298
Светлой памяти М.С.Певзнер посвящается
Введение
Цель этой книги — помочь педагогам, воспитателям и родителям в подготовке к обучению детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии и хроническими соматическими заболеваниями.
Знание основ лечебной педагогики необходимо для создания специальных условий и предпосылок для возможности успешного обучения каждого ребенка с различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями и отклонениями в развитии. В книге рассказывается о том, как обеспечить возможность успешного обучения каждого из этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и интерес к занятиям, активизировать их самостоятельную познавательную активность. Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, ознакомлению детей с окружающим миром, формированию начальных математических представлений, развитию личности и межличностных отношений.
Особое внимание уделяется сочетанию педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений.
Эффективность предлагаемых приемов коррекционной педагогической работы возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии.
Эффективность лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий в значительной степени зависит от сотрудничества специалистов и родителей.
Успех лечебно-коррекционной работы определяется не только дифференцированностью подхода с учетом специфики отклонений в развитии, соматического, неврологического и психического состояния ребенка, но и его индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.
Из предлагаемых рекомендаций педагоги, воспитатели и родители могут выбрать те, которые представляются им наиболее целесообразными с учетом вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка и конкретных условий жизни.
Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обобщения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы.
Книга предназначена педагогам, воспитателям, логопедам, детским психоневрологам, работающим в детских восстановительных центрах, специальных яслях, домах ребенка, детских садах, а также родителям. Она может быть полезна студентам дефектологических, психологических и педиатрических факультетов, а также детскому семейному врачу.
Раздел 1. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Мастюкова Е.М.
Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей.
Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.
Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике. Она может быть полезна для студентов дефектологических и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей.
Оглавление
Введение ............................................................................................................................................................................................................ 3
Раздел I. Ранняя диагностика отклонений в развитии и общие подходы к лечебно-педагогической работе.................................. 5
Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития................................................................................................................. —
Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития.................................................................................................................................. 21
Глава 3. Основные формы аномального психического развития (клиническая характеристика) ..............................................................26
1. Нарушения познавательной деятельности.................................................................................................................................................... —
1.1. Умственная отсталость................................................................................................................................................................................—
1.2. Задержка психического развития............................................................................................................................................................... 29
1.3. Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами………………….................................... 31
1.4. Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральными параличами............................................................................... 35
1.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом..............................................................................................................39
Глава 4. Судорожный синдром и наиболее распространенные соматические и нервно-мышечные заболевания у детей раннего возраста..................................................................................................................................................................................................................40
1. Нервно-мышечные заболевания.....................................................................................................................................................................49
2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой.................................................................................................... 50
Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии...................................................................................................................................... 52
1. Общие теоретические положения..................................................................................................................................................................—
2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей........................... 59
2.1. Медицинская диагностика. Диагностика некоторых синдромальных форм психического дизонтогенеза........................................—
2.1. Медицинская диагностика. Ранняя диагностика детского церебрального паралича…………………………………………............71
2.2. Психопатологическое исследование..........................................................................................................................................................74
2.3. Психолого-педагогическая диагностика....................................................................................................................................................75
2.4. Основные методы педагогической диагностики.......................................................................................................................................—
2.4.1. Констатирующий эксперимент................................................................................................................................................................78
2.4.2. Обучающий эксперимент........................................................................................................................................................................ 80
2.5. Нейропсихологическое и логопедическое обследование…………………………………………………………………………........ 81
2.6. Диагностика развития мышления ............................................................................................................................................................. 82
3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения................................................................................................... 86
3.1. Алалия и нарушения коммуникативного поведения .............................................................................................................................. 87
3.2. Обследование экспрессивной речи ........................................................................................................................................................... 90
3.3. Заикание.........................................................................................................................................................................................................91
3.4. Нарушения коммуникативного поведения детей с недостатками слуха................................................................................................97
3.5. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме ……………….......................................................................99
4. Аутистические проявления при некоторых нервно-психических заболеваниях у детей........................................................................104
Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития............................................................108
Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению............................................117
Глава 8. Что такое лечебная педагогика?..........................................................................................................................................................121
Раздел II. Лечебно-педагогическая работа (содержание и методы).........................................................................................................131
Глава 1. Общие принципы лечебной педагогики..............................................................................................................................................—
Глава 2. Физическое воспитание........................................................................................................................................................................140
2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка.................................................................................................................................—
2.2. Развитие и нормализация движений .........................................................................................................................................................145
2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте.............................................................................................................................162
2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.....................................................................................................................................163
2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания ............................164
Глава 3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений.....................................................................................170
Глава 4. Ознакомление детей с окружающим миром......................................................................................................................................180
Глава 5. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности................................................................................................................183
Глава 6. Развитие познавательной деятельности.............................................................................................................................................194
Глава 7. Подготовка к обучению математике, чтению и письму...................................................................................................................201
7.1. Подготовка к обучению математике..........................................................................................................................................................—
7.2. Формирование предпосылок к обучению чтению к письму...................................................................................................................204
7.3. Подготовка к обучению письму...................................................................................................................................................................—
7.4. Подготовка к обучению чтению.................................................................................................................................................................205
7.5. Роль дидактических игр в умственном воспитании дошкольников.......................................................................................................206
Раздел III. Дифференциация лечебно-педагогической работы в зависимости от структуры ведущего нарушения и медицинского диагноза................................................................................................................................................................................................................207
Глава 1. Общий теоретический подход........................................................—
Глава 2. Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости.....................................................................................208
Глава 3. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости..........................................................................................................210
Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития....................................................................215
Глава 5. Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития........................................................................................222
Глава 6. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) ......................................22 6
6.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) .................................................................................—
6.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи.............................................................................................................................232
Глава 7. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (ДЦП)............................................................................234
7.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития ........................................................................................................................—
7.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (ДЦП)...........................................................................................235
7.3. Ранняя логопедическая работа.................................................................................................................................................................236
7.4. Развитие двигательных функций.............................................................................................................................................................241
Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения................................................................................................243
Глава 9. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха .................................................................................................248
9.1. Современные методы медицинской реабилитации детской тугоухости..............................................................................................256
Глава 10. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения............................258
Глава 11. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии……….........................................................264
Глава 12. Лечебно-педагогическая работа с соматически ослабленными детьми и детьми с повышенной нервной возбудимостью
и нарушениями поведения................................................................................................................................................................................266
12.1. Лечебно-коррекционные и педагогические мероприятия ...................................................................................................................268
Глава 13. Лечение и психотерапевтическая работа с семьей.........................................................................................................................270
13.1. Общеоздоровительные мероприятия......................................................................................................................................................—
13.2. Медикаментозная терапия (общая характеристика основных лекарственных препаратов)............................................................273
13.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии..................................................................................278
13.4. Психотерапевтическая работа с семьей.................................................................................................................................................280
Заключение.........................................................................................................................................................................................................284
Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста..................................................287
Приложение 2. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук........................................291
Приложение 3. Стимуляция доречевого и речевого развития.......................................................................................................................292
Приложение 4. Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков……………………..............................293
Приложение 5. Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии...............................................................................................................................................................................................................295
Рекомендуемая литература.............................................................................................................................................................................298
Светлой памяти М.С.Певзнер посвящается
Введение
Цель этой книги — помочь педагогам, воспитателям и родителям в подготовке к обучению детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии и хроническими соматическими заболеваниями.
Знание основ лечебной педагогики необходимо для создания специальных условий и предпосылок для возможности успешного обучения каждого ребенка с различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями и отклонениями в развитии. В книге рассказывается о том, как обеспечить возможность успешного обучения каждого из этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и интерес к занятиям, активизировать их самостоятельную познавательную активность. Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, ознакомлению детей с окружающим миром, формированию начальных математических представлений, развитию личности и межличностных отношений.
Особое внимание уделяется сочетанию педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений.
Эффективность предлагаемых приемов коррекционной педагогической работы возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии.
Эффективность лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий в значительной степени зависит от сотрудничества специалистов и родителей.
Успех лечебно-коррекционной работы определяется не только дифференцированностью подхода с учетом специфики отклонений в развитии, соматического, неврологического и психического состояния ребенка, но и его индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.
Из предлагаемых рекомендаций педагоги, воспитатели и родители могут выбрать те, которые представляются им наиболее целесообразными с учетом вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка и конкретных условий жизни.
Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обобщения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы.
Книга предназначена педагогам, воспитателям, логопедам, детским психоневрологам, работающим в детских восстановительных центрах, специальных яслях, домах ребенка, детских садах, а также родителям. Она может быть полезна студентам дефектологических, психологических и педиатрических факультетов, а также детскому семейному врачу.
Раздел 1. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
Психомоторное развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Последовательность психомоторного развития тесно связана с этапностью созревания мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окружающей средой. Кроме того, развитие в раннем и дошкольном возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.
Замедленный темп возрастного развития может касаться одной или нескольких функций, отмечаться на одном или нескольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ребенка в раннем возрасте требует профессионального подхода.
Родителям и педагогам необходимо знать сроки нормального психомоторного развития ребенка для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития.
Следует очень осторожно подходить к оценке отставания психомоторного развития у недоношенного или рожденного с низкой массой тела ребенка. Если временные параметры его развития находятся в соответствии со степенью его недоношенности и имеют тенденции к нормализации, это является хорошим прогностическим признаком, особенно если при неврологическом обследовании врач не отмечает у него отклонений со стороны нервной системы. Следует помнить, что некоторые формы задержки темпа развития тех или иных функций (например, речи) могут быть наследственными.
Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте всегда должна быть дифференцированной, учитывающей особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук. зрительно-моторной координации, восприятия, познавательных функций и речи. Кроме того, важно оценить особенности социально-эмоционального развития.
Особенности социально-эмоционального развития ребенка в раннем возрасте наименее изучены. Вместе с тем, хорошо известно, что психическое развитие ребенка в первые годы жизни происходит в процессе взаимодействия со взрослыми и при эмоциональном познании окружающего мира. Благоприятные условия взаимодействия взрослого и ребенка и особенно диады — мать-ребенок являются необходимыми для нормального социально-эмоционального развития.
Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связаны. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития.
Первый этап (условно охватывающий первые 5 месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. Ребенок радуется общению со взрослым, стремится к телесному контакту, улыбается при ласковом обращении к нему.
Второй этап (от 5—6 месяцев до 1 года) отличается развитием специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к какому-либо одному заботящемуся о нем лицу. Он следит за ним глазами, выражает недовольство при его уходе, улыбается больше этому лицу, чем другим, охотнее и длительнее гулит и лепечет в его присутствии. К концу этого этапа он может показывать активное стремление к отказу от общения с другими лицами, страх при виде чужого лица.
Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2—3 лица из его окружения. Обычно это другой родитель, бабушка или еще кто-либо из близких.
Некоторые дети в своем развитии минуют второй этап и более быстро переходят к третьему. Особенно это характерно для детей, которые воспитываются в детских учреждениях.
Таким образом, специфические эмоциональные привязанности у ребенка раннего возраста наиболее интенсивно развиваются в период от 22 недель до 1 года.
Структура эмоциональной привязанности ребенка не всегда однотипна. Наиболее благоприятной для психического развития является так наз<