Психологические потребности и типы ожиданий человека

Межвидовые отношения изучались в зоопсихологии применительно к дикой природе и описывались как контакты и взаимодействия видов в процессе реализации видосохраняющих форм поведения. Понятно, что при проживании в одном ареале наиболее важное значение для представителей разных видов приобретает пищедобывательное и территориальное поведение, которое и стало основой для исследователей межвидовых отношений. Следовательно, преобладающими формами межвидовых отношений в дикой природе следует считать избегание, преследование жертвы и (что встречается реже) возможность извлечения односторонней или обоюдной пользы (симбиоз). Так, например, Н.Тинберген рассматривал отношения между разными биологическими видами как поведенческие реакции, основанные на понимании и использовании сигналов другого вида для одной из двух основных целей: (1) запуск реакции другого вида на собственное поведение; (2) избегание реакции другого вида (например, стремление не вызывать пищевой реакции хищника).

У одомашненных животных в процессе доместикации вырабатываются особые формы межвидовых отношений с главенствующим видом, в роли которого выступает человек. У каждого из одомашненных видов животных прослеживается зависимость от человека, выражающаяся по-разному, в соответствии с тем, как тот или иной вид используется человеком (начиная с пищевой зависимости, элиминирующей естественное пищедобывательное поведение, с чего начинается любая степень доместикации). У собак, к которым в процессе одомашнивания предъявлялись главным образом функциональные и поведенческие требования, зависимость от человека проявляется, естественно, в приспособлении поведения к требованиям вида-лидера.

Общевидовая врожденная «потребность в человеке», присущая всем домашним собакам, выражается в том, что животное само стремится установить как можно более тесные отношения с хозяином и его семьей. Контакт с хозяином в жизни домашних собак играет роль видосохраняющей функции, не менее важной, чем оборонительный или пищедобывательный инстинкт. Человек стал важным фактором, к которому собака приспосабливается как филогенетически, так и онтогенетически.

Зависимость собаки от человека проявляется во всех важнейших аспектах жизнедеятельности этого вида, а именно:

* пищевая зависимость от человека;

* территориальная зависимость от хозяина и его семьи;

* защищенность со стороны человека;

* сексуальное поведение (искусственный отбор и подбор в ходе селекции);

* обучение нормам безопасного и эффективного поведения в антропогенной среде.

Главным критерием эффективности поведения домашней собаки становится не индивидуальное и/или групповое выживание, а соответствие поведения требованиям со стороны человека как вида-лидера, определяющего выживание во всех важнейших аспектах, – в этом состоит суть приспособляемости для домашнего животного. Удовлетворение требований, предъявляемых хозяином, представляет собой основу нормального контакта собаки и человека, а поэтому и типы контакта имеет смысл определять по тому набору функциональных и поведенческих требований, который формируется человеком.

С другой стороны, характер отношений между собакой и хозяином определяется и тем, насколько эффективно человек удовлетворяет ведущие потребности животного, и при этом необходимо учитывать не только физиологические, но и психологические потребности животного (с преобладанием последних). В конечном счете, структуру социальных отношений стайных животных можно рассматривать не только с точки зрения выживания и сохранения вида, но и в аспекте удовлетворения психологических потребностей.

Принято думать, будто в семье хозяином собаки становится тот, кто выгуливает и кормит собаку. Это было бы верно, если бы потребности всех собак сводились бы к физическому выживанию и жизнеобеспечению. Однако, как показывает мотивационный анализ, структура потребностей и мотиваций собаки намного сложнее. Поэтому и характер контакта с человеком может быть основан на разных потребностях (в зависимости от породы, возраста и индивидуального баланса, складывающегося в процессе воспитания). Следовательно, и отношения с разными членами хозяйской семьи могут базироваться на удовлетворении разных потребностей животного, образуя сложную и гибкую структуру.

Психологическое благополучие собаки зависит от соотношения индивидуальных значимостей разных потребностей и от степени удовлетворения их человеком. Так, например, для собаки с чрезмерно развитыми мотивациями самосохранения в форме страха «главным человеком», а значит – и лидером, определяющим основные требования к поведению, становится даже не тот, кто ее кормит, а тот, кто способен защитить от опасности (это усугубляется тем, что у пугливых и трусливых собак пищевая потребность нередко бывает подавлена). При большой значимости функциональных стереотипов поведения (распространенный психотип «рабочей собаки») основным хозяином становится не кормилец и не самый ласковый член семьи, а тот, с кем собака работает. В то же время для собаки с недостаточно развитыми функциональными стереотипами (даже если она относится к той же породе, несет те же наследственные задатки, а возможно – и происходит из того же помета) это оказывается неверным. Следовательно, при определении типа и развития контакта собаки с хозяином и членами семьи необходимо учитывать результаты анализа индивидуальной психики собаки и истории развития отношений.

Привязанность человека к своей собаке также может и должна рассматриваться с точки зрения удовлетворения ведущих потребностей человека, среди которых чаще преобладают психологические. Животное способно удовлетворять психологические потребности хозяина не менее (а порой и более) эффективно, чем люди, с которыми он общается, и корни такого восприятия собаки кроются в психологии человека. В межличностных отношениях с человеком собака играет ведомую роль, поэтому в норме хозяин всегда получает (или искренне думает, что получает) от своей собаки то, что ему необходимо «для души».

Человек, приобретающий собаку, прогнозирует перспективы будущего межличностного партнерства, а правильность прогноза зависит от осознания человеком видовых особенностей собак в целом, породных характеристик и от индивидуального выбора. Если возможности породы и индивидуума совпадают с ожиданиями и прогнозом хозяина, то такое партнерство в полной мере удовлетворяет психологические потребности человека и оказывается благополучным.

Зоопсихологическая поддержка этапа выбора породы состоит в выявлении явных и скрытых ожиданий человека и в определении соответствия им возможностей той или иной породы. При этом учитываются основные потребности всех уровней психики человека, перечисленные в главе 4. Нетрудно видеть, что эти потребности соотносятся с каждым из уровней психики, описываемых информационной моделью, или с некоторой комбинацией этих уровней. Межвидовые отношения с собакой способны удовлетворить большую часть психологических потребностей человека, а иногда – и часть физиологических потребностей (охотничья собака снабжает человека пищей, многие породы удовлетворяют потребность в движении, в комфорте и т.д.). Принимая решение завести собаку, человек формулирует свои потребности и ожидания более или менее осознанно, а подсознательная их часть выявляется методами психологического тестирования.

В зависимости от требований человека к собаке основные типы ожиданий могут быть классифицированы следующим образом:

1. ВНЕШНИЙ ТИПОЖИДАНИЙ (психотип «Сторонний наблюдатель»).

Преобладающие потребности человека: самоутверждение через внешние атрибуты, социальные контакты.

Человек предъявляет высокие требования к внешнему виду собаки, к престижности породы и к «высоким кровям», к выставочным титулам предков, к качеству родословной. В этом случае потенциальный владелец обычно заранее знает не только желательную породу, но и внутрипородный тип, страну и питомник происхождения и даже клички желательных производителей. Требования к рабочим качествам, к бытовому поведению и к уровню контакта, значимость психологических потребностей в общении с собакой резко снижены или отсутствуют вообще.

С бытовыми проблемами содержания, с материальными затратами на содержание собаки владелец мирится легко, но крайне редко осознает психологические потребности и поведенческие особенности собаки. Например, владельцы мелких и карликовых собак нередко пытаются приучить собаку, подобно кошке, пользоваться для туалета поддоном, не учитывая потребностей "животных с нефиксированным туалетом", к которым принадлежат собаки. Воспитанием собаки владелец заниматься не склонен, ограничиваясь дрессировкой в пределах, необходимых для племенного разведения (в тех породах, где принят кёрунг). Собака с развитыми психологическими потребностями, нуждающаяся в тесном общении с хозяином и в функциональной деятельности, при внешнем типе ожиданий хозяина нередко страдает ярко выраженным недоразвитием психики.

Обращения к специалистам ограничиваются выставочной и племенной деятельностью в рамках клуба и наблюдением ветеринарного врача (предпочтительно из числа хорошо известных). К зоопсихологу хозяин обращается крайне редко, поскольку не отдает себе отчета в психологической неудовлетворенности собаки, а поведенческие проблемы, служащие причиной обращения, чаще всего формулируются как нарушения выставочного поведения. Если же нарушения психики собаки становятся очевидными, то для этого типа наиболее характерно стремление урегулировать поведение собаки фармакологическими средствами.

Возможные проблемы связаны с неправильным изначальным представлением о породе, с врожденными или благоприобретенными недостатками собаки, препятствующими выставочной карьере собаки, а также с заболеваниями. Следует обратить внимание на то, что в подобных случаях у гладкошерстных собак нередко встречаются кожные заболевания, интерпретируемые как аллергические реакции, но представляющие собой следствие эмоциональной недостаточности.

Характерные жалобы: неадекватное выставочное поведение; порча домашнего имущества; реже – агрессия к посторонним или в семье.

Рекомендуется подбор пород, не нуждающихся в тесном общении с человеком и не склонных к доминированию над хозяином. При индивидуальном выборе предпочтение следует отдавать особям, наиболее близким к флегматическому темпераменту. Оптимальный вариант – собака из племенного питомника с наследственно подавленными стайными и территориальными стереотипами.

Рекомендации по содержанию – обособленное место (возможно, вольер или контейнер), строгий распорядок дня, минимум общения с другими собаками и людьми.

Примечание: в том случае, если владелец настаивает на приобретении представителя породы, склонной к доминированию и агрессии, рекомендуется вольерное содержание собаки (или наиболее близкий к нему вариант квартирного содержания).

2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ОЖИДАНИЙ(психотип «Кормилец»).

Преобладающая потребность человека – быть защитником (в широком смысле слова), что выражается в постоянной заботе о здоровье, кормлении и удовлетворении других физиологических потребностей собаки.

Психологические потребности собаки существенно недооцениваются или истолковываются крайне упрощенно. Развитые функциональные стереотипы для хозяина нежелательны, богатое межличностное общение не развивается. У человека слабо выражены или вообще отсутствуют претензии к породе, к качеству родословной (часто люди такого склада подбирают «потеряшку» или берут случайного щенка, не придавая значения выбору породы и не оценивая особенностей родительских пород у метиса). Воспитанием и дрессировкой собаки хозяин не занимается, ограничиваясь приучением (не всегда успешным) к самым необходимым гигиеническим процедурам и иногда – игровой бытовой дрессировкой. В выставочной и племенной деятельности хозяин этого типа участвует только в том случае, если на этом настаивает заводчик. Вместе с тем собаку, как правило, вяжет, но лишь один раз в жизни, «для здоровья».

Хозяин этого типа больше других основывается на расхожих мнениях, предрассудках и советах случайных людей. Со специалистами хозяин собаки практически не контактирует, склонен заниматься самолечением собаки с применением домашних средств и собственных лекарств, ограничиваясь обращением к ветеринарному врачу только в сложных случаях. К полученным рекомендациям относится чаще всего некритично, что повышает ответственность врача. Поведенческие и психологические проблемы чаще всего остаются незамеченными, несмотря на возможные тяжелые страдания собаки. Обращения к зоопсихологу связаны главным образом с агрессией к собакам и посторонним людям или с "дурными привычками" вроде мочеиспускания дома или неумеренного лая.

Возможные проблемы обусловлены главным образом недостаточной адаптивностью психики собаки, последствиями стрессов и соматических заболеваний и «комплексом сверхценности» у избалованных собак.

Характерные жалобы: капризный аппетит, недержание мочи, «нервность», «трусость», повышенная реакция на любые внешние факторы и на дискомфорт.

Рекомендуются породы, характеризующиеся высокой адаптивностью, высокой стабильностью поведения и высокой конструктивностью поведения. При индивидуальном выборе из помета прежде всего следует обращать внимание на устойчивость психики и высокий порог возбуждения у щенка. Наиболее подходящими породами следует считать некрупных собак с хорошо развитым шерстным покровом, требующим ухода (тримминг, стрижка), хотя возможен выбор и гладкошерстной собаки изнеженного типа. Весьма показаны «собаки-компаньоны» (по классификации ФЦИ) и особенно породы типа американского коккер-спаниеля, предпочтительно – без выраженной функциональной наследственности. Собаки крупных служебных и пастушьих пород, а также охотничьи собаки с выраженной рабочей наследственностью противопоказаны.

Рекомендации по содержанию: тщательно рассчитанный рацион с включением витаминов, пищевых добавок и т.п., не строгий режим дня, специально организованное место в виде «корзинки», «домика» и т.п. Особое внимание следует обратить на наполнение прогулок и игры хозяина с собакой.

Наши рекомендации