Формирование поведения собаки в его связи с дрессировкой и обучением
Формирование поведения животного с точки зрения зоопсихологии отличается по своим принципам как от условно-рефлекторной дрессировки, принятой сейчас в кинологии в качестве основного метода, так и от функционального обучения собаки (притравка и натаска охотничьих собак, формирование охранного и сторожевого поведения, обучение пастьбе и т.п.). При формировании поведения используются идеи, разработанные бихевиористами, и главная из них – это принцип оперантного обучения, предложенный Л.Скиннером. Эти идеи подкрепляются также теорией функциональных систем, разработанной П.К.Анохиным [2].
Принцип оперантного обучения состоит в том, что обучаемое животное активно и целенаправленно выбирает программу поведения, обеспечивающую достижение желательного результата. При этом поведение оценивается не только как результативное (вероятность достижения результата и его "ценность"), но и как эффективное (результат достигается минимумом затрат). Тем самым достигается не только обучение тем или иным формам желательного поведения, но и совершенствование и оптимизация процесса принятия решений как такового.
Параллельно с формированием желательного поведения (в том числе и в качестве заместительного, с целью вытеснения нежелательных форм) современные методы зоопсихологии позволяют организовать и желательный баланс возбуждения и торможения.
При формировании поведения используются следующие компоненты метода информационного моделирования:
· представление знаний субъекта в виде Субъектной Информационной Модели (СИМ);
· мотивационный анализ поведения;
· зависимость между силой эмоционального отклика на события и структурами психики;
· режимы психической деятельности в зависимости от характера среды.
Под формированием поведения здесь имеется в виду не столько функциональное обучение собаки рабочего назначения, сколько выработка любых форм и критериев поведения у собаки любой породы. Методы формирования поведения используются также и с целью коррекции нежелательного поведения и устранения проблем психики (реформирования СИМ). Учитывая, что приспособление животного и выработка соответствующих программ поведения происходит всегда, в любом жизненном опыте собаки, в том числе и независимо от воли человека (этот процесс называется научением), правильная организация этого жизненного опыта является необходимым условием формирования желательного для человека поведения.
Условно-рефлекторная дрессировка, являющаяся в нынешней кинологии наиболее популярным методом формирования поведения, основана на жесткой и однозначной связи между стимулом и реакцией (так определил понятие рефлекса В.М.Бехтерев). При этом формируются стереотипные блоки поведения, но этот процесс не затрагивает критериев выбора, а также представлений и результативности и эффективности поведения.
Соответственно формируемых уровням СИМ, будем называть дрессировкой процесс выработки того или иного набора стереотипов (условных рефлексов), а обучением – целенаправленное формирование критериев поведения для определенного круга ситуаций (это частный случай научения). На этапе обучения формируется сложное поведение собаки, предусматривающее выработку эффективных стратегий поведения, использующих врожденные и благоприобретенные стереотипы для заранее определенных видов поведения. Однако применяемые ныне программы обучения собак отличаются от формирования поведения тем, что обучение практически не воздействует на мотивации субъекта и на процесс принятия решения как таковой.
В настоящее время в практике дрессировки и обучения собак в качестве основных этапов подготовки используются два общепринятых курса: дисциплинарный (Курс Общего Послушания, Курс Общей Дисциплины, Управляемая Городская Собака и т.п.) и функциональный (Защитно-Караульная Служба, Охранная Собака, Собака-Телохранитель и т.п.). Эти курсы, как правило, по-разному специализированы для разных пород собак и предусматривают отработку поведения на уровне выполнения тех или иных нормативов, соответствие которым оценивается комиссией в баллах и определяет собой "дрессировочную категорию", присваиваемую собаке. В качестве своеобразного хобби, заполняющего досуг хозяев собак, практикуется также и курс "аджилити", представляющий собой сочетание послушания и преодоления препятствий. Несомненным достоинством занятий по курсу "аджилити" являются развитие комбинаторного мышления, совершенствование контакта с хозяином, а главное – широкие возможности для совместной работы с собакой для всех категорий хозяев собак.
С нашей точки зрения целью дрессировки и обучения является подготовка семейной собаки как таковой, то есть собаки, полностью принимающей поведенческие критерии человека, независимо от функциональной направленности поведения. В соответствии с этим нам представляется целесообразным выделить несколько иные этапы дрессировки и обучения собаки, которые были бы более универсальны и приводили наиболее полному развитию психики и поведенческих возможностей собаки, отвечая при этом требованиям хозяина.