Эффективна ли эта система именно для медицинского образования?

АКАНОВ АЙКАН АКАНОВИЧ: Американская система оказания медицинской помощи сегодня самая лучшая в мире. Они задают в мире тон, дают стандарты. И мы стараемся к ним подтянуться. А вопрос на самом деле в том, как мы двигаемся. Мы сейчас переживаем в стране некий переходный этап. И в зависимости от того, как мы быстро перейдем, будет соответствие изменяемого медицинского образования рынку медицинского труда. А на рынке медицинского труда нет таких серьезных перемен, которые бы сопровождали меняющуюся систему медобразования. К примеру, бакалавры выпускаются. Они, по идее, должны найти себе место. Они еще не врачи. Но они могут работать серьезными помощниками врачей, менеджерами, руководить структурными подразделениями. Но этого не происходит. У нас на рынке труда всего лишь две фигуры - врач и медсестра. И переходных фигур, которые бы взяли на себя дополнительные функции, нет. Ведь врач, к примеру, у нас перегружен писаниной. И мы полностью врача сегодня не используем. Он не работает так, как западный врач. И примерно процентов на 70 он загружен несвойственными ему функциями. Вот эти все вещи должны взять на себя люди, которые знают медицину, но еще не имеют доступа к больным.

Вторая проблема на рынке труда - это медицинские сестры. У нас традиционно медсестра считается помощником врача. Это неправильно. На самом деле если вы, к примеру, возьмете дверной косяк, одна его планка будет врачебным делом, вторая - сестринским делом. А вот перекладины между ними - это медицинские технологии. А вместе они образуют законченную фигуру.

В США существует медсестра с двухлетним образованием. Это наша, в классическом понимании, сегодняшняя медсестра. Есть у них медсестра с четырехлетним образованием, бакалавр сестринского дела. Они уже могут руководить маленькими поликлиниками, могут быть менеджерами, могут организовать общий уход и реабилитацию. Дальше существуют медсестры с шестилетним образованием. Они уже могут взять на себя функции врача, сделать первый осмотр. Они мыслят по-медицински правильно и могут ставить легкие диагнозы, не нагружая врача рутинными делами. И есть в США медсестра - доктор наук. То есть сестринское дело - это целая наука, как и врачебное дело.

Вот поэтому представьте себе наш примитивный рынок труда, где есть только врач и медсестра, его помощница. И, я думаю, хотим мы этого или нет, но в ближайшие 5-7 лет нам придется очень серьезно реформировать рынок труда. И Минздрав Казахстана уже прорабатывает этот вопрос. Он у них называется «Концепция медицинского образования». И там эти вещи в целом прописаны.

Теперь поговорим о качестве врачей, которых мы выпускаем. Меня часто спрашивают: «Люди, которых вы выпускаете, насколько они эффективны как врачи?» Я вам скажу тоже примерами. Вот вы закончили летное училище. Вы - пилот. Вы пришли в авиакомпанию работать. Никто вас не поставит сразу капитаном или первым пилотом. Должно пройти время, вы должны налетать определенное количество часов. И только пройдя соответствующие проверки, показав свой профессионализм, вы становитесь сначала вторым пилотом, а потом первым. Точно такая же ситуация с нашими выпускниками. В рамках тех государственных стандартов, которые существуют, эти выпускники удовлетворяют нас. Затем у них начинается самостоятельная жизнь. И тут будет многое зависеть от того, в какой коллектив этот молодой человек попадет, в какие руки. И если он, условно, попадет в хорошую областную больницу, где есть сформировавшиеся коллективы хирургов, акушеров-гинекологов, терапевтов, он очень быстро спрогрессирует. И за 2-3 года он станет вторым пилотом точно. Если он уйдет в коммерческую структуру, например в фармкомпанию, считайте, что он только сохранит ту базу, которую получил, и будет развиваться в сторону менеджера, бизнесмена.

Другой вопрос, удовлетворяют ли сегодняшним потребностям эти государственные стандарты для выпускников. Меня лично они не удовлетворяют. Я считаю, что они должны быть расширены. И у нас в Национальном медицинском университете есть собственная модель медицинского образования. Мы берем за основу эти госстандарты, выполняем их, естественно, но мы их еще и дополняем и усиливаем. Потому что мы видим, что в целом эти стандарты хорошие, но сегодня от врача требуются другие дополнительные качества. И мы разработали свою модель, которая держится на пяти компетенциях. То есть то, что он должен уметь, чем владеть, чтобы быть профессионалом.

Первое - это, конечно, знания. Наши общие госстандарты в основном направлены на то, чтобы дать определенные знания. Мы эти стандарты принимаем и дополняем их процентов на 30 теми новыми знаниями, которые, мы считаем, врачу нужны в виде элективных, или добровольных, курсов.

Вторая компетенция - это практические навыки. Мы считаем, что наш врач должен уметь руками делать много вещей, которые делает западный врач. Например, мы считаем, что наш врач-терапевт или акушер-гинеколог должен уметь снимать УЗИ. То есть читать и понимать его. Не только как ему специалист скажет. А он должен понимать сам глубинные процессы и то, что он видит на УЗИ. Он должен сам читать рентгеновские пленки. Электрокардиографию должен каждый врач читать. И так далее. У нас есть перечень таких навыков, которые мы даем в довесок к госстандартам. И чтобы реализовать эту компетенцию, мы создали Центр практических навыков. И подобных ему в нашей стране еще нет. Поэтому помимо обязательных они еще сдают экзамены в этом центре.

Третья компетенция, которую, мы считаем, наш врач должен знать, - это коммуникативные навыки. То есть это умение разговаривать с больным. Потому что это сегодня становится главным. Умение находить язык с больным, стать сторонником этого больного, умение сообщать трудный диагноз, например рак, умение сообщать родственникам, к сожалению, такое бывает, о смерти близкого, избегать конфликтов с больными и коллегами. Это целое искусство. И у нас есть Центр коммуникативных навыков. Мы учим с 1-го курса, как нужно общаться.

Четвертая компетенция, над которой мы тоже серьезно работаем, - это правовые компетенции. Сегодня ни врач толком своих прав не знает, ни пациент. Мы с сентября этого года создаем кафедру медицинского права, через которую будем пропускать всех наших студентов. И будем заниматься ликвидацией безграмотности.

Пятая компетенция, которая в наших условиях является жизненно важной, - это постоянное самосовершенствование. Это умение работать над уровнем своих знаний. Ежегодно в медицине обновляется 20 процентов информации. То есть появляются новые методы диагнозов и лечения, новые понимания процессов. Соответственно, в течение 4-5 лет полностью меняется представление о той или иной болезни и о том, как ее лучше лечить. И вот здесь, к сожалению, 95 процентов всей мировой информации идет на английском языке. И это большая проблема.

Наши рекомендации