Синдром уходов из дома и бродяжничества (дромомания)
Синдром уходов из дома и бродяжничества наблюдается в возрасте от 7 до 17 лет и выражается в повторяющихся уходах из дома, из дошкольных и школьных учреждений, из интернатов и сопровождается бродяжничеством. Причины формирования данного синдрома различны и обусловлены индивидуальными особенностями личности, факторами микросоциальной среды и принадлежностью данного синдрома к определенному заболеванию.
Выделяют несколько причин уходов из дома и бродяжничества.
К первой группе синдрома уходов из дома и бродяжничества относятся реактивные состояния, состояния эмансипации, сенсорной жажды.
Как показывают наблюдения многих авторов (М.И. Лапидес, 1964; Ф.И. Ивановой, 1972 и др.) у детей и подростков с чертами повышенной тормозимости в характере, обидчивых, сенситивных (чувствительных) первые уходы из дома в большинстве случаев связаны со сверхценными переживаниями обиды или ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста, либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки.
Первые уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально‑волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой учебного заведения, появлением нового, более требовательного педагога и т. п.
Синдромы уходов из дому и бродяжничество, обусловленные эмансипацией. У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и чувствительных черт характера, первые уходы могут быть выражением свойственных данному возрасту личностных реакций эмансипации (А.Е. Личко, 1977), в основе которых лежит стремление освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из‑под контроля.
Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких‑либо желаний. Все перечисленные варианты уходов или побегов можно назвать реактивными.
Одной из причин уходов из дома и бродяжничества у детей и подростков с выраженной эмоционально‑волевой неустойчивостью и с непреодолимыми влечениями, является «сенсорная жажда», т. е. особая потребность в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям (Г.Е. Сухарева).
Непосредственно ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, могут быть случайно услышанные от окружающих сообщения о каком‑либо происшествии, которое произошло недалеко (пожар, драка и другие события), телевизионная передача или кинофильм определенного содержания, предложение товарища пойти в кино и т. п.
К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственных детям препубертатного возраста и подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае дети и подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на большие расстояния с целью побывать в каком‑то городе, отыскать спрятанный клад. В этих случаях побегу предшествует серьезная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.
В ряде случаев уходы из дому и бродяжничество обусловлены желанием освободиться от родительского строгого режима. Такое поведение называют эмансипацией. Многие молодые люди, уйдя из дому, легко попадают под влияние различных асоциальных групп и сект, из пут которых бывает очень трудно вырваться.
Значительно реже первые уходы из дома возникают без определенных понятных мотивов и имеют различные варианты. В ряде случаев уходы из дому обусловлены изменением настроения дисфорического характера и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Такие явления наблюдаются у детей с остаточными явлениями органического поражения центральной нервной системы с психопатоподобными состояниями при растормаживании влечений. В других случаях возникает неодолимое влечение к перемене мест. В этих случаях ребенок уходит один.
Ко второй группе уходов из дому и бродяжничества относятся безмотивные случаи, наблюдающиеся у больных шизофренией и эпилепсией. В ряде случаев уходы из дома связаны с сугубо психическими заболеваниями типа шизофрении и эпилепсии, при которых больные не знают причин уходов и объяснить их не могут, так называемые «беспричинные» или безмотивные уходы.
Независимо от характера первых уходов, за исключением варианта «безмотивных», сформированный синдром уходов выражается в более или менее стойком стремлении к бродяжничеству, при котором дети уходят одни, лишь на короткое время, вступая в случайные, иногда вынужденные контакты. Во время своих блужданий, нередко многодневных, они бесцельно ездят на транспорте, заходят в любые общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, жажды, ночуя в случайных местах – на чердаках, в подвалах, подъездах. Слабая выраженность этих чувств указывает на то, что развитый синдром уходов и бродяжничества тесно связан с патологией влечений (В.В. Ковалев). По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания: мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием подростков и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков и наркотиков и т. п.). В ряде случаев заостряются или формируются патологические черты характера: эмоционально‑волевая неустойчивость, аффективная возбудимость, иногда – замкнутость и отгороженность от окружающих.
Синдром уходов из дому и бродяжничество нередко возникает у детей и подростков на фоне задержанного интеллектуального развития. В этих случаях первые уходы обычно связаны с боязнью нового (учителя, детей), страхом перед трудностями. В ряде случаев уходы из дома обусловлены подражанием (имитацией) поведению интеллектуально полноценных детей и подростков в связи с повышенной внушаемостью и подчиняемостью. Поэтому дети с отклонениями в умственном развитии вначале совершают уходы не в одиночку, а с другими детьми. Однако, со временем уходы и бродяжничество также приобретают привычный характер, а в дальнейшем могут становиться неодолимым, импульсивным влечением. Недостаточная критика и повышенная подчиняемость детей с отклонениями в умственном развитии способствуют быстрому возникновению у них асоциального поведения (воровство и сексуальная распущенность). Как пишет В.В. Ковалев, в связи с ведущей ролью изменений элементарной аффективности, тесно связанной с влечениями, происхождение синдрома уходов и бродяжничества рассматривается как выражение аффективного уровня нервно‑психического реагирования, относительно близкого, к психомоторному уровню.
Педагогическая помощь в этих условиях должна состоять в постоянном наблюдении и внимании за детьми, добром отношении к ним. Педагог может читать рассказы о том, как тяжело жить детям вдали от дома, от родных и близких, каким трудностям они подвергаются.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. В каком соотношении находятся уходы из дома и возраст?
2. Причины возникновения первых уходов из дома в школьном возрасте.
3. Что такое «бродяжничество» (дромомания) и в чем оно проявляется?
4. Каковы особенности уходов из дома у психически больных детей?
5. Особенности работы педагогов в случаях уходов детей из дома или школы.
6. Профилактические меры уходов из дома и бродяжничества.
Синдром страхов
Страх – чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно‑оборонительный рефлекс. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно‑психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблюдающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопатологический характер.
Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возраста преимущественно в ночное время, их не следует рассматривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятельность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.
Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдром страхов и относить к проявлениям преимущественно аффективного уровня нервно‑психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики затрудняет психопатологическую дифференциацию страхов.
Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:
• навязчивые страхи;
• страхи со сверхценным содержанием;
• недифференцированные, бессодержательные страхи;
• страхи бредового характера;
• ночные страхи.
Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симеон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуацией.
Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными переживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.
С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, физических недостатков (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т. п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятельности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).
Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.
Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблюдаться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолевать в отличие от навязчивых страхов.
Как пишет В.В. Ковалев, при невротических страхах страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в виде различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т. е. мнимых опасностей, которые подстерегают его в отсутствии родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Такие представления преобладают в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разговоров окружающих, т. е. приобретают сверхценный характер.
Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тревожно‑мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространяться на целую группу вещей или животных, вызвавших первоначальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.
Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей в возрасте 7–9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.
В препубертатном возрасте (10–11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших родственников. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особенно, когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их преодолению, сопровождаются сомато‑вегетативными расстройствами, что отличает их от навязчивых состояний.
В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще встречается в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).
Психопатологические недифференцированные, бессодержательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятные соматические ощущения (сдавливание и замирание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощущений с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой‑либо конкретной причины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут носить приступообразный характер и наблюдаться при неврозах и вяло текущей шизофрении.
Страхи бредового характера отличаются переживаниями скрытой угрозы со стороны людей и животных, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, подозрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, холодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображаемых объектов.
У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся обманами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают характер бредовых страхов, которые не удается снять убеждением. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении (В.В. Ковалев).
Ночные страхи – это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного расстройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошкольном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова:
«боюсь, прогони его, он хватает меня» и т. п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ничего не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.
Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987; Н.М. Жариков, 1989; В.Н. Мамцева, 1991; А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательного наблюдения и обследования ребенка.
Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом)и сноговорением, характер которых часто имеет эпилептическую основу.
Наличие страхов у детей, посещающих дошкольные учреждения, должны вызывать обеспокоенность, необходимость собеседования, успокоения, совместной проверки комнаты, в которой спит ребенок. Воспитатели и родители должны знать, что перед сном нельзя рассказывать страшные сказки, пугать детей:
– необходимо создать обстановку, чтобы ребенок мог рассказать, что его тревожит;
– зарисовать видение («страшилище») и порвать рисунок, как бы изгоняя его;
– не фиксировать внимание на том, что пугает ребенка;
– в присутствии ребенка не стоит говорить о боязни собак, о различных заболеваниях;
– расширять круг интересов ребенка и запас знаний, читать книги или рассказывать о геройских поступках детей и подростков.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Расскажите об особенностях проявления страхов в детском возрасте. Чем страх отличается от тревоги?
2. Какую роль играют страхи в жизни человека? Когда страхи полезны, а когда – губительны?
3. Как вы себе представляете возникновение страха? С какими эмоциями может взаимодействовать страх?
4. Объясните значение возраста для возникновения страхов.
5. Назовите различные формы страхов.
6. Чем характеризуются навязчивые страхи?
7. Какие особенности страхов со сверхценным содержанием?
8. Какие страхи называются «бессодержательными»?
9. Чем отличаются страхи бредового характера?
10. Как проявляются «ночные страхи»?
11. Медицинская и педагогическая помощь при страхах в детском возрасте. Какие задания педагог может предложить ребенку для преодоления чувства страха?
12. Назовите профилактические мероприятия при детских страхах.