Синдром патологического фантазирования
Синдром патологического фантазирования представляет собой неоднородную группу состояний, общим для которых является их тесная связь с болезненно измененным воображением (фантазированием) ребенка, сочинение неправдоподобных историй, в которые он верит. Патологическое фантазирование встречается как у детей, так и у подростков, в связи с чем оно не может быть отнесено к проявлению какого‑либо одного уровня нервно‑психического реагирования. Эта группа синдромов описана в работах Г.Е. Сухаревой, 1955; В.Н. Мамцевой, 1964 и др.
Склонность к фантазированию, как одно из проявлений воображения, свойственно здоровым детям. Особенно ярко оно выступает в играх и мечтах ребенка. Живость воображения и связанная с ним склонность к фантазии в детском возрасте отчасти обусловлена неустановившимися взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, с относительной слабостью абстрактного мышления, деятельность которого с возрастом подчиняет себе воображение. В связи с незрелостью психики ребенка грань между образами фантазии и реальностью у него не столь четкая, как у взрослого (Г.Е. Сухарева). Эти особенности детской психики обеспечивают относительную легкость возникновения не только обычных, не болезненных, но и патологических фантазий в случае расстройства психической деятельности.
В отличие от подвижных, быстро меняющихся, тесно связанных с реальностью фантазий здорового ребенка, патологические фантазии характеризуются необычайной стойкостью, малой подвижностью, нередко оторваны от реальности, причудливы по содержанию, часто сопровождаются нарушением поведения и явлениями дезадаптации.
Возникновение патологического фантазирования можно наблюдать уже у детей 3‑5‑летнего возраста. В этих случаях оно выражается в виде своеобразной, необычной для здоровых детей игровой деятельностью, которая в зависимости от характера заболевания, особенностей личности ребенка и среды, в которой он растет, может проявляться в разных формах.
Наиболее распространенной формой патологического фантазирования является перевоплощение. При этом ребенок на какое‑то время, иногда довольно длительное, перевоплощается в тот или иной образ, например, животного (волк, заяц, кошка, собака), какого‑либо персонажа из сказки или прочитанной книги, иногда в образ выдуманного фантастического существа или неодушевленный объект. Г.Е. Сухарева приводит пример из своих наблюдений, когда к ней обратилась мать с мальчиком пяти лет, который считал себя собакой, лаял в ответ на вопрос «Как тебя зовут?», спал под кроватью, лакал из миски. В кабинете у врача сидел под столом, на вопросы не отвечал, укусил врача за ногу, «чтобы она не думала, что он мальчик».
В этом случае резко меняется поведение ребенка в соответствии с его представлениями об облике и образе жизни данного существа или животного. Отвлечь детей от игры в созданный ими персонаж оказывается невозможным. Наблюдаются такие состояния при вяло текущих формах шизофрении, при хронически текущих энцефалитах. Как пишет Г.Е. Сухарева, в случаях вялотекущей шизофрении перевоплощение имеет особенно выраженный характер: ребенок в течение длительного времени не может быть возвращен к реальности, он целиком захвачен патологической игровой деятельностью, попытки отвлечь от нее вызывают у мальчика бурный протест с негативизмом, иногда даже агрессией. Для этих детей типичен также аутистический характер поведения, проявляющийся в том, что ребенок не замечает окружающих, не стремится привлечь к игре других детей, часто не вступает с окружающими в речевой контакт.
Игровое перевоплощение может наблюдаться также при психогенных расстройствах. В этих случаях перевоплощение носит характер гиперкомпенсации, реже оно может быть выражением истероидных реакций.
В случаях психогенных расстройств ребенок в игровой форме воспроизводит нереализованные желания и стремления, подавляет чувство неполноценности, неудовлетворенность своим положением. Так, слабый ребенок, которого все обижают, перевоплощается в волка, стучит зубами, становится сильным и злым существом, которого все должны бояться. В случаях истероидных реакций при перевоплощении ребенок принимает на себя образ то котенка, то принцессы, чтобы привлечь к себе внимание. Психогенное игровое перевоплощение всегда имеет содержание, связанное с определенной ситуацией и психологически понятное, оно отличается от перевоплощения при шизофрении, меньшей глубиной «ухода в изображаемый образ», меньшей степенью вовлечения ребенка, сохранением у него контакта с реальной ситуацией.
Другой формой патологической игровой деятельности представляют однообразные, стереотипные игры, имеющие сверхценный характер (В.Н. Мамцева). Эта форма нарушения может наблюдаться у детей в возрасте 2–3 лет и у дошкольников и характеризуется однообразными действиями с различными предметами, нередко не имеющими игрового значения: открывают и закрывают краны, стучат крышками, рвут бумагу на мелкие кусочки, раскладывают на полу веревочки и провода. В дошкольном возрасте дети собирают и играют с различными деревянными или металлическими предметами, не предназначенными для игры. Обращает на себя внимание тот факт, что во время игры дети разговаривают сами с собой, не отвечают на вопросы, раздражаются и сердятся, если их пытаются отвлечь от этого занятия. Стереотипные игры наблюдаются при вялотекущей шизофрении и при синдроме раннего детского аутизма.
У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста патологическое фантазирование чаще выступает в форме синдрома образного патологического фантазирования, в основе которого лежат яркие образы воображения, мечты, приобретающие характер чувственно ярких представлений. Образные фантазии вызываются самим ребенком, который испытывает определенную потребность в них, а в процессе фантазирования переживает чувство удовольствия. Тематика образных фантазий разнообразна и зависит от возраста, окружающей среды и запаса знаний ребенка. В состоянии образного фантазирования одни дети могут сидеть тихо в одиночестве, в задумчивости, не производя никаких действий. Другие сопровождают фантазирование восклицаниями, разговорами с воображаемыми персонажами. Образное патологическое фантазирование может наблюдаться при вялотекущей шизофрении, шизоидной психопатии или шизоидной акцентуации характера.
Особую форму патологического фантазирования представляет фантазирование познавательного характера, основанное на сверхценном увлечении какой‑либо областью знаний. Наиболее ранним проявлением патологического фантазирования этого типа являются так называемые «пытливые» вопросы абстрактного содержания («зачем живут люди?», «откуда берется ветер?» и др.), тесно связанные с образными представлениями. По мнению В.Н. Мамцевой, эти вопросы близки к образным патологическим фантазиям. «Пытливые» вопросы возможны уже в возрасте 3–4 лет.
В пубертатном возрасте наряду с познавательными фантазиями наблюдается характерный для данного возраста синдром оговоров и самооговоров, связанных с повышенными и извращенными влечениями. Фантазии часто имеют детективно‑приключенческий характер, заполнены вымышленными деталями, именами участников событий. Многие подростки, рассказывая о различных необычных случаях из своей жизни, сами начинают верить в реальность своих похождений. Патологические фантазии в форме оговоров и самооговоров могут наблюдаться как при шизофрении, так и при некоторых пограничных состояниях.
Некоторые формы патологических фантазий, в частности, гиперкомпенсаторные образные, отвлеченные и другие психопатологические отклонения этого плана могут наблюдаться у детей и подростков с патологией формирования личности и акцентуацией характера.
Воспитателей могут заинтересовать фантазии ребенка, высказываемые в группе, особенности перевоплощений. Для педагога важно обратить внимание на длительность перевоплощения, дальнейшее поведение ребенка, его высказывание и отношение к другим детям.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Как связано фантазирование с возрастом?
2. Особенности фантазирования у практически здоровых детей.
3. Характеристика патологического фантазирования.
4. Особенности поведения детей при синдроме патологического фантазирования.
5. Различные виды патологического фантазирования у детей и подростков, назовите их.
6. Чем интересны формы фантазирования «познавательного» характера?
7. При каких заболеваниях могут наблюдаться формы патологического фантазирования?
8. Назовите методы психологического и педагогического воздействия при патологическом фантазировании.