Овладеть и улучшить навыки
ОДЕCСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра симуляционной медицины
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по практическому занятию для студентов
Учебная дисциплина «симуляционная медицина»
Занятие № 9 «Особенности клинического течения и тактика ведения II периода родов. Клинические сценарии.»
Курс VI
Факультет - медициский
Специальность 7.12010001 “Лечебное дело”
Утверджено
На методическом совещании кафедры
Г.
Протокол №______.
Зав. кафедры
Проф. Артёменко В.В.
_______________
Одесса – 2016 г.
Тема № 9 «Особенности клинического течения и тактика ведения II периода родов. Клинические сценарии.» – 2 часа.
2. Актуальность темы:
Знание физиологии родов начинает клиническое акушерство. Тщательное соблюдение, а в случае необходимости - максимально приближенное подражание физиологическим процессам в родах, является прямым и естественным путем снижения материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Изучение основных этапов течения и ведения физиологических родов позволяет овладеть на практике важнейшими методами обследования рожениц, умения оценивать акушерскую ситуацию, оказания помощи в физиологических родах с учетом данных, основанных на принципах доказательной медицины. Важной составляющей данного занятия является изучение тактики врача при ведении
II периода родов, устранение родового травматизма, профилактики дистресса плода и асфиксии новорожденного. Внедрение современных перинатальных технологий (партнерские роды, региональные методы обезболивания, совместное пребывание роженицы и младенца с соблюдением тепловой цепочки) способствует снижению частоты осложнений во время родов.
3. Цели занятия:
3.1. Общие цели:
- ознакомить студентов с особенностями ведения второго периода родов, возможными осложнениями, их устранением и предупреждением (I уровень)
- студенты должны знать особенности ведения второго периода родов, возможные осложнения, их устранение и предупреждение (II уровень)
- предоставить возможность студентам овладеть алгоритмом и техникой ведения второго периода родов (ИИИ уровень).
3.2. Воспитательные цели:
- Изучение темы способствует формированию у студентов знаний о ведении второго периода родов, возможных осложнениях , их устранении и предупреждении, требует знания предыдущих дисциплин, определяет обоснования необходимости снижения количества и предупреждения врачебных ошибок и возможных осложнений.
3.3. Конкретные цели:
- знать:
1. Особенности клинического течения II периода родов.
2. Особенности ведения II периода родов.
3.4. На основании теоретических знаний темы:
- овладеть методиками /уметь/:
Овладеть и улучшить навыки
1. Осмотра, внешнего акушерского обследования, аускультации сердцебиения плода .
2. Внутреннего акушерского обследования (на фантоме).
3. Определения начала родов.
Уметь:
1. Определять и оценивать сердцебиение плода (аускультативно, КТГ).
2. Оказывать помощь в родах и проводить психофизиологическое обезболивание родов.
3. Демонстрировать тактику ведения II периода родов (на фантоме).
4. Материал доаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция).
№ | Дисциплины | Знать | Уметь |
Обеспечивающие дисциплины | |||
Анатомия | Строение женских половых органов | Дать характеристику строения женского таза | |
Пропедевтика внутренних болезней | Субъективные и объективные методы обследования | Собрать анамнез и провести пальпацию и аускультацию | |
Обеспечиваемые дисциплины | |||
Неонатология | основные принципы и функциональные обязанности врача во время физиологических родов | Оценить состояние новорожденного по шкале Апгар. Провести первчный туалет новорожденного с обеспечением принципов "тепловой цепочки" | |
Внутрипредметная интеграция | |||
Физиология беременности. Методы обследования беременных | Топография плода в матке, физиология беременности, гравидограмма | Определить топографию плода в матке. Составить план ведения физиологической беременности. Оценить характер гравидограмы. Провести внешнее и внутреннее акушерское обследование и аускультацию плода. | |
Женский таз и плод как объєкт родов | Розмеры женского таза, розмеры головки плода и туловища. Строение головки плода. | Измерять и оценить размеры женского таза. Распознать элементы строения головки плода при внутреннем акушерском обследовании. |
5. Содержание темы:
5.1. Второй период (период изгнания) с момента полного раскрытия шейки матки до рождения ребенка. Важно отличать раннюю фазу второго периода - от полного раскрытия до начала потуг, и активную - непосредственно фазу потуг.
потуги (натуги) - ритмичное, сознательно управляемое сочетание сокращения маточной мускулатуры, брюшного пресса, диафрагмы и тазового дна;
Характеристика потуг во II периоде родов:
- сила умеренная-сильная,
- продолжительность 55-60 секунд,
- частота - через 1-1,5 минут,
Допустимая продолжительность второго периода у женщин, рожающих впервые и повторно, соответственно, 2 и 1 час без применения эпидуральной анестезии, и, соответственно 3 и 2 часа с эпидуральной анестезией. Полноценная натужная деятельность появляется только когда головка находится на тазовом дне (активная фаза).
• врезание головки - появление головки из вульварного кольца только во время потуг;
• прорезание головки - головка сохраниет положение в вульварном кольце после прекращения потуг.
5.2. Ведение родов:
• оценка степени прогнозированного риска развития материнской и перинатальной патологии с целью определения необходимого уровня помощи в родах;
• определение плана ведения родов и обязательное проинформированное согласование его с женщиной ;
• обеспечение эмоциональной поддержки роженицы во время родов (организация партнерских родов);
• контроль за состоянием матери и плода в родах с ведением партограммы;
• свободное положение роженицы во время родов;
• обезболивание родов по показаниям;
• оценка состояния ребенка при рождении, проведение первичного туалета новорожденного и раннее прикладывание к груди матери, выполнение принципов "тепловой цепочки".
5.3. Ведение второго периода родов:
• измерение артериального давления, пульса у роженицы каждые 10 минут;
• контроль сердечной деятельности плода каждые 5 минут во время ранней фазы, и после каждой потуги во время активной фазы;
• контроль за продвижением головки плода по родовому каналу, который осуществляется при помощи внутреннего акушерського исследования каждый час.
• проведение амниотомии, если не происходит своевременное излитие околоплодных вод.
Придание свободного положения женщины во время потуг способствует более динамичному прохождению плода через родовые пути, при этом наиболее эффективными являются позиции сидя на корточках, сидя на стуле, становясь, подтягиваясь на лестнице, лежа на боку.